рефераты бесплатно

МЕНЮ


Госжурнал

банкротства будет начата своевременно. Кроме того законопроект расширяет

круг юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами, что позволит

защитить интересы кредиторов всех организационно-правовых форм.

Законопроектом предлагается ввести новую реорганизационную процедуру -

финансовое оздоровление, которое должно позволить при определенных условиях

сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в

условиях возбужденного дела о банкротстве. Одной из основных задач

законопроекта является создание эффективного надзора за деятельностью

арбитражных управляющих в связи с отказом от лицензирования деятельности

арбитражных управляющих. Для сохранения контроля за деятельностью

арбитражных управляющих предлагается усилить судебную защиту прав

заинтересованных лиц и дополнить судебный надзор контролем со стороны

саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. При этом предлагается

ввести финансовую ответственность арбитражных управляющих, в том числе

путем страхования их ответственности.

В целях создания равных прав государства и конкурсных кредиторов

предлагается установить, что государство как кредитор по обязательным

платежам наделяется правом голоса с конкурсными кредиторами при общей

очередности удовлетворения их требований в процедуре конкурсного

производства. Наряду с особенностями банкротства отдельных категорий

должников предусмотрены также особенности для организаций оборонной

промышленности и субъектов естественных монополий.

Предусмотренные новой редакцией Закона «О несостоятельности (банкротстве)»

меры, по мнению большинства экспертов, позволяют надежно защитить права

кредиторов, собственников и других участников процесса о банкротстве. А это

- одно из условий инвестиционной привлекательности российской экономики.

Современное положение налоговой составляющей экономического роста

И. И. Огородникова, к.с.н., Тюменский государственный университет

В обществе рыночных отношений экономика, идеология, культура, другие

социальные сферы пронизаны стремлением развития и совершенства. В

экономически развитом обществе возможен высокий уровень трудовой активности

людей. Развитие и изменение форм государственного устройства обязательно

сопровождается преобразованием налоговой системы.

В свою очередь налоговый механизм используется для экономического

воздействия государства на динамику и структуру общественного производства,

развитие научно-технического прогресса, на социальное обустройство

общества. Основными объектами государственного регулирования экономики

посредством налогообложения являются производственно-хозяйственный процесс,

отраслевая и региональная структура хозяйства, инвестиции и

капиталовложения, ценовая позиция, научно-исследовательская работа,

внешнеэкономические связи, экология.

Налогообложение как экономический регулятор рыночного хозяйства во многом

предопределяет социально-экономическое развитие общества. Стратегия полной

экономической свободы, ориентации на социальное рыночное хозяйство,

расширения спектра товаропроизводителей, повышения конкурентоспособности

непосредственно связана с социально-экономическими аспектами налоговой

политики. При этом социальное рыночное хозяйство выражается в осуществлении

равенства шансов, гарантирования собственности для обеспечения

экономического роста и социального прогресса. Снижение налогового бремени

несомненно должно было повлечь легализацию получаемых доходов и уплату

налоговых платежей в полном объёме своевременно и в срок. Однако

нахлынувшие изменения налоговой системы не оправдали надежд отечественного

производителя, потребителя и законодателя. Увеличения налоговых поступлений

в казну государства и рывка экономического роста не последовало.

Статистические показатели развития России в сентябре 2002 года

свидетельствуют о продолжающемся замедлении темпов экономического роста. По

данным Госкомстата РФ, объём производства промышленной продукции в сентябре

по отношению к августу 2002 года снизился на 1,8 %. При этом замедление

промышленного роста затронуло практически все основные отрасли,

ориентированные на внутренний спрос. По оценкам Госкомстата, валовая

прибыль в экономике за июль снизилась с 12,3 % до 7,1 % ВВП. Как позитивный

отмечают только тот факт, что валовые убытки приблизились к нулю. Таким

образом, сальдированный финансовый результат по организациям оказался

равным 7,7 % ВВП, что несколько выше июньского (5,3 %), но этот уровень

ниже соответствующего среднего значения в 2001 году (12,9 %). Рост

потребительских цен за январь-сентябрь 2002 года составил 10,3 %, рост цен

производителей – 12,4%. Налоговые поступления в доходной части

консолидированного бюджета за январь-август составили 1062,5 млрд. рублей

при объёме валового внутреннего продукта 6 816.9 млрд. рублей.

