рефераты бесплатно

МЕНЮ


Банковская система в России и пути её дальнейшего развития

восстановление отношения банковского капитала к ВВП, которое в докризисный

период составляло примерно 5,5-6%. Учитывая оценки потерь российской

банковской системы в период кризиса, для достижения докризисных параметров

необходимо реальное удвоение существующего капитала российских банков.

Один из возможных сценариев восстановления и развития российской

банковской системы исходит из предположения, что этот процесс будет

протекать достаточно быстро в силу следующих предпосылок:

в 2000 г. сохранится тенденция к оживлению промышленного производства –

темп его прироста составит не менее 3% в год, что дает возможность говорить

о преодолении кризиса в экономике России, но не о переходе к устойчивому

росту;

оживление экономической конъюнктуры будет сопровождаться умеренными

(снижающимися) темпами инфляции, что может способствовать увеличению спроса

на национальную валюту и уменьшению процентных ставок. Сохранение тенденции

к ремонетизации реального сектора создаст дополнительные ресурсы для

банковской системы и тем самым расширит ее возможности кредитования

экономики. Снижение реальной процентной ставки при сохранении ее

положительного уровня ограничит норму прибыли банков и будет стимулировать

рост спроса на банковские кредиты;

рынок ценных бумаг начнет выходить из застойного состояния, вызванного

кризисом 1998 г. Однако в ближайшие годы здесь {до-прежнему будут

доминировать спекулятивные инвесторы. Более активно станет развиваться

рынок корпоративных обязательств. В то же время при незначительных размерах

бюджетного дефицита можно прогнозировать невысокий уровень) государственных

заимствований, что будет препятствовать восстановлению докризисных объемов

рынка госбумаг;

можно ожидать, что к концу 2000 г. в основном будет решена судьба крупных

неплатежеспособных банков. В итоге произойдет списание их убытков и

увеличение капитала банковской системы в целом.

При прогнозировании траектории развития банковской системы

предполагалась достаточно оптимистичная динамика макроэкономической

ситуации: прирост ВВП в реальном выражении на 3,5%. Динамика кредитов

экономике увязывалась с увеличением объемов промышленного производства и

внешней торговли, приростом денежных остатков на счетах предприятий.

Снижение уровня кредитования правительства основывается на предположении о

существенной • величине первичного профицита федерального бюджета и об

отказе бюджета от активных заимствований на рынке. Рост депозитов отражает

прирост промышленного производства при закреплении тенденции к повышению

монетизации реального сектора и постепенное восстановление сбережений

населения в меру увеличения его доходов. Динамика собственного капитала

банковской системы определяется допущением о завершении процесса

реструктуризации задолженности в 2000 г. и дальнейшим увеличением

собственных средств банков пропорционально норме прибыльности банковских

операций.

В 1999 г. произошло заметное увеличение уставного капитала российских

банков: за 11 месяцев он возрос более чем на 40 млрд. руб. (около 0,9% ВВП)

при этом 10 млрд. руб. внесло государство. Если исключить крупные разовые

операции5, темп прироста уставного капитала составляет 0,1-0,15% ВВП в

квартал, что соответствует темпу прироста уставного капитала

непосредственно перед кризисом. Возможности государства по пополнению

капитала банков в первую очередь будут зависеть от финансовых возможностей

бюджета и поли- тики Агентства по реструктуризации кредитных организаций

(АРКО). В федеральном бюджете на 2000 г. на нужды АРКО заложен лишь 1 млрд.

руб. (и 4 млрд. руб. гарантий). Единственным вариантом увеличения этой

суммы может стать предоставление кредитов международными финансовыми

организациями, объем которых оценивается в 200-300 млн. долл. Однако с

учетом политики АРКО по распределению средств даже получение этих денег не

приведет к увеличению капитала банков более чем на 0,05-0,1% ВВП.

