рефераты бесплатно

МЕНЮ


Анализ кредитоспособности заемщика

Анализ кредитоспособности заемщика

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................

...............….….....стр 5

|Глава 1 |Основные подходы к оценке финансово - экономической |

| |деятельности заемщика |

| | |

|1.1. |Организационно - экономические проблемы оценки |

| |кредитоспособности |

| |заемщика...............................…......стр 7 |

| | |

|1.2. |Использование опыта зарубежных банков в области оценки |

| |кредитоспособности |

| |заемщика.................................…...стр 15 |

| | |

|Глава 2 |Анализ финансового состояния заемщика |

| | |

|2.1. |Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского |

| |баланса...................................……………………............|

| |..стр 25 |

| | |

|2.2. |Анализ ликвидности, финансовой устойчивости и состояния |

| |платежно-расчетной дисциплины |

| |ссудозаемщика....................................…............|

| |...............стр 30 |

| | |

|2.3. |Анализ деловой активности и эффективности деятельности |

| |предприятия - заемщика...........…………………..........стр 41 |

| | |

|Глава 3 |Совершенствования методов оценки кредитоспособности заемщика |

| | |

|3.1. |Рейтинговая оценка кредитоспособности....................стр |

| |56 |

| | |

|3.2. |Методы определения критических значений оценочных показателей |

| |кредитоспособности...............…................стр 63 |

| | |

|3.3 |Деятельность АКБ «Московский Индустриальный банк» под |

| |влиянием банковского кризиса 1998 года……………стр 73 |

Заключение..................................................................

.....……...........стр 78

Список

литературы.....................................................……...........

....стр 80

Введение

П

еремены, происходящие в экономике России, предполагают существенные

изменения во взаимоотношениях банков с субъектами хозяйствования -

предприятиями, организациями