Банковская система РФ
называемые национальные банки), становясь клиентами одного из федеральных
резервных банков, пользуются его услугами, в том числе получении
необходимых денежных сумм путем займа или учета коммерческих бумаг. Причем
если возможность получения ссуды в национальном банке ограничена ресурсами
этого банка, то при обращении в федеральный резервный банк такое
ограничение фактически отпадает, поскольку последний может рассчитывать на
ресурсы всей ФРС. В своей функции "банка банков" ФРС осуществляет
всестороннее обслуживание банков-членов. Федеральные резервные банки
являются держателями депозитов последних. Эти депозиты — основная часть
всех определенных законом резервов банков-членов. В настоящее время
наблюдается тенденция к большей централизации ФРС, но это, как
свидетельствуют американские специалисты, процесс длительный, эволюционный.
ФРС независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и
финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от
эмиссии денег. После покрытия своих расходов и выплаты дивидендов банкам-
членам ФРС ежегодно передает в государственную казну от 15 млрд. до 20
млрд. долл. Независимость ФРС выражается и в том, что Президент США не
имеет права отдать ФРС какой-либо приказ или сместить ее управляющих. Право
"чеканить монету" и регулировать ее стоимость, которое согласно Конституции
принадлежит Конгрессу, было передано ФРС, а точнее — Федеральному комитету
по операциям на открытом рынке. Этот комитет был учрежден в 1936 г. при
Совете управляющих. Со временем он превратился по существу в основной
оперативный орган ФРС. По своей структуре ФРС представляет собой довольно
сложный организм. Важнейшую роль в нем выполняют три основных звена.
Повседневную оперативную связь с коммерческими банками осуществляют
федеральные резервные банки, каждый из которых возглавляется правлением
директоров. В правлениях широко представлены крупные банки и промышленные
компании. Банки, которые не являются членами системы, для пополнения кассы
прибегают к услугам своих корреспондентов, банков — членов ФРС. Банки в США
двойного (точнее, раздельного) подчинения. Это означает, что часть
коммерческих банков (национальные банки) лицензируются, контролируются и
надзираются федеральным правительством, а другая их часть — властями
отдельных штатов. Первые — это члены, вторые — не члены ФРС. При этом банки
сами определяют свою юрисдикцию то есть выбирают подчинение федеральным
властям или властям штатов. Подобной практики нет не только в других
странах, но и ни в одной другой сфере государственного регулирования в
самих США. И это при условии, что банковское дело в этой стране признается
крайне важной отраслью, нуждающейся в особо строгом контроле. К этому
следует добавить, что в стране продолжают действовать несколько банков, не
подчиняющихся ни федеральным властям, ни властям штатов (они называются
частными). По закону каждый банк — член ФРС должен определенную долю
привлеченных средств держать в форме бездоходных резервов частью в виде
наличных денег, а частью — в виде депозита в федеральном резервном банке
своего округа. Не члены ФРС тоже должны держать резервы (кроме штата
Иллинойс), но, ВО-ПЕРВЫХ, нормы резервов в разных штатах разные в
соответствии с местным законодательством, ВО-ВТОРЫХ, этим банкам резервы
нередко разрешается держать в формах, приносящих доходы (срочные вклады в
других банках, вложения в некоторые виды краткосрочных государственных
ценных бумаг и т.д.). Поэтому нередко банки штатов либо не желают вступать
в ФРС, либо выходят из нее. Такая ситуация отнюдь не упрощает проведение
единой государственной денежно-кредитной политики. Это касается, например,
порядка открытия отделений банков (данный вопрос целиком относится к
компетенции властей штатов). Есть штаты, где открывать отделения или
филиалы запрещено вообще (Техас, Иллинойс и др., всего 15). Другие
разрешают делать это без всяких ограничений (Калифорния, Северная
Каролина). В третьих сеть отделений должна быть ограничена тем же
географическим местом (округом, городом, поселком), где располагается
главная контора банка. Иногда допускается открытие отделения в соседних
округах. С точки зрения регулирования все американские банки можно
разделить на четыре группы:
. национальные банки;
. банки штатов — члены ФРС;
. банки — не члены ФРС, входящие в Федеральную корпорацию страхования
депозитов (ФКСД);
. банки — не члены ФРС, чьи вклады не застрахованы в ФКСД.
