рефераты бесплатно

МЕНЮ


Кредитование проектов малого предпринимательства

предпринимательства в Российской Федерации”. Такое ограничение приводит к

еще большему снижению количества предприятий, имеющих шанс на минимальный

уровень государственной поддержки.

Лишь для небольшого количества малых предприятий действует порядок

налогообложения, установленный Федеральным законом “Об упрощенной системе

налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого

предпринимательства”, поскольку он применяется только для предприятий с

численностью работающих до 15 человек и валовой выручкой до 100 000

минимальных размеров оплаты труда.

Что касается ожидаемых в ближайшем будущем “свежих” плодов

нормотворчества наших законодателей, то можно отметить проект внесения

изменений к Закону “Об упрощенной системе налогообложения, учета и

отчетности для субъектов малого предпринимательства” предполагающих

введение вмененного налога для малых предприятий численностью до 20 человек

и индивидуальных предпринимателей с объемом годовой выручки до 300 тыс.

МРОТ. Указанный проект, во-первых, содержит противоречия ст. 19 Закона “Об

основах налоговой системы в РФ”, а во-вторых учитывает интересы не малого

предприятия, а бюджета (платежи авансовые, устанавливаемые исполнительной

властью по достаточно сложной схеме коэффициентов, налог не зависит от

реального дохода предпринимателя) (30, с.54).

В завершение естественно задаться вопросом: какова эффективность

поддержки малого предпринимательства в России?

Организациями, занимающейся разработкой мер по поддержке малого

бизнеса в России, является Государственный комитет по поддержке малого

предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого

предпринимательства, а также другие государственные и муниципальные фонды.

Не будем говорить о результатах реализации порученных им задач. И вот

почему: о какой масштабной эффективной работе может идти речь, если в 1996

году бюджет не дал Федеральному фонду ни копейки, а в 1997 из

запланированного триллиона фонд получил 25,8 %. За 1997 год Фонд получил

всего 326,5 млрд. рублей ($ 55 млн.) за счет размещения собственных средств

и отчислений от приватизации (законные 5 % от каждой сделки) и в итоге

выполнил программу поддержки малого предпринимательства на 1996-1997гг. на

35,7% (15, стр. 1). Для сравнения: в США федеральное агентство малого

бизнеса (SBA) в 1995 году прогарантировало ссуд малым предприятиям почти на

$ 10 млрд. – на три порядка больше! Что касается региональных структур

поддержки малого предпринимательства, то здесь ситуация с финансовыми

ресурсами еще тяжелее: “У них (регионов) головная боль – это зарплата

бюджетникам. Все средства идут прежде всего на защищенные статьи

региональных бюджетов. Если же регион может предоставить льготы малому

“бизнесу”, то на эту сумму сокращаются трансферты из государственного

бюджета” (Высоков В.В.) (15, стр.1).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о большой значимости

малого предпринимательства для экономики страны: малые предприятия

осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают

эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость свыше 50 %

трудоспособного населения, способствуют формированию конкурентной среды.

В российских условиях к вышеперечисленным функциям добавляются:

расширение производства товаров и услуг на базе имеющегося оборудования без

дополнительных крупных капиталовложений, сглаживание диспропорций в

развитии регионов, вовлечение средств населения в деловой оборот,

трудоустройство высвободившейся в результате прошедших на предприятиях

реформ рабочей силы.

Однако уровень развития малого предпринимательства в России находится

на сегодняшний день на очень низком уровне в силу различных причин

неэкономического характера: бюрократизм чиновников, неурегулированная

нормативно-правовая база, запаздывающий процесс реструктуризации крупных

промышленных приватизированных предприятий.

Таким образом, несмотря на благоприятные экономические условия для

развития малого предпринимательства, сложившиеся к началу 1998 года, как то

низкие процентные ставки, доступ банков к средствам международных финансово-

кредитных организаций, реакция указанного сектора экономики достаточно

вялая.

