Банковская система РФ
для расходов бюджета (во имя которых и затевался дефолт). В-третьих,
замораживание и переоформление ГКО-ОФЗ в новые ценные бумаги без принятия
соответствующего закона может вызвать лавину судебных исков. В России уже
сегодня судебная система
достаточно независима, чтобы защитить права инвесторов. В-четвертых,
надолго потеряно доверие инвесторов, как внутренних, так и внешних. Бодрые
заявления, что мы можем обойтись без новых кредитов, не просто не убеждают,
они настораживают. Ведь если "покончить" с привычкой брать "взаймы", то
скоро придется объявлять дефолт и по внешнему государственному долгу.
События 17 - 23 августа 1998 г. выявили всю глубину финансово-
экономического кризиса в стране. В этих условиях Президент Российской
Федерации объявил об отставке правительства С. В. Кириенко и о назначении
и. о. премьер-министра В. С. Черномырдина. Перед новым правительством стоят
Рис. 4. Средневзвешенная доходность ГКО
в апреле – августе 1998 года, в %
крайне сложные задачи по преодолению текущего кризиса и созданию условий
для перехода к устойчивому росту и структурной модернизации экономики. Для
этого необходимо снять глубинные противоречия структурного характера, о
которых говорилось выше. Поскольку прежняя модель воспроизводства исчерпала
себя, она нуждается в пересмотре и замене. Как представляется, целью новой
модели является принятие жестких и эффективных мер в целях устранения или
минимизации дисбалансов и деформаций в структуре общественного капитала и в
условиях воспроизводства в масштабах всей экономики. В этой связи давно
назрела необходимость в разработке стратегической программы экономического
развития, программы реалистичной и учитывающей неутешительный опыт всех
предыдущих правительственных документов, главным недостатком которых было
то, что они не носили комплексного характера, в том числе игнорировали
необходимость осуществления сильной социальной политики и не создавали
условий для структурной модернизации экономики на основе научно-
технического прогресса. В этой связи нет иных способов рационального
распределения очень ограниченных в результате кризиса ресурсов, кроме как
жесткой системы государственного экономического регулирования. Как
известно, система современного регулирования представляет собой синтез
рыночных и административных методов, а их пропорции зависят от конкретной
ситуации. Чем она острее, чем серьезнее кризис, тем выше роль и значение
государственных методов экономического регулирования, и наоборот, чем
стабильнее положение, тем выше роль рыночных механизмов распределения
ресурсов при сохранении за государством определенных функций в сфере
экономического и социального регулирования. Это и понятно, высота или
жесткость государственного регулирования находится в линейной зависимости
по меньшей мере от двух факторов: во-первых, от величины наличных ресурсов
и, во-вторых, от остроты противоречий и деформаций функционирующего
капитала и общественного воспроизводства. В этой связи существенно важно
восстановление нормальной структуры общественного капитала и условий
воспроизводства во всех отраслях экономики. Задача эта непростая, ее
решение требует определенного периода времени, и на этот период она
неотделима от жесткого государственного регулирования. В этой связи
существенно важны три блока мероприятий с целью: во-первых, восстановления
условий воспроизводства основного капитала, прежде всего его активных
элементов, для чего необходимо оптимизировать межотраслевое
перераспределение части чистого продукта через систему цен и сформировать
общегосударственную систему капиталовложений в различных формах, включая
специальный инвестиционный бюджет и систему налоговых и кредитных льгот в
этой области; во-вторых, восстановления денежно-ссудной части общественного
капитала, что требует большего времени, зависит от хода восстановления и
воспроизводства действительного капитала, а также от эффективности мер по
противодействию оттока отечественных капиталов за границу; в-третьих,
форсированной модернизации деформированной структуры распределения доходов,
поскольку сложившаяся структура жестко лимитирует как личный
потребительский, так и инвестиционный спрос, будучи связана с неприемлемой
деформацией системы сбережений и их использования. Существенное значение в
этом аспекте имеет система бюджетного финансирования, ее роль в
