рефераты бесплатно

МЕНЮ


Банковские системы стран мира

правительственном уровне при обсуждении широкого спектра вопросов

внутренней и внешней политики, начиная от реформы международной валютной

системы и кончая проблемам обновления финансового законодательства США.

Члены Совета часто выступают перед Конгрессом по ряду вопросов, касающихся

Федеральной резервной системы. Член Совета, назначенный председателем,

работает в Федеральном совете по проверке финансовых учреждений, где

представлены также Федеральная корпорация по страхованию депозитов,

Федеральное правление банков по кредитованию жилищного строительства,

аппарат контролера денежного обращения и Национальная администрация

кредитных союзов. Конгресс возлагает на эту группу разработку единых

правил ревизии всех учреждений, принимающих вклады. Регулярно члены Совета

встречаются с членами совета экономических консультантов. Обычно раз в

неделю проводится обед, на котором присутствуют представители Министерства

финансов, а также по возможности и председатель или вице-председатель

Совета управляющих и еще один член Cовета, равно как и заместитель министра

финансов по проблемам денежного обращения, ответственные работники обоих

учреждений.

Персонал Совета поддерживает тесную связь со своими коллегами в

правительстве. Они имеют частые неофициальные встречи со служащими таких

учреждений, как Совет экономических консультантов, Министерство финансов,

Учреждение по управлению, бюджету и экономическим проблемам, Аппарат

контроллера денежного обращения, Федеральная корпорация по страхованию

депозитов, Правление Федеральных банков по кредитованию жилищного

строительства, Национальная администрация кредитных союзов.

Совет управляющих.

Центром организации Федеральной резервной системы является Совет

управляющих в Вашингтоне. Основной функцией Совета является формирование

кредитно-денежной политики. Кроме того, Совет регулирует и контролирует

деятельность банковских учреждений и операций Федеральных резервных

банков. У Совета есть функции в области национального платежного механизма

и федерального регулирования потребительского кредита Совет состоит из 7

человек назначаемых президентом и утверждаемых Сенатом Полный срок работы

члена Совета - 14 лет. И семь сроков организованы так, что срок одного

члена заканчивается в каждый четный год. Нельзя быть повторно назначенным

после полного срока работы

Председатель и вице-председатель Совета назначаются президентом США

на 4 года из числа членов. Они могут быть назначены повторно, если срок их

работы в качестве членов Совета не истек. Такие повторные назначения также

должны быть утверждены Сенатом

Члены Совета составляют большинство в Комитете по операциям на

открытом рынке, который руководит операциями ФРС и общим курсом финансовой

и кредитно-денежной политики. В Комитете Совет рассматривает и утверждает

деятельность Федеральных резервных банков по дисконтированию и издаёт

постановления по управлению "дисконтным окном" в этих банках Совет может

также использовать резервные требования как инструмент кредитно-денежной

политики посредством осуществления своего права изменения некоторых

резервных норм депозитных учреждений в предписываемых законом пределах

Совет выполняет широкую контролирующую функцию над операциями 12

Федеральных резервных банков. Эта функция включает контроль за их

деятельностью по обслуживанию депозитных учреждений, а также проверку и

контроль некоторых банковских учреждений Каждый банк обязан представить

Совету свой бюджет для утверждения. Некоторые статьи расходов (например, на

строительство или реконструкцию зданий банка, выплату заработной платы

президентом и первым вице-президентом) подлежат специальному утверждению со

стороны Совета. Назначение президента и первого вице-президента каждого

федерального резервного банка утверждает Совет

Совет выполняет контролирующую и регулирующую функцию по отношению к

банкам - членам ФРС к банковским холдинговым компаниям банковским

объединениям международным банковским образованиям в США по отношению к

зарубежной деятельности банков членов ФРС и к деятельности филиалов

иностранных банков в США Совет устанавливает границы использования кредитов

для покупки и продажи ценных бумаг.

