рефераты бесплатно

МЕНЮ


Бюджет

экономического развития и укрепления материально-финансовой базы.[2, C. 34]

Самостоятельность местных бюджетов гарантируется собственными и

закрепленными за ними на стабильной основе общегосударственными доходами, а

также правом самостоятельно определить направления использования средств

местных бюджетов в соответствии с Законом.

Законом «О местном самоуправлении в Украине» предусматривается участие

государства в формировании доходов местных бюджетов. Государство

гарантирует органам местного самоуправления доходную базу, достаточную для

обеспечения населения услугами на уровне минимальных социальных

потребностей, в то же время, когда доходы от закрепленных за местными

бюджетами общегосударственных налогов и сборов превышает минимальный размер

местного бюджета, государство изымает из местного бюджета в государственный

часть излишка в порядке, установленном Законом о государственном бюджете.

Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов

бюджетной обеспеченности на одного жителя с учетом экономического,

социального, природного и экологического состояния соответствующих

территорий, исходя из уровня минимальных социальных потребностей.

В Законе определено, что доходы местных бюджетов формируются за счет

собственных, определенных Законом источников и закрепленных в установленном

Законом порядке общегосударственных налогов, сборов и других платежей. В

случае, когда возможности сбалансирования доходов и расходов местных

бюджетов исчерпаны и при этом не обеспечивается покрытие расходов,

необходимых для осуществления органами местного самоуправления

предоставленных им Законом полномочий и обеспечение населения услугами не

ниже уровня минимальных социальных потребностей, государство обеспечивает

сбалансирование местных бюджетов путем передачи необходимых средств в

соответствующие местные бюджеты в виде дотаций, субвенций, субсидий.

Дотации – это форма централизованного регулирования доходов и расходов

предприятий, организаций, учреждений, а также бюджетов, плановые затраты

которых превышают полученные доходы, в виде предоставления средств, которые

компенсируют убытки. Такая дополнительная выдача средств может идти на

покрытие убытков предприятий и организаций как производственной, так и

непроизводственной сферы, а также на сбалансирование местных бюджетов.

Субвенции – это целевая помощь, вид государственного содействия

местным органам власти или отдельным отраслям хозяйства, которая

предоставляется для решения отдельных задач.

Субсидии - это финансовая помощь в форме денежной помощи, которая

предоставляется чаще всего за счет средств государственного бюджета местным

органам власти, юридическим и физическим лицам. Субсидии делятся на прямые

и непрямые.

В соответствии с Законом органы местного самоуправления могут

устанавливать местные налоги и сборы. Средства, которые поступают от их

удержания, зачисляются в соответствующие местные бюджеты. По решению

собрания граждан по их месту жительства могут вводиться местные сборы на

условиях самоналогообложения – привлечения на добровольной основе средств

для финансирования разовых целевых мероприятий социально-бытового

характера.

Состав и размеры отчислений от общегосударственных налогов, сборов и

платежей, которые поступают в местные бюджеты, определяются в соответствии

с социально-экономическими нормативам, бюджетной обеспеченности населения

территории и состояния местных источников. Источниками доходов местных

бюджетов являются: общегосударственные налоги, сборы, платежи; налог на

прибыль предприятий и организаций всех форм собственности; часть акцизного

сбора; подоходный налог с граждан; плата за землю; налог с владельцев

транспортных средств; таможенный сбор; плата за воду; налог на промысел и

др.; а также местные налоги, сборы и обязательные платежи, к которым

принадлежат: отельный сбор; сбор за парковку автомобилей; рыночный сбор;

сбор за выдачу ордера на квартиру; курортный сбор; и другие.

Таким образом, Закон, предлагает определенные пути решения финансовых

проблем регионов и городов Украины. Важное место в Законе отводится

развитию местного налогообложения. [2, C. 6-10]

Опыт применения местных налогов и сборов в Украине свидетельствует

пока что незначительную их роль, в формировании финансов органов местного

самоуправления. По сравнению с практикой западных стран институт местных

налогов и сборов в Украине фактически остается недееспособным.

Регионы Украины, которые имеют более мощную налоговую базу, отстаивают

свои права на преимущества в формировании доходной части своих бюджетов, а

«бедные» территории, наоборот, апеллируют к центральной власти с

требованиями увеличения объемов финансовой помощи. В связи с этим возникает

необходимость осуществлять государственную политику бюджетного выравнивания

высоко- и мало развитых регионов.[37, C. 125-127]

Обострение этой проблемы в значительной степени зависит от масштабов

территориальных диспропорций в размещении налоговой базы. Анализ финансовых

проблем местных органов власти, проведенный известным ученым В. Кравченко,

свидетельствует, что налоговые доходы на территории Украины формируются

очень неравномерно. Лидером в налоговых доходах на душу населения является

Киев. Второе и третье место по показателям абсолютного объема налоговых

доходов занимают соответственно Донецкая и Днепропетровская области. К

категории «богатых» территорий, то есть, к тем, где средние показатели

доходов на душу населения были выше, чем в среднем по Украине, кроме

указанных, принадлежат Полтавская, Запорожская, Львовская, Сумская и

Харьковская области. В тоже время средние налоговые доходы на душу

населения в Тернопольской области составили 58% к среднему уровню, а в

Ивано-Франковской – лишь 56,6%. Возрастает разрыв между среднедушевыми

доходами самых богатых и самых бедных территорий.

В таких условиях проблемы бюджетного выравнивания продолжают

обостряться. При увеличении диспропорций в территориальном размещении

налоговой базы центральной власти, чем дальше, тем тяжелее осуществлять

бюджетное выравнивание для обеспечения единого стандарта услуг, которые

предоставляются за счет бюджета на всей территории государства.

При этих обстоятельствах возрастает объем перераспределения финансовых

ресурсов непосредственно через Государственный бюджет Украины, что остро

критикуется как представителями власти «богатых» территорий, так и

отдельными политическими силами.

Нельзя не согласиться и с мыслью доктора экономических наук,

профессора, заслуженного экономиста Украины Б. Панасюка, что доходная часть

бюджета будет реальной лишь тогда, когда будет определяться не на так

называемых макро показателях, неизвестно как рассчитанных, а на основе

реального состояния экономики в каждом районе, городе, области. Это

требует, прежде всего, постепенного отступления от распределения бюджетных

средств по отраслевому принципу, а также соответствующих способов

формирования доходной части бюджета. А чтобы доходная часть бюджета была

реальной, необходимо начинать с территорий и, в первую очередь, с бюджета

районов. Районная налоговая администрация вместе с районной администрацией

по установленным нормативом должны формировать проекты доходов района и

часть поступлений в областной и государственный бюджет. Обрабатывая доходы

бюджета по районам и в целом по области, можно более объективно определить

возможные поступления в государственный бюджет согласно с установленными

нормами и нормативами.

Вместе с этим в Украине необходимо создать многоканальную систему

формирования бюджета, на основании которой каждый уровень бюджетной системы

должен иметь собственные закрепленные доходы. Объем этих доходов должен

быть достаточным для обеспечения функций и обязанностей, которые наложены

на тот или иной уровень власти.

При решении проблем бюджетного выравнивания необходимо, в первую

очередь, разработать правовые мероприятия и механизм бюджетного

регулирования в Украине, где зафиксировать стабильную часть разных уровней

власти – центральной, региональной, местной - в распределении

общегосударственных (регулирующих) налогов. На основе глубокого анализа

установить уровни социально-экономического развития территорий и на этой

базе определить объемы финансовых ресурсов, необходимых для бюджетного

выравнивания. Следует поддержать также предложения ученых, которые считают,

что на уровне Государственного бюджета Украины необходимо создать фонды

трансфертов, за счет которых возможно осуществлять бюджетное выравнивание.

Должны быть определены и мероприятия, на основании которых местные органы

власти могут получать средства из трансфертных фондов.

Что касается формирования расходной части местных, то можно сказать,

что расходы местных бюджетов – это те же экономические отношения, что и

расходы государственного бюджета. Это экономические отношения, которые

возникают в связи с распределением центральных средств, которые находятся в

распоряжении местных органов власти.

В областных, местных и районных бюджетах создаются резервные фонды

исполнительных органов советов народных депутатов для финансирования

неотложных мероприятий, которые не были предусмотрены, когда утверждались

эти бюджеты.

В Бюджетном кодексе указывается, что для составления проекта бюджета,

в ходе его исполнения для решения проблемы нехватки собственных средств

органы государственной исполнительной власти и исполнительные органы

местных советов имеют право делать следующее:

1. Определить в своих бюджетах объем финансирования мероприятий

социально-культурного развития соответствующих административно-

территориальных единиц в пределах плановых бюджетных доходов,

предоставленных дотаций, субсидий, а также с учетом полученных бюджетных

средств.

2. Определить направления использования бюджетных средств с инвестиций

на собственные целевые программы, а также на общие программы с органами

власти других административно- территориальных единиц и другие.

3. Определить в установленном порядке в пределах дополнительных

поступлений на протяжении года средства дополнительных льгот в помощь

гражданам, которым необходима социальная защита.

4. Создавать в составе своего бюджета в пределах объема его доходов

резервные и целевые фонды, если их создание предусмотрено законами Украины.

5. Определить размер дотаций, субсидий бюджетам нижнего

территориального уровня и их целевое использование.[3, C.25-30]

Основной проблемой бюджетного процесса на местном уровне можно назвать

недостаточную дееспособность Закона «О местном самоуправлении». Что

касается формирования доходной части местных бюджетов, то главной проблемой

является неплатежеспособность плательщиков и высокий уровень дебиторской

задолженности.(2)

Таким образом, указанные подходы - это лишь отдельные пути

стабилизации и укрепления местных финансов. Для успешного решения данной

проблемы необходимы масштабные теоретические исследования.

Одним из важных подходов налогового реформирования является дальнейшее

усиление роли местных налогов и сборов в формировании доходов местных

бюджетов, что требует разработки и реализации региональной налоговой

политики, которая должна строится на четком законодательном распределении

полномочий, ответственности и финансово-экономической базы между

государственными, территориальными и местными уровнями управления. Итак,

можно сделать вывод что: Вместе с этим в Украине необходимо создать

многоканальную систему формирования бюджета, на основании которой каждый

уровень бюджетной системы должен иметь собственные закрепленные доходы.

Объем этих доходов должен быть достаточным для обеспечения функций и

обязанностей, которые наложены на тот или иной уровень власти.

Усовершенствование налоговой системы на макро- и микроэкономическом

уровнях должно осуществляться путем установления стабильных ставок

налоговых поступлений в государственные и местные бюджеты и расширении прав

органов местной исполнительной власти относительно формирования и

использования местных налогов и сборов.

3.3. Проблемы Каменнобродского бюджета.

Каменнобродский финансовый орган – учреждение, осуществляющее, в

соответствии с законодательством Украины, функции по составлению,

исполнению местных бюджетов, контролю за расходованием средств

распорядителями бюджетных средств, а также иные функции, связанные с

управлением средствами местного бюджета.

Он осуществляет общую организацию и управление соответствующего

местного бюджета координирует деятельность участников бюджетного процесса

по вопросам исполнения бюджета, и в процессе исполнения местного бюджета

по доходом, осуществляет прогнозирование и анализ доходов соответствующего

бюджета.

Проблемы Каменобродского бюджета.

1. Определение социально – экономических приоритетов и приоритетов

бюджетного финансирования, концентрации бюджетных средств на наиболее

важных социально – экономических программах.

2. Оптимизация и рационализация границы учреждений, которые

финансируются с государственного и местных бюджетов, с целью повышения

уровня и качества услуг, которые оказываются гражданам, повышение

эффективности использования бюджетных средств.

3. Определение и разграничение функций органов государственной власти

в бюджетном процессе, а также финансовых органов, которые осуществляют

управление финансово – бюджетной системой, правового и организационного

определения природы и функций местных финансовых органов.

4. Усовершенствование и правовое закрепление организаций бюджетного

процесса и бюджетных процедур, как на центральном, так и на уровне органов

местного самоуправления.

5. Усовершенствование распределения финансовых ресурсов между звеньями

бюджетной системы. Повышение заинтересованности органов государственной

власти и местного самоуправления в эффективном администрировании налогов и

укрепления налоговой базы.

6. Создание эффективного механизма государственных и местных

предложений, обслуживание государственного долга с целью укрепления

доходной базы государственного и местных бюджетов, а также минимизации их

затрат.

7. Путаница в том, какие услуги должен оказывать каждый из уровней

власти.

Действующие законодательные процедуры четко не определяют, на котором из

уровней власти который вид услуг может предоставляться. Органы власти всех

уровней имеют определенные полномочия работать в любой из указанных

областей. В соответствии с Конституцией и Законом о местном самоуправлении

областные и районные органы власти могут предоставлять услуги лишь на

основании делегирования соответствующих полномочий, которые имеют общие

интересы.

8. Отсутствие четкого распределения функций между разными звеньями

власти одного уровня. Это отсутствие точности делает практически

невозможным разделение «делегированных расходов» и «собственных расходов».

Обозначение границы ответственности в Законе про местное самоуправление

довольно расплывчатое.

Отсутствие точности делает практически невозможным разделение

"делегированных расходов" и "собственных расходов". Определение границ

ответственности в Законе о местном самоуправлении очень не четкое.

Наиболее серьезной проблемой, рожденной старой системой, есть не

заинтересованность местных органов власти в увеличении поступлений. Будь -

то увеличение местных поступлений, или мероприятия по уменьшению расходов,

сводится на нет уменьшением частицы регулирующих налоговых поступлений или

трансфертов. Ежегодные изменения нормативов и отчислений от

общегосударственных налогов и собрания, которые направляются к местным

бюджетам, не задавали стимулов к увеличению поступлений.

9. «Эффект замещения». Эффект этот обнаруживается в том, что каждая

наращенная гривна собственных доходов местных бюджетов "вытесняет",

соответственно, трансфертную гривну из государственного бюджета. То есть,

если местный бюджет увеличивает собственными усилиями собственные доходы,

то он теряет на такую же сумму дотации из "вышестоящего" бюджета, или

получает уменьшение отчислений от общегосударственных налогов, или должен

больше перечислять в государственный или областной бюджет. Классический

пример, который уже цитируется на интернетовских сайтах и на страницах

учебников из публичных финансов в Европе – это муниципальный бюджет города

Хмельницкого, который имеет один из трех наибольших в Украине групповых

рынков. Внимание тамошней городской власти к развитию рынка привело, в

результате, к тому, что поступление от местных налогов и сборов (прежде

всего от рыночного сбора) в Хмельницком среди наивысших в Украине. Если, в

среднем, по Украине часть этих поступлений в местных бюджетах составляла

4%, то в Хмельницком она превышала 10%. Однако, Хмельницкий получил мало

бюджетной признательности за свои усилия, более того, был наказан за такое

упорство. На каждую наращенную от рыночного сбора гривну областной бюджет

уменьшался на туже гривну, и даже больше, отчислений городскому бюджету от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.