рефераты бесплатно

МЕНЮ


Коммерческий кредит

в случае с Bergerak Plastics Inc. следующий: практика предоставления

кредита осталась стабильной за четырехмесячный период с августа по ноябрь.

Таким образом, анализ условий предоставления коммерческого кредита и их

изменений направлен на оценку возникающей при этом системы расчетов и, в

первую очередь, кредитных и коммерческих рисков.

Важным элементом всей системы мероприятий по коммерческому

кредитованию является процедура получения денег по счетам, подлежащим

оплате. Специалисты в этой области советуют не позднее, чем за 10 дней до

срока платежа послать клиенту письмо. Такое послание может быть отпечатано

и на следующем счете. В письме напоминается число и доля остатков,

подлежащих оплате.

Если остаток остается неоплаченным в срок, то полезно связаться или

лично встретиться с клиентом, чтобы точно выяснить причину правонарушения.

Как можно скорее надо понять, не вызвана ли задержка платежа проблемами,

связанными с поставкой товара (качество, ассортимент и т.д.), спорными

вопросами по предоставленным платежным документам или финансовыми

трудностями клиента.

Нужно все время иметь в виду, что процесс сбора средств может дорого

обойтись продавцу как из-за прямых расходов с ним связанных, так и из-за

испорченных отношений с клиентами. Тем не менее, для того, чтобы

предотвратить необоснованное затягивание денежного цикла и свести к нулю

уровень несобранных средств с последующим списанием со счетов безнадежных

долгов, менеджеру необходима твердость и хладнокровие.

Интересная ситуация возникает, когда клиент, пользующийся скидкой,

неожиданно не платит в льготный период. В таком случае не будет ошибкой не

учитывать скидку в счете и ждать платежа на всю сумму счета. Можно даже,

если это единичный случай, а клиент очень солидный, и вовсе не обратить на

это внимание и не портить отношений. Наиболее же гибким путем решения

проблемы неполученных скидок будет разрешение клиенту сохранить скидку даже

в случае несвоевременного платежа в льготном периоде, если клиент

согласится на досрочную оплату следующего счета. Квалифицированные

менеджеры всегда ищут пути удовлетворения потребностей в кредите своих

клиентов, достигая собственные цели и выполняя обязанности по поддержанию

притока денежных средств.

2. Развитие коммерческого кредита

В конце 19 века основной формой финансирования внешнеторговых сделок

служили иностранные облигационные займы, размещаемые правительствами,

муниципалитетами и крупными фирмами на рынках частных капиталов других

"богатых стран". В условиях свободного движения капиталов и

беспрепятственного) обмена валют на золото такие займы были очень удобным

средством для внешнеторгового финансирования. Сроки таких займов достигали

10-15 лет и более. Прямые кредиты долгосрочного характера частных фирм были

тоща скорее исключением, чем правилом. Основная масса внешнеторговых сделок

осуществлялась на базе краткосрочных кредитов банков, акцептных или учетных

домов (со сроками не более 1 года, а обычно в пределах 3-6 месяцев) .

Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г. привел к ограничению

возможностей использования "классических" средств финансирования

международных торговых операций и резкому ухудшению положения на мировом

рынке. Кризис дал толчок для развития среднесрочных банковских и

коммерческих (фирменных) кредитов. Именно в этот период наметились две

основные особенности создаваемых систем финансирования экспорта, которые в

дальнейшем, главным образом с начала 50- х годов, стали особенно четкими.

Система экспортного финансирования США стала развиваться в основном по

линии предоставления иностранным заемщикам прямых государственных кредитов.

Основной формой такого финансирования в странах Западной Европы стали

фирменные кредиты.

Значение фирменных кредитов стало возрастать сразу после первой мировой

войны. Однако лишь после кризиса 1929- 1933 г. г. эти кредиты стали одним

из основных средств финансирования экспорта. При этом, если раньше

фирменные кредиты использовались исключительно для краткосрочного

кредитования экспортных поставок, то постепенно сфера их влияния

расширилась. Все чаще их стали применять при финансировании сделок,

требующих долгосрочных займов.

