рефераты бесплатно

МЕНЮ


История развития банковского дела в России

олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк,

Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них

были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались

лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.

Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных

моментов:

банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности -

государственной;

сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;

реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов;

не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось

закрепление предприятий за банками;

продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по

вертикали;

банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая низкую

ликвидность;

не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;

произошло увеличение издержек на содержание банковского аппарата;

возникла “банковская война” за разделение текущих и ссудных счетов;

реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений - важных

кредитных источников.

Представляется, что единственными позитивными моментами реформы стали

упорядочение безналичных расчетов и сужение специализации банковской

деятельности.

Таким образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной

системы к потребностям нарождавшихся рыночных отношений, сохранив

неэффективную одноуровневую систему. Возникла необходимость дальнейшей

реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран.

В последние годы российская банковская система претерпела серьезные

изменения. На 1 мая 1995 года зарегистрировано 2559 банков и 5680 их

филиалов. Очень быстро прогрессировали многие новые банки, возникшие “на

ровном месте”, т.е. без опоры на бывшие госбанки.

Кризис на рынке МБК в августе 1995 года обострил конкуренцию между

банками за первоклассных клиентов и сферы приложения капитала. Все же банки

продолжали создаваться и расти «как на дрожжах». До августа 1998 года,

казалось, все благополучно.

Но 17 августа 1998 г. произошел кризис, государство отказалось

отвечать по своим долговым обязательствам, ценные бумаги были заморожены, а

банкам пришлось отвечать по пассивам. Клиенты стали уходить из банков, и

платить им было, естественно, нечем.

2. Современные представления о сущности банка

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их

действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе

банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только

организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется

финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа

ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление

имуществом. Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют в

обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои

подсобные предприятия. Словом, создается впечатление не о специфике, а о

многоликой сути банка. В разряд его деятельности подключаются такие ее

виды, которые могут выполнять и другие учреждения.

К раскрытию сути банка можно подойти с двух сторон: с юридической и

экономической. В первом случае исходное значение приобретает понятие

“банковские операции”. В их перечень включаются такие, которые в

соответствии с законодательством относятся исключительно к банковской

деятельности. Сюда относят: операции по приему денег во вклады,

предоставлению различных видов кредита, покупке векселей и чеков,

комиссионные операции с ценными бумагами, операции с ценностями,

приобретение обязательств по ссудам до наступления срока платежа,

проведение безналичных платежей и расчетное обслуживание.

При всей важности юридического аспекта проблема сущности банка,

однако, остается открытой. Вскрытие сущности - это не только соотнесение

деятельности банка с законом. Не юридический закон определяет сущность

банка как такового, не операции, ему дозволенные, а экономическая сторона

дела, природа банка, дающая ему законодательное право осуществлять

соответствующие сделки. Не случайно в закон попадают такие операции,

которые выполняют другие учреждения. Сомнительно поэтому, что чисто

банковскими считаются такие из них, как операции инвестиционных обществ,

приобретение обязательств по поручительствам и гарантиям, консультационные

и другие услуги.

Банк - это автономное, независимое, коммерческое предприятие. В этом

главное в понимании его сущности. Конечно, банк - это не завод, не фабрика,

но у него, как у любого предприятия, есть свой продукт. Продуктом банка

является, прежде всего, формирование платежных средств (денежной массы), а

также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий,

поручительств, консультаций, управления имуществом. Деятельность банка

носит производительный характер.

В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное

хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только

торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему

местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям,

меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в

число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.

3. Пассивные, активные и комиссионные операции банков.

В деятельности банков выделяют следующие виды операций: пассивные,

активные и комиссионные, включающие посреднические операции.

При помощи пассивных операций банки аккумулируют необходимые для

своего функционирования денежные средства - собственные, привлеченные и

эмитированные. Источником собственных средств являются: взносы учредителей

(долгосрочная ссуда); выручка от продажи акций и облигаций; отчисления от

текущей прибыли в резервный фонд; нераспределенная прибыль. Привлеченные и

эмитированные средства образуются банками за счет вкладов клиентов на

текущие, срочные и сберегательные счета, а также в результате эмиссии

кредитных денег. Важную роль в привлечении денежных средств играют

межбанковские ссуды, учет и переучет векселей.

