Госжурнал
банкротства будет начата своевременно. Кроме того законопроект расширяет
круг юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами, что позволит
защитить интересы кредиторов всех организационно-правовых форм.
Законопроектом предлагается ввести новую реорганизационную процедуру -
финансовое оздоровление, которое должно позволить при определенных условиях
сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в
условиях возбужденного дела о банкротстве. Одной из основных задач
законопроекта является создание эффективного надзора за деятельностью
арбитражных управляющих в связи с отказом от лицензирования деятельности
арбитражных управляющих. Для сохранения контроля за деятельностью
арбитражных управляющих предлагается усилить судебную защиту прав
заинтересованных лиц и дополнить судебный надзор контролем со стороны
саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. При этом предлагается
ввести финансовую ответственность арбитражных управляющих, в том числе
путем страхования их ответственности.
В целях создания равных прав государства и конкурсных кредиторов
предлагается установить, что государство как кредитор по обязательным
платежам наделяется правом голоса с конкурсными кредиторами при общей
очередности удовлетворения их требований в процедуре конкурсного
производства. Наряду с особенностями банкротства отдельных категорий
должников предусмотрены также особенности для организаций оборонной
промышленности и субъектов естественных монополий.
Предусмотренные новой редакцией Закона «О несостоятельности (банкротстве)»
меры, по мнению большинства экспертов, позволяют надежно защитить права
кредиторов, собственников и других участников процесса о банкротстве. А это
- одно из условий инвестиционной привлекательности российской экономики.
Современное положение налоговой составляющей экономического роста
И. И. Огородникова, к.с.н., Тюменский государственный университет
В обществе рыночных отношений экономика, идеология, культура, другие
социальные сферы пронизаны стремлением развития и совершенства. В
экономически развитом обществе возможен высокий уровень трудовой активности
людей. Развитие и изменение форм государственного устройства обязательно
сопровождается преобразованием налоговой системы.
В свою очередь налоговый механизм используется для экономического
воздействия государства на динамику и структуру общественного производства,
развитие научно-технического прогресса, на социальное обустройство
общества. Основными объектами государственного регулирования экономики
посредством налогообложения являются производственно-хозяйственный процесс,
отраслевая и региональная структура хозяйства, инвестиции и
капиталовложения, ценовая позиция, научно-исследовательская работа,
внешнеэкономические связи, экология.
Налогообложение как экономический регулятор рыночного хозяйства во многом
предопределяет социально-экономическое развитие общества. Стратегия полной
экономической свободы, ориентации на социальное рыночное хозяйство,
расширения спектра товаропроизводителей, повышения конкурентоспособности
непосредственно связана с социально-экономическими аспектами налоговой
политики. При этом социальное рыночное хозяйство выражается в осуществлении
равенства шансов, гарантирования собственности для обеспечения
экономического роста и социального прогресса. Снижение налогового бремени
несомненно должно было повлечь легализацию получаемых доходов и уплату
налоговых платежей в полном объёме своевременно и в срок. Однако
нахлынувшие изменения налоговой системы не оправдали надежд отечественного
производителя, потребителя и законодателя. Увеличения налоговых поступлений
в казну государства и рывка экономического роста не последовало.
Статистические показатели развития России в сентябре 2002 года
свидетельствуют о продолжающемся замедлении темпов экономического роста. По
данным Госкомстата РФ, объём производства промышленной продукции в сентябре
по отношению к августу 2002 года снизился на 1,8 %. При этом замедление
промышленного роста затронуло практически все основные отрасли,
ориентированные на внутренний спрос. По оценкам Госкомстата, валовая
прибыль в экономике за июль снизилась с 12,3 % до 7,1 % ВВП. Как позитивный
отмечают только тот факт, что валовые убытки приблизились к нулю. Таким
образом, сальдированный финансовый результат по организациям оказался
равным 7,7 % ВВП, что несколько выше июньского (5,3 %), но этот уровень
ниже соответствующего среднего значения в 2001 году (12,9 %). Рост
потребительских цен за январь-сентябрь 2002 года составил 10,3 %, рост цен
производителей – 12,4%. Налоговые поступления в доходной части
консолидированного бюджета за январь-август составили 1062,5 млрд. рублей
при объёме валового внутреннего продукта 6 816.9 млрд. рублей.
