рефераты бесплатно

МЕНЮ


Банковская система России

Степень специализации отраслевых банков, специфика формирования их

активов и пассивов зависят в значительной мере от сферы их деятельности, а

также от различий, связанных с особенностями организации хозяйственной

деятельности отраслевой клиентуры, сезонными и прочими колебаниями

производственного процесса.

Еще большая степень детализации, дифференциации видов банков в

зависимости от их специализации на обслуживании конкретного типа клиентуры

характерна как для нашей страны, так и для некоторых других стран. Однако

такое явление, как создание биржевых и страховых банков, во многом связано

со спецификой хозяйственного развития нашей страны, а именно с феноменом

бума страхового и биржевого дела, что и определило возможность

возникновения банков, ориентированных на обслуживание исключительно

операций биржевых или страховых структур. В то же время создание таких

банков, как кооперативные, коммунальные, представляет собой более

распространенное явление.

В нашей стране в конце 80-х годов существовало деление всех банков

универсального типа на коммерческие и кооперативные. Основное различие

между указанными двумя типами банков заключалось в минимальной величине

уставного капитала: для кооперативных - 0,5 млн.руб; для коммерческих - 5

млн.руб. Впоследствии указанное искусственное деление банков в зависимости

от первоначально объявленной величины уставного фонда, а не специфики

деятельности было ликвидировано, и банки, созданные как действительно

кооперативные и сохранившие это название, приобрели и закрепили

соответствующую ориентацию.

Цель организации и деятельности кооперативного банка - содействие

развитию и кредитно-финансовое обслуживание кооперации. Участниками

кооперативного банка соответственно выступают кооперативы. Особенность

осуществления пассивных операций - наличие, наряду с традиционными, также

резервных фондов особого назначения. Среди активных операций выделяются

краткосрочные и среднесрочные ссуды, в том числе и за счет спецфондов;

учетные и факторинговые операции;

доверительные операции, хранение ценностей, лизинговые и фондовые

операции. Причем характерной для кооперативных банков является практика

выдачи ссуд преимущественно под залог финансовых и материальных ценностей.

Создание и деятельность коммунальных банков или банков, обслуживающих

местное хозяйство, получили распространение в немногих странах. Цель

создания коммунальных (муниципальных) банков - содействие развитию и

кредитно-финансовое обслуживание местного хозяйства. Учредителями и

участниками данных банков могут выступать местные органы власти, ведомства,

общественные организации, страховые общества и банки, т.е. те организации,

которые в наибольшей степени заинтересованы в развитии местной

инфраструктуры и чей бизнес в существенной степени зависит от этого.

Основные направления деятельности коммунальных банков - кредитование

коммунального хозяйства, местных предприятий и организаций, а также

индивидуального строительства, т.е. мероприятий с повышенной степенью риска

с точки зрения обычной банковской практики. Именно данным обстоятельством

объясняется особый порядок формирования активов и пассивов коммунальных

банков: повышенные нормативы отчислений от прибыли в резервные фонды;

привлечение заемных средств путем выпуска облигационных и иных займов при

наличии на то особых санкций (специального разрешения); обязательность (в

большинстве случаев) обеспечения и целевая направленность на коммунальное

строительство выдаваемых ссуд. Практикуется использование следующих видов

залога или иного обеспечения: потенциальные доходы хозяйственных единиц

(причем нередко с назначением своих контролеров, уполномоченных,

управляющих); потенциальные местные налоговые поступления; залог земельных

владений и строений.

Не менее важная особенность деятельности коммунальных банков —

достаточно существенный удельный вес в пассиве государственных ассигнований

и спецфондов.

Встречаются ограничения на осуществление долгосрочных ссудных операций,

например в виде ограничения объема долгосрочных ссуд, выданных банком,

суммой долгосрочных депозитов клиентов и 50 % капитала банка.