Собственные средства составляют малую часть фондов, которыми

располагают банки. Обычно у крупных банков доля собственных средств не

превышает 10%, причем, чем крупнее банк, тем меньше удельный вес его

собственного капитала в сравнении с привлеченным.

Активные операции направлены на использование образованного денежного

фонда с целью получения прибыли. Они подразделяются на кредитные и

инвестиционные. В свою очередь, кредитные операции классифицируются по:

признаку срочности - на ссуды до востребования (онкольные),

краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные

(свыше 5 лет);

характеру обеспечения - на учет векселей, ссуды под залог векселей

(вексельные), под залог товаров и товарных документов (подтоварные),

недвижимости (ипотечные), ценных бумаг (фондовые и без обеспечения

(бланковые)).

В зависимости от способа погашения выделяют ссуды с единовременным

погашением и с возвратом в рассрочку. Выплаты процента производятся сразу

при выдаче ссуды, по частям на притяжении всего срока либо в момент

погашения. Наряду с кредитом, имеющим фиксированную ставку процента,

получил развитие средне- и долгосрочный кредит с плавающей процентной

ставкой. Ссуды классифицируются также по типу заемщика: ссуды

предпринимателям, государству, населению, посредникам фондовой биржи,

банкам.

Комиссионные операции выполняются банками по поручению клиентов за

определенную плату (комиссию). К таким операциям относятся расчеты,

гарантии, торговые сделки, операции с валютой, инкассирование векселей и

чеков, прием на хранение ценных бумаг.

Посреднические операции, тесно переплетаясь с кредитными, породили

такую комплексную форму банковского обслуживания, как факторинг; кроме

того, значительное развитие получил лизинг.

Факторинг - перепродажа права на взыскание долгов; коммерческие

операции по доверенности; услуга, связанная с получением денег за продажу в

кредит. Лизинг - форма долгосрочного договора аренды.

4. Банковское регулирование

Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых

государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного

функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В

современных условиях банковское регулирование сводится, прежде всего, к

надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. В

основе банковского регулирования и надзора лежит принцип “CAMEL” (верблюд)

составлен по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:

достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным

активам);

качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;

качество менеджмента (квалификация управляющих);

ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять

обязательства (соотношение ликвидных и прочих активов);

доходность;

ЦБ или другое государственное учреждение (в некоторых странах

действуют специальные банковские комиссии) следит, прежде всего, за

указанными показателями деятельности банков, даже если официально

установленные нормативы не существуют. Регулирующие органы требуют от

банков представления значительной по объему статистической информации для

того, чтобы быть в состоянии защитить общественные интересы, вовремя

отреагировать на негативные тенденции.

Регулирование может заключаться в требовании соблюдения правила

“четырех глаз”, т.е. руководство банком должно осуществляться как минимум

двумя людьми. Важным считается также принцип “китайских стен”, т.е.

различные подразделения банка во избежание конфликта интересов и

злоупотреблений должны действовать как абсолютно независимые компании. В

ряде стран в случае необходимости ЦБ может потребовать увольнения

управляющего коммерческого банка и даже назначить временно своего

комиссара.

Государство может официально требовать от банков поддержания

определенного уровня наличности, ликвидности активов, соотношения

акционерного капитала с заемным.

Принципиальное значение имеет определение капитала банков,

используемое в регулировании, так как стремительное расширение круга новых

финансовых инструментов затрудняет регулирование. Важным элементом

регулирования во многих странах является система обязательного страхования

депозитов, обеспечивающая возмещение убытков вкладчиков банков до

определенного уровня.

Законодательное регулирование банковской деятельности и денежно-

кредитной политики в развитых странах обычно основывается на большом числе

специальных законодательных актов, среди которых выделяются закон о ЦБ

(обоснование его функций и полномочий) и общий банковский закон.

Закон о ЦБ, как правило, первичен по отношению к другому банковскому

законодательству.

