рефераты бесплатно

МЕНЮ


Банковская система России

законодательства банком, связи с мафиозными структурами, получение прочей

конфиденциальной информации.

3. Анализ банковской отчетности и динамики изменения показателей

различной степени сложности.

- нормативы ЦБ к балансу

- расшифровки некоторых счетов баланса банка

- прочая информация, необходимая для расчетов. К каждому заседанию

кредитного комитета отбирают банки, на которые необходимо установить или

пересмотреть лимит. На основании методики, разработанной на базе модели

CAMEL производиться расчет рейтинга банка, лимита на него. Данная

информация выноситься на рассмотрение Кредитного комитета, который

утверждает размер лимита. После этого, по выписке с кредитного комитета, в

базу вводиться информация о сумме лимита на банк, дате ее пересмотра, и

т.д.

З. Организация расчетов.

Существовавшая система межфилиальных оборотов Центрального Банка

оказалась не готова к организации расчетов в условиях перехода к рынку:

участились случаи задержки платежей, имели место хищения денежных средств

по подложным документам.

Такая ситуация сложилась вследствие многократного увеличения количества

предприятий и коммерческих банков. Центральный Банк оказался не готов к

обслуживанию возросшего количества операций. Сказалось недостаточное

техническое оснащение Расчетно-кассовых центров, отсутствие надежных

каналов связи. Обработка расчетно-денежных документов велась вручную, не

было отлаженного механизма контроля за их подлинностью.

Первым шагом на пути оздоровления расчетной системы явилась отмена

монополии Центрального Банка на проведение расчетных операций. Коммерческим

банкам было разрешено устанавливать прямые корреспондентские отношения для

проведения расчетов в рублях.

Центральным Банком также были предприняты шаги, направленные на

улучшение организации собственной системы межбанковских расчетов.

Значительно улучшено техническое оснащение Расчетно-кассовых центров,

внедряются городские, областные, межрегиональные системы прямых расчетов

через РКЦ. Таким образом удалось добиться некоторого улучшения системы

организации расчетов как по скорости прохождения платежей, так и по ее

надежности.

В достижении позитивных сдвигов в области организации безналичных

расчетов в масштабах всей страны прямые межбанковские корреспондентские

отношения играют безусловно положительную роль. По системе прямых

межбанковских корреспондентских отношений проходят значительные объемы

расчетных операций, что уменьшает нагрузку на РКЦ Центрального Банка.

Корреспондентские отношения способствуют развитию разнообразных форм

сотрудничества между банками.

В организации системы безналичных расчетов в России наметились

положительные сдвиги. Однако, в целом расчетная система не отвечает

требованиям мировых стандартов. Предстоит еще многое сделать.

На сегодняшний день определился, хотя еще далеко не окончательно, круг

коммерческих банков, сумевших создать собственные сети банков-

корреспондентов. Между ними развернулась конкурентная борьба на рынке

межбанковских расчетных услуг.

В результате конкурентной борьбы происходит снижение величины ставок

комиссионного вознаграждения за ведение операций по корреспондентским

счетам, повышаются проценты на кредитовый остаток. В настоящее время

большинство банков не взимают комиссии за операции по корреспондентским

счетам. Повышая проценты на кредитовые остатки по счетам банки снижают

маржу, получаемую от активных операций, проводимых за счет ресурсов на

корреспондентских счетах. Проценты по остаткам в настоящее время уже

практически достигли максимального уровня. Дальнейшее повышение процентных

ставок влечет за собой, либо увеличение объемов вложений в высокодоходные,

но рискованные операции, либо использование большей части остатков в

качестве кредитных ресурсов, что, в свою очередь, повышает риск

ликвидности.

Таким образом, ценовая конкуренция на межбанковском рынке расчетных

услуг постепенно уходит в прошлое. На первый план выходит повышение

качества проведения расчетных операций, расширение спектра предоставляемых

услуг.