Национальные банки подчиняются Контролеру денежного обращения (служба
министерства финансов) и подпадают под действие всех федеральных банковских
законов, а также правил и инструкций ФРС и ФКСД. Банки штатов — члены ФРС
подчиняются законам и правилам того штата, где они зарегистрированы и
осуществляют свои операции, и соответствующим федеральным законам,
поскольку они являются членами ФРС и ФКСД. Банки — не члены ФРС с вкладами,
застрахованными в ФКСД, подчиняются законам соответствующих штатов, а также
правилам и инструкциям ФКСД. Банки — не члены ФРС с незастрахованными
вкладами подпадают под действие лишь законодательства штатов. Коммерческие
банки США выполняют широкий спектр операций и услуг, в том числе принимают
средства в депозиты (вклады до востребования и срочные), предоставляют
кратко-, средне- и долгосрочные ссуды малому и среднему бизнесу, крупным
корпорациям. федеральным и местным органам власти; выполняют финансовые и
трастовые услуги. Однако американские банки не могут (по законодательству)
выступать владельцами ценных бумаг, кроме случаев возмещения непогашенного
кредита. Между коммерческой и трастовой деятельностью банков проходит
"китайская стена", информация, полученная одним отделом, не может
передаваться в другой. Через холдинговые компании американские банки
предлагают своим клиентам электронные услуги, дорожные чеки, брокерские
услуги; занимаются размещением и куплей-продажей казначейских,
муниципальных и других официальных долговых инстру ментов, оказывают услуги
по инвестиционному консультированию. В отличие от коммерческих банков
специализированные кредитные институты занимаются кредитованием
определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Как правило, можно
выделить одну или несколько их основных операций. Эти институты доминируют
в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую
клиентуру. Важным направлением специализации банков является инвестиционная
деятельность. Инвестиционные банки мобилизуют долгосрочный ссудный капитал
и предоставляют его заемщикам (функционирующим капиталистам и государству)
посредством выпуска и размещения облигаций или других видов заемных
обязательств. Классический тип инвестиционных банков характерен для США,
где законодательство запрещает коммерческим банкам заниматься
инвестиционной деятельностью (кроме операций с государственными и
муниципальными облигациями). В настоящее время в США около 700
инвестиционных банков.
3.2.. Направления совершенствования банковской системы России.
Основными проблемами российской банковской системы сегодня являются:
- низкий уровень банковского капитала;
- значительный объем невозвращенных кредитов, в результате чего
существенная часть банковских активов оказалась обесцененной и
иммобилизованной;
- высокая зависимость ряда банков от состояния государственных и местных
бюджетов;
- чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений банковской
деятельности, которые приносили немедленный, в основном "спекулятивный"
доход, недостаточное внимание к кредитованию реального сектора
экономики;
- пренебрежение к вопросам освоения перспективных банковских технологий;
- высокая зависимость банков от их крупных акционеров, являющихся
одновременно клиентами банков и участниками их финансово - промышленных
групп;
- низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков, а в
отдельных случаях личная заинтересованность банковских менеджеров в
проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и
акционеров;
- политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых
крупных банков, масштабное использование ими находящихся в их
распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за
пределы собственно банковского дела;
- недостаточная жесткость надзорных требований;
- недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих
юридических аспектов деятельности банков, осуществления банковского
надзора, отсутствие системы страхования вкладов граждан, организации
процедур санирования, реструктуризации и банкротства банков.
Эти проблемы в значительной мере усугубили действие неблагоприятных внешних
и внутренних факторов, включая ошибки в экономической политике, которые
предопределили возникновение предкризисной ситуации в банковской сфере
России в ноябре - декабре 1997 года. Положение дел оставалось тяжелым на
протяжении января - августа 1998 г. В августе 1998 года Правительство
России не смогло продолжать обслуживание и погашение внутреннего долга. Это
привело к замораживанию выплат по ГКО и ОФЗ, остановке финансовых рынков,
скачку валютного курса, что и явилось непосредственной причиной кризиса в
банковской сфере России, так как значительная часть банков была
ориентирована на предсказуемый валютный курс и устойчивое функционирование
рынка ГКО - ОФЗ. Банковский кризис, затронувший деятельность более половины
российских банков, в настоящее время имеет следующие внешние проявления: -
дефицит капитала, необходимого для обеспечения банками необходимого уровня
ликвидности операций; - резкое снижение платежеспособности части банков,
неспособность выполнять ими свои обязательства перед российскими и
иностранными кредиторами и клиентами; - остановка рядом банков платежей
своих клиентов, включая платежи в пользу бюджетов всех уровней и
внебюджетных фондов; - снижение доверия населения, предприятий и
иностранных партнеров к банковской системе; - резкое снижение уровня
взаимного доверия внутри самого банковского сообщества и остановка
межбанковского денежного рынка; - аресты корреспондентских счетов отдельных
российских банков за рубежом, в результате чего уменьшается приток
экспортной валютной выручки, снижаются ликвидные активы, выраженные в
иностранной валюте. Центральный банк, учитывая состояние российской
банковской системы, меру своих возможностей по поддержке кредитных
организаций принял программу реструктуризации банковской системы. Процесс
реструктуризации банковской системы предполагает обеспечение следующих
основных принципов: - приоритетность защиты интересов частных вкладчиков;
- равное отношение к защите интересов всех кредиторов и клиентов, в том