Аналитические исследования показывают, что в сентябре этого года

организации постепенно начали инвестировать средства, высвобожденные в

результате снижения налоговых ставок налога на прибыль с начала января 2002

года. Тем не менее существует ряд причин, которые косвенно влияют на

экономический рост посредством определения налоговой составляющей в цене

товара, услуги.

Повышение тарифов естественных монополий, происшедшее летом, существенно

отражается на цене товаров. Одновременно увеличились ставки акциза на

бензиновые продукты. По данным Госкомстата, в третьем квартале 2002 года

прирост цен производителей промышленной продукции составил 5,5 %, что на

0,8 % больше за соответствующий период 2001 года.

Значительная часть налогов включается в себестоимость товара и тем самым

увеличивает его цену продажи, уменьшает прибыль фирмы, одновременно снижает

возможность реализации продукции в условиях конкурентности. Поэтому в

начале октября произошёл резкий скачок инфляции, за январь-сентябрь цены

выросли на 10,3 %. Правительственный прогноз инфляции на 2002 год

составляет 14 %.

Принципиально новый подход в порядке определения амортизационных отчислений

по созданию укрупнённых амортизационных групп не в полной мере позволяет

создать стабильный источник обновления производства. Ускоренная амортизация

полностью включается в затраты.

Введение единой налоговой ставки на доходы с физических лиц предполагало

легализацию доходов населения, но для организаций налоговая нагрузка

увеличилась. При увеличении суммы выплаты вознаграждения за труд фонд

оплаты труда в количественном измерении становится больше. Налоговая база

при исчислении единого социального налога организации составляет минимум

35,6 %. Данная сумма налога относится на себестоимость продукции, также как

и оплата труда, что так же влечёт за собой удорожание продукции, работ,

услуг. Применение регрессивной шкалы единого социального налога сопряжено с

рядом условий, которые для организации иногда становятся невыполнимыми. По

совокупности, т. е. при выплате реальной оплаты труда сотрудникам даже с

учётом применения организацией регрессивной шкалы единого социального

налога, налоговое бремя не снижается, а наоборот, повышается.

Менталитет российского предпринимателя и гражданина во многом

предопределяется проводимой государством социально-экономической политикой.

Налоговый пресс зачастую оказывается стимулом к преступной деятельности,

различного рода криминальным действиям. Общее снижение уровня жизни

населения, обострение материальных и социальных проблем в российском

обществе сопровождается тенденцией увеличения удельного веса людей,

противостоящих политике, проводимой государством. Перечисляя определённую

часть заработанных средств как добросовестные налогоплательщики в бюджет

страны, рассчитывая на государственную поддержку, организации не в

состоянии формировать фонды социального и экономического развития.

Происходит скрытое и явное уклонение от уплаты налогов, функционирование

серой экономики.

Что касается позиции предпринимателей, то ее можно охарактеризовать как

принятие или непринятие изменений в налоговой системе, отсюда позитивное

или негативное отношение к этим изменениям в активной или пассивной форме.

Данные обследования деловой активности, проводимого Центром экономической

конъюнктуры, говорят об ухудшении прогнозов организаций относительно

выпуска основного вида продукции в ближайшие два-три месяца. Рост выпуска

предсказывают 34 % опрошенных руководителей в сентябре, 35% – в августе,

падение ожидают 14 % в сентябре, 12 % – в августе. Также увеличилась по

сравнению с августом доля руководителей, ожидающих уменьшение спроса на

свою продукцию с 9 % до 11 %.