Расчеты являются важнейшей функцией банков во всех странах, что

отличает их от других финансовых учреждений. Именно в этой сфере Сбербанк

стал одним из лидеров среди российских коммерческих банков как по

международным расчетам, так и по расчетам внутри России и стран СНГ.

РАСЧЕТЫ В РУБЛЯХ

Сбербанк одним из первых среди коммерческих банков приступил к созданию

собственной системы безналичных электронных расчетов путем установления

прямых корреспондентских отношений с коммерческими банками. Сейчас Сбербанк

имеет одну из самых больших по России и странам ближнего зарубежья

корреспондентскую сеть, которая охватывает больше 2000 отделений и

универсальных филиалов. Банк имеет более 250 зарубежных банков-

корреспондентов, из них в 40 банках открыты корреспондентские счета в

иностранной валюте. Учреждения Сбербанка проводят расчеты в 20 иностранных

валютах.

Наибольший обьем платежей, проводимых через Расчетную Систему Сбербанка

России, приходится на долю территориальных банков. Количество платежных

документов территориальных банков, обработанных в Расчетном центре за

1997г. составило 3,7 млн. по операциям в национальной валюте и 96,6 тыс. по

операциям в иностранной валюте.

Сбербанк целенаправленно проводит работу по повышению качества

предоставляемых банкам-корреспондентам расчетных услуг путем

совершенствования технического и программного обеспечения Расчетного центра

в сочетании с индивидуальным подходом к банкам-корреспондентам.

РАСЧЕТЫ В СКВ

В настоящее время Сбербанк России упрочил свои позиции в части

обслуживания внешнеторговых операций клиентов. Сумма экспортно-импортных

поступлений составила 2,4 млрд.$США. На долю учреждений Сбербанка пришлось

1,6 % внешнеторгового оборота страны. Для проведения расчетов используется

система S.W.I.F.T., через которую осуществляется более 2000 платежей в

день.

Благодаря наличию прямых корреспондентских отношений с более чем 70

банками стран ближнего зарубежья Сбербанк осуществляет расчеты с

Казахстаном, Украиной, Белоруссией, Молдовой, и другими государствами.

Переводные операции в банки-корреспонденты осуществляются в течение 1-2

банковских дней.

4. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ И ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

В современных условиях развития и совершенствования средств электронно-

вычислительной техники, внедрения их в различные сферы производственно-

хозяйственной и экономической деятельности, осуществление банком своих

функций невозможно без использования автоматизированных средств основных

расчетов.

Кроме того, необходимо учесть, что базовая технология была ручная. Она

имела множество недостатков:

- низкая производительность труда из за большого числа вычислений

- большая трудоемкость

- необходимость привлечения большого числа сотрудников для решения

всего комплекса задач

- низкая оперативность

- несовершенство организации сбора и регистрации информации

- недостоверность получаемых результатов Кроме этого, постоянно

нарастающие потоки информации и постоянное усложнение технологии расчетов и

необходимость проведения по ним динамического анализа в ближайшей

перспективе сделали бы ручной вариант просто нереальным.

С внедрением автоматизированной технологии расчетов, сбора и

регистрации большинство из перечисленных недостатков были устранены и

появились новые возможности в проведении анализа. Основные преимущества,

достигнутые после внедрения машинного варианта:

- появилась возможность проведения более сложных расчетов в

динамике

- появилась возможность проведения трехдневного и других форм

анализа

- практически полная независимость от объемов и сложности расчета

- разделение труда и разделение функций по рабочим местам и

сотрудникам

- более оперативная обработка данных

- выдача результатов в удобной форме на принтер и экран

- прочие

ГЛАВА 4 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Известно, что банковская система России прошла сложный путь развития в

рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа

банковская система России функционировала в условиях рыночной экономики и

основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил период

огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов, централизации

управления их деятельностью. Банковская система также претерпела

соответствующие изменения.

