рефераты бесплатно

МЕНЮ


Ликвидация кредитных организаций

Федерации от 01.07.96 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением

части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если решением суда

о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) возложены

обязанности по осуществлению ликвидации, однако в установленный срок

ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и

поручает ему осуществить ликвидацию банка.

С учетом изложенного, в целях ускорения процесса ликвидации, а также

защиты интересов кредиторов и вкладчиков, рекомендуется территориальным

учреждениям Банка России в случае наличия кредитных организаций, учредители

(участники) которых не выполняют решения судов о ликвидации, обратиться в

арбитражный суд, принявший решение о ликвидации, с заявлением в порядке

статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об

изменении способа исполнения решения суда о ликвидации кредитной

организации и назначении ликвидатора. Указанный порядок территориальным

учреждениям Банка России следует применять также в случаях, когда решением

суда на учредителей (участников) не возложена обязанность по осуществлению

ликвидации кредитной организации.

Если ликвидационная комиссия (ликвидатор) в течение длительного срока

не приступает к работе в связи с отсутствием средств на корреспондентском

счете ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также в случае

недостаточности имущества кредитной организации, территориальное учреждение

Банка России должно рекомендовать ликвидационной комиссии (ликвидатору)

обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве кредитной

организации на основании статьи 174 Федерального закона "О

несостоятельности (банкротстве кредитной организации)".

Информацию о принятых мерах по ускорению процедуры принудительной

ликвидации кредитных организаций, осуществляемой по решению суда в порядке

статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, территориальным

учреждениям Банка России следует представить в отчетах постоянно

действующих рабочих комиссий на 15 декабря 1998 года.

1.5. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение

о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить

об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических

лиц, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц

сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение

о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом,

осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную

комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с настоящим Кодексом

порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят

полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия

от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

1.6. Порядок ликвидации юридического лица

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых

публикуются данные о государственной регистрации юридического лица,

публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его

кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента

публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению

кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно

уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока

для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет

промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе

имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных

кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками)

юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического

лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию

юридических лиц. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме

учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований

кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества

юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для

исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица

производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной

статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным

ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением

кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца

со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия

составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями

(участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации

юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим

государственную регистрацию юридических лиц. При недостаточности у

ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого

учреждения ( денежных средств для удовлетворения требований кредиторов

последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся

части требований за счет собственника имущества этого предприятия или

учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество

юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные

права на это имущество или обязательственные права в отношении этого

юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми

актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо

( прекратившим существование после внесения об этом записи в единый

государственный реестр юридических лиц.

Порядок ликвидации акционерных обществ и обществ с ограниченной

ответственностью и государственная регистрация ликвидаций приведены в

приложении 1, 2.

1.7. Удовлетворение требований кредиторов

При ликвидации юридического лица (ст. 64 ГК РФ) требования его

кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

> удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое

юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или

здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

> производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами,

работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате

вознаграждений по авторским договорам;

> удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным

залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

> погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во

внебюджетные фонды; в пятую очередь производятся расчеты с другими

кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих

средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан,

являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих

средства граждан. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного

удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества

ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами

соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих

удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований

кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения

ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к

ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть

удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического

лица. Требования кредитора, заявленные после истечения срока,

установленного ликвидационной комиссией для их предъявления,

удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося

после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности

имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные

ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также

требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

1.8. Банкротство кредитной организации

4 марта 1999 года "Российская газета" официально опубликовала

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"

(далее ( Закон о банкротстве кредитных организаций) и с этого дня вступил в

действие, за исключением положений, для которых этим Законом установлены

иные сроки (п. 1, ст. 53).

Некоторые нормы главы VIII "Заключительные положения" были рассчитаны

на то, что Закон будет введен в действие 1 марта 1999 года. В связи

сведением в действие после этой даты практические утратили силу положения,

предусмотренные пунктами 2-4 ст. 53. Предметом регулирования Закона о

банкротстве кредитных организаций являются:

> установление порядка и условий осуществления мер по предупреждению

банкротства кредитных организаций;

> установление особенностей оснований и процедур признания кредитных

организаций банкротами и их ликвидации в порядке конкурсного

производства.

Соответственно, нормы указанного Закона можно разделить на две части:

предупреждение банкротства и ликвидация кредитной организации, признанной

банкротом. Первая часть осуществляется под эгидой Банка России, а вторая (

арбитражным судом.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных

судах в Российской Федерации" порядок судопроизводства в арбитражных судах

в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации,

названным Федеральным конституционным законом. Арбитражным процессуальным

кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими

федеральными законами. Арбитражным процессуальным кодексом Российской

Федерации (АПК РФ) установлено, что дела о банкротстве рассматриваются

арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ с особенностями,

установленными законом о несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон

"О несостоятельности (банкротстве)", введенный в действие с 1 марта 1998

года (Закон о банкротстве), в свою очередь, установил, что при рассмотрении

дел о банкротстве кредитных организаций применяется в части, не

урегулированной Законом о банкротстве кредитных организаций. Таким образом,

с учетом вышеизложенного и ст. 34 Закона о банкротстве кредитных

организаций, рассмотрение дел осуществляется по правилам АПК РФ с учетом

особенностей, установленных Законом о банкротстве и Законом о банкротстве

кредитных организаций. Иными Федеральными законами не может быть установлен

порядок судопроизводства по этим делам. Какие же особенности банкротства

установлены комментируемым Законом?

