рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государственное регулирование банковской системы

Государственное регулирование банковской системы

Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова.

Курсовая работа

по статистике

На тему: “Государственное регулирование

банковской системы”

Студент:

Пак Сергей

412 группа

Работа защищена

c оценкой “ ”

Преподаватель

Москва 2001г.

Предисловие

1. Предисловие

1

2. Происхождение, сущность и функции банка

Происхождение банков

2

Основные виды кредитных учреждений

5

Задачи и функции центральных банков

11

3. Коммерческие банки и их деятельность

Операции коммерческих банков

19

4. Заключение

32

Список литературы

35

3333333333

Происхождение, сущность и функции банков.

Происхождение банков. Слово “банк” происходит от итальянского “banco” и

означает “стол”. Предшественниками банков были средневековые менялы –

представители денежно-торгового капитала; они принимали денежные средства у

купцов и специализировались на обмене денег различных городов и стран. Со

временем менялы стали использовать эти вклады, а также собственные денежные

средства для выдачи ссуд и получения процентов, что означало превращение

менял в банкиров.

В XVI – XVII вв. купеческие гильдии ряда городов (Венеции, Генуи,

Милана, Амстердама, Гамбурга, Нюрнберга) создали специальные жиробанки для

осуществления безналичных расчётов между своими клиентами-купцами.

Жиробанки вели расчёты между своими клиентами в специальных денежных

единицах, выраженных в определённых весовых количествах благородных

металлов. Свои собственные средства жиробанки предоставляли в суду

государству, городам и привилегированным внешнеторговым компаниям.

В Англии капиталистическая банковская система возникла в XVI в., причём

банкиры вышли из среды либо золотых дел мастеров, либо купцов.

Банки – особый вид предпринимательской деятельности, связанной с

движением ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением. В отличие от

ссудного капитала (рантье) банкир представляет собой разновидность

капиталиста-предпринимателя. Промышленные капиталисты вкладывают свой

капитал в промышленность, торговые – торговлю, а банкиры – в банковское

дело. Ссудный капиталист предоставляет в суду собственный капитал, банкиры

в основном оперируют чужими капиталами. Доходом ссудного капитала является

ссудный процент, а доходом банкира – банковская прибыль (процент, доходы от

ценных бумаг, комиссионные и пр.).

Банки выполняют в рыночном хозяйстве следующие важные функции:

. посредничество в кредите денежными и функционирующими капиталистами;

. посредничество в платежах;

. мобилизация денежных доходов и сбережений и превращение их в капитал;

. создание кредитных орудий обращения.

Основные виды кредитных учреждений. В зависимости от того кому

принадлежат кредитные и кредитно-финансовые учреждения в странах с рыночной

экономикой различаются:

. государственные кредитные и кредитно-финансовые учреждения;

. частные кредитные и кредитно-финансовые учреждения;

Первая группа – это центральные банки, имеющие монопольное право

выпуска банкнот, почтово-сберегательные кассы, отдельные коммерческие банки

и некоторые учреждения, выполняющие специальные функции по кредитованию той

или иной области хозяйства (например, в США государственным кредитным

учреждением является Экспортно-импортный банк).

По характеру деятельности банки подразделяются на:

. эмиссионные;

. коммерческие;

. инвестиционные;

. ипотечные;

. сберегательные;

. специализированные (например, торговые банки);

Эмиссионные банки осуществляют выпуск банкнот и являются центрами

кредитной системы. Они занимают в ней особое положение, будучи “банками

банков”.

Коммерческие банки представляет собой банки, совершающие кредитование

промышленных, торговых и других предприятий главным образом за счёт тех

денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов. По форме

собственности они подразделяются на: а) частные акционерные, б)

кооперативные и в) государственные. На ранних ступенях капитализма

преобладали индивидуальные банковские фирмы, но с развитием капитализма и

особенно в эпоху империализма подавляющая часть всех банковских ресурсов

сосредоточилась в акционерных банках.

Инвестиционные банки занимаются финансированием и долгосрочным

кредитованием различных областей, главным образом промышленности, торговли

и транспорта. Через инвестиционные банки удовлетворяется значительная часть

потребностей промышленных и других предприятий в основном капитале. В

отличие от коммерческих банков инвестиционные мобилизуют подавляющую часть

своих ресурсов путём выпуска собственных акций и облигаций, а также путём

получения кредитов от коммерческих банков. Вместе с тем они играют важную

роль в выпуске и размещении акций промышленных и других компаний.

Ипотечные банки предоставляют долгосрочные кредиты под залог

недвижимости – земли и строений. Они мобилизуют ресурсы по средствам

выпуска особого вида ценных бумаг – закладных листов, обеспечением которых

служит заложенная в банках недвижимость. Клиентами ипотечных банков

являются фермеры, население, а в ряде случаев и предприниматели.

Специализированные банковские учреждения включают банки, специально

занимающиеся определённым видом кредитования. Так, внешнеторговые банки

специализируются на кредитовании экспорта и импорта товаров.

Центральные банки.

Общая характеристика центральных банков.

Главным звеном банковской системы любого государства является

центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-

разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная

резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии…

Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии,

поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.

Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась

роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими

банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи

коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее

время капитал центрального банка полностью или частично принадлежит

государству.

Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами

концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным

денежным системам.

Развитие денежно-кредитных систем показывает, что по характеру

учредительства центральные эмиссионные банки подразделяются на три группы.

Первая – это акционерные институты, создаваемые крупнейшими хозяйственными

структурами и коммерческими банками. Подобная форма учредительства является

наиболее демократичной, так как отражает высокий уровень

предпринимательства, позволяющий создать эмиссионный банк для обеспечения

экономических интересов деловых людей, то есть класса собственников,

владеющих средствами производства и низовыми банками.

