рефераты бесплатно

МЕНЮ


Банковские системы стран мира

во многом сходные с практикой западных банков, которые тоже нередко

страдают от злоупотреблений. Главным методом борьбы с махинаторами является

тщательный аудит всех операций предприятия-клиента. Ни один из членов

руководства исламского банка не имеет права единолично признать убытки,

показанные в отчетности предприятия, финансируемого банком. Для этого

необходимо коллегиальное решение всего состава правления банка. Если проект

не достиг запланированной прибыльности, специальный независимый комитет

изучает баланс предприятия. Если же сокрытие доходов установлено, клиент

выплачивает недостающую сумму в принудительном порядке. Банк может

использовать свои права акционера для замены недобросовестных менеджеров

предприятия. В особо тяжелых случаях банк отзываесвои средства, и компания-

нарушитель вносится в «черный список». В случае просрочки платежей дело

передается в суд, который обязывает клиента выплатить необходимую сумму

плюс оговоренный в первоначальном контракте штраф.

Серьезные проблемы возникли при переходе к исламской системе в связи

с финансированием государственных расходов за счет внутреннего долга, так

как выпуск процентных облигаций стал невозможен, В Иране, например, даже

после перехода к беспроцентной банковской системе финансирование госдолга

по-прежнему продолжалось за счет кредитов, которые центральный банк

предоставлял национализированным коммерческим банкам на основе

фиксированной ставки процента. Коммерческие банки, в свою очередь, на

льготных условиях предоставляли займы предприятиям госсектора.

Положение изменилось после того, как администрация президента Хатами

приступила к эко-номическим реформам. В 1995 году иранское государство

начало выпуск специальных исламских облигаций, основанных на принципе PLS:

в ходе планируемой приватизации облигации будут обращены в акции бывших

государственных предприятий. Мобилизованные в результате займа средства

будут использованы для их реформирования и модернизации, а доходность

облигаций будет определяться прибылями компаний, включенных в фонд,

служащий для обеспечения госзайма. При выпуске облигаций бьш использован

опыт Малайзии, где подобные ценные бумаги появились еще раньше.

Привлекательная идея

Несмотря на то что в теории наиболее желательным видом операций для

исламских банков является долевое финансирование проектов, в реальности

большая часть портфеля активов приходится на краткосрочное финансирование

торговых сделок, при котором банк получает прибыль за счет наценки за

обслуживание (мурабаха). Концентрация на краткосрочных активах нежелательна

не только потому, что не создает достаточных стимулов долгосрочного

экономического развития, но и потому, что подозрительна с религиозной точки

зрения: операция мурабаха во многом напоминает процентную ссуду

По мнению экспертов, причина кроется в недостаточном развитии

вторичного финансового рынка. Активный рост в последние годы исламского

рынка акций, бурное развитие исламских инвестиционных фондов и появление

новых финансовых инструментов создают предпосылки для перемен.

Сейчас исламские банки предлагают краткосрочные инструменты с

доходностью пять-шесть процентов. В перспективе же осуществить „квантовый

скачок", перейдя к средне- и долгосрочным продуктам с доходностью в

пятнадцать, двадцать и даже тридцать процентов в сфере проектного

финансирования и рискового капитала.

По мнению многих специалистов, из опыта исламских банков западная

финансовая система может извлечь для себя важный урок: эгоистические

интересы банковского сообщества не должны становиться удавкой на горле

реального сектора, а решения о финансировании проектов должны приниматься

не на основе предвкушения призрачной спекулятивной сверхприбыли, а на

основании ответственной оценки перспектив его прибыльности. Авторитетный

орган западных деловых кругов журнал Economist писал по поводу исламской

финансовой операции мушарака (участие банка в прибылях и убытках

предприятия): «Некоторые люди на Западе находят эту идею привлекательной.

Она дает тому, кто предоставляет деньги, сильный стимул удостовериться, что

при помощи своих денег он создает действительно нечто ощутимое. Как жаль,

что западные банки не имели такого стимула, когда принимали многие из своих

решений об инвестициях на протяжении 70-х и 80-х годов. Мушарака также

подчеркивает разделение ответственности между всеми пользователями денег.

Коммерческие нормы шариата не придуманы богословами. Они лишь

кодифицировали те из существовавших в докоранические времена деловых

процедур, которые были признаны морально приемлемыми. Правда, в наше время

далеко не все финансовые структуры Ближнего Востока оперируют с оглядкой на

шариат. Королевские семьи Саудовской Аравии и Кувейта размещают свои

капиталы на западных финансовых рынках, крупнейшие арабские финансово-

промышленные группы используют западные методы бизнеса. Финансовые

учреждения западного типа появились в исламских странах е конце прошлого

века — в основном как отделения крупных банков европейских метрополий.

Однако их деятельность ограничивалась в основном экспортно-импортными

операциями иностранных компаний. Местное торговое сообщество из

националистических и религиозных соображений избегало услуг западных

банков. Процессы модернизации в экономике заставили бизнесменов-мусульман

открывать текущие счета в банках для проведения расчетов, однако многие из

них по-прежнему отказывались делать процентные депозиты и брать кредиты.