Аналитические исследования показывают, что в сентябре этого года
организации постепенно начали инвестировать средства, высвобожденные в
результате снижения налоговых ставок налога на прибыль с начала января 2002
года. Тем не менее существует ряд причин, которые косвенно влияют на
экономический рост посредством определения налоговой составляющей в цене
товара, услуги.
Повышение тарифов естественных монополий, происшедшее летом, существенно
отражается на цене товаров. Одновременно увеличились ставки акциза на
бензиновые продукты. По данным Госкомстата, в третьем квартале 2002 года
прирост цен производителей промышленной продукции составил 5,5 %, что на
0,8 % больше за соответствующий период 2001 года.
Значительная часть налогов включается в себестоимость товара и тем самым
увеличивает его цену продажи, уменьшает прибыль фирмы, одновременно снижает
возможность реализации продукции в условиях конкурентности. Поэтому в
начале октября произошёл резкий скачок инфляции, за январь-сентябрь цены
выросли на 10,3 %. Правительственный прогноз инфляции на 2002 год
составляет 14 %.
Принципиально новый подход в порядке определения амортизационных отчислений
по созданию укрупнённых амортизационных групп не в полной мере позволяет
создать стабильный источник обновления производства. Ускоренная амортизация
полностью включается в затраты.
Введение единой налоговой ставки на доходы с физических лиц предполагало
легализацию доходов населения, но для организаций налоговая нагрузка
увеличилась. При увеличении суммы выплаты вознаграждения за труд фонд
оплаты труда в количественном измерении становится больше. Налоговая база
при исчислении единого социального налога организации составляет минимум
35,6 %. Данная сумма налога относится на себестоимость продукции, также как
и оплата труда, что так же влечёт за собой удорожание продукции, работ,
услуг. Применение регрессивной шкалы единого социального налога сопряжено с
рядом условий, которые для организации иногда становятся невыполнимыми. По
совокупности, т. е. при выплате реальной оплаты труда сотрудникам даже с
учётом применения организацией регрессивной шкалы единого социального
налога, налоговое бремя не снижается, а наоборот, повышается.
Менталитет российского предпринимателя и гражданина во многом
предопределяется проводимой государством социально-экономической политикой.
Налоговый пресс зачастую оказывается стимулом к преступной деятельности,
различного рода криминальным действиям. Общее снижение уровня жизни
населения, обострение материальных и социальных проблем в российском
обществе сопровождается тенденцией увеличения удельного веса людей,
противостоящих политике, проводимой государством. Перечисляя определённую
часть заработанных средств как добросовестные налогоплательщики в бюджет
страны, рассчитывая на государственную поддержку, организации не в
состоянии формировать фонды социального и экономического развития.
Происходит скрытое и явное уклонение от уплаты налогов, функционирование
серой экономики.
Что касается позиции предпринимателей, то ее можно охарактеризовать как
принятие или непринятие изменений в налоговой системе, отсюда позитивное
или негативное отношение к этим изменениям в активной или пассивной форме.
Данные обследования деловой активности, проводимого Центром экономической
конъюнктуры, говорят об ухудшении прогнозов организаций относительно
выпуска основного вида продукции в ближайшие два-три месяца. Рост выпуска
предсказывают 34 % опрошенных руководителей в сентябре, 35% – в августе,
падение ожидают 14 % в сентябре, 12 % – в августе. Также увеличилась по
сравнению с августом доля руководителей, ожидающих уменьшение спроса на
свою продукцию с 9 % до 11 %.
