Банковская система
цен и риск инфляции. Поддается довольно точному прогнозу, так как теснота
связи (корреляция) между биржевым курсом акции и общим состоянием рынка
регулярно и довольно достоверно регистрируется различными биржевыми
индексами.
Несистемный риск не зависит от состояния рынка и является спецификой
конкретного предприятия, банка. Он может быть отраслевым и финансовым.
Основными факторами, оказывающими влияние на уровень несистемного
портфельного риска, являются наличие альтернативных сфер приложения
(вложения) финансовых ресурсов, конъюнктура товарных и фондовых рынков и
другие.
Совокупность системных и несистемных рисков называют риском инвестиций.
Риск падения общерыночных цен
Риск падения общерыночных цен — это риск недополучаемого дохода по
каким-либо финансовым активам. Чаще всего он связан с падением цен на все
обращающиеся на рынке ценные бумаги одновременно.
В странах с развитой рыночной экономикой существуют фирмы- наблюдатели
(например, "Стандарт энд Пуэрс"), которые постоянно анализируют уровень
портфельного риска различных ценных бумаг.
Можно определенно утверждать, что акции частных фирм и акционерных
предприятий более рисковые, чем государственные облигации. Государство
теоретически и практически не может разориться, потому что доход по его
долговым обязательствам гарантируется всем достоянием страны. В то же время
негосударственные, акционерные и венчурные предприятия более мобильны,
эффективны, хотя уровень банкротства у них выше.
Риск инфляции — это риск, который определяется жизненным циклом
отраслей. Основные факторы, влияющие на развитие отрасли следующие:
а) переориентация экономики, что связано с общей экономической
нестабильностью в мире, по отдельным регионам, странам, рынкам, рыночным
сегментам, нишам и окнам, с одной стороны, ростом цен на ресурсы, с другой;
б) истощение каких-либо ресурсов;
в) изменение спроса на внутреннем и мировом рынках сбыта;
г) общеисторическое развитие цивилизации.
Кредитный риск
Кредитный риск, или риск невозврата долга, в одинаковой степени
относится как к банкам, так и к их клиентам и может быть промьшленным
(связанным с вероятностью спада производства и/или спрос на продукцию
определенной отрасли); риск урегулирования и пocтавок обусловлен
невыполнением по каким-то причинам договоры отношений; риск, который связан
с трансформацией видов ресурсов (чаще всего по сроку), и риск форс-мажорных
обстоятельств. Степень кредитного риска банков зависит от таких факторов:
* степень концентрации кредитной деятельности банка в какой-либо сфере
(отрасли), чувствительной к изменениям в экономике т.е. имеющей эластичный
спрос на свою продукцию, что выражается степенью концентрации клиентов
банка в определенных отраслях или географических зонах, особенно
подверженных конъюнктурным изменениям;
* если удельный вес кредитов и других банковских контрактов,
приходящихся на клиентов, испытывающих определенные специфические
трудности;
* концентрация деятельности банка в малоизученных, новых, не
традиционных сферах;
* внесение частых или существенных изменений в политику банка по
предоставлению кредитов, формированию портфеля ценных бумаг;
* удельный вес новых и недавно привлеченных клиентов;
* введение в практику слишком большого количества новых услуг в течение
короткого периода (тогда банк чаще подвергается наличию отрицательного или
нулевого, потенциального спроса);
* принятие в качестве залога ценностей, труднореализуемых на рынке или
подверженных быстрому обесцениванию.
По результатам статистического анализа можно сделать вывод что частные
и акционерные предприятия более гибки и эффективны, чем государственные, но
разоряются чаще. То же самое можно сказать о крупных и мелких
производителях. Совместные предприятия подвержены чаще всего внешним и/или
политическим рискам. Акционерные предприятия должны особое внимание уделять
всем видам портфельных рисков.