перераспределении части чистого или конечного продукта. Очевидно, что
масштабы последнего не могут быть одинаковыми для различных стран и зависят
прежде всего от уровня социально-экономического развития, его конкретных
этапов и характера решаемых задач. Существенно важно, на каких принципах
строится бюджетный механизм, мобилизация его доходов и система их
распределения и использования. Или иначе - подчинен ли он интересам
общества в целом или отводит преимущественное значение групповым интересам
господствующих кругов большого бизнеса. Не менее важно также укрепление
системы государственного экономического регулирования и повышение уровня
его экономической и социальной эффективности. Это связано с тем, что на
деле произошло серьезное ослабление, а во многих случаях отказ государства
от выполнения этой его безальтернативной функции. Степень управляемости в
экономике серьезно понизилась, а там и тогда, где и когда режим осуществлял
разрозненные, нередко противоречивые акции в области экономического
регулирования, - эти последние были направлены не столько на создание
условий для устойчивого, сбалансированного роста, сколько имели в своей
основе прежде всего интересы отдельных олигархических групп. Факты
показывают, что в обстановке реформ одним из главных условий быстрого
обогащения явилась близость и связи соответствующих предпринимательских
кругов с госаппаратом, прежде всего с чиновниками его высших эшелонов.
Тотальная коррумпированность бюрократии превратилась в имманентную черту
экономического реформирования. Речь, следовательно, идет о соотношении
интересов частного бизнеса и общенациональных, общегосударственных
интересов. Для выхода из кризиса необходимо подчинить интересы частного
капитала общенациональным интересам, поскольку обратный вариант блокирует
такой выход. Как показала практика, прежде проводившаяся государственная
экономическая политика оказалась не в состоянии выполнить задачи, связанные
с реализацией программы реформ, с наименьшими экономическими издержками и
социальным ущербом. Более того, эта политика выступила в качестве одной из
главных причин, приведших к глубокому и затяжному кризису. При этом
пагубную роль сыграла и приверженность к монетаристской модели в
истолковании представителей Чикагской школы. Дело в том, что кризис,
вызванный рыночными механизмами, невозможно устранить только и
исключительно с помощью рыночных же методов регулирования. Как подтвердил и
мировой опыт, и многочисленные теоретические разработки, начиная с
кейнсианских подходов и кончая последними изысканиями экспертов
Международного валютного фонда и Мирового банка, - чем меньше объем
наличных ресурсов, тем большая ответственность ложится на государство, на
его органы экономического регулирования: именно они призваны обеспечить
рациональное, экономически и социально приемлемое распределение и
использование ограниченных ресурсов, поскольку выполнение этой задачи не по
силам чисто рыночным механизмам.
3. Перспективы развития и пути совершенствования банковской системы.
3.1. Положительные аспекты зарубежных банковских систем.
Считается, что в рыночно развитых странах банковские системы возникли и
созрели давно. Рассмотрим на нескольких примерах, так ли это на самом деле
и какие ценные уроки можно извлечь из чужого опыта. Английская банковская
система в начале нашего века выглядела таким образом. БАНК АНГЛИИ —
центральный банк. ДЕПОЗИТНЫЕ БАНКИ (первый из них - The London &
Westminster bank — был основан в 1834 г.) занимались почти исключительно
приемом денежных вкладов и выдачей краткосрочных ссуд предприятиям крупной
торговли и аристократии под залог надежных ценных бумаг (государственных и
др.), а также покупкой краткосрочных векселей, выдачей денежных ссуд на
бирже. КРЕДИТНЫЕ И ТОРГОВЫЕ БАНКИ не принимали вкладов и занимались
практически только учредительскими (спекулятивными) операциями, а также
выдавали экспортные кредиты. КРЕДИТНЫЕ ПОСРЕДНИКИ — это были, ВО-ПЕРВЫХ,
вексельные маклеры, зани мавшиеся главным образом покупкой векселей и
перепродажей их банкам, ВО-ВТОРЫХ, фондовые маклеры, обеспечивавшие
посреднические услуги при заключении биржевых сделок. КЛИРИНГОВЫЕ ДОМА. В
последующие десятилетия эта структура изменилась незначительно. Сейчас в
Великобритании выделяют следующие виды коммерческих банков.