Поэтому с конца 40-х годов ряд исламских экономистов начинает теоретическую

разработку финансовой модели «исламского капитализма», исключающей ссудный

процент.

Конкретная история исламского банковского дела берет начало в 60-е

годы. Первый исламский сберегательный банк был основан в 1963 году в

Египте, но просуществовал он недолго.

В 70-е годы развернулась практическая работа по созданию исламских

финансовых институтов. В 1974 году Организация исламских государств приняла

решение о создании межгосударственного Исламского банка развития, для того

чтобы финансировать экономические и социальные программы на основе

принципов шариата. В 1975 году был создан коммерческий Dubai Islamic Bank.

Среди центральных фигур, которые стояли у истоков становления исламских

банков, следует назвать члена королевской семьи Саудовской Аравии принца

Мохамеда аль-Фейса-ла, ныне главу группы Faisal Finance/DarAI Mal, а также

шейха Салеха Камеля, основателя группы Albaraca. В 1977 году два банка

группы Faisal открылись в Египте и Судане. В 1979 году был основан первый в

Бахрейне исламский банк.

Психологические предпосылки возникновения исламских банков создал

процесс «исламского возрождения», то есть усиление приверженности

традиционному исламу среди широких слоев населения Ближнего Востока (его

кульминацией была революция имама Хомейни в Иране). Материальные

предпосылки для возникновения исламских банков создал нефтяной кризис 1973

года, когда на Ближний Восток в результате резкого повышения цен на нефть

хлынул поток нефтедолларов.

Приток средств клиентов из числа религиозных мусульман позволил

исламским банкам создать значительные пассивы, однако эмбриональное

состояние исламского рынка капиталов не позволяло их полностью

задействовать. В 80-е годы главной целью исламских банков было накопление

опыта пассивных операций, стандартизация методов финансирования и

инвестирования.

В начале 80-х годов начинается активный рост исламского банковского

дела в Юго-Восточной Азии. Еще в 1963 году в Малайзии был основан

благотворительный фонд, который привлекал сбережения мусульман,

собиравшихся совершить паломничество в Мекку. Впоследствии на его основе

возник один из крупнейших в мире исламских инвестиционных фондов Tabung

Haji. Бурный рост исламского банковского сектора в Малайзии начался после

1983 года в рамках политики властей по повышению уровня жизни

мусульманского большинства. Кроме сугубо экономических эта политика имела и

внутриполитические причины — хотя мусульмане составляют 75 процентов

населения Малайзии, большую часть капиталов частного сектора контролируют

этнические китайцы.

Последнее десятилетие стало для исламских банков временем быстрого

развития и инноваций в области пассивных операций. Клиентская база по-

прежнему растет, но нынешние вкладчики хотят, чтобы их вложения были не

только правильными с точки зрения религии, но и приносили доход. Идет

активное создание исламских инвестиционных банков и фондов нового типа,

занимающихся управлением активами, пакетами акций, вложениями в

недвижимость. Исламские инвестиционные банки действуют на рынке лизинговых

операций и рискового капитала. Тем более что ближневосточным банкам

приходится бороться за клиентов с гигантскими западными конкурентами,

которые активно открывают исламские подразделения.

2. Банковская система России.

Ускорение темпов роста промышленного производства во второй половине

XIX в. в России, сопровождавший эти процессы рост товарооборота и резко

увеличившаяся в масштабе всей страны потребность в оборотных денежных

средствах, предъявили новые требования к кредитно-банковской системе,

сделали необходимой ликвидацию ее старой, дореформенной структуры. Уже одно

то, что главным объектом кредитования были населенные поместья, а размеры

ссуд определялись количеством крепостных душ, оказывалось в полном

противоречии с наступающей буржуазной эпохой.

Развитие капитализма в России требовало создания соответствующей

капитализму кредитно-банковской системы. В течение сравнительно короткого

времени в России была создана кредитная система, игравшая важнейшую роль

аккумуляции денежных средств. В конце периода промышленного капитализма

кроме Государственного банка, Дворянского и Крестьянского банков

поземельного кредита имелось 39 акционерных коммерческих банков, несколько

сот обществ взаимного кредита, свыше 200 городских банков и довольно

многочисленная сеть сберегательных касс.

В России до 60-х годов ХIХ столетия банковская система была

централизованной и находилась под жестким контролем государства. В период

реформ 60-х годов правительство создает прообраз двухуровневой банковской

системы во главе с Государственным банком России.

Так середину XIX века можно назвать временем зарождения банковской

системы России. С тех пор она неоднократно реформировалась вплоть ло

сегодняшнего дня.