Совет выполняет основные Федеральные законы, регулирующие

деятельность по кредитованию потребителя (Закон о частном кредитовании,

Закон о равных кредитных возможностях, Закон об открытой информации по

жилищным ипотекам

Совет предоставляет Конгрессу ежегодный доклад о его операциях и

дважды в год - доклады о состоянии экономики и действиях Системы по росту

денежной массы и кредитов Ежемесячный Бюллетень ФРС публикует

статистические данные и другую информацию о деятельности системы.

Материалы, относящиеся к регулирующим функциям Совета, представлены в

другом печатном органе - Регулирующая деятельность ФРС. Совет оплачивает

затраты на выполнение своих обязанностей не из фондов, выделяемых

Конгрессом, а из сумм обложений на Федеральные резервные банки. Каждый год

общественная аудиторская фирма ревизует финансовые отчеты Совета. Данные

отчета также подлежат ревизии со стороны Главного бухгалтерского -

контрольного управления.

Комитет по операциям на открытом рынке.

Операции на открытом рынке являются главным инструментом,

используемым ФРС осуществлении национальной кредитно-денежной политики.

Комитет по операциям несет ответственность за сделки, проводимые ФРС.

Сделки с ценными бумагами правительства и федеральных ведомств, увеличивают

или сокращают резервные фонды депозитных учреждений. Комитет также дает

разрешение на операции и руководит ими на зарубежных рынках иностранных

валют.

В комитет входят 7 членов Совета управляющих и президенты 5 резервных

банков, один из которых является президентом Федерального резервного банка

Нью-Йорка. Президенты других банков работают в комитете в течение одного

года на условиях ротации. Комитет избирает своим председателем председателя

Совета управляющих, а вице-председателем президента ФРБ Нью-Йорка.

Федеральные резервные банки.

Другие функции ФРС осуществляются через сеть двенадцати Федеральных

резервных банков. В 25 городах были организованны филиалы резервных банков.

Каждый резервный банк имеет свой собственный Совет, состоящий из 9

директоров со стороны, не являющихся служащими данного банка. По закону 3

директора класса А, представляющих банки-члены ФРС, и 3 директора класса

Б, представляющих общественность, избираются в каждом районе банками-

членами ФРС. Совет управляющих назначает трех директоров класса С, которые

тоже представляют общественность.

ФРБ получают прибыль в основном из процентов соответствующих доле

вкладов Системы в ценные бумаги и, в меньшей степени, из доходов от

процентов на имеющуюся у Системы валюту, а также от процентов по ссудам

депозитным учреждениям и о валютном контроле.

1.3. Принципы функционирования банков в исламских странах.

Деятельность исламских банков основана на совершенно другой

философии, чуждой среднему европейцу и американцу. Выполняя те же функции,

она делает это совершенно по-другому. Приведу два примера:

Ливанский беженец возвращается на родину. Его скудных сбережений не

хватит, чтобы восстановить разрушенный отчий дом и начать собственное дело.

У него нет имущества, которое он мог бы предложить в качестве залога под

кредит, но есть нечто более ценное — репутация честного, работящего и

набожного человека. После долгих бесед с банкиром и поручительства имама

местной мечети вчерашний беженец получает взаймы деньги, чтобы купить

грузовик и заняться перевозкой фруктов.

Крупный коммерсант из Малайзии понес большие потери из-за недавнего

экономического кризиса и валютного краха, но банк, финансировавший его

внешнеторговые сделки, взял на себя убытки, рассудив, что в них нет вины

клиента. При этом вкладчики банка скрепя сердце смирились с тем, что в

кризисный год не смогут получить доход по своим вкладам.

В развитых странах Запада подобные ситуации были бы просто

невозможны. Банк, кредитовавший погоревшего коммерсанта, скорее всего,

сделал бы его банкротом либо выдал новый безнадежный кредит для выплаты

процентов по старому. Бедняк, не имеющий залога, скорее всего, вообще не

получил бы займа. Ведь даже в такой развитой стране, как Италия, десятки

тысяч мелких предпринимателей из-за недоступности банковского кредита

вынуждены обращаться к связанным с мафией ростовщикам, чтобы получить заем

под кабальные проценты.