В отличие от Закона о банкротстве (ст. 2), где под банкротством

понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником

добровольно неспособность в полном объеме удовлетворить требования

кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по

уплате обязательных платежей, согласно Закону о банкротстве кредитных

организаций, может быть признана только арбитражным судом (п. 1, ст. 2).

Для кредитной организации изменен признак неплатежеспособности (п. 2, ст.

2), время неплатежеспособности сокращено с трех до одного месяца. Месячный

срок исчисляется с момента наступления даты исполнения денежного

обязательства и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

При рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации применяются

только две процедуры ( наблюдение и конкурсное производство. Учитывая

особенности таких категорий должников, как отсутствующие и ликвидируемые

организации, в отношении них процедура наблюдения не вводится. Проведение

процедур наблюдения и конкурсного производства осуществляют соответственно

временный и конкурсный управляющие. В дополнение к требованиям к

кандидатуре арбитражного управляющего, предусмотренным ст. 19 Закона о

банкротстве, Банк России устанавливает объем квалификационных требований к

арбитражным управляющим кредитной организации и выдает управляющим аттестат

в соответствии с утвержденными Банком России нормативными актами

При рассмотрении дела о банкротстве по существу после 4 марта 1999

года применяются признаки банкротства, вводится и осуществляется конкурсное

производство в соответствии с положениями Закона о банкротстве кредитных

организаций. Помимо лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с

заявлением о признании должника банкротом в соответствии со ст. 6 Закона о

банкротстве (должник, кредитор, прокурор и иные уполномоченные органы), в

арбитражный суд вправе обратиться с заявлением о признании кредитной

организации банкротом Банк России (ст. 35). При этом Закон предусматривает

ситуации, когда это является правом Банка России, в частности, когда у

ликвидируемой кредитной организации стоимость имущества недостаточна для

удовлетворения требований кредиторов (п.1, ст. 51), а также ситуации, когда

обращение в арбитражный суд является обязательным для Банка России, а

именно ( если в течение 45 дней после отзыва лицензии на осуществление

банковских операций вследствие неудовлетворительного финансового состояния

кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками

и кредиторами Банк России не получит определения арбитражного суда о

принятии заявления о признании кредитной организации банкротом, он обязан

обратиться в арбитражный суд с таким заявлением (п. 2, ст. 37).

Законом о банкротстве кредитных организаций (ст. 21 Закона о

банкротстве) предусмотрен механизм воздействия кредиторов на Банк России,

способствующий своевременному реагированию на обращения кредиторов с

заявлениями об отзыве у кредитных организаций лицензий на осуществление

банковских операций. Законом установлены содержание заявления, прилагаемые

документы, срок для ответа Банка России, право кредитора обратиться в

арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом и

последствия непринятия Банком России должных мер (ст.35). Таким образом,

должник, кредитор, включая граждан-вкладчиков, налоговый и иной

уполномоченный орган вправе обратиться в Банк России с заявлением об отзыве

у кредитной организации лицензии на осуществление ею банковских операций

при наступлении признаков банкротства. К заявлению прилагаются документы,

подтверждающие наличие денежных обязательств и их размер. Неустойки, пени,

штрафы не включаются в размер денежных обязательств. При неполучении ответа

Банка России в течение двух месяцев заявитель вправе обратиться в

арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Банк России может участвовать в деле о банкротстве в двух ипостасях:

1. Если Банк России обратился в арбитражный суд с заявлением о признании

кредитной организации банкротом, он является лицом, участвующим в деле,

со всеми вытекающими последствиями, в том числе с правом на подачу

жалобы.

2. В остальных случаях он может быть лицом, участвующим в арбитражном

процессе, и тогда его роль сводится к даче объяснений по вопросам,

возникающим в ходе любого разбирательства, от него могут быть истребованы

судом нормативные правовые акты, принятые им в соответствии с законом,

объяснения по применению этих актов.

Закон о банкротстве кредитных организаций иначе, чем Закон о

банкротстве, определил подведомственность дела арбитражному суду. В

соответствии со ст. 36 заявление о признании должника банкротом может быть

принять судьей после отзыва лицензии у кредитной организации, если

требования к ней в совокупности составляют не менее одной тысячи

минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, и

если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента

наступления даты их исполнения. При этом суммы неустойки, пени, штрафов не

включаются в размер требований.

Применение Закона о банкротстве кредитных организаций уже сегодня

вызывает вопросы у практических работников, которые необходимо решить

Пленуму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

1. Закон о банкротстве кредитных организаций предписывает конкурсному

управляющему открыть один счет кредитной организации, на котором

сконцентрировать все ее средства. В связи с этим возникают вопрос ( как

быть с валютными счетами и вкладами в валюте (согласно ст. 834

Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского вклада

одна сторона (банк), принявшая поступившие от другой стороны (вкладчика)

средства, обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее

на условиях и в порядке, предусмотренном договором). Таким образом, если

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.