Перспективы получения прибыли банками пока выглядят достаточно

оптимистичными. По итогам трех кварталов 1999 г., чистые убытки всей

банковской системы составили примерно 2 млрд. руб. Если исключить из

рассмотрения несколько убыточных банков, фактически являющихся банкротами

(крупнейший из них – СБС-Агро), тол напротив, банковский сектор получил

прибыль в 25-30 млрд. руб. Таким образом, даже с учетом неизбежных затрат,

связанных с банкротством ряда крупных банков, российская банковская система

способна в ближайшие годы зарабатывать и капитализировать 0,5-1% ВВП в год.

Вместе с тем вызывает сомнение устойчивость доходов российских банков.

В частности, очевидно преобладающее значение валютной переоценки, о которой

говорилось выше. В то же время процентная маржа, хотя и становится

положительной, остается на очень низком уровне.

Ситуация с доходами банков в значительной мере объясняется структурой

их активов и пассивов, меняющейся под воздействием новой экономической

среды. Увеличение активов банковской системы России в 1998 г. до 39% ВВП

было обусловлено опережающей переоценкой валютных активов. По мере

стабилизации реального курса рубля и адаптации банковской системы к новым

рискам объем активности по всем видам банковских операций снизился? При

принятых макроэкономических гипотезах восстановление банковских активов до

уровня 1998 г. займет 4-5 лет, так как получать доходы от кредитования

предприятий значительно сложнее, чем от операций с государственными ценными

бумагами.

Структура активов и пассивов российской банковской системы в ближайшие

годы будет близка к структуре 1994-1995 гг. вследствие снижения доли

операций с государством и возрастания доли кредитования реального сектора и

ликвидных активов. Обращает на себя внимание, что относительный объем

работающих активов в банковской системе имеет тенденцию к снижению, так как

банки вынуждены компенсировать отсутствие устойчивого финансового рынка

повышением уровня ликвидности.

Учитывая специфику положения страны, нужно рассматривать не только

потребности, но и возможности государства поддерживать банковский сектор.

Необходимо выделение реальных денежных ресурсов из федерального бюджета для

деятельности АРКО. Главными условиями их предоставления должны быть четкая

стратегия деятельности Агентства, «прозрачность» и открытость его операций.

Вряд ли можно считать эффективными такие способы предоставления средств

АРКО как «застрявшие» налоговые платежи в проблемных банках (получение этих

денег возможно только в рамках реструктуризации банков которая требует

длительного периода) или выпуск облигаций АРКО под гарантии бюджета

(очевидно, что у АРКО нет устойчивых доходных поступлений и кредитной

истории, следовательно, Агентства придется соглашаться с более высоким

уровнем процентных платежей, что опять-таки ляжет бременем на федеральный

бюджет).

Очень важной для российских банков является проблема определения

направления бизнеса. Дочерние структуры крупных западных банков в России в

основном обслуживают иностранные компании и большинство из них не

предлагает быстрого расширения своей деятельности. Работа со средствами

населения (неорганизованные сбережения в России составляют не менее 30

млрд. долл.) до последнего времени их не привлекала.

Назовем основные направления бизнеса по активным операциям,

существовавшие для российских банков до кризиса. К их числу относились:

рублевые и валютные межбанковские кредиты;

вложения в федеральные и субфедеральные облигации, номинированные в рублях;

вложения в валютные государственные обязательства (еврооблигации,

обязательства PRIN и IAK, облигации ВЭБа);

работа с нефинансовыми учреждениями, включая расчетно-кассовое

обслуживание, кредитование в рублях и в валюте, открытие аккредитивов,

выдачу гарантий и пр.;

вложения в векселя и другие долговые обязательства финансовых и

нефинансовых учреждений;

операции FOREX;

участие в зачетных схемах;

участие в капитале финансовых и нефинансовых организаций.

По оценке, в результате кризиса доходы банков сократились более чем в

10 раз. В настоящее время вложения в государственные обязательства так же,

как и рынок межбанковских кредитов, перестали относиться к инструментам

поддержания банковской ликвидности. Теперь свободные средства остаются на

корсчетах или депонируются в ЦБР. Значительные объемы таких средств (около

30 млрд. руб. на корсчетах и 20 млрд. руб. на депозитах) обусловлены

неспособностью банков определять приемлемые направления вложений. По

существу, эти средства представляют денежный «навес», связанный с

административными ограничениями на конвертацию рублей в валюту. Зачетные

схемы временно приостановлены, вложения в долговые обязательства финансовых

и нефинансовых предприятии не могут рассматриваться как важные направления

бизнеса.