числе иностранных; - прозрачность и открытость процесса реструктуризации
обязательств и активов банков; - экономическая ответственность
собственников банков, не способных платить по обязательствам, выраженная в
сокращении доли и объема принадлежащего им банковского капитала,
привлечение их к процессу реструктуризации путем осуществления
дополнительных взносов в капитал банков; - участие кредиторов в
процедурах реструктуризации; - оказание государственной поддержки только
тем банкам, которые принимают и успешно реализуют программы финансового
оздоровления, ориентированные прежде всего на самостоятельное решение
возникших проблем. Целями реструктуризации банковской системы в
краткосрочной перспективе (до середины 1999 года) являются: -
восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс
услуг; - увеличение капитала жизнеспособного ядра банковской системы,
улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для
банковского обслуживания потребностей реального сектора экономики и
проведения платежей; - реструктуризация отдельных крупных
неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные
социальные и экономические издержки; - восстановление доверия к банкам со
стороны частных вкладчиков, кредиторов и клиентов, в том числе иностранных
партнеров; - недопущение утраты банковских технологий и имущественных
комплексов, которые могут быть использованы для ведения
конкурентоспособной банковской деятельности; - отстранение неспособного к
конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на
управленцев, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов, клиентов и
акционеров банка; - привлечение к участию в капиталах банков новых
собственников, в том числе иностранных инвесторов; - восстановление
нормального функционирования финансовых рынков, в т.ч. межбанковского
денежного рынка. В среднесрочной перспективе целью программы является
восстановление деятельности банковской системы на коммерческих принципах и
создание условий для ее активной работы с реальным сектором экономики,
повышения ответственности руководителей и собственников банков за
результаты их деятельности по управлению банками. Задачами органов
государственной власти и Банка России в области реструктуризации
банковской системы являются: - оценка затрат на поддержку банковской
системы, ее рекапитализацию и реструктуризацию, а также определение
источников покрытия таких затрат; - создание и корректировка
законодательной базы для быстрого и эффективного проведения
реструктуризации, в том числе позволяющей снижать долю старых акционеров в
капитале реструктурируемых банков, расширять возможность участия
государства (в том числе Банка России) в капиталах банков, объективно
требующих поддержки; - создание законодательства в области гарантирования
вкладов граждан в банках, банкротства кредитных организаций,
законодательства о залоге; - создание "Агентства по реструктуризации
кредитных организаций" (АРКО), которое возьмет на себя основную часть
оперативной работы по взаимодействию с реструктурируемыми и ликвидируемыми
банками, по работе с "плохими" активами реструктурируемых банков, по
участию в управлении такими банками, оказанию экономической поддержки по
реализации имущества ликвидируемых банков; - обеспечение прозрачности
планов и процессов реструктуризации; - выработка и воплощение в жизнь
плана проведения неотложных мер по реструктуризации банковской системы,
исходя из подходов, изложенных в настоящей программе; - проведение
переговоров с международными кредитно - финансовыми организациями об
оказании поддержки, в том числе путем предоставления средств на
формирование капитала АРКО, на привлечение высококвалифицированных
иностранных банковских специалистов к участию в реструктуризации
конкретных банков, на пополнение ресурсов банковской системы; -
проведение активной политики в поддержке и развитии инфраструктуры
финансовых рынков: бирж, расчетных и клиринговых систем, депозитариев; -
разработка новых форм участия государства в кредитной поддержке экономики
через банковскую систему, в том числе путем переучета Банком России
векселей предприятий реального сектора экономики; - усиление банковского
надзора путем улучшения качества и оперативности анализа банковской
отчетности, унификации и упрощения процедур составления и представления
отчетности, быстрой и эффективной диагностики банковских проблем, четкости
и выверенности оперативных действий, контроля за выполнением предписаний,
уточнения экономических нормативов и иных требований к банкам.
Предваряя конкретные шаги, которые можно сделать в конкретном регионе с
конкретными банками в рамках существующего правового, экономического и
банковского пространства в целях сохранения или восстановления расчетно-
кредитной системы региона и через это — всей страны, следует отметить, что
в известных рамках они могут иметь свои варианты и проявления. При этом не
обязательно, чтобы каждый субъект Федерации занимался этими процедурами
обособленно, более того, для определенного количества регионов, где и
раньше-то банковской системы как таковой не существовало, объективно
требуется объединение сил. Деньги, как известно, границ не признают и
политическими амбициями не страдают.Реструктуризация банковской системы, а
по большому счету, ее сохранение в масштабах, требуемых для выполнения
определенных функций, не терпит отлагательства. Опыт Башкортостана может
быть полезен другим или хотя бы стать предметом профессионального
обсуждения. Процесс реструктуризации в этом регионе развивался следующим
образом.
Первый шаг. Территориальное учреждение Центрального банка РФ исследует
поднадзорную территорию, образно говоря, поле недавнего "боя", проводит
инспекцию войск, определяя живых, раненых и погибших. Эта процедура хотя и
болезненная, но не требующая специальной подготовки: территориальные
учреждения Банка России давно пользуются рекомендациями ЦБ РФ о критериях
определения финансового состояния банков, его указаниями о пересчете
капитала кредитных организаций и другими инструментами для определения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|