1. Депозитные банки. К ним относятся наиболее крупные банковские монополии
— клиринговые банки, доминирующие в депозитно-ссудных операциях внутри
страны. Клиринговые банки — это так называемые банки "большой четверки" —
National Westminster Bank, Lloyd's Bank, Midland Bank и Barclay's Bank. Они
получили название клиринговых в силу заключенных между ними клиринговых
соглашений о зачете взаимных требований. Клиринговые банки принадлежат к
числу универсальных, предоставляющих своим клиентам свыше 300 различных
услуг. Наиболее крупные банки имеют свои специфические черты: определенный
круг клиентуры, территориальную или отраслевую специализацию, свою
концепцию развития деятельности и т.д.
2. Торговые банки действуют в сфере внешней торговли и международных
финансово-кредитных операций.
3. Банки Содружества. В настоящее время насчитывается 7 крупных британских
заграничных банков.
4. Иностранные банки в Великобритании. Таких банков сейчас насчитывается
около 450.
5. Консорциальные банки, в которых участвуют по крайней мере две стороны,
причем ни одна из них не имеет контрольного пакета акций.
6. Учетные дома, выполняющие краткосрочные операции на денежном рынке.
После многочисленных слияний в конце 80-х годов в Великобритании
сформировалось девять учетных домов.
Необходимо отметить следующие качественные особенности английской
банковской системы. ВО-ПЕРВЫХ, Банк Англии кредитует коммерческие банки не
прямо, а через посредников — учетные или дисконтные дома (биллброкеры), а
его управляющий еженедельно встречается с руководителями различных
ассоциаций, причем не только банковских, но и торговых и промышленных. ВО-
ВТОРЫХ, в Великобритании, в отличие от континентальных систем, коммерческие
и инвестиционные банки разделены (многие инвестиционные банки образовались
из "торговых банков"). Впрочем, такое разделение отнюдь не относится к
числу достоинств английской системы. В-ТРЕТЬИХ, в Англии деньги в уставный
капитал вносятся учредителями навсегда, т.е. они становятся деньгами банка.
Несомненный интерес представляет развитие правового регламентирования
банковского дела в Великобритании. До принятия Банковского акта 1979 г. в
законодательных документах отсутствовало официальное определение термина
"банк". В общем плане согласно существовавшему подходу под банком
понималась организация, которая принимала вклады от организаций и граждан,
предлагала чековые книжки своим клиентам с целью осуществления последними
денежных расчетов, обеспечивала некоторые другие финансовые услуги своим
клиентам, включая предоставление кредитов и операции с ценными бумагами.
Любая организация, которая могла продемонстрировать наличие этих трех
базисных элементов в своей деятельности, была вправе претендовать на
отношение к себе как к банку. В 1979 г. с принятием нового закона о банках
особое внимание было уделено определению термина "банк". Британское
законодательство значительно упростило формулировку, указав на то, что под
банком понимается любая компания, если она признается в качестве банка
Банком Англии. Закон предусматривал и исключение, когда организация могла
получить статус банка даже если она не отвечала всем вышеперечисленным
требованиям. Речь идет о так называемых дисконтных (учетных) домах, которые
представляют собой уникальное явление и характерны только для банковской
системы Англии. Закон 1979 г. предусматривал также другую категорию
организаций, которые могли считаться банковскими учреждениями с
ограниченными функциями. Речь шла о так называемых лицензированных
организациях, принимающих депозиты (ЛОПД). На практике, прежде чем получить
статус банка, любая организация должна была пройти испытательный срок в
качестве ЛОПД. Банк Англии, обладая правом предоставления статуса банка
различным финансовым корпорациям, имеет право аннулировать этот статус у
многочисленных уже действующих банков. Новый Банковский акт 1987 г. не
отменил полностью все положения акта 1979 г., а лишь дополнил и изменил
некоторые из них. Согласно акту 1987 г. главным звеном банковской системы
Великобритании является Банк Англии — центральный банк страны, созданный
еще в 1694 г. в виде акционерной компании с ограниченной ответственностью.