Создание центральных банков по схеме “снизу – вверх” позволяет деловым

кругам усилить контроль за исполнительными и законодательными органами

власти и их бюджетными расходами. При этой схеме основная часть эмитируемых

кредитных денег используется для рефинансирования портфеля ресурсов

коммерческих банков, что стимулирует развитие предпринимательства.

Вторая группа – это центральные банки, учреждаемые органами

государственного управления экономикой и обществом. Такие банки создаются

по схеме “сверху – вниз”, что обеспечивает первоочередное удовлетворение

государственных потребностей в денежных средствах. При этом основная часть

ресурсов эмиссионного фонда используется для покрытия бюджетных дефицитов,

включая военные затраты. Такое распределение эмиссии наносит серьёзный

ущерб национальному предпринимательству, так как влечёт за собой

иммобилизацию денежных средств из сферы бизнеса в непроизводительные

расходы государства и обостряет инфляционный процесс. На практике это

значит, что государство “запускает руки” в карманы эмиссионного банка путём

принудительной продажи облигаций государственного займов.

Третья группа – это банки, учреждаемые на паритетных началах деловыми

кругами и государством. Смешанная форма создания таких банков позволяет

осуществлять мягкое управление их деятельностью с сочетанием экономических

интересов национального предпринимательства и государственных органов

управления обществом.

Во всех развитых странах действуют несколько законов, в которых

сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также

определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах

главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило,

правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон

о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус

последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава,

статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской

системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как

эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным

банком и банковской системой регулируются законом о банковской

деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных

институтов по отношению к центральному банку.

Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их

зависимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных

объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между

центральным банком страны и правительством с учётом неформальных контактов

руководителей.

Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных

банков можно выделить пять важнейших:

. участие государства в капитале центрального банка и в распределении

прибыли;

. процедура назначения (выбора) руководства банка;

. степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;

. права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;

. правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования

государственных расходов центральным банком страны.

В Российской Федерации сохраняется жёсткий государственный статус

Центрального банка, позволяющий федеральной администрации беспрепятственно

пользоваться ресурсами эмиссионного фонда.

Статус государственности характерен для всей истории Центрального банка

России. С момента его создания (1860г.) до сегодняшнего дня. Это является

одной из причин низкого уровня предпринимательства и рыночных отношений в

хозяйстве нашей страны.

Монополизация государственного управления Центральным банком усилилась в

период политизации экономики в 1917-1991 г.г.

Милитаризация экономики серьёзно осложнила переход народного хозяйства

нашей страны на рельсы рыночного развития. Так как потребовала разрушения

старых и создания новых хозяйственных структур для удовлетворения

первоочередных потребностей общества.

Задачи и функции центральных банков.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе,

поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения; защитой

и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и её курса по

отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы

страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчётов.

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач.

Центральный банк обязан быть:

. эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на

выпуск банкнот;

. банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной

клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их

кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять

им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор,

поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в

национальной кредитной системе;

. банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные

экономические программы и размещать государственные ценные бумаги;

предоставлять кредиты и выполнять расчётные операции для правительства,

хранить (официальные) золотовалютные резервы;

. главным расчётным центром страны, выступая посредником между другими

банками страны при выполнении безналичных расчётов, основанных на зачёте

взаимных требований и обязательств (клирингов);

. органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством.

Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы даёт возможность

центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов.

В Германии же, например. Несмотря на то, что в Законе о Немецком

федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы роста

денежной массы, определяются инструменты регулирования уже обращающихся

денег.

В качестве банка банков центральный банк предоставляет кредитным

институтам возможность рефинансирования. При этом центральный банк вправе

по закону ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах.

Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными

инструментами: покупка и продаже чеков и векселей (в том числе

казначейских); залоговые операции с ценными бумагами, векселями и

платёжными требованиями.

Важную роль в функционировании банковской системы страны играет характер

осуществления надзора центральным банком. Однако в Великобритании на

протяжении десятилетий вплоть до 1979 г. контроль за деятельностью второго

уровня банковской системы со стороны Банка Англии не был закреплён

законодательно и являлся достаточно либеральным. Немецкий федеральный банк

способствует проведению надзора специальным федеральным органом банковского

контроля. Поскольку последний не располагает необходимой структурой

агентств, то он опирается на филиальную сеть центрального банка. Английский

национальный банк в отличие от Немецкого федерального банка данную функцию

выполняет лишь в ограниченном объёме (банковский контроль передан

министерству финансов).

При решении пяти задач центральный банк решает три основные функции:

регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в

обращении. Это достигается путём сокращения или расширения наличной и

безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики. Политики минимальных

резервов, открытого рынка, валютной политики.

С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный

банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при

проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования.

Контролирующая функция включает определения соответствия требованиям к

качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных

институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся

разработка необходимых для институтов экономических коэффициентов и норм и

контроль за ними.

Всем центральным банкам присуща и информационно-исследовательская

функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-

статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в

законодательном порядке. Так, Немецкий федеральный банк обязан давать при

необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его

информацией о развитии кредитной системы.

Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о

ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на

глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки

информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом.

Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным

управлением центрального банка основывается на соответствующем

экономическом анализе ситуации в стране, с тем чтобы при необходимости дать

рекомендации и скоординировать действия государственных органов.

Денежно-кредитное регулирование

Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно –

кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создаёт

определённые условия для их функционирования.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.