ГЛАВА 3. ОБЗОР ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАНКОВ ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ РЕШЕНИЯ

НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Очевидно, что с развитием рыночной экономики возрастает не только роль

коммерческого банка, но и их количество и спектр предоставляемых услуг и

типов операций. Следовательно, возрастают, как риск непосредственно

осуществления операций с конкретным банком так и риск от совершения

определенного типа операции как таковой. Тем более, как показывает

практика, на сегодняшний день наблюдается ужесточение конкуренции на

финансовом рынке и как следствие - банкротство ряда банков, отзыв лицензии

или просто неплатежи, или их задержка в связи с ухудшением финансового

положения, кризисов ликвидности, элементарной некомпетентности персонала

или прямого нарушения договоров и законодательства. И хотя ЦБ старается

следить за деятельностью КБ, но этого явно недостаточно. Коммерческие банки

должны сами отлеживать все тенденции в развитии как банковского дела в

целом, так и финансового положения банков, с которыми они работают. Также

необходимо вести грамотную политику в отношении активных операций, то есть

вводить систему лимитирования активных операций и рисков, особенно остро

эта проблема стоит при определении лимита на операции на межбанковском

рынке, так как межбанковские кредиты, овердрафты, овернайты, операции с

векселями и т.д. не подразумевают получения гарантий или обеспечения.

Рассмотрим теперь вкратце основные методы банковского надзора

Банковский надзор

Отслеживанием работы коммерческих банков занимаются различные

государственные и негосударственные учреждения. К негосударственным можно

отнести различные аудиторские и консалтинговые фирмы, журналы, газеты. К

государственным можно отнести МВД, ФСК, Минфин, ЦБ. Основную нагрузку в

этом направлении взял на себя ЦБ РФ. Он осуществляет регулирование и надзор

за банковской деятельностью. Надзор осуществляться двумя основными

методами:

- проверка банковской отчетности и нормативов согласно инструкций;

- ревизия.

Данная функция ЦБ очень важна, т.к. она позволяет отслеживать, как

общие тенденции в банковском бизнесе, так и осуществлять оперативный надзор

за банками. Свою политику ЦБ доводит до сведения КБ посредством издания

инструкций, писем и т.д.

Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования

банковской системы ЦБ РФ установил следующие экономические нормативы

деятельности КБ:

- нормативы достаточности капитала;

- нормативы ликвидности баланса;

- минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в ЦБ;

- максимальный размер риска на одного заемщика,

- минимальный размер резервов под кредиты и обесценение ценных бумаг;

К сожалению, финансовая отчетность, методы работы, технологии, и т.д.

российских КБ еще очень далека от международных стандартов. Это можно

объяснить рядом причин - отсутствием реального банковского дела в бывшем

СССР, административно - командная система, и т.д.

Как следствие, это осложняет не только анализ деятельности банка, но и

тормозит интеграцию банков РФ в мировую экономику, препятствует активному

сотрудничеству, отпугивает потенциальных партнеров. По этому, ЦБ стремиться

к постепенному приближению методов бухгалтерского учета и отчетности в

банках РФ к международным стандартам. Пожалуй, основной проблемой в данном

вопросе является учет прибыли, финансовый левередж, отсутствие четкой

нормативной базы, отсутствие накопленного опыта.

Существует Базельское соглашение, в соответствии с которым всем странам-

участницам рекомендуется придерживаться определенных стандартов. Базельское

соглашение описывает основные стандарты по методологии бухгалтерского

учета, управления рисками, учета капитала.гарантий, и т.д. Все больше и

больше стран становятся участниками Базельского соглашения. Для вступления

РФ в Базельское соглашение необходимо привести стандарты бухгалтерского

учета со следующими стандартами:

- непрерывность эксплуатации

- наращивание

- постоянство

- осторожность

- раздельная оценка активов и пассивов

- преемственность входящего баланса

- приоритет содержания над формой

- консолидация

- единица измерения

Далеко не все из этих стандартов соответствуют российской практике бух.

учета. Преодолев все эти трудности у России появиться возможность стать

членом Базельского соглашения.