Вполне очевидно, что происходит влияние экономического поведения на
социально-экономические результаты общества. Интересы предпринимателей
обуславливают такое поведение, которое на сегодня противоречит общественным
интересам, что, в свою очередь, проявляется в отсутствии экономического
роста в стране, несмотря на значительное снижение налогового бремени.
Трансформация системы налогообложения с учётом современных условий
хозяйствования и стереотипов затрагивает все аспекты жизнедеятельности.
Проведение эффективной стратегии налоговой политики означает использование
структурных компонентов, способствующих процессам преобразования общества и
влияния на ход социально-экономического развития. Все члены общества должны
быть собственниками той части общественного достояния, которая способствует
их реальному вкладу в развитие общественного производства при обеспечении
малоимущим уровня потребления и жизни, которые гарантируют возможность
социального развития и естественное долголетие.
Амортизация основных средств: реалии 2002 года
Н. П. Елютина, директор по аудиту ООО «АЛиСАН»
С вступлением в действие 25 главы Налогового Кодекса РФ существенно
изменился объем производственных расходов предприятия, исключенный из
налогообложения налогом на прибыль. Предметом настоящей статьи автор избрал
одну из важнейших составляющих этого объема – амортизацию имущества.
Указанный элемент чрезвычайно интересен тем, что представляет собой
достаточно пассивный способ накопления капитала. Возможно, именно это
свойство амортизации побуждало в прошлом государственные органы к его
достаточно жесткой регламентации. Поэтому новации 25 главы НК РФ в части
формирования этого элемента трудно переоценить: хозяйствующий субъект
получил возможность самостоятельно определять сроки эксплуатации
амортизируемого имущества, и мнение субъекта априори признается налоговым
правом.
На протяжении последнего года, с момента опубликования 25 главы, в кругах
специалистов не умолкают споры по поводу того, будет ли новая амортизация
улучшать инвестиционную привлекательность российских предприятий. Не
вдаваясь в статистику динамики инвестиций (хотя столь короткий период
действия новой нормы объективно не может быть признан показательным),
хотелось бы заострить внимание на следующем.
Во-первых, осведомленность предприятий о нововведениях должна была
спровоцировать финансовых менеджеров на подробные аналитические процедуры с
расчетом максимально возможного экономического эффекта от новых условий
признания амортизации. В результате предприятие получает в конкретных
числовых значениях информацию о том, какую сумму опосредованно вкладывает в
него государство. Расчет прост – положительная разница сумм амортизации,
исчисленных по нормам Постановления №1 [1] и Постановления №1072 [2] за
интересующий период, умножается на действующую ставку налога на прибыль.
Во-вторых, сами нормы (шкала норм) содержат некоторую преемственность, или
проще говоря, при детальном подходе нормы амортизации отдельных объектов
практически можно не изменять в новых условиях для целей налогообложения.
При этом ставка налога на прибыль сегодня существенно меньше,
следовательно, предприятие все равно в выигрыше.
В-третьих, Федеральным законом РФ от 24.07.2002г. №110-ФЗ достаточно
справедливо установлен принцип учета добровольных переоценок основных
средств, проведенных по состоянию на 01.01.2002г. и на 01.01.2001г.:
исключены возможные спекуляции понятием рыночной стоимости таких объектов с
целью снижения базы по налогу на прибыль, но поддержана позиция
предприятий, отражающих на своем балансе реальную стоимость активов.
В-четвертых, что касается собственно инвестиционной привлекательности: вряд
ли грамотные инвесторы руководствуются только показателями баланса в части
нераспределенной прибыли, изучая доходность предприятия для целей
потенциальных инвестиций. Сумма пассивного дохода (накопленной в отчетном
периоде амортизации) теоретически (при идеальных условиях расчетов с
покупателями) представляет собой дополнительный денежный остаток, свободный
от притязаний третьих лиц, в том числе и государства. И вот здесь возникает
вопрос к менеджменту предприятия: насколько эффективно распорядились
накопленным фондом амортизации в предыдущие год – настолько высоко и
оценивается уровень управления. Поскольку традиционно предприятия ссылались
на трудности с обеспеченностью оборотными средствами, накопленный
амортизационный фонд распылялся на смягчение инфляционной влияющей,
покрытие объективных убытков (стоимость привлеченных денежных средств) и
прочие, в общем необходимые траты. Другое дело, что контроль за движением
этого источника несколько затруднен ввиду особенностей его учета, но это
уже внутрифирменная проблема.