Международная торговля вплоть до начала второй мировой войны так и не

смогла выйти из состояния кризиса, что сказалось на абсолютном размере

кредитных операций такого рода. Война же практически парализовала

международный кредитный рынок.

В послевоенные годы иностранные облигационные займы, размещаемые на

рынке частных капиталов, так и не восстановили своей роли. Им на смену

пришли прямые государственные и фирменные кредиты. Наряду с ними

существенную роль стали играть кредиты международных организаций и

банковские кредиты.

Главной целью предоставления фирменных и банковских кредитов в это

время было создание благоприятных предпосылок для роста американских

инвестиций за границей. Направление кредита вплоть до начала 50-х годов

было предельно стабильным - от США странам Западной Европы и Японии.

Начало 50-х годов характеризовалось тем, что обращение

западноевропейских стран к использованию международного кредита для целей

внешнеэкономического развития становится все более активным, общее

направление движения международных кредитов изменилось в сторону

развивающихся стран "третьего мира" и, наконец тем, что разница систем

внешнеторгового кредитования у США, с одной стороны, и у большинства

западноевропейских стран - с другой, становится все более определенной.

Восстановление и дальнейшее расширение потенциала западноевропейских

стран, постепенное ослабление спроса на доллар во многом способствовали

тому, что, в целом, роль долгосрочного международного кредита (а тем более

государственных субсидий) как средства форсирования экспорта товаров в эти

страны стала снижаться. При продажах машин и оборудования в

западноевропейские страны решающую роль стали играть нормальные средства

конкуренции: цена, качество изготовления, конструктивные особенности, сроки

поставки и т.д.

Резко сократился приток в Европу американского государственного

капитала в виде кредитов и субсидий и, напротив, быстро вырос объем прямых

капиталовложений американских ТНК.

Не менее серьезные изменения происходили и во внешней торговле. Уже с

конца 40-х и особенно в начале 50-х годов на рынке обостряется конкурентная

борьба между поставщиками. "Рынок продавцов" все более превращался в "рынок

покупателей".

Наряду со значительным расширением экспорта из США и Англии быстро

возрастала конкуренция со стороны многих западноевропейских стран и Японии,

которые к этому времени, завершив в основном восстановление своей экономики

(довоенный объем промышленного производства в странах Западной Европы был

достигнут в 1948 г.), не только удовлетворяли за счет отечественного

производства значительную часть своего спроса на машины и оборудование, но

и быстро развивали экспорт. К началу 50-х годов проблема сбыта машин и

оборудования стояла со всей остротой уже перед всеми развитыми странами-

экспортерами. Эта проблема толкала их на поиски новых рынков.

В условиях острой нехватки валютных средств многие развивающиеся страны

были вынуждены ввести жесткие импортные ограничения, которые коснулись в

первую очередь потребительских товаров и, в значительной мере, машин и

оборудования. В ряде случаев импорт машин и оборудования допускался лишь

при определенных условиях. В частности, многие развивающиеся страны стали

настаивать на том, чтобы сам экспортер изыскивал средства для

финансирования своих поставок. В условиях, когда экспортные кредиты нередко

были единственным возможным источником финансирования закупок машин и

оборудования для импортеров, последние соглашались даже покупать более

дорогое оборудование, но обязательно в кредит, рассчитывая, что рассрочка

платежа позволит им приобрести оборудование с минимальными первоначальными

затратами и оплатить как стоимость самого оборудования, так и проценты, и

другие расходы, связанные с получением кредита, из доходов от эксплуатации

этого оборудования.

Таким образом, возможности сбыта машин и оборудования в развивающиеся

страны нередко зависела от способностей экспортеров привлечь средства для

финансирования на определенных условиях своих поставок.

Системы финансирования экспорта развивались в соответствии с ранее

обозначившейся тенденцией по американскому и европейскому пути.