Банковский закон чаще всего дает определение банковскому учреждению,

устанавливает порядок создания и закрытия банков, защиту клиентов и т.д.

Такой закон носит в основном общий характер, а денежно-кредитная политика

основывается, как правило, на законе о ЦБ или каком-либо специальном

законе.

В конечном итоге вся деятельность ЦБ, система контроля за денежной

эмиссией, инструментарий денежно-кредитной политики, банковское

регулирование и законодательство предназначены для создания нормальных

условий для функционирования экономики через нейтрализацию

дестабилизирующих тенденций, различного рода злоупотреблений. Значительная

часть деятельности государства в данной области имеет технический характер,

не зависящий от типа экономики. Вместе с тем денежно-кредитное

регулирование объективно направлено на максимализацию эффективности рынка в

интересах отдельных экономических агентов и всего государства. Опыт

развитых капиталистических государств для послекризисной российской

финансово-кредитной системы имеет огромное значение.

5. Коммерческие банки: сущность и функции

Коммерческие банки - основное звено двухуровневой банковской системы.

Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый

ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности.

Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии

банкнот. Среди коммерческих банков различаются два типа - универсальные и

специализированные банки.

Универсальный банк осуществляет все или почти все виды банковских

операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов;

операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание

всевозможных услуг и т.п.

Специализированный банк, напротив, специализируется на одном или

немногих видах банковской деятельности. В отдельных странах банковское

законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять

широкий круг операций. Тем не менее, прибыли банков от отдельных

специальных операций могут быть настолько велики, что деятельность в других

сферах становится необязательной. К специализированным банкам относятся:

инвестиционные банки, ипотечные банки, сберегательные банки, банки

потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки.

Основными функциями коммерческих банков являются:

1) привлечение временно свободных денежных средств;

2) предоставление ссуд;

3) осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве; 4) выпуск

кредитных средств обращения;

5) консультирование и предоставление экономической и финансовой

информации;

Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том,

что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их

использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по

горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве

банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских

структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и

полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения

заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых

ресурсов в хозяйстве. Значение посреднической функции коммерческих банков

для успешного развития и функционирования рыночной экономики состоит в том,

что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в

экономической системе.

Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на

кредитные ресурсы, не только мобилизируют имеющиеся в хозяйстве сбережения,

но и формируют достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы

к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой

депозитной политики коммерческих банков.

Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают

ведущее место в платежном механизме экономики.

При оценке экономической роли коммерческих банков следует иметь в

виду, что: кредитные операции способствуют увеличению объема и

бесперебойности производства и реализации продукции потребителям; расчетные

операции опосредуют осуществление процессов оплаты продукции потребителями,

а также взаимного контроля участников расчетных операций; операции с

ценными бумагами увеличивают приток средств для развития производственной и

торговой деятельности; кассовые операции и их регулирование позволяют

улучшать снабжение оборота наличными деньгами.

Принципы регулирования банковской сферы

Основным регулятором банковской сферы является Центральный банк

РФ.

Банк России считает, что система регулирования банковской сферы должна

строиться на гармоничном сочетании прямого регулирования со стороны Банка

России, а также самоорганизации и самоограничении участников банковского

сообщества.

Банк России является основным органом, регулирующим банковскую сферу,

и, конечно, он не может делегировать банковскому сообществу решение всех

проблем регулирования. Однако есть сферы, где Банк России не только готов

разделить с банками бремя регулирования, но и встречно призывает банки

разделить с ним ответственность за это.

Банк России старается сделать банковское регулирование устойчивым и

предсказуемым. Для этого он готов принимать во внимание мнение как

банковских союзов, объединений и ассоциаций, так и мнение отдельных банков.

В соответствии с действующим законодательством ЦБ осуществлял

регулирование быстро расширявшейся системы коммерческих банков. Главная

цель здесь состояла в обеспечении надежности и устойчивости работы

банковской системы, защите интересов вкладчиков. При этом ЦБ старался

избегать излишнего регламентирующего вмешательства в их деятельность, хотя

при явной необходимости такие меры осуществлялись. Наиболее значительная из

них была связана с требованием повышения минимального капитала, что

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.