«Человечные» финансисты, не требующие от клиентов залога и способные

простить ему долги, работают в так называемых исламских банках — финансовых

институтах, действующих на основе принципов мусульманской религиозной

этики, в корне отличающейся от устоев западной банковской системы.

В настоящее время только в трех государствах — Пакистане, Иране и

Судане – банковская система целиком функционирует на основе принципов

шариата. Однако сообщество исламских банков является наиболее быстро

растущим сегментом финансового сектора всего Ближнего Востока. По данным

Международной ассоциации исламских банков, сегодня в 35 странах (включая

Россию) функционируют приблизительно 200 таких кредитных учреждений. В

последние два года наблюдается стремительный рост исламских банков в

странах Персидского залива, стабильное развитие этого сектора продолжается

и в странах Юго-Восточной Азии, прежде всего в Малайзии.

В настоящее время общая сумма активов, управляемых на основе

принципов шариата, составляет, по разным оценкам, от 100 до 160 млрд

долларов. По мировым меркам это немного — значительно меньше, чем активы

одного крупного японского или американского банка. Однако динамика развития

исламских банков, особенно в последние годы, свидетельствует о том, что у

них большое будущее: ежегодные темпы роста в этом секторе составляют 10—15

процентов. Уже сейчас в Кувейте в исламских банках размещено от четверти до

трети всех сбережений населения. Ненамного отстает в этом отношении

Малайзия.

Исламская модель

Главной особенностью исламских финансов является отказ от того, на

чем основана общепринятая, западная финансовая система, — ссудного

процента. Это не означает превращение коммерческих займов в

благотворительные. Вознаграждение собственнику капитала не должно принимать

форму выплаты заранее установленной суммы, гарантированной вне зависимости

от доходности предприятия, как это происходит в случае взимания процента.

Согласно нормам исламской этики, праведно лишь то богатство, источником

которого являются собственный труд и предпринимательские усилия его

владельца, а также наследство или дар. Кроме того, прибыль является

вознаграждением за риск, сопутствующий любому деловому предприятию.

Исламские экономисты дают различные рациональные обоснования запрета

ссудного процента, делая акцент на его эксплуататорском характере и

подчеркивая роль банковской системы в провоцировании экономических

кризисов. Однако в конечном счете отказ от процента, как и выполнение

заповеди, является актом веры. Как и любую сферу жизни мусульманина,

финансовую деятельность регламентирует священное писание мусульман — Коран,

а также свод правовых и религиозных норм — шариат.

Основными понятиями Корана, описывающими то, чего в своей финансовой

практике должен избегать мусульманин, являются риба и гарар. Риба(дословно

«излишек») — любое неоправданное приращение капитала при займе или в

торговой сделке. Это такой же тяжкий грех, как и гарар — намеренный риск,

выходящий за рамки неизбежной случайности. Большинство исламских ученых

считает, что понятие «риба» означает не только высокий, ростовщический, но

и любой ссудный процент, в то время как под определение «гарар» попадает

любая спекулятивная операция.

Мусульманин не должен забывать, что все земные блага — это дар

Аллаха, который является их истинным собственником. Вверенные человеку

производительные ресурсы должны работать на благо всего общества. Согласно

шариату, деньги, не вложенные в дело, подлежат обложению благотворительным

налогом в пользу бедных и немощных. В случае, если человек сам не способен

пустить деньги в оборот, он должен вложить их в чужое предприятие, получив

долю в его доходах. Известно, что сам пророк Мухаммед был удачливым купцом,

в его торговые операции вложила средства богатая вдова Хаджия, которая

впоследствии стала его женой. Финансовые операции, которые совершал более

полутора тысяч лет назад основатель ислама, носят те же названия и основаны

на тех же принципах, что и виды финансовых услуг, которые предлагают

современные исламские банки в Манаме, Куала-Лумпуре и лондонском Сити.