Вполне очевидно, что происходит влияние экономического поведения на

социально-экономические результаты общества. Интересы предпринимателей

обуславливают такое поведение, которое на сегодня противоречит общественным

интересам, что, в свою очередь, проявляется в отсутствии экономического

роста в стране, несмотря на значительное снижение налогового бремени.

Трансформация системы налогообложения с учётом современных условий

хозяйствования и стереотипов затрагивает все аспекты жизнедеятельности.

Проведение эффективной стратегии налоговой политики означает использование

структурных компонентов, способствующих процессам преобразования общества и

влияния на ход социально-экономического развития. Все члены общества должны

быть собственниками той части общественного достояния, которая способствует

их реальному вкладу в развитие общественного производства при обеспечении

малоимущим уровня потребления и жизни, которые гарантируют возможность

социального развития и естественное долголетие.

Амортизация основных средств: реалии 2002 года

Н. П. Елютина, директор по аудиту ООО «АЛиСАН»

С вступлением в действие 25 главы Налогового Кодекса РФ существенно

изменился объем производственных расходов предприятия, исключенный из

налогообложения налогом на прибыль. Предметом настоящей статьи автор избрал

одну из важнейших составляющих этого объема – амортизацию имущества.

Указанный элемент чрезвычайно интересен тем, что представляет собой

достаточно пассивный способ накопления капитала. Возможно, именно это

свойство амортизации побуждало в прошлом государственные органы к его

достаточно жесткой регламентации. Поэтому новации 25 главы НК РФ в части

формирования этого элемента трудно переоценить: хозяйствующий субъект

получил возможность самостоятельно определять сроки эксплуатации

амортизируемого имущества, и мнение субъекта априори признается налоговым

правом.

На протяжении последнего года, с момента опубликования 25 главы, в кругах

специалистов не умолкают споры по поводу того, будет ли новая амортизация

улучшать инвестиционную привлекательность российских предприятий. Не

вдаваясь в статистику динамики инвестиций (хотя столь короткий период

действия новой нормы объективно не может быть признан показательным),

хотелось бы заострить внимание на следующем.

Во-первых, осведомленность предприятий о нововведениях должна была

спровоцировать финансовых менеджеров на подробные аналитические процедуры с

расчетом максимально возможного экономического эффекта от новых условий

признания амортизации. В результате предприятие получает в конкретных

числовых значениях информацию о том, какую сумму опосредованно вкладывает в

него государство. Расчет прост – положительная разница сумм амортизации,

исчисленных по нормам Постановления №1 [1] и Постановления №1072 [2] за

интересующий период, умножается на действующую ставку налога на прибыль.

Во-вторых, сами нормы (шкала норм) содержат некоторую преемственность, или

проще говоря, при детальном подходе нормы амортизации отдельных объектов

практически можно не изменять в новых условиях для целей налогообложения.

При этом ставка налога на прибыль сегодня существенно меньше,

следовательно, предприятие все равно в выигрыше.

В-третьих, Федеральным законом РФ от 24.07.2002г. №110-ФЗ достаточно

справедливо установлен принцип учета добровольных переоценок основных

средств, проведенных по состоянию на 01.01.2002г. и на 01.01.2001г.:

исключены возможные спекуляции понятием рыночной стоимости таких объектов с

целью снижения базы по налогу на прибыль, но поддержана позиция

предприятий, отражающих на своем балансе реальную стоимость активов.

В-четвертых, что касается собственно инвестиционной привлекательности: вряд

ли грамотные инвесторы руководствуются только показателями баланса в части

нераспределенной прибыли, изучая доходность предприятия для целей

потенциальных инвестиций. Сумма пассивного дохода (накопленной в отчетном

периоде амортизации) теоретически (при идеальных условиях расчетов с

покупателями) представляет собой дополнительный денежный остаток, свободный

от притязаний третьих лиц, в том числе и государства. И вот здесь возникает

вопрос к менеджменту предприятия: насколько эффективно распорядились

накопленным фондом амортизации в предыдущие год – настолько высоко и

оценивается уровень управления. Поскольку традиционно предприятия ссылались

на трудности с обеспеченностью оборотными средствами, накопленный

амортизационный фонд распылялся на смягчение инфляционной влияющей,

покрытие объективных убытков (стоимость привлеченных денежных средств) и

прочие, в общем необходимые траты. Другое дело, что контроль за движением

этого источника несколько затруднен ввиду особенностей его учета, но это

уже внутрифирменная проблема.