Риск кредитования заемщиков зависит от вида предоставляемого кредита. В
зависимости от сроков предоставления кредиты бывают кратко-, средне- и
долгосрочные; от видов обеспечения — обеспеченные и необеспеченные, которые
в свою очередь могут быть персональными и банковскими; от специфики
кредиторов —банковские, государственные, коммерческие (фирменные), кредиты
страховых компаний и частных лиц, консорциональные (синдицированные),
которые структурируются на клубные (где число кредиторов ограничено) и
открытые (участие в нем. может принять любой банк или предприятие); от
видов дебиторов — сельскохозяйственные, промышленные, коммунальные,
персональные; от направления использования — потребительские, промышленные,
на формирование оборотных средств, инвестиционные, сезонные, на устранение
временных финансовых трудностей, промежуточные, на операции с ценными
бумагами, импортные и экспортные; по размеру — мелкие, средние, крупные; по
способу предоставления — вексельные, при помощи открытых счетов, сезонные,
консигнации.
Транспортный риск
Особый интерес представляют так называемые транспортные риски. Их
классификация впервые была приведена Международной торговой палатой в
Париже (1919 г.) и унифицирована в 1936 г., когда были обнародованы первые
правила ИНКОТЕРМС. После последних коррекций (1990 г.) различные
транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в
четырех группах E, F, С и D.
Группа Е включает одну ситуацию — когда поставщик (продавец) держит
товар на своих собственных складах (Ex Works). Риски принимают на себя
поставщик и его банк до момента принятия товара покупателем. Риск
транспортировки от помещений продавца до конечного пункта уже принимается
покупателем и его банком.
Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответственности и
рисков:
a) FCA (Free Carrier ....../named place), это означает, что риск и
ответственность продавца (и его банка) переносятся на покупателя
(посредника) в момент передачи товара в условленном месте;
6) FAS (Free Along Side Ship ....../ named port of deshuation), это
означает, что ответственность и риск за товар переходят от поставщика (и
его банка) к покупателю в определенном договором порту;
в) FOB (Free On Board...../ named of Shipment) означает, что продавец и
его банк
снимают с себя ответственность после выгрузки товара с борта корабля.
Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец, его банк
заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя
никакого риска. Они включают следующие конкретные ситуации:
a) CFR (Cost and Freight......./ named port of deshuation). Продавец и
его банк оплачивают стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и
ответственность за целостность и сохранность товара и дополнительные
затраты берут на себя покупатель и его банк. Перенос рисков и
ответственности происходит в момент загрузки корабля;
6) CIF (Cost, Insurance, Freight......./ named port of deshuation)
означает, что, кроме обязанностей, как в случае CFR, продавец и его банк
должны обеспечить и оплатить страховку рисков во время транспортировки;
в) CPT (Carriage Paid То....../ named place of deshuation), т.е.
продавец и покупатель (и их банки) делят между собой риски и
ответственность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточный пункт
транспортировки) риски полностью переходят от продавца и его банка к
покупателю и его банку;
г) CIP (Carriage And Insuranse Paid To..../ named place of deshuation)
означает, что риски переходят от продавца к покупателю в определенном
промежуточном пункте транспортировки, но, кроме того, продавец обеспечивает
и платит стоимость страховки товара.
Последняя группа терминов D означает, что все транспортные риски
ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации:
a) DAF (Delivered At Frontier..../ named place), т.е. продавец
принимает на себя риски до определенной государственной границы. Далее
риски принимают на себя покупатель и его банк;
6) DES (Delivered Ex Ship ....../named port of deshuation) означает,
что передача рисков продавцом покупателю происходит на борту корабля;
в) DEQ (Delivered Ex Quay (Duty Paid)....../ named port of deshuation)
— передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт загрузки;
г) DDU (Delivered Duty Unpaid...../ named place of deshuation) —
продавец принимает на себя транспортные риски за порчу, потери, хищения и
пр. товара до определенного договором места (чаще всего это склад) на
территории покупателя;
д) DDP (Delivered Duty Paid ...../named place ofdishuation) —продавец
ответствен за транспортные риски до определенного места на территории
покупателя, но последний оплачивает их.