В странах с развитой рыночной экономикой эта проблема решается примерно

одинаково, хотя везде есть свои особенности. Например, в Германии проверкой

деятельности коммерческих банков занимается не ЦБ, а подразделения Минфина,

а ЦБ занимается только регулированием денежного обращения. В США, кроме

государственного контроля Федеральной Резервной системы существуют

различные общественные фонды по защите интересов вкладчиков. Они

осуществляют регулярную проверку деятельности КБ.

В связи с появлением данной проблемы встал вопрос о том, как

осуществлять оценку деятельности КБ. На сегодняшний день есть два

принципиальных подхода к оценке деятельности КБ:

- оценочный подход (например, нормативы ЦБ). Этот подход является

сегодня уже не перспективным, поэтому не будем на нем останавливаться.

- рейтинговый подход, то есть разработка таких критериев, показателей и

взаимосвязей между ними, что на основании проводимых расчетов можно

получить строго определенный показатель - рейтинг банка.

Во всех крупных банках зарубежья уже давно существует отлично

отлаженная, очень сложная система лимитирования активных операций на основе

рейтинговой оценки банков. Однако это является коммерческой тайной, поэтому

каждый банк разрабатывает свою систему. Однако есть базовая модель, которая

описана и называется CAMEL. На основании ее большинство банков рассчитывают

лимиты на активные операции, управляют кредитными рисками на межбанковском

рынке.

Данная модель принадлежит перу многих аналитиков и банкиров. Она была

удостоена НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ, так как это была первая модель рейтинговой

оценки деятельности КБ.

2.CAMEL

"С" - capital adequacy, это показатель достаточности капитала,

определяющий размер собственного капитала банка, необходимый для гарантии

вкладчиков, и соответствие реального размера капитала необходимому.

"А" - asset quality, показатель качества активов, определяющий степень

"возвратности" активов и внебалансовых статей, а также финансовое

воздействие проблемных займов.

"М" - management, показатель качества управления (менеджмента), при

помощи которого оценивается система банковского менеджмента на основе

эффективности работы, устоявшейся политики, глубины и соблюдения законов и

инструкций.

"Е" - earnings, показатель доходности или прибыльности, с позиций ее

достаточности для будущего роста банка.

"L" - liguidiity, показатель ликвидности, определяющий достаточно ли

ликвиден банк, чтобы выполнять обычные и совершенно неожиданные

обязательства.

Некоторые из показателей CAMEL могут быть определены заочно, на основе

документов, поступающих в центральный банк, другие же требуют надзорной

проверки на месте для выяснения полной картины; таким образом, оценка

состояния банка при помощи данной системы может быть текущим процессом,

хотя лучше всего ее проводить в конце надзорной проверки.

Банковские супервизоры рассматривают капитал как главный источник

защиты вкладчиков. Банк с хорошим капиталом может пережить серьезные

убытки, не допустив, чтобы вкладчики потеряли свои деньги.

Важный компонент рейтинговой системы CAMEL - это менеджмент. Однако,

его оценивают в последнюю очередь, по итогам всего остального.

Безусловно, менеджмент оценивается субъективно и поэтому относительные

показатели не могут быть использованы, как это делается с другими

компонентами системы CAMEL. Оценка менеджмента начинается с оценки и

"совершенства" банка. Банки с хорошим менеджментом должны иметь достаточный

капитал, хорошее качество активов, достаточную прибыль и удовлетворительную

ликвидность. Поэтому, супервизоры, использующие систему CAMEL, не оценивают

менеджмент до тех пор, пока не получат данные по остальным показателям.

Одинаково важно оценивать менеджмент на основе стратегии службы

рационализации управления и управляющих органов, взятых вместе. Стратегия

создает специфические рамки для ключевых характеристик банковской

деятельности, таких как предоставление займов, инвалюта и ликвидность,

определяющих действия менеджеров. Служба рационализации управления и

управляющие органы позволяют обеспечить реализацию проводимой политики и

придерживаться нужной стратегии.