Отметим, что для отдельных хозяйствующих субъектов, использующих в прежние

годы принцип двойного льготирования капитальных вложений (путем признания

амортизации в так называемой налоговой себестоимости и сниженной на 50%

ставки налога на прибыль), новые правила означают рост налоговой нагрузки,

но не более чем на 6,5%. От привилегий отказаться трудно – это понятно. Тем

не менее представляется, что одинаковые правила для всех предприятий

наиболее полно отвечают принципу справедливости условий хозяйствования,

закрепленному сегодня в налоговых правоотношениях.

Что касается нюансов переходного периода, то ст.10 Федерального закона №110-

ФЗ действительно поставила предприятия, и до того платившие налоги

независимо от факта оплаты выручки (а по сути – добровольно кредитовавшие

бюджет своими налогами), в несколько худшее положение: амортизация,

признаваемая для целей налога на прибыль Постановлением №552 в течение 12 и

немногим более месяцев, теперь раздроблена для признания в базе по налогу

на срок в течение 60 месяцев. Не улучшает положение и норма статьи 322,

аналогично оттягивающая на срок до 7 лет признание для налога на прибыль

амортизации основных средств, эксплуатируемых более нового срока

амортизации, установленного для аналогичных объектов. Здесь хотелось бы

обратить внимание на следующее. Исследуя в совокупности п.8 ст.265, ст.323,

п.3 ст.268 25 главы, а так же толкование понятия «реализация», данное ст.39

НК РФ, автор приходит к следующему. Согласно буквальному прочтению текста

статей следует, что при реализации подобных изношенных (и морально

устаревших, что и обусловило, по мнению автора, разницу в сроках

эксплуатации) объектов признание расхода для налогообложения затрудняется

длительным периодом налогового учета; при ликвидации же подобных объектов

вступает норма пп.8 п.1 ст.265, признающая в составе внереализационных

расходов «расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств,

включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком

полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов

незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен

(расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр

и другие аналогичные работы... ». Скорее всего, налицо техническая

неточность в тексте закона, но хотелось бы надеяться, что законодатель

вкладывал именно такой смысл в данную норму: целесообразнее ликвидировать

старые объекты, а не запускать их в хозяйственный оборот посредством

продажи.

Кроме того существует еще право предприятия использовать пониженные нормы

амортизации (п.11 ст.259 НК), что, по сути, может означать увеличение срока

эксплуатации против установленного Постановлением №1. Однако для разработки

таких управленческих решений предполагается грамотное юридическое

сопровождение. В целом же разовые потери в налогообложении переходного

периода для большинства предприятий больше кажущиеся, нежели реальные.

Наконец, продвинутые или восприимчивые к инновациям финансовые службы в

2001 году максимально использовали возможности тогдашнего финансового

законодательства, в частности, отдельные нестыковки бухгалтерских и

налоговых нормативных актов, чтобы подойти к переходному периоду и

вступлению 25 главы с минимально возможными потерями. Очевидно, что

позитивная тенденция к осознанному участию в происходящих в стране

экономических реформах набирает силу. Отсюда вряд ли возможны демарши

налоговиков, призывающих обеспечить собираемость налога на прибыль жесткой

регламентацией расходов и увеличением налоговой нагрузки. Хозяйствующим

субъектам предстоит-таки осознать прогрессивность нововведений, детально

проанализировав реальное положение дел. И это, по мнению автора, более

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.