1.3. Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных

ресурсов коммерческого банка

Вышеизложенное дает право говорить о противоречии в развитии малого

предпринимательства в России: с одной стороны малые предприятия способны

производить свыше половины ВВП, эффективность малого предпринимательства в

среднем по стране более чем в два раза выше, чем у прочих предприятий

(малые предприятия произвели в 1996 году 12 % ВВП и 20 % национального

дохода); с другой стороны в процессе своей деятельности малые предприятия

сталкиваются с целым рядом проблем и главная из них острый дефицит

инвестиционных ресурсов, нехватка средств на расширение рынков сбыта,

ассортимента, повышения качества продукции.

Вместе с тем плачевное состояние крупных промышленных предприятий,

которых в основном и кредитуют банки, влияет на качество кредитных

портфелей (точнее на некачественность), в силу чего возникают массовые

проблемы с ликвидностью в банковском секторе. На настоящий момент у 1000

банков из 2545 отозваны лицензии, а в прессе который год говорится о

грядущей волне банкротств (яркий пример – ситуация с Ростовским ПСБ). Таким

образом, перед банками остро встает проблема диверсификации своих кредитных

портфелей.

Активная работа по кредитованию малых предприятий является также

неоспоримым преимуществом в обострившейся конкурентной борьбе за клиентуру:

возможность получения кредита на выгодных условиях может быть хорошим

стимулом для руководителя предприятия при выборе банка.

И, наконец, не стоит забывать о самом главном: основная цель

деятельности кредитной организации – извлечение прибыли (2, ст.1). В

условиях снижающейся доходности традиционных спекулятивных инструментов

финансового рынка (ГКО, МБК) банки вынуждены искать новые сферы приложения

своих ресурсов. Учитывая высокую эффективность проектов малого

предпринимательства, банки вправе рассчитывать на высокую доходность

кредитования таких проектов, мотивируя более высокие ставки кредитования

высокой удельной трудоемкостью работ по кредитованию небольших проектов.

Все это заставляет руководство прогрессивных банков пересматривать

кредитную политику, смещая акцент в сторону малых и средних предприятий.

Приведенные ниже диаграммы (рис. 1.4. и 1.5.) иллюстрируют разницу в

структурах кредитных портфелей среднего российского банка (Балтийский) и

типичного американского банка Mid Am Bank с активами приблизительно в 2,2

млрд. долларов.

[pic]

Рис. 1.4.

Как мы видим, снову кредитной деятельности Mid-Am Bank образуют ссуды

малым предприятиям, составляющие более половины портфеля. Банк также

обслуживает несколько крупных предприятий, основная часть которых начала

сотрудничать с банком как малые предприятия. Кредитный же портфель

Балтийского Банка состоит в основном из крупных кредитов, и только 1,1 %

его составляют ссуды малым предприятиям.

[pic]

Рис. 1.5.

Решению проблемы дефицита кредитных ресурсов для кредитования проектов

малого предпринимательства российским банкам частично помогают решить

различные международные финансовые организации. Так по Ростовской области с

ЕБРР сотрудничает “СБС-Агро”, с Инвестиционным фондом США-Россия (TUSRIF) -

банки “Центр-инвест” и “Донинвест”.

Однако наличие ресурсов для кредитования еще не означает, что проекты

“потекут рекой”. Банки сегодня сталкиваются с ситуацией, когда агрессивная

рекламная компания по привлечению проектов для кредитования на выгодных для

заемщика условиях (сравнительно невысокие ставки процентов по кредитам,

продолжительность срока кредитования, удобные схемы платежей по кредиту) не

находит адекватного отклика у руководителей малых предприятий. В принципе,

подобная реакция легко объясняется: у российского бизнесмена не

сформировался еще стратегия “ведения бизнеса в кредит”, как это принято в

развитых странах. Что не удивительно: еще вчера, в период разгула инфляции

и “дикой” экономики банки просто не хотели замечать малый бизнес. Сегодня

эта недальновидность “аукнулась” банкам.