В связи с проведением экономических реформ рыночного типа в конце 80-х

годов начинается разгосударствление собственности и вновь происходит

акционирование государственных банков Как грибы после дождя начинают

появляться новые коммерческие банки

За период 1990-1994 годов число коммерческих банков на территории

России возросло более чем в 18 раз. Однако "черный вторник" и межбанковский

кризис многие банки, в основном мелкие, привели к банкротству. В последнее

время темпы роста числа зарегистрированных банков снижаются. Хотя

возможности экстенсивного расширения банковской сферы еще не полностью

исчерпаны, видимо, значимость этой составляющей ее развития будет в

дальнейшем относительно уменьшаться. Это связано и с тем, что более

жесткими становятся условия расширения банковской системы: увеличиваются

минимальные размеры уставного фонда, денежно-кредитный рынок насыщается

традиционными банковскими услугами, возрастает конкуренция в банковской

сфере, ограничителем для создания новых банков выступает и нехватка

высококвалифицированных специалистов. Главным же в дальнейшем развитии

банковской системы все больше будет становиться ее качественное

совершенствование.

1. РЕШЕНИЕ НАСУЩНЫХ ПРОБЛЕМ — ПУТЬ К УСПЕШНОМУ РАЗВИТИЮ БАНКОВ

Развитие банка должно опираться на решение и других чрезвычайно важных

проблем. Фундаментальными, являются такие из них, как:

1) взаимоотношения между банками и государственной властью:

2) антимонопольная политика и развитие конкуренции в банковской сфере;

3) банк и собственность;

4) взаимодействие коммерческих банков с Центральным банком;

5) направления банковской политики;

6) кадровый потенциал банков;

7) научные основы банковской деятельности.

Что может и что должно сделать государство для развития банковской

деятельности, каковы должны быть обязательства банков по отношению к

государству? Согласно закону о банках они "не отвечают по обязательствам

государства, государство не отвечает по обязательствам банков, кроме

случаев, предусмотренных законами РСФСР". Это, однако, не означает, что

государство и банки разделены "китайской стеной". Напротив, они тесно

взаимодействуют.

Прежде всего во всяком государстве создаются правовые основы банковской

деятельности, задача государства состоит при этом в том, чтобы законы

"работали". В жизни, однако, эти законы не всегда реализуются полностью.

Коммерческие банки в нарушение закона зависимы от органов власти в части

принятия ими решений, связанных с проведением банковских операций.

Законодательная и правоохранительная функции государства должны соблюдаться

в полной мере, иначе зачем обществу нужны законы, которые не реализуются на

практике. Собственно, нормально банки могут развиваться только тогда, когда

в стране создано прочное денежное обращение и функционирует стабильная

политическая государственная власть, юридически и экономически не

ущемляющая интересы хозяйства и банков.

Коммерческие банки нуждаются не в сдерживании, а в развитии их деловой

активности. Со стороны государственных структур, со стороны центральных

банков им необходима значительная поддержка, не только административная, но

и главным образом экономическая. Как известно, в настоящее время

коммерческие банки обслуживают клиентуру, доставшуюся им по "наследству".

