рефераты бесплатно

МЕНЮ


Деньги. Кредит. Банки

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ РИСКИ тесно связаны между собой. Наиболее

ярко проявляются при осуществлении международных лизинговых операций.

Политический риск представляет опасность финансовых потерь, связанных с

изменением политической ситуации в стране, забастовками, изменением

государственной экономической политики, аннулированием государственного

заказа и т.п.

Юридический риск связан с потерями, возникающими в результате изменения

законодательных актов.

При осуществлении международных лизинговых сделок целесообразно

использовать следующие способы управления юридическими и политическими

рисками:

• анализ особенностей политической ситуации и налогового законодательства

страны пребывания лизингополучателя;

• увеличение рисковой премии пропорционально предполагаемой величине

рисков;

• межправительственные соглашения по гарантии инвестиций.

Международный валютный фонд и его роль в стабилизации экономики

развивающихся стран.

Международный Валютный Фонд — межправительственная организация,

предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между

государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных

затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления

кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд —

специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной

основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-

финансовой конференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля 1944 года в Бреттон-

Вудсе (США, штат Нью–Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ,

которое является его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 года;

практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года.

В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды

пересматривался:

В 1969 году с введением системы СДР;

В 1976 году с созданием Ямайской валютной системы;

В ноябре 1992 года с включением санкции — приостановки права участвовать

в голосовании — по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду.

Управление в МВФ осуществляется согласно Статьям Соглашения. В структуру

управления МВФ входят Совет Управляющих, Временный Комитет, Комитет

Развития, Исполнительный Совет, Управляющий, персонал.

Совет Управляющих — высший руководящий орган МВФ, в котором каждая страна-

член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет.

Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. Совет

управляющих обычно собирается на сессии один раз в год, но может собираться

или принимать постановления, голосованием по почте и чаще.

Временный Комитет исполняет решения Исполнительного Совета. Состоит из 24

управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга.

Временный Комитет собирается дважды в год и отчитывается Совету Управляющих

об управлении и функционировании международной валютной (monetary)

системы, а также вносит предложения об изменении Статей Соглашения.

Комитет Развития так же, как и Временный Комитет состоит из 24

управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга,

дает рекомендации и отчитывается Совету Управляющих МВФ.

Исполнительный Совет. Большую часть своих полномочий Совет Управляющих

делегирует Исполнительному Совету. Исполнительный Совет ведает широким

кругом вопросов административного и операционного характера, а также

занимается вопросами касающимися политики Фонда в отношении стран-членов.

Управляющий. Избранный Исполнительным Советом, Управляющий МВФ

возглавляет Исполнительный Совет и является главой персонала организации.

Под управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную

деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть

переизбран на последующий срок.

Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ

демонстрации самых высоких стандартов профессионализма и технической

компетентности, и отражает интернациональность организации. Приблизительно

125 наций представлены среди 2,300 сотрудников организации.

Каждый член МВФ имеет свою квоту (долю), выраженную в СДР, которая равна

участию страны-члена в МВФ. Квота, которая была придумана для отражения

отношения размеров экономики стран-членов, является базовым элементом во

взаимоотношениях финансового и организационного характера стран-членов и

Фондом. Она определяет количество голосов, имеющихся у страны-члена МВФ, и

равна 250 "базисных" голосов, которые предоставляются каждой стране,

участвующей в Фонде плюс 1 голос за каждые 1000,000 СДР. Квота также

определяет сумму подписки страны на капитал МВФ и возможность использования

ресурсов Фонда. Страна-участник обязана оплатить 25% от величины своей

подписки в СДР или в валюте других стран-участниц, определяемой МВФ,

согласно уставу; остаток страна оплачивает в своей валюте.

Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает

для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в

Фонде стран с похожими экономическими характеристиками. Полученное значение

квоты обсуждается комитетом "Участников" (membership) Исполнительного

совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с

условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном составе)

готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех формальных

шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания Статей

Соглашения.

На 1 августа 1997 года 181 страна являлась членом Фонда с суммой квот

порядка 145,3 млрд. СДР.

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются

два понятия: 1) сделка (transaction) - предоставление валютных средств

странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических

финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет

кредитные операции только с официальными органами - казначействами,

центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на

покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки

экономической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase)

или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на

эквивалентное количество национальной валюты, которое зачисляется на счет

МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ

предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на

валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут

переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны

были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд

обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с

неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило,

предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог»

соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них

нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих

валют.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными

условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-

первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев,

предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму,

не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма

валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее

квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в

1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-

членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более

короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что

касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его

действие может приостанавливаться.

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от

суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за

предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

По истечении установленного периода времени страна-член обязана

произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув

ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик

обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере

улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если

находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим

государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в

размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978

г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины

квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса

национальной валюты данной страны.

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-

членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре

кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую

страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной

и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-

заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-

экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях»,

направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит «в

противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может

ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование

первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки

иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму

немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ

соглашения о резервном кредите.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by

Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет

получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с

договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.

Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной

линии.

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время

кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ.

Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних

кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через

установленные промежутки времени в течение срока соглашения.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита

в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение

равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в

области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о

расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости

и по просьбе стран-членов — до четырех лет.

Специальные фонды. В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ

практикует создание специальных фондов (англ. facility - устройство,

механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для

кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса

обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные

бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение

протекционистских ограничений в странах-импортерах. Появление товаров-

заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:

. с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно

экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в результате

падения мировых цен на сырье;

. с 1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-импортеров зерна,

испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря

1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти,

нефтепродуктов и природного газа:

. с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь для помощи

странам, испытывающим влияние непредсказуемых внешних факторов (до 30%

квоты).

2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов

для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов

сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это

ухудшает их платежный баланс. Лимит — 30% квоты.

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по

сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью

МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.

При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-должникам

часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях

сокращения основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации

процентных платежей либо дополнительного обеспечения основного долга при

обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на облигации с более

низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх

резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября 1992

г. 30% квоты страны. Фактически величины дополнительного кредита

определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая, с

учетом «степени радикальности» программы макроэкономической стабилизации и

структурной перестройки соответствующей страны.

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных

преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к

рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ.

Поводом для его использования может быть, во-первых, резкое падение

поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной на

рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение

стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-

третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов в данном

случае обусловливается выполнением страной-заемщицей набора более «мягких»

макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение

стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать

средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования до 50%

их квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с

интервалом в полгода. Практически этот фонд образован главным образом для

стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к

рыночной экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие требования

МВФ.

Получение странами членами МВФ средств из специальных фондов - это

дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных

фондов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее

национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для

получения кредитных долей.

Кроме функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФ периодически

создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем

международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные

средства из различных внешних официальных источников. К временным

специальным фондам относятся:

1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976

гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных

расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов.

Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны—экспортеры

нефти. Развивающиеся страны количественно преобладали среди получателей

кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми

государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были

жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых);

обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной

энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся

стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кредитов они

покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти;

2) Доверительный фонд — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976--

-1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части

золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее

развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-

заемщики не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной

валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Эти

условия в наибольшей степени отвечали требованиям развивающихся стран. 55

стран получили из доверительного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была

передана развивающимся государствам пропорционально их квотам:

3) Фонд дополнительного кредитования или фонд Виттевеена - по имени

директора-распорядителя МВФ; время действия 19791984 гг. Цель этого фонда —

предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам,

испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.