рефераты бесплатно

МЕНЮ


Банковские операции на рынке ценных бумаг

Принятые в залог облигаций под выданные кредит приходуются по

стоимости, указанной в залоговом договоре.

Кредитование под залог векселей имеет определенную специфику.

Цель проведения операции:

. Повышение надежности обеспечения ссуды. Выдача ссуд производится под

залог векселей. При невозможности получить возврат ссуды, банк может

заявить протест векселя и иметь возможность безусловного выполнения

вексельного обязательства вплоть до банкротства клиента.

. Расширение сферы коммерческого кредитования за счет использования

векселедержательского кредита.

При векселедержательском кредите собственная кредиторская

задолженность оформляется векселями.

. Получение дополнительного дохода от переданных в обеспечение кредита

ценных бумаг.

Переданные в обеспечение ценные бумаги могут быть использованы банком,

в частности учтены в ЦБ РФ(в соответствии с Письмом ЦБ РФ от 4.10.94 №

183-04).

. Повышение доходности операций кредитования.

Кредит по векселям, переданным в залог, предоставляется лишь в размере

60-90 процентов от их стоимости, поэтому взыскание вексельной суммы в

случае невыполнения условий кредитного договора может принести

определенный эффект.

Технология операции кредитования под залог векселей.

1. Оценка возможности кредита.

При этом банк рассматривает прежде всего, насколько хозяйственно-

финансовое положение клиента характеризует возможность своевременного

погашения кредита.

2. Предоставление заявления на получение кредита под залог в банк.

3. Заключение кредитного договора между банком и клиентом.

В договоре устанавливается максимальный размер ссуды, размер залога,

величина процента и комиссии в пользу банка. Оговариваются право банка

обращать в погашение долга суммы, вносимые векселедателями для оплаты

векселей, а при отсутствии таковых - выручку от реализации товаров и услуг,

поступающих на расчетный счет клиента.

Ссуды под залог векселей бывают:

. срочные, когда владелец векселей обязан выкупить их у банка в

заранее установленный срок;

. онкольные, т.е. ссуды до востребования, возврата которых банк вправе

потребовать в любое время.

Так как конъюктура финансового рынка подвержена колебаниям, а

кредитование до востребования не ограничено сроком, то в кредитном договоре

предусматриваются следующие права банка:

. повышать по своему усмотрению, не уведомляя клиентов заранее, суммы

процентов и комиссии в пользу банка;

. разрешать клиентам замену одних векселей до срока их погашения

другими.

4. Погашение кредита.

Погашение ссуды может осуществляться путем перечисления средств по

распоряжению клиента с его расчетного счета или путем зачета платежей,

поступивших по векселям, находящимся в обеспечении кредита от

векселедателей. Если по специальному ссудному счету за счет поступающих

средств образуется кредитовое сальдо, то банк начисляет проценты на

кредитовые остатки в размере, установленном за хранение их на

расчетных(текущих) счетах.

В основном используется залог ликвидных государственных долговых

обязательств. Эффективность операции повышается при совершении операции

РЕПО. Сделки РЕПО проводятся на основе соглашения участников сделки об

обратном выкупе ценных бумаг. Это соглашение предусматривает, что одна

сторона продает другой стороне пакет ценных бумаг с намерением выкупить их

обратно по заранее оговоренной цене в определенный срок.

Для банка экономически выгодно использовать операции РЕПО при

кредитовании под залог государственных ценных бумаг. Поэтому, банки

работают по схеме РЕПО с государственными ценными бумагами, прибыль от

операции с которыми не подлежит обложению налогом. Например, возможна такая

схема работ с ОГСЗ(облигация государственного сберегательного займа).

Клиент, имеющий ОГСЗ, обращается в банк 19.02.96 г. с целью получения

оборотных средств, но ему не хочется реализовывать свои облигации, так как

через 71 день он может рассчитывать на получение процентов(не облагаемых

налогом на прибыль) по купону. Банк заключает с клиентом договор о покупке

облигаций, например, на срок 30 дней, с условием, что по истечении этого

срока клиент выкупит их обратно. При этом облигация оценивается в 75% от

номинала плюс купон. Подобные условия гарантируют возмещение расходов и

обеспечивают прибыль банку в случае отказа клиента выкупить облигации.