Для американских экспортеров проблемы кредитования своих внешнеторговых

поставок решались в основном путем расширения уже существовавшего аппарата

государственного финансирования. Эта система в США все более переключалась

в 50-е годы на форсирование сбыта товаров в развивающиеся страны третьего

мира. Быстрыми темпами росли как прямые государственные кредиты, так и

государственные субсидии. Рост вывоза капитала в форме прямых инвестиций в

иностранные дочерние и филиальные предприятия в этот период также в

значительной степени способствовал экспорту машин и оборудования из США.

Доля американских поставок, осуществлявшихся в рамках кредитов МБРР, хотя и

уменьшилась, но была по-прежнему велика.

Проблема финансирования экспорта для западноевропейских стран имела в

послевоенные годы особенно большое значение, так как их машиностроительная

промышленность в гораздо большей степени, чем американская, зависела от

сбыта на внешних рынках вообще и на рынках развивающихся стран, в

частности. В то же время фирмы этих стран в гораздо меньшей степени могли

использовать для форсирования своего сбыта такие формы финансирования

экспорта, как прямые инвестиции в заграничные предприятия, кредиты МБРР,

займы, размещаемые на рынке частною капиталов, и т.д.

В отличие от США большинство западноевропейских стран не шло по пути

создания системы финансирования экспорта с помощью прямых государственных

кредитов и субсидий. Единственным исключением явилась Франция, широко

использовавшая для продвижения своего товарного экспорта (в первую очередь,

в страны Французского сообщества) эти средства. В Англии, Бельгии,

Голландии практика прямого государственного кредитования и субсидирования

экспорта (направляемого, главным образом, в свои колонии и зависимые

страны) осуществлялась в ограниченных масштабах. В ФРГ, Италии, Австрии,

Швейцарии такой практики не было, по существу, вплоть до конца 50-годов.

Основной, а в некоторых случаях (как, например, в ФРГ) единственной,

формой кредитования экспорта машин и оборудования стали в

западноевропейских странах среднесрочные фирменные кредиты поставщиков.

Собственно "фирменными" их назвать можно с очень большими допущениями,

точнее, это кредит поставщика, который представляет собой своеобразную

форму сращивания, модификации коммерческого и банковского экспортного

кредита.

Кредит поставщика делится на 2 этапа. На первом этапе это чисто

коммерческий кредит экспортера импортеру. Второй этап - трансформация

коммерческого кредита в банковский путем учета векселей, применения

лизинга, факторинга.

Правительства западноевропейских стран всемерно поощряли такую

практику, поскольку в этом случае в максимальной степени использовался

частный (и промышленный, и банковский) капитал, достигалась стопроцентная

"связанность" вывоза капитала с товарными поставками, и срок вывоза

капитала в такой форме был сравнительно невелик. Рост значения

среднесрочных кредитов происходил параллельно с растущей мощью европейской

промышленности.

Рассмотрим подробнее механизм кредита поставщика. На первом этапе -

это, по существу, предоставление поставщиками покупателям права оплачивать

товары в рассрочку, то есть экспортер от своего имени финансирует

покупателя. Все расчеты, связанные с предоставлением и погашением таки)

кредитов, осуществляются непосредственно между поставщиками и покупателями.

Кредит на этом этапе отличается лишь тем, что у экспортера заранее

подготовлен механизм рефинансирования.

Второй этап - непосредственное рефинансирование. Предоставление

кредитов иностранным покупателям ставило фирмы-экспортеры перед

необходимостью в свою очередь самостоятельно изыскивать средства для

осуществления подобных операций. В большинстве случаев размеры средств фирм-

экспортеров недостаточны для того, чтобы они могли все свои операции

финансировать из собственных ресурсов. Кредитование экспорта за счет

собственны средств доступно наиболее крупным ТНК, но и у них такая практика

меже распространяться лишь на отдельные контракты.

Основным источником заемных средств при финансировании среднесрочных

операций фирм-экспортеров являются банки. Определить, в какой мере

отдельные фирмы-экспортеры зависят от банков при финансировании своих

поставщиков, не представляется возможным. Эта зависимость различна не

только в отдельных странах, но и у различных фирм одной и той же страны.