Отдельно нужно остановиться на основном (в классическом понимании)

направлении банковского бизнеса – обслуживании нефинансовых предприятий.

Для большинства банков работа с предприятиями должна стать главным

источником дохода. Проблема состоит в том, что в России сравнительно

немного стабильно работающих предприятий, продающих свою продукцию за

«живые» деньга и способных брать и нормально обслуживать банковские

кредиты. К их числу относятся экспортоориентированные предприятия я

небольшая группа предприятий, работающих на внутренний рынок. Другая

проблема – неразвитость законодательства (в частности, залогового права) и

корпоративной этики, что делает коммерческое кредитование чрезвычайно

рискованным бизнесом. Уменьшение рисков осуществляется путем образования

законодательно оформленных или неоформленных ФПГ, в рамках которых

устанавливаются отношения взаимозависимости между банками и предприятиями,

способствующие большей надежности коммерческого кредита. «Примерами могут

служить РАО «Газпром» со своей системой банков, группы, связанные с банками

МЕНАТЕП и ОНЭКСИМ, правда, уже не существующие в прежнем виде. После

кризиса ситуация в этой области не изменилась: нет жесткой связи между

предприятием и банком – нет возможности безопасного кредитования. Отметим,

что коммерческий кредит даже в период инвестиционного бума 1997 г. не играл

существенной роли в российской экономике.

Девальвация рубля повысила конкурентоспособность ряда российских

предприятий, работающих на внутренний рынок. Среди них – предприятия

пищевой, легкой, автомобильной, электротехнической промышленности, бытовой

химии. Это открывает определенные перспективы с точки зрения их банковского

обслуживания, в том числе для дочерних структур западных банков. До начала

банковского кризиса в России такой деятельности препятствовал здоровый

консерватизм последних. Они не предоставляли российским предприятиям

возможностей работать с финансовыми схемами, позволяющими уходить от

налогов, не оказывали услуг их руководству по открытию счетов за границей и

переводу туда части выручки и пр. Сегодня, когда многие российские

предприятия потеряли деньги в отечественных банках, их приоритеты

изменились, и надежность они могут оценивать выше дополнительных услуг.

Коммерческое кредитование в России – почти всегда кредитование под

оборотные средства. К кредитованию капитальных вложений коммерческие банки

не готовы из-за слабости ресурсной базы и преобладания в ее структуре

коротких денег. До кризиса ресурсную базу отечественных банков составляли

следующие элементы: межбанковские кредиты в рублях и валюте; средства

предприятий и организаций; бюджетные средства; средства населения, векселя

и облигации; кредиты нерезидентов; еврооблигации (Внешторгбанк, ОНЭКСИМбанк

и др.), собственные средства, включая средства от дополнительной

капитализации.

После кризиса российские банки не могут рассчитывать на получение

западных кредитов, а также на размещение облигаций и акций за рубежом.

Средства населения из-за потери доверия к коммерческим банкам будут

аккумулироваться в Сбербанке, надеяться на привлечение финансовых ресурсов

путем выпуска векселей и облигаций может только очень ограниченное число

банков, бюджетные средства будут концентрироваться в ЦБР, межбанковские

кредиты не являются серьезным источником формирования ресурсной базы. Таким

образом, подавляющее большинство российских банков в ближайшие месяцы будет

формировать свои ресурсы только за счет собственных средств и средств

предприятий и организаций. Можно сделать вывод, что, помимо государственных

и поддерживаемых государством и субъектами Федерации банков, в стране

сохранятся банки с достаточной капитализацией, имеющие хорошую

корпоративную клиентуру, а также банки, капитал которых сформирован с

участием нерезидентов. При таком развитии событий количество российских

банков сократится примерно до двухсот.