Таким образом, банк кредитует клиента под надежное ликвидное обеспечение, а

клиент получает от банка относительно дешевый кредит, проценты по которому

включаются в себестоимость, и по истечении 71 дня - льготируемый доход по

купону.

Банки пользуются ОГСЗ и ОВГВЗ(облигации внутреннего государственного

валютного займа) при привлечении денежных средств. В этом случае денежных

средств. В этом случае льготируемую прибыль получает банк.

Глава 3. Особенности российского рынка ценных бумаг.

3.1. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на

нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций,

уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности банка ее

собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим нормативным

документам, определяющим деятельность банка в целом, ее подразделений и

работников.

Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности банка

нормативным документам государства, других организаций, международным

соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и

все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные,

залоговые, трастовые и т.д.

Государство на российском рынка ценных бумаг выступает в качестве:

. эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;

. инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных

предприятий;

. профессионального участника при торговле акциями в ходе

приватизационных аукционов;

. регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;

. верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему

судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование

со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

. государственные и иные нормативные акты;

. государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынком можно разделить на:

. прямое, или административное управление;

. косвенное, или экономическое управление.

Прямое, или административное управление рынком ценных бумаг

осуществляется путем:

. установление обязательных требований ко всем участникам рынка ценных

бумаг;

. регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

. лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

. обеспечение гласности и равной информированности всех участников

рынка;

. поддержка правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое управление рынком ценных бумаг

осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении

экономические рычаги и капиталы:

. систему налогообложения(ставки налогов, льготы и освобождение от

них);

. денежную политику(процентные ставки, минимальный размер заработной

платы и др.);

. государственные капиталы(госбюджет);

. государственную собственность и ресурсы(государственные

предприятия).

Высшие органы государственной власти.

Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг.

Президент издает указы.

Правительство выпускает постановления, обычно в развитие указов

Президента.

Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг.

Министерского уровня:

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

Министерство Финансов РФ;

Центральный банк РФ;

Государственный комитет по антимонопольной политике;

Госналогслужбы РФ;

Саморегулируемые организации(ПАРТАД, НАУФОР, ПАУФОР).

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Для обеспечения государственного регулирования на рынке ценных бумаг,

а также отношений, складывающихся в процессе обращения ценных бумаг,

пресечения злоупотреблений и нарушений прав акционеров Указом Президента РФ

от 4 ноября 1994 года № 2063 «О мерах по государственному регулированию

рынка ценных бумаг в РФ» была создана Федеральная комиссия по рынку ценных

бумаг(ФКЦБ). Указом Президента от 27 февраля 1995 года № 202 статус ФКЦБ

был приравнен к статусу федерального министерства. В соответствии с Законом

«О рынке ценных бумаг» (ст. 40) ФКЦБ - это федеральный орган исполнительной

власти по проведению государственной политики в области РЦБ, контролю за

деятельностью профессиональных участников РЦБ через определение стандартов

их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Ее

полномочия не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств

Правительства РФ и ценные бумаги субъектов федерации.

По закону(ст. 42), ФКЦБ осуществляет следующие функции:

. Осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных

бумаг.

. Утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных

бумаг эмитентов.

. Разрабатывает и утверждает единые требования к правилам

осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами.

. Устанавливает обязательные требования к операциям с ценными

бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению,

обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной

деятельности.

. Осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных

ценных бумаг их количеству в обращении.

. Устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра.

. Устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр

саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка

ценных бумаг и анализирует указанные лицензии: при нарушении

требований законодательства РФ о рынке ценных бумаг, а также

стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ.

. Обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках

ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и

регулирования рынка ценных бумаг.

ФКЦБ создала 15 региональных отделений, каждый из которых курирует

деятельность профессиональных участников субъектов РФ на рынке ценных

бумаг.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг имеет много полномочий в

области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления

требований и т.д.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется

исключительно на основании лицензии, выдаваемых ФКЦБ России и

уполномоченных ею органами.

Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» на

деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг выдаются

лицензии трех видов:

. лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг;

. лицензия на осуществление деятельности на ведение реестра;

. лицензия фондовой биржи.

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг предоставляет

право осуществлять на рынке ценных бумаг(с учетом разрешенного совмещения,

см. таблицу) описанные выше виды деятельности.