Больше того, даже у одних и тех же фирм она может изменяться со временем от

одного контракта к другому.

Фирмы-экспортеры обычно тщательно скрывают источники и условия

получения средств, используемых ими для финансирования экспорта. Тем не

менее различные косвенные показатели, в частности степень покрытия

кредитной сделки государственной гарантией, дают основание полагать, что

доля участия банков в рефинансировании среднесрочных операций экспортеров

составляет большей частью от двух третей до четырех пятых кредитуемой суммы

сделки. Таким образом, основным источником средств, привлекаемых

поставщиками для среднесрочного финансирования своего экспорта, являются

кредиты банков, а сами фирменные кредиты, по сути, представляют собой

фирменно-банковские кредиты.

Фирменные кредиты, как уже отмечалось выше, были известны еще до второй

мировой войны. Однако в то время их объем был несравнимо меньше, а сроки -

значительно короче. Поэтому представление таких кредитов иностранным

покупателям не создавало особых трудностей для поставщиков. Положение

существенно изменилось в послевоенные годы. Возросшее абсолютное и

относительное значение фирменных кредитов как средства финансирования

экспорта, безусловно, потребовало перестройки аппарата финансирования

экспорта, приспособления его к новым условиям. Это коснулось как самих фирм-

экспортеров, так и связанных с ними банков.

Участие банков в среднесрочном финансировании экспорта в послевоенные

годы в необходимых, резко возросших размерах затруднялось тремя основными

причинами: значительными рисками, связанными с такими операциями;

ограниченностью свободных ресурсов у частных банков; боязнью банков

подорвать ликвидность своих активов в связи с удлинением сроков экспортных

кредитов, с одной стороны, и специфичностью характера их капитала,

базирующегося в основном на краткосрочных депозитах - с другой. Все эти

проблемы не могли быть разрешены силами только частных предпринимателей.

Поэтому в тех случаях, где это было необходимо, монополии призвали на

помощь государство.

Основными принципами участия государства в среднесрочном

финансировании экспорта являются государственное страхование экспорта в

форме выдачи гарантий по экспортным кредитам (практика, получившая в

западноевропейских странах довольно широкое развитие еще до второй мировой

войны, но сфера действия которой тогда ограничивалась, главным образом,

краткосрочными кредитами) и создание дополнительных систем финансирования и

рефинансирования экспорта.

Хотя такие системы использовались для форсирования торговли между

развитыми странами , основной целью их деятельности все же было развитие

торговли с развивающимися странами. Появление систем государственного

участия в среднесрочном кредитовании экспорта относится как раз к тому

периоду, когда развитые капиталистические страны начинают все более

интересоваться рынками сбыта в развивающихся странах.

В начале 1950 года западногерманский банк "Банк дойчер лендер" выделил

"переучетный фонд" в сумме 100 млн.долларов в распоряжение банка

"Кредитанштальт фюр видерауфбау" для финансирования фирменных кредитов на

срок до 4-х лет. В марте 1950 года во Франции была организована система

финансирования фирменных кредитов на срок от 2-х до 5-и лет, которая

основывалась на существовавших системах среднесрочного финансирования

операций местного рынка. В октябре 1950 года бельгийский государственный

банк "Энститю де реэскомт э де гаранта" выделил 800 млн. бельг. франков для

финансирования фирменных кредитов на срок до 5-ти лет. В декабре 1950 года

японское правительство создало Экспортный банк Японии для финансирования

фирменных кредитов на срок от 6-ти месяцев до 5-ти лет. В 1952 году Англия

удлинила максимальный срок экспортных кредитов при сделках с покупателями,

не входившими в стерлинговую зону, до З-х лет, а в случаях так называемого

"экспорта в национальных интересах" - до 4-5 лет. До этого кредиты

покупателям нестерлинговой зоны сроком более 6 месяцев подлежали одобрению

Комиссией по контролю за иностранной валютой, причем половина контрактной

стоимости должна была выплачиваться покупателем не менее, чем через 6

месяцев, а вторая половина - в течение 2-х лет. В Италии система

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.