Инвестиционный счет

Вместо процента исламские банки могут предложить вкладчику право на

участие в доходах предприятия, в которое вложены его деньги. При одном

обязательном условии — вкладчик должен разделить и возможные убытки.

Исламские банки открывают для клиентов три вида счетов. Во-первых,

это текущий счет, условия которого практически не отличаются от условий

открытия таких счетов в западных банках. Проценты по нему не выплачиваются,

клиенту гарантируется возвращение суммы вклада в любой момент.

Второй тип счета — сберегательный. Его владелец не имеет права на

участие в прибылях, однако администрация с целью привлечения вкладчиков

может по своему усмотрению выплачивать им премии в зависимости от

прибыльности банка. Сберегательный вклад не является срочным, его

номинальный размер также гарантирован. Средства, привлеченные по

сберегательным вкладам, банк старается вкладывать в малорискованные

операции, как правило, в финансирование торговых сделок.

И наконец, третий вид счета — инвестиционный. Его владелец имеет

право разделить с банком его прибыль или убытки по схеме profit and loss

sharing (PLS). Вкладчики получают доход по своим вкладам, который, как

правило, сопоставим с процентом в обычных банках. Однако доход этот не

гарантируется, не гарантирован и сам капитал, так как убытки банк

компенсирует за счет средств на инвестиционных вкладах. В случае, если банк

распорядился средствами клиента не вполне профессионально, тот в судебном

порядке может потребовать компенсации.

Таким образом, рекомендованным исламской доктриной методом

мобилизации денежных ресурсов, в том числе и для банков, является долевое

финансирование (equity finance) — привлечение средств за счет участия

инвестора в акционерном капитале. Приращение капитала не может происходить

в сфере денежного оборота, в его основе должны лежать сделки, касающиеся

реально существующих товаров и услуг. Деньги сами по себе не могут

приносить новые деньги, капитал должен использоваться в производительных

целях.

Многие экономисты указывают, что в долевом финансировании кроются

значительные преимущества. В западной экономике размер ссудного процента,

зависящего в свою очередь от установленной Центробанком учетной ставки,

диктует условия для развития реального сектора. В исламской финансовой

системе доход по вкладам зависит от прибыльности акций компаний, в которые

банк вложил капитал вкладчиков. Таким образом, динамика развития реального

сектора способствует установлению благоприятного инвестиционного климата и

эффективному распределению финансовых ресурсов в пользу наиболее успешных

отраслей экономики.

Финансирование по исламской модели может покончить с зависимостью

реального сектора от интересов банковского капитала, характерной для

системы, основанной на ссудном проценте. Денежные активы создаются как

ответ на инвестиционные возможности в реальном секторе, поэтому именно

реальный сектор определяет ставку дохода в финансовом секторе, а не

наоборот. Таким образом, уже не банки будут задавать реальной экономике

темп развития, а производительный сектор начнет создавать для себя

благоприятный инвестиционный климат.

В исламской системе многие перспективные проекты, которые обычные

банки отвергли бы из-за отсутствия залога, могут получить финансирование на

основе участия в прибылях. Однако в реальности мелкие и средние

предприниматели, создающие основную часть ВВП арабских стран и составляющие

большую часть клиентской базы банков, испытывают трудности в получении

кредитов на основе разделения прибыли из-за слишком сложного и трудоемкого

механизма оценки проекта. Исламский банкир принимает решение о

предоставлении займа на основе изучения перспектив проекта, предложенного

для реализации, а также деловых качеств клиента. В большинстве случаев от

него не требуют предоставления залога. Это создает опасность махинаций как

со стороны клиента, так и со стороны администрации банка. При операции на

основе участия в прибылях клиент может попытаться сфальсифицировать

отчетность и скрыть от банка реальные доходы проекта. При финансировании

торговой операции по схеме мурабаха (выплата в рассрочку основной суммы

займа и наценки «за обслуживание») клиент может испытать искушение нажиться

за счет задержки платежей.

Для нейтрализации подобных рисков разработаны специальные процедуры,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.