Наряду с предприятиями, прочными в финансовом отношении, существуют, как

известно, слабые хозяйства, с низким уровнем кредитоспособности. Кредитные

отношения с такого рода хозяйственными организациями ненадежны, сопряжены с

повышенным риском. Словом, с позиции банка как предприятия - это

малопривлекательная клиентура. С позиции народного хозяйства, однако, ряд

структур является жизненно необходимым, без их функционирования общество не

может нормально существовать, поэтому нуждается в банковской поддержке. Где

же выход из этого противоречия? Выход, бесспорно, есть, и традиционно такая

дилемма разрешается не за счет коммерческого банка, его принуждения

кредитовать клиента или выполнять те или иные операции, как говорят, "себе

в убыток", а при поддержке государства. Государство, заинтересованное к

примеру, в развитии производства продуктов питания, легкой промышленности,

сельского хозяйства, берет на себя дополнительное, в их взаимодействии с

банками, материальные гарантии. Их может быть несколько. Прежде всего есть

категория дешевых кредитов. Организационно в таких случаях коммерческий

банк кредитует предприятия по сниженной процентной ставке, а государство

(бюджет) компенсирует ему разницу, между тем, низким уровнем процента,

который могут платить предприятия, и ссудным процентом, который

складывается на рынке Возможен и другой вариант, когда бюджет передает

коммерческому банку определенные ресурсы, предназначенные для специальных

инвестиционных кредитов. В первом случае государство компенсирует банку

плату за кредит, во втором дает деньги. В каждом из этих случаев речь идет

о специально утверждаемой государством программе (национальной или

региональной), которая финансируется банками, получающими соответствующую

правительственную поддержку. Никто не остается в накладе: народное

хозяйство получает дополнительный импульс для развития жизненно необходимых

отраслей, коммерческие банки не только не теряют своего коммерческого

интереса, но и, напротив, получив дополнительные гарантии государства, с

большей охотой взаимодействуют с подобными клиентами

В нормальной экономической ситуации (и особенно в условиях инфляции)

банки осторожно относятся к потребностям бюджета, ограниченно участвуют в

кредитовании его расходов. Банковское содействие государственным программам

развития экономики страны осуществляется не путем огульного кредитования

большей части расходов государственного бюджета и его колоссального

дефицита, а посредством приобретения ценных бумаг и других обязательств

государства, а также на основе кредита, его срочности и платности,

изыскивая, как уже отмечалось, источники для компенсации снижения

доходности коммерческого банка.

Важным инструментом стимулирования банковской деятельности всегда

являлась также налоговая политика. В целом она должна исходить из тех же

принципов, которые заложены в систему взимания налогов со всех других типов

предприятий. Усиленный налоговый пресс, направленный на сокращение прибыли

банка, в конечном счете скажется на развитии деятельности предприятий.

Рациональной в этой связи была бы дифференциация ставок налогообложения

применительно к отдельным банкам, особенно на первоначальном этапе их

деятельности. Значительная экономическая поддержка может быть оказана также

посредством освобождения от налогов прибыли, направляемой на расширение

деятельности, приобретение оборудования, инвестиций в производство,

пересмотра положений, регламентирующих перечень расходов, относимых на

издержки банка. В условиях резкого обострения проблемы обновления основных

фондов в народном хозяйстве целесообразно продление льгот, установленных

для предприятий, организаций в части погашения инновационных кредитов из

прибыли до налогообложения.

Наконец, в переходный период банки особенно нуждаются в прямых

государственных инновационных программах, предусматривающих развитие

банковского дела, в том числе посредством разработки и внедрения в практику

новых научных рекомендаций, отвечающих потребностям развития рынка на

отдельных этапах его функционирования.

Разумеется, банки несут свою ответственность перед государством. Их

вкладом в экономику является ускорение производства посредством денежно-

кредитных инструментов. Перед законом банки отвечают при этом прежде всего

по двум направлениям: во-первых, они должны держать обязательные резервы в

Банке России, иметь свой страховой и резервный фонды, соблюдать

установленные экономические нормативы, и, во-вторых, хранить тайну по

операциям, счетам и вкладам банка, его клиентов и корреспондентов. Здесь не

должно быть иллюзий: во всем мире за банками организован довольно жесткий

контроль.

Важно, однако, чтобы центральные банки не мешали коммерческим

учреждениям, обслуживающим народное хозяйство, выполнять свои операции, не

вмешивались административно. По свидетельству коммерческих банков,

выступивших в сентябре 1997 года на Ассоциации российских коммерческих

банков, попытка командовать ими не изжила себя. Разумеется, речь здесь не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.