Необходимо отметить, что, если покупатель не принимает товар по каким-
либо причинам или не имеет возможности произвести оплату в договорной срок,
риски могут перейти от продавца к нему раньше.
Лизинговый и факторинговый риски
Уровень банковских рисков может возникать также при осуществлении
лизинговых и факторинговых операций, бартерных и клиринговых сделок.
Лизинг — это метод финансирования развития новой техники и технологии,
расширения продаж оборудования, который особенно актуален в период
необходимости ускоренного внедрения отдельных элементов реального основного
капитала, сокращения жизненного цикла товаров и пр.
Лизинг считается в настоящее время операцией с повышенным риском.
Поэтому целесообразно осуществлять покрытие убытков от него за счет
резервного фонда банка.
В зависимости от формы отношений между субъектами, осуществляющими
лизинговые операции, он может быть оперативным, финансовым, возвратным,
международным. Каждый из вышеперечисленных видов лизинга может быть прямым
и косвенным; срочным и возобновляемым (револьверным); чистым и полным.
Клиринг — это взаимная оплата между двумя банками, районами,
экономическими единицами, государствами, при которой производится обмен
товаров без перевода денег (валюты). Сущность клиринга выражается в
следующем: за определенный календарный период, обычно один год, суммы
взаимной торговли обращаются на конкретных банковских счетах различных
торгующих стран на основании специального клирингового договора.
Осуществляя клиринг, каждая сторона-экспортер получает сумму
экспортируемого товара от своего банка. Банк, со своей стороны, не ждет
перевода из банка-импортера, дебетует клиринговый счет и высылает
дебетовое авизо соответствующему банку, связанному с импортером./
Бартерные сделки — это форма компенсации, когда товар оплачивается не
деньгами, а товаром. Бартерные сделки могут быть межфирменными и
межгосударственными. Чаще всего межфирменные бартерные сделки
осуществляются с помощью различных посредников.
Международные бартерные сделки, так же как и клиринг, связаны с прайс-
листами, техническим кредитом, валютой для пересчета стоимости товаров, но
они не связаны с определенным временным периодом, и продолжительность
бартерных договоров зависит от количества и стоимости товаров, указанных в
конкретных прайс-листах.
Факторинг - разновидность торгово-комиссионных операций, в которых
специализированная компания кредитует продавца при проведении им отгрузки
товара по сделке купли-продажи, приобретая дебиторскую задолженность
клиента и взыскивая ее самостоятельно.
Риски, связанные со спецификой клиента банка
По своей сути банк — это коммерческое предприятие. Основным принципом
взаимоотношений "банк — клиент" является принцип получения прибыли банком
при меньших затратах и принцип минимизации всех видов риска. Банк на самом
деле может рисковать (и он рискует ежедневно в процессе своей деятельности)
своим собственным капиталом, но не капиталом клиента, его прибылью. С целью
минимизации риска банк должен:
* диверсифицировать портфель своих клиентов, что ведет к диверсификации
всех видов риска, т.е. его рассредоточению;
* стараться предоставлять кредиты в виде более мелких сумм большему
количеству клиентов;
* предоставлять большие суммы клиентам на консорциональной основе и пр.
Рассмотрим один из способов классификации клиентов банка, с помощью
которой может быть снижен уровень всех видов банковского риска.
Виды клиентов банка в зависимости от принадлежности к различным
отраслям (отраслевой риск)
Согласно теории рисков основным признаком принадлежности предприятия к
той или иной отрасли является назначение выпускаемой продукции. Различают
предприятия первичной сферы, к которой относятся сельскохозяйственные
предприятия; предприятия вторичной сферы (промышленные), которые, со своей
стороны, могут быть добывающими и перерабатывающими, и, наконец,
предприятия третичной сферы, предоставляющие разного рода услуги (банки,
страховые, аудиторские, консультационные компании и пр.) и осуществляющие
свою деятельность в сфере сбыта (оптового или розничного).