Таким образом, для нормальной работы с малым предпринимательством

одной только возможности предоставить кредит оказалось не достаточно,

необходима целая система по привлечению эффективных проектов. Сегодня

многие банки вынуждены создавать ее с нуля, но есть и такие, которые начали

заниматься созданием такой системы достаточно давно и уже разработали ряд

технологий по поддержке инвестиционных проектов малого предпринимательства

и сформировали определенный авторитет в этой сфере.

В связи с этим примечателен опыт работы банка “Центр-инвест”.

В качестве приоритетов своей инвестиционной политики Банк определил

работу со средними и малыми предприятиями.

В 1997 году банком “Центр-инвест” при участии администрации Ростовской

области была разработана “Программа поддержки малых предприятий Дона”,

которая в качестве пилотного проекта вошла в “Региональную программу

государственной поддержки малого предпринимательства Ростовской области на

1997 год”. Целью программы является содействие развитию малых и средних

предприятий Ростовской области на базе передовых банковских технологий и

инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, созданной банком

“Центр-инвест”.

На базе специализированного филиала Банк и структур, входящих в

инновационно финансовую группу “Центр-инвест”, оказывают полный комплекс

банковских услуг для малых предприятий:

Организационно-правовое оформление и юридические консультации субъектов

малого предпринимательства;

Ведение бухгалтерского учёта и налоговое планирование (фирма “Центр-

Аудит”);

Применение механизма финансового лизинга для технического переоснащения

малых предприятий (компания “Лизинг-Центр”);

Льготное кредитование проектов малого предпринимательства (соглашение с

Инвестиционным Фондом США-Россия (TUSRIF));

Поиск зарубежного партнёра, посредничество в заключении сделок предприятий

(сформирована база данных потенциальных партнеров в Германии, Франции, США,

Великобритании);

Обучение специалистов малого предпринимательства на базе регулярных

семинаров совместно с ростовскими ВУЗами;

Выпуск методических пособий, консультации (Банковские технологии для малых

предприятий Дона);

Использование возможностей глобальной компьютерной сети INTERNET для

организации виртуальных представительств малых предприятий - клиентов

банка.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что два в какой-

то мере параллельных до сих пор в России процесса – развития малых

предприятий и развития кредитных организаций – находят точки

соприкосновения. Опыт развитых стран показывает большие перспективы такого

сотрудничества. От чего же зависит успех этого сотрудничества. Несомненно,

малые предприятия нуждаются в особом внимании и льготах со стороны

государства в связи с его (государства) интересом в развитии малого

предпринимательства в стране. Среди предложений авторов различных

публикаций на эту тему можно отметить следующие:

- необходимость создания максимально прозрачной и понятной нормативно-

правовой базы, регулирующей отношения в сфере малого

предпринимательства;

- ускорение процедур, связанных с регистрацией и оформлением сделок

субъектов малого предпринимательства;

- создание гарантийных фондов, предоставляющих гарантии кредитным

институтам, выдающим кредиты под проекты субъектов малого

предпринимательства;

- льготы для малых предприятий, выражающиеся в отнесении на

себестоимость для целей налогообложения расходов, связанных с

получением и погашением кредитов;

- увеличение объемов госзаказов, размещаемых среди малых предприятий

на конкурсной основе, и объемов госзаказов реально оплаченных

государством.

Существуют предложения и относительно создания дополнительных стимулов

кредитования субъектов малого предпринимательства для кредитных

организаций, таких как, например:

- льготное налогообложение банков в части доходов полученных от

кредитования проектов малого бизнеса;

- снижение ставок резервирования, для стимулирования интереса к

кредитованию реального сектора в целом.

Однако нужно уяснить, что если коммерческие банки “не смогут”

прокредитовать инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства

из-за того, что не владеют соответствующими технологиями, то усилия

правительства и ЦБ РФ (а они ограничены в своих возможностях

предоставления гарантий и средств, в снижении ставок обязательного

резервирования) не будут иметь должного эффекта.