Таблица 3.1.1. Совмещение различных видов профессиональной

деятельности на рынке ценных бумаг.

| | | | |Депозитарная |Клиринговая | |

|Вид |Бро|Дил|Довер|Исключая|Расче|Исключа|Клири|Органи|

|деятельности|кер|ерс|итель|расчетны|тный |я |нговы|зация |

| |ска|кая|ное |й |депоз|клиринг|й |торгов|

| |я | |управ|депозита|итари|овый |центр|ли |

| | | |ление|рий |й |центр | | |

|Брокерская | |+ |+ |+ |- |+ |- |- |

|Дилерская |+ | |+ |+ |- |+ |- |- |

|Доверительно|+ |+ | |+ |- |+ |- |- |

|е управление| | | | | | | | |

|Депозитарная|+ |+ |+ | | |+ |+ |+ |

|(искл. | | | | | | | | |

|расчетный | | | | | | | | |

|депозитарий | | | | | | | | |

|Расчетный |- |- |- | | |+ |+ |+ |

|депозитарий | | | | | | | | |

|Клиринговая(|+ |+ |+ |+ |+ | | |+ |

|искл. | | | | | | | | |

|клиринговый | | | | | | | | |

|центр) | | | | | | | | |

|Клиринговый |- |- |- |+ |+ | | |+ |

|центр | | | | | | | | |

|Организация |- |- |- |+ |+ |+ |+ | |

|торговли | | | | | | | | |

I. Документы, предоставленные на лицензирование должны соответствовать

законодательству РФ о ценных бумагах, правовым актам РФ и

нормативным актам ФКЦБ России.

К ним относятся:

а) требования к учредительным документам.

Организационно-правовая форма организации, собирающейся осуществлять

профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, должна

удовлетворять требованиям ФКЦБ России.

Таблица 3.1.2. Требования к организационно-правовой форме

профессиональных участников рынка ценных бумаг.

|Вид деятельности |ООО |ОАО |Некоммерческая |

| | | |организация |

|Брокерская |+ |+ |- |

|Дилерская |+ |+ |- |

|Доверительное управление |+ |+ |- |

|Депозитарная |+ |+ |- |

|Клиринговая |+ |+ |+ |

|Организация торговли ценными |+ |+ |+ |

|бумагами | | | |

б) бухгалтерские документы и бухгалтерская отчетность должны

соответствовать федеральному закону № 129-ФЗ от 12.11.97 года «О

бухгалтерском учете» к приказам Минфина РФ и ГНС РФ.

в) карта постановки на учет организации-заявителя в налоговую

инспекцию

Таблица 3.1.3. II. Требования к размеру собственного капитала,

рассчитанного по методике ФКЦБ России.

|Вид деятельности |Размер собственного |Единовременный |

| |капитала, тыс. экю |лицензионный сбор, |

| | |минимальных размеров |

| | |оплаты труда |

|Брокерская |50 |150 |

|Дилерская |75 |200 |

|Брокерская, включая |450 |250 |

|операции с физ. | | |

|лицами | | |

|Доверительное |1000 |300 |

|управление | | |

|Депозитарная |1000 |300 |

|Клиринговая |1000 |300 |

|Организация торговли |2000 |1000 |

|ценными бумагами | | |

Примечание.

1.Организации, которым ФКЦБ выдала лицензию на осуществление

деятельности по доверительному управлению ценными бумагами до 1 января 1998

года, должны довести размер собственного капитала до 1 000 000 экю до 1

января 1999 года.

2. Организации, осуществляющие депозитарно-хранительскую деятельность

должны довести размер собственного капитала до 1 000 000 экю к 1 января

2000 года.

III. Требования к системе внутреннего учета и внутренней отчетности.

В соответствии с Постановлением ФКЦБ России № 21 от 26 ноября 1996

года «Временное положение об учетных регистрах и внутренней отчетности

профессиональных участников ценных бумаг» внутренний учет и отчетность

должны соответствовать требованиям нормативных актов ФКЦБ.

IV. Предоставление отчетности.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг в зависимости от того,

где он получал лицензию - в ФКЦБ или в ее региональных отделениях, должен

предоставить отчетность в виде регистрационной формы на бумажном и на

магнитном носителе.

Новое в лицензировании.

В настоящий момент начался новый этап рассмотрения заявлений на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.