Факторы, оказывающие влияние на уровень отраслевого риска, могут быть
сгруппированы следующим образом:
* деятельность альтернативных отраслей за определенный период времени;
* внутриотраслевая конкуренция, которая может быть ценовой и неценовой
и зависит от сложности вхождения новых производителей в отрасль, наличия
или отсутствия товаров-заменителей, рыночной силы покупателей
(потребителей), рейтинга поставщиков и посредников, авторитета
благожелательных контактных аудиторий.
Одним из основных способов измерения уровня отраслевого риска является
получение Р-коэффициента отрасли (бета-коэффициента)`.
Этот коэффициент определяет уровень колебаний или отклонений
результатов деятельности конкретной отрасли по отношению к результатам
деятельности всей экономики рынка страны. Очевидно, что для анализа уровня
отраслевого риска необходима достаточно обширная база данных
макроэкономических показателей за достаточно длительный период времени.
Отрасль с показателем коэффициента выше единицы имеет более высокий
уровень риска, чем отрасль с коэффициентом ниже единицы. Обычно этот анализ
проводится с помощью регрессионных моделей или методов факторного анализа.
Кроме того, уровень отраслевого риска достаточно динамичен и необходимо
проводить анализ его уровня не только в статике, но и в динамике.
Уровень риска банков в зависимости от размера клиента
В зависимости от размеров предприятия клиенты классифицируются в три
группы — мелкие, средние и крупные.
Мелкие и средние заемщики более гибкие, быстрее могут отреагировать на
потребности рынка, клиента. Их структура более легкая, что дает им
возможность быстрее менять направления своей деловой активности, получать
высокую прибыль. В последнее время в США, например, государство дает
субсидии и возможность средним предприятиям заниматься активными научными
исследованиями, новыми направлениями и пр. Получение результатов происходит
быстрее.
Но мелкие и средние предприятия обычно имеют небольшой собственный
капитал, что приводит к банкротству в условиях жесткой конкуренции, каких-
то непредвиденных изменений политического и экономического характера (риск
форс-мажорных обстоятельств). Часто они имеют небольшое количество
клиентов, контролируют небольшие рыночные окна, ниши и/или сегменты.
Поэтому количество банкротств выше для мелких и средних предприятий.
Согласно статистическому анализу американских экономистов обычно около 50%
вновь созданных мелких и средних предприятий разоряются в течение первых
двух лет, и, как правило, не больше 10% из них продолжают существовать 7
лет после своего создания`.
Крупные предприятия, наоборот, более инертны. Они не реагируют быстро
на изменения в потребностях рынка и конкретного потребителя. Они не часто
меняют направление своей деловой активности, но они имеют весомый
собственный капитал и могут "пережить" некоторые неблагоприятные
экономические ситуации. Они имеют возможность осуществлять все виды
гарантийного и послегарантийного сервисного обслуживания, тратить большие
средства на разного рода рекламу. Иными словами, они почти всегда
обеспечивают среднюю прибыль и рентабельность. Такие предприятия имеют
возможность создавать дочерние фирмы, филиалы, расширять свой рынок,
превратить его в международный.
Взаимосвязь между уровнем риска банков и принадлежностью клиентов к
различным видам собственности
По принадлежности к различным видам собственности производители могут
быть разделены на следующие группы — государственные, частные,
кооперативные, акционерные. Последние два вида могут быть совместными
(транснациональными) и мононациональными. В зависимости от этого различные
виды рисков приобретают большую или меньшую значимость в процессе их
деятельности. Задачей банка является подбирать портфель своих клиентов
таким образом, чтобы самому иметь оптимальное соотношение между активными и
пассивными операциями, сохранять уровень своей ликвидности и рентабельности
на необходимом для бесперебойной деятельности уровне.
Для этой цели необходимо, на наш взгляд, проводить регулярный анализ
уровня всех видов рисков, определять их оптимальное значение для каждого
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|