Менеджмент также должен оцениваться в зависимости от выполнения банком

законов и регулятивных правил, включая своевременное и аккуратное

предоставление отчетов в ЦБ.

В заключение супервизоры анализируют низшие слои управления на предмет

выявления потенциальных высших менеджеров банка. Четвертая часть системы

CAMEL -это оценка доходности. Последний показатель системы CAMEL - это

оценка ликвидности. Важно запомнить, что банк, хорошо следящий за своей

ликвидностью, должен быть способен выполнить свои обязательства без потерь.

После оценки всех компонентов, возможно оценить общий рейтинг банка,

называемый сводным рейтингом (COMPOSITE RATING)

Каждый показатель получает номер от "1" (хороший) до "5"

(неудовлетворительно) Пять показателей складываются и делятся на 5 для

получения сводной оценки.

Сводная оценка дает банковскому супервизору ясное представление о том,

является ли банк в целом "хорошим", "удовлетворительным", "достаточным",

"критическим" или "неудовлетворительным".

Самым важным является то, что сводная оценка является важным

показателем степени необходимого вмешательства, которое должно быть

предпринято по отношению к банку со стороны контролирующих органов.

Рейтинговая система CAMEL представляет собой стандартизированный метод

оценки банков, но ее эффективность зависит от умения и объективности

супервизоров, осуществляющих проверку и оценку банков на регулярной основе.

Рейтинговая система CAMEL

1 = Strong (Сильный)

2 = Satiafactory (Удовлетворительный)

3 = Fair (Посредственный)

4 = Marginal (Критический)

5 = Unsatisfactory (Неудовлетворительный)

Сводный рейтинг = 1 (1-1,4)

- Полностью здоров во всех отношениях.

- Полученные данные не имеют существенного значения. Можно не менять

систему управления;

- Устойчив по отношению к внешним экономическим и финансовым

потрясениям.

- Нет необходимости во вмешательстве органов надзора.

Сводный рейтинг = 2 (1.5- 2.4)

- Практически полностью здоров.

- Полученные критические данные не имеют существенного значения. Можно

не изменять стиль управления.

- Стабилен и может успешно преодолевать колебания в деловом мире.

- Вмешательство органов банковского надзора ограничено и осуществляется

лишь в том объеме, который необходим для исправления выявленных

недостатков.

Сводный рейтинг = 3 (2,5 - 3,4)

- Наличие финансовых, операционных или технических слабостей,

варьирующих от допустимых уровней до неудовлетворительных.

- Уязвим при неблагоприятных изменениях экономической ситуации.

- Может легко разориться, если принимаемые меры по преодолению

слабостей оказываются неэффективными.

- Дополнительное вмешательство органов банковского надзора с целью

устранения недостатков.

Сводный рейтинг = 4 (3,5 - 4,4)

- Серьезные финансовые проблемы.

- Сохранение нездоровой ситуации при отсутствии должного внимания к

финансовым проблемам.

- Без проведения корректирующих мер сложившаяся ситуация может привести

к подрыву жизнеспособности в будущем.

- Большая вероятность разорения

- Необходимы тщательный надзор и контроль, а также конкретный план

преодоления выявленных недостатков.

Сводный рейтинг 5 (4,5 • 5)

- Огромная вероятность разорения в ближайшее время.

- Выявленные недостатки настолько опасны, что требуется срочная

поддержка со стороны акционеров или из других финансовых источников.

-Без проведения корректирующих мероприятий вероятнее всего будет

ликвидирован, объединен с другими или приобретен.

На сегодняшний день в крупнейших банка РФ система оценки

кредитоспособности и финансовой устойчивости КБ строиться по следующим

направлениям:

1. Оперативное отслеживание всех явлений и тенденций в экономике и

банковском деле на макроэкономическом уровне.

2. Оперативное отслеживание всех явлений и тенденций в работе

конкретного банка, то есть изучение его клиентской базы, тенденций

изменения клиентской базы, выявление всех санкций и судебных разбирательств

в отношении банка, отслеживание неплатежей и случаев нарушения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.