рефераты бесплатно

МЕНЮ


Ликвидация кредитных организаций

Ликвидация кредитных организаций

СОДЕРЖАНИЕ

введение 3

1. ликвидация кредитных организаций 6

1.1. Ликвидация 6

1.2. Основания для ликвидации 8

1.3. Процедура добровольной ликвидации 9

1.4. Об ускорении процесса ликвидации кредитных организаций,

осуществляемой по решению арбитражного суда в порядке статьи 61

Гражданского кодекса РФ (письмо ЦБ РФ от 28.10.98 № 306-Т) 11

1.5. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица

13

1.6. Порядок ликвидации юридического лица 13

1.7. Удовлетворение требований кредиторов 15

1.8. Банкротство кредитной организации 17

2. Банковская система. Арбитражная практика 22

2.1. Экономический обзор развития банковской системы России и

Новосибирской области 22

2.2. Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о

несостоятельности (банкротстве) 30

2.3. Развитие международного сотрудничества в области правового

регулирования банковской деятельности 47

3. Ликвидационный баланс 54

3.1. О порядке составления ликвидационного баланса 54

3.2. Порядок согласования промежуточного ликвидационного баланса

территориальными учреждениями Банка России 65

3.3. Требования по составлению окончательного ликвидационного баланса

ликвидируемых кредитных организаций 67

3.4. Порядок согласования окончательного ликвидационного баланса

территориальными учреждениями Банка России 69

заключение 71

ПРИЛОЖЕНИя 77

Список использованной литературы 95

введение

Банк ( это кредитная организация, созданная для привлечения денежных

средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности

и срочности. Основное назначение банка ( посредничество в перемещении

денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и

другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды,

страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т. д. Но банки как

субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их

от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми

обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства

(депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким

образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги,

выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров,

которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.

- Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с

фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим

банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски,

связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет

среди своих акционеров. В Российской Федерации создание и

функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ "О банках

и банковской деятельности в РФ". В соответствии с этим законом банки

России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие

широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по

видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг,

иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление

расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств,

посреднические и доверительные операции и т. п. В России банки могут

создаваться на основе любой формы собственности ( частной, коллективной,

акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания банков,

основанных исключительно на государственной форме собственности, которые

в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою

деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных капиталов

российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций.

Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных

инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит

участия иностранного капитала в банковской системе страны. Если на

начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки

создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа

характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых

банков в форме акционерных обществ.

Важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих

банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и

экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности.

Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения

собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор

клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. Действующее

законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую

свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся

в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с

решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры

отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему

средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь

риск от своих от своих операций коммерческий банк берет на себя.

В данной работе мы рассмотрим такой важный вопрос, связанный с

кредитными организациями, как правовой аспект ликвидации организации,

трудности, связанные с подготовкой и проведением процесса ликвидации

кредитной организации, вопросы возникающие при этом. При этом будут

рассмотрены показатели деятельности кредитных организаций, их количество и

количество их филиалов, распределение их по экономическим регионам России,

показатели приведены в динамике.

Рассматриваются кредитные организации, расположенные в пределах

Новосибирской области в сравнении с равноправными кредитными организациями

в целом по России.

1. ликвидация кредитных организаций

1.1. Ликвидация

Ликвидация кредитной организации может произойти в связи с окончанием

срока действия, отзывом лицензии, нарушений и т. п. Ликвидация ( это

прекращение деятельности предприятия без перехода прав и обязанностей

третьим лицам. Конечными результатами ликвидации и подтверждением факта

ликвидации предприятия является внесение об этом записи в Госреестр и

получение свидетельства о ликвидации. Ликвидация ( это достаточно сложный и

трудоемкий процесс, занимающий в среднем 10-12 месяцев в зависимости от

конкретной ситуации, но в некоторых случаях удавалось завершить все дела

предприятия за 6-8 месяцев.

Ликвидация может быть инициирована по решению ее участников или по

решению суда. Процедура ликвидации требует безупречных бухгалтерских

документов, так как при подаче заявления о ликвидации почти наверняка (как

показывает практика) будет назначена налоговая проверка за весь период

деятельности предприятия. Все сделки должны быть завершены и документы

приведены в соответствие законным образом. На предприятии не должно

оставаться никаких задолженностей, включая коммунальные платежи и расчеты с

фондами. Все кредиты, выданные предприятию, должны быть возвращены. Хорошая

аудиторская проверка ( самое лучшее средство для предотвращения каких-либо

неприятностей от налоговых органов.

Как только подано заявление о ликвидации в налоговую инспекцию,

создается ликвидационная комиссия, состоящая обычно из учредителей или

ответственных работников предприятия. Ее задача ( выявление кредиторов и

получение дебиторских задолженностей, объявление о ликвидации в средствах

массовой информации и управление всеми делами фирмы до полного прекращения

работы предприятия. Два месяца это обычный срок предъявления требований

кредиторов, на основании которых приготавливается промежуточный

ликвидационный баланс, в котором должны быть отражены: имущество,

требования кредиторов и результаты их рассмотрения. В случае, если активы

предприятия не позволяют погасить все задолженности, имущество фирмы

продается с публичных торгов. Ликвидационный баланс, распределяемый между

учредителями, делится соответственно их пропорциональному участию после

выплаты всех долгов предприятия.

Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без

перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано (ст. 61 ГК РФ):

> по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица,

уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с

истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением

цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной

регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании

нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят

неустранимый характер;

> по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего

разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с

иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых

актов, либо при систематическом осуществлении общественной или

религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным

фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных

случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

> Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в

пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным

органом или органом местного самоуправления, которому право на

предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о

ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган,

уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными

документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации

юридического лица.

> Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в

форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда,

ликвидируется также в соответствии со статьей 65 Гражданского Кодекса

вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Если стоимость

имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения

требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке,

предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса. Положения о ликвидации

юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не

распространяются на казенные предприятия.

1.2. Основания для ликвидации

Юридическое лицо может быть ликвидировано в соответствии с решением

учредителей (участников, акционеров) или уполномоченного учредительными

документами органа юридического лица в связи с (ст. 20 Закона "О банках и

банковской деятельности):

> окончанием срока действия юридического лица;

> достижения цели, для которой создавалось юридическое лицо;

> решением суда о признании регистрации юридического лица недействительной

из-за нарушения законодательства;

> решением суда в случае, если юридическое лицо ведет деятельность без

соответствующего разрешения (лицензии);

> юридическое лицо ведет деятельность, запрещенную законодательством;

> юридическое лицо допускало многочисленные или серьезные нарушения

законодательства;

> в других случаях, предусмотренных законодательством;

> в результате объявления юридического лица банкротом.

Ликвидация юридического лица может быть начата уполномоченным

государственным органом (например, регистрационной палатой ( местного или

государствен-ного уровня, налоговой инспекцией и другими). В результате

ликвидации юридического лица деятельность юридического лица прекращается

без передачи прав и обязательств другим лицам правопреемства

(ст.61”Ликвидация юр. лица” ГК РФ)(ст. 20 Закона “О банках и банковской

деятельности).

1.3. Процедура добровольной ликвидации

Решение о ликвидации юридического лица должно быть принято

уполномоченным на это органом. Участники ( акционеры юридического лица или

органа, принявшего решение о ликвидации, обязаны в письменном виде

поставить в известность об этом решении государственный орган, осуществляю-

щий государственную регистрацию юридических лиц. С момента назначения

ликвидационной комиссии к ней переходит управление делами юридического

лица. Ликвидационная комиссия может выступать в суде от имени ликвиди-

руемого юридического лица. Ликвидационная комиссия должна сообщить через

средства массовой информации о ликвидации юридического лица, порядке и

сроках подачи претензий со стороны кредиторов. Срок подачи претензий не

может быть менее 2-х месяцев с момента публикации сообщения.

После окончания срока предъявления претензий со стороны кредиторов

ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный

баланс. Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден

уполномоченным органом и согласован с государственным органом по

регистрации.

Ликвидационная комиссия удовлетворяет денежные требования

кредиторов в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная с

даты его утверждения в порядке очередности, установленном текущим

законодательством. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного

удовлетворения требований предыдущей очереди. Если стоимость имущества

юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то

к ликвидируемому предприятию должны быть применены процедуры банкротства. В

этом случае ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с

заявлением о признании должника банкротом. Если ликвидационная комиссия еще

не назначена с таким заявлением в суд должен обратиться владелец должника.

Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника

банкротом и об открытии конкурсного производства и назначает конкурсного

управляющего. Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на

председателя ликвидационной комиссии (ст. 51 Закона "О несостоятельности

(банкротстве) кредитной организации"). Кредиторы вправе предъявить свои

требования в месячный срок с момента публикации объявления о признании

ликвидируемого должника банкротом. Нарушение требования об обращении в

арбитражный суд является основанием для отказа во внесении в единый

государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического

лица. Собственник имущества должника ( унитарного предприятия, учредители

(участники) и руководитель должника, председатель ликвидационной комиссии,

допустившие нарушение, несут субсидиарную ответственность по

неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным

платежам должника.

После удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия

должна составить ликвидационный баланс, который подлежит утверждению

участниками (акционерами) юридического лица или руководящим органом,

который принял решение о ликвидации юридического лица и согласован с

государственным органом по регистрации. Имущество юридического лица,

оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит

распределению между участниками (акционерами) в соответствии с

очередностью, определенной в учредительных документах юридического лица, с

учетом требований законодательства, применимого к конкретной организационно-

правовой форме юридического лица (ООО, АО, Кооператив).

Ликвидация юридического лица считается законченной, а юридическое лицо

ликвидированным после внесения записи о ликвидации в единый государственный

реестр юридических лиц (ст. 51”Признание ликвидируемой кредитной

организации банкротом” Закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитной

организации).

1.4. Об ускорении процесса ликвидации кредитных организаций, осуществляемой

по решению арбитражного суда в порядке статьи 61 Гражданского кодекса РФ

(письмо ЦБ РФ от 28.10.98 № 306-Т)

Поступающие из территориальных учреждений Банка России сведения о

проведении ликвидационных процедур в кредитных организациях, у которых

отозваны лицензии на осуществление банковских операций, свидетельствуют о

фактах начала задержки ликвидационных процедур в случае принятия

арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации в соответствии

с абзацем 3 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По состоянию на 1 октября 1998 года по 174 кредитным организациям

арбитражными судами РФ приняты решения об их ликвидации в порядке статьи 61

Гражданского кодекса Российской Федерации, однако, в 140 кредитных

организациях судебные решения их учредителями (участниками) не выполнены. В

ряде случаев созданные учредителями (участниками) банка ликвидационные

комиссии так и не приступили к работе, либо устранились от выполнения своих

обязанностей. В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного

Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.