Глава 2. Инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства в

коммерческом банке

2.1. Особенности кредита как одного из источников проектного

финансирования

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются банки при

кредитовании проектов малого бизнеса, является недостаточность обеспечения

кредита. В условиях отсутствия практики гарантирования подобных проектов со

стороны государственных уполномоченных организаций (таких, как, например,

SBA в США) встает вопрос о том, рассматривать такие проекты вообще или нет.

Предлагаемая автором работы схема предполагает гарантию возврата кредита в

первую очередь самим проектом, в этом случае работа по кредитованию

проектов малого предпринимательства приобретает черты проектного

финансирования (ПФ).

В России преобладает упрощенное представление о ПФ как о банковском

долгосрочном кредитовании промышленных инвестиционных проектов[1]. На самом

же деле долгосрочное банковское кредитование инвестиционных проектов может

рассматриваться при определенных условиях лишь одной из форм ПФ, частным

случаем ПФ. Прежде чем попытаться дать обобщающее, короткое определение ПФ,

обратим внимание на некоторые его особенности по сравнению с традиционным

банковским кредитованием инвестиционных проектов.

1. Если говорить о ПФ с точки зрения коммерческих банков, то для них

кредитные операции в рамках ПФ характеризуются повышенным риском. Дело в

том, что при схеме ПФ банк выдает кредит заемщику без права регресса

(оборота) или с ограниченным оборотом банка на заемщика. Источником

погашения кредита и выплаты процентов по нему являются только доходы,

получаемые от реализации инвестиционного проекта. В обмен на принятие

рисков коммерческий банк получает право на повышенный процент, премию.

Таким образом, банк страхует высокие кредитные риски.

2. В схемах ПФ с ограниченным оборотом на заемщика особое внимание

уделяется вопросам выявления, оценки и снижения рисков при реализации

инвестиционных проектов. Как правило, ведущую роль в этом играет банк,

который силами своих сотрудников и привлеченных консультантов осуществляет

оценку инвестиционного проекта: эффективности инвестиций, динамики денежных

потоков, перспектив реализации продукции, проектных рисков и т.д. Проектный

анализ как совокупность методов оценки (экономической, финансовой,

технической, экологической, организационно-правовой, коммерческой)

инвестиционных проектов в принципе сегодня применяется достаточно широко на

Западе — как в банковском, так и промышленном секторах экономики. Но при

использовании схем ПФ роль проектного анализа особенно высока.

3. При реализации проектов в них могут быть задействованными многие

участники:

- инициаторы проекта;

- проектная компания;

- консультанты;

- подрядчики (генеральный подрядчик, субподрядчики);

- поставщики оборудования;

- страховые компании и банки-гаранты;

- покупатели товаров и услуг, производимых на объекте инвестиционной

деятельности;

- кредитор (банк);

Наличие проектной компании (ПК) можно отнести к числу важнейших

признаков ПФ. ПК создается спонсорами (инициаторами) проекта исключительно

в целях реализации проекта (в российских условиях актуальность создания

нового предприятия для реализации проекта повышается в связи с возможностью

использования льгот по налогу на прибыль в первые 4 года). Если при обычных

кредитных операциях банк интересуется финансовыми результатами деятельности

заемщика в кредитующие годы, его репутацией и надежностью, то при

реализации инвестиционного проекта банк сосредотачивает свои усилия на его

оценке и на вопросах гарантий, обеспечивающих деятельность ПК. Получение

проектного кредита отражается на балансе ПК, а не на балансе учредителей.

Такой метод кредитования носит название “вне баланса” (“off-balance

sheet”).

4. В силу повышенных рисков при осуществлении ПФ кредитор особое

внимание уделяет вопросам контроля за реализацией проекта. В некоторых

случаях эту функцию выполняет сам кредитор, в некоторых - специальная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.