Большое влияние на послекризисную банковскую структуру и банковский

бизнес в целом может оказать политика ЦБР. Пока она сводится главным

образом к мероприятиям по преодолению платежного кризиса и кредитованию

отдельных банков. Политика ЦБР может быть дополнена изменениями в

пруденциальной политике, направленными на повышение надежности банковской

системы и предотвращение новых системных банковских кризисов. По мнению

ряда экспертов, в нестабильной макроэкономической среде (характерной для

России) центральные банки должны ужесточить требования к достаточности

банковского капитала и нормативы ликвидности. Норматив достаточности

капитала целесообразно устанавливать на уровне, превышающем Базельские

стандарты. Для поддержания ликвидности банковской системы необходимо

развитие рынка государственных ценных бумаг, в том числе краткосрочных?

Разумеется, при определении конструкции этого рынка следует учесть

негативный опыт рынка ГКО. Новые государственные ценные бумаги -должны быть

в первую очередь инструментом поддержания ликвидности банковской системы и

определения базисных ставок доходности и лишь в небольшой степени

использоваться для решения текущих бюджетных проблем.

Глава 3. Реструктуризация банковской системы.

На современном этапе банковская система Российской Федерации находится

в процессе реструктуризации. Это проявляется в целом ряде самостоятельных,

но и взаимосвязанных направлений: значительное сокращение числа вновь

возникающих банков, ликвидация мелких неконкурентоспособных кредитных

организаций, процессы специализации и реорганизации банков, концентрации

банковского капитала, появление структур, являющихся элементами

транснациональных банковских и финансово-промышленных образований.

В разных странах реструктуризация проходила при наличии некоторых общих

черт, но характеризовалась также целым рядом особенностей. Свою специфику

имела реструктуризация банковских систем США и Испании, стран Латинской

Америки, Северной и Восточной Европы. Не является исключением и Россия. В

настоящее время в стране продолжает оставаться в сложном положении реальный

сектор экономики, и банковская система не может рассчитывать на прямую

финансовую поддержку Федерального правительства, региональной и местной

исполнительной власти.

С учетом указанных выше обстоятельств Банк России принимает решения,

стимулирующие банки к укреплению своей капитальной базы и направленные на

дальнейшее развитие банковской системы. Уже можно отметить определенную

реакцию банковского сектора на данные решения. В частности, увеличивается

удельный вес кредитных организаций, не имеющих признаков проблемности: за

1997 год он возрос с 54,3 до 64,3%. Основу банковской системы составляют

банки с капиталом, эквивалентным сумме более 1 млн ЭКЮ (58,1%). Их активы

превышают 97% от совокупного размера активов действующих кредитных

организаций.

В текущем году проблемы реструктуризации приобретают особый характер,

поскольку к 1 января 1999 г. все банки должны иметь собственные средства

(капитал в размере, эквивалентном сумме не менее 1 млн ЭКЮ. На начало года

количество банков, не соответствующих данному требованию, составляло 41,8%;

Значит, всем им надлежит определиться и принять одно из следующих решении:

увеличить размер собственных средств, в том числе за счет уставного

капитала (путем внесения дополнительных взносов имеющихся участников

кредитной организации 1пи привлечения новых);

провести реорганизацию путем слияния или присоединения к другой кредитной

организации, причем капитал образуемой в результате реорганизации кредитной

организации не может быть меньше суммы, эквивалентной 1 млн ЭКЮ;

преобразоваться в небанковскую кредитную организацию.

В свою очередь, территориальным учреждениям Банка России следует

постоянно анализировать ситуацию с уровнем капитала как в банковской

системе региона в целом, так и в каждом конкретном банке с тем, чтобы

ориентировать банки на своевременное принятие соответствующих решений.

1). Финансовое оздоровление кредитных организаций

Одним из направлений деятельности Банка России является содействие

разработке мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций, проблемы

которых не связаны с грубыми нарушениями, и есть уверенность в том, что

данная кредитная организация восстановит свою платежеспособность и в

дальнейшем обеспечит выполнение требований федеральных законов и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.