В середине XVIII в. он стал выполнять ряд функций центрального банка. С
принятием Банковского акта 1844 г. он официально получил статус
центрального банка. С законодательной точки зрения единственным банком с
правом эмиссии банкнот он стал только в 1921 г. после принятия парламентом
страны соответствующего решения. В 1946 г. лейбористское правительство
осуществило национализацию Банка Англии путем выкупа акций в обмен на 3-
процентные облигации государственного займа по соотношению 1:4. Принятый в
том же году Банковский акт наделил центральный банк Великобритании правом
давать рекомендации коммерческим банкам и директивы, согласованные с
министерством финансов. Кроме того, он получил право требовать от
коммерческих банковских учреждений предоставления необходимой информации с
целью проверки их деятельности. Хотя формально Банк Англии принадлежит
правительству, сам он функционирует на коммерческой основе. Второй уровень
банковской системы страны составляют клиринговые банки. Особенность
клиринговых банков заключается в том, что все они активно работают в
системе зачетов платежных документов и ценных бумаг, осуществляемых через
Лондонскую расчетную палату. Согласно законодательству все расчеты между
обычными банками и другими финансовыми организациями могут осуществляться
только через клиринговые банки. Неординарное положение занимает
Национальный сберегательный банк страны (НСБ). Этот банк, основанный в 1861
г., не похож на другие банковские учреждения. По своему правовому статусу
НСБ является подразделением министерства национальных сбережений. Особый
банковский статус характеризует деятельность еще двух крупнейших банков —
Трастового сберегательного банка и Национального жиробанка (НЖ). НЖ —
квазигосударственное учреждение, услугами которого пользуются только
государственные ведомства и местные органы власти при расчетах с
населением. Можно утверждать, что наличие и особые функции клиринговых
банков, так называемых торговых банков (которые больше занимаются
посредничеством, консультированием и предоставлением рекомендаций по тем
или иным финансовым вопросам), дисконтных домов (имеющих привилегию
обращаться в Банк Англии за централизованными кредитами и работающих с
привлеченными средствами коммерческих банков), а также организаций типа
ЛОПД (их называют фринджбанками) делают британскую банковскую систему во
многом уникальной и неповторимой.
Далее обратим наше внимание на Швейцарию. Как известно, Швейцария —
страна банков. На каждые 1,5 тыс. жителей приходится одна банковская
структура. В стране функционирует 140 филиалов (отделений) крупных
иностранных банков. Швейцарская банковская система объединяет более 500
банковских организаций. Все швейцарские банки традиционно делятся на три
основные категории. К первой относятся три крупнейших банка: Union bank of
Switzerland, Swiss bank corporation и Swiss credit bank. Кантональные,
местные и сберегательные банки, относящиеся ко второй категории, в основном
работают с местными вкладчиками в своих регионах, специализируясь на
кредитовании и обычных банковских расчетах. Третья категория — так
называемые частные банки. Основной вид их деятельности — управление
инвестиционными портфелями. В кредитную систему Швейцарии органично входит
большое количество финансовых компаний. Они делятся на:
• компании, которые публично рекламируют себя для приема депозитов и
которые обязаны отвечать всем требованиям федерального банковского
законодательства;
• компании, не принимающие депозиты, но выполняющие другие банковские
операции. Такие компании подпадают под регулирование лишь части статей
упомянутого законодательства.
Отличительной чертой швейцарской банковской системы является строгий
контроль за деятельностью банков и инвестиционных компаний. Контроль за
банками имеет З-ступенчатую структуру и осуществляется Федеральной
банковской комиссией, Национальным банком и Швейцарской банковской
ассоциацией. Деятельность банков, ее регулирование и контроль проходят в
соответствии с Федеральным банковским законом о банках и сберегательных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|