Отметим, что для отдельных хозяйствующих субъектов, использующих в прежние
годы принцип двойного льготирования капитальных вложений (путем признания
амортизации в так называемой налоговой себестоимости и сниженной на 50%
ставки налога на прибыль), новые правила означают рост налоговой нагрузки,
но не более чем на 6,5%. От привилегий отказаться трудно – это понятно. Тем
не менее представляется, что одинаковые правила для всех предприятий
наиболее полно отвечают принципу справедливости условий хозяйствования,
закрепленному сегодня в налоговых правоотношениях.
Что касается нюансов переходного периода, то ст.10 Федерального закона №110-
ФЗ действительно поставила предприятия, и до того платившие налоги
независимо от факта оплаты выручки (а по сути – добровольно кредитовавшие
бюджет своими налогами), в несколько худшее положение: амортизация,
признаваемая для целей налога на прибыль Постановлением №552 в течение 12 и
немногим более месяцев, теперь раздроблена для признания в базе по налогу
на срок в течение 60 месяцев. Не улучшает положение и норма статьи 322,
аналогично оттягивающая на срок до 7 лет признание для налога на прибыль
амортизации основных средств, эксплуатируемых более нового срока
амортизации, установленного для аналогичных объектов. Здесь хотелось бы
обратить внимание на следующее. Исследуя в совокупности п.8 ст.265, ст.323,
п.3 ст.268 25 главы, а так же толкование понятия «реализация», данное ст.39
НК РФ, автор приходит к следующему. Согласно буквальному прочтению текста
статей следует, что при реализации подобных изношенных (и морально
устаревших, что и обусловило, по мнению автора, разницу в сроках
эксплуатации) объектов признание расхода для налогообложения затрудняется
длительным периодом налогового учета; при ликвидации же подобных объектов
вступает норма пп.8 п.1 ст.265, признающая в составе внереализационных
расходов «расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств,
включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком
полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов
незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен
(расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр
и другие аналогичные работы... ». Скорее всего, налицо техническая
неточность в тексте закона, но хотелось бы надеяться, что законодатель
вкладывал именно такой смысл в данную норму: целесообразнее ликвидировать
старые объекты, а не запускать их в хозяйственный оборот посредством
продажи.
Кроме того существует еще право предприятия использовать пониженные нормы
амортизации (п.11 ст.259 НК), что, по сути, может означать увеличение срока
эксплуатации против установленного Постановлением №1. Однако для разработки
таких управленческих решений предполагается грамотное юридическое
сопровождение. В целом же разовые потери в налогообложении переходного
периода для большинства предприятий больше кажущиеся, нежели реальные.
Наконец, продвинутые или восприимчивые к инновациям финансовые службы в
2001 году максимально использовали возможности тогдашнего финансового
законодательства, в частности, отдельные нестыковки бухгалтерских и
налоговых нормативных актов, чтобы подойти к переходному периоду и
вступлению 25 главы с минимально возможными потерями. Очевидно, что
позитивная тенденция к осознанному участию в происходящих в стране
экономических реформах набирает силу. Отсюда вряд ли возможны демарши
налоговиков, призывающих обеспечить собираемость налога на прибыль жесткой
регламентацией расходов и увеличением налоговой нагрузки. Хозяйствующим
субъектам предстоит-таки осознать прогрессивность нововведений, детально
проанализировав реальное положение дел. И это, по мнению автора, более
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|