2.1 Центральный Банк Российской Федерации

История развития

Во время Крымской войны произошло значительное увеличение вкладов в

казенные банки – у всякого рода военных поставщиков появилось много

«дешевых» денег, «заработанных» на войне миллионов, и они хлынули в

кредитные учреждения, чтобы «приумножатся процентами» и выжидать выгодного

приложения. Для правительства это создало сложную противоречивую ситуацию:

с одной стороны, оно воспользовалось приростом вкладов, чтобы путем обычных

«позаимствований» в известной мере покрывать возросший в годы войны дефицит

государственного бюджета; с другой стороны, тот же приток вкладов

увеличивал расходы на уплату процентов и снова вел к росту дефицита. Меры,

принятые для разрядки этой ситуации, тоже были противоречивы. Для того

чтобы уменьшить приток вкладов, в 1857 году процентная ставка по ним была

снижена с 4 до 3%. Но надо было и не допустить массового изъятия вкладов,

ибо у государства могло не хватить наличности для удовлетворения запросов

вкладчиков. Чтобы предотвратить реальную в таком случае опасность

банкротства, попытались перевести вклады до востребования в долгосрочные

облигации. Было объявлено о выпуске облигации под названием

«Государственные доходные непрерывные билеты» - облигаций бессрочных, но 4%-

ных, то есть более выгодных, чем 3%-ные вклады до востребования. Затем были

выпущены 2%-ные облигации со сроком погашения в 37 лет. Эти шаги имели

некоторый успех, около половины всех вкладов в Государственном банке было

обменено на долгосрочные облигации. Но продолжалось и изъятие вкладов (из-

за уменьшения процента), и государство покрывало их новыми выпусками

бумажных денег. Правительственные меры были, таким образом, паллиативными,

и действительным способом решения проблемы могла быть только полная,

решительная перестройка всей банковской структуры. Она началась в конце

1850-х – начале 1860-х годов.

В конце 1859 года были приостановлены выдачи ссуд под населенные

имения, то есть прекратилась практика дореформенных банков по поддержке

крепостного режима.

В 1860 году были упразднены прежние казенные банки – ликвидирован

Государственный заемный банк, и одновременно с ним такие допотопные

учреждения, как Сохранные казны и Приказы общественного призрения. После

этого был создан Государственный банк России, на который была возложена

задача «упрощения денежной и кредитной системы». В уставе банка

подчеркивалось, что он учрежден «для оживления торговых оборотов и для

упрочнения денежной и кредитной системы», то есть должен был стать первым в

истории страны коммерческим банком.

На банк было возложено производство следующих операций:

. учет векселей и других срочных правительственных и общественных

процентных бумаг и иностранных тратт

. получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам в

счет доверителей

. выдача ссуд, за исключением ипотечных

. покупка государственных бумаг за свой счет

. кредиты по специальным текущим счетам (on call)

. ссуды через посредников

. покупка и продажа золота, серебра и ценных бумаг

. прием вкладов на хранение, на текущий счет

. кредиты земствам и городам

. комиссионные операции

Особенностью Государственного банка России было то, что хотя он и

являлся единственным учреждением банкнотной (бумажно-денежной) эмиссии, но

все же он развивал свои активные операции главным образом не за счет

эмиссии банкнот и не за счет депозитов частных лиц (как главные эмиссионные

банки других стран), а за счет т.н. «свободных средств казначейства», то

есть основные средства банка составляли средства казны, а не взносы

предприятий и частных лиц, эмиссия же денежных знаков (кредитных билетов)

почти полностью покрывалась золотым запасом. Государственному банку не было

предоставлено право самостоятельной эмиссии, он выпускал кредитные билеты

по требованиям правительства, выпуск кредитных билетов для коммерческих

целей происходил в каждом случае по специальным указам. Из чего следует,

что Государственный банк России являлся чисто государственным, что

представляло опасность возникновения сделок между казною и банком. Взгляды,

по которым Государственный банк является не «стражем» денежного обращения,

а источником доходов для казны были распространены в России того времени.

Русский Государственный банк работал с вкладами, среди которых преобладали

вклады государства. Уже в силу этого банк вполне зависел от государства.

Центральный банк и государство

На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое

разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие

банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации

капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс

централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в

результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним

банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты

могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.

Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в

дальнейшем - центральным банком, что соответствовало его главенствующему

положению, центральный банк служит осью, центром кредитной системы.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки

подразделяются на :

- государственные, капитал которых принадлежит государству (в том

числе ЦБ РФ);

- акционерные;

- смешанные - акционерные общества, часть капитала которых принадлежит

государству.

Независимо от того, принадлежит или нет капитал ЦБ государству,

исторически между банком и правительством сложились тесные связи.

Правительство заинтересовано с надежности ЦБ в силу особой роли последнего

в проведении экономической политики правительства.

Однако тесные связи с государством не означают, что оно может

безгранично влиять на политику ЦБ. Независимо от принадлежности капитала ЦБ

является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо

законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной

парламентом. Существенная степень независимости ЦБ является необходимым

условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в

противоречие с краткосрочными целями правительства. В тоже время

независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер в том

смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого

согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и

финансовой политики. В конечном счете любой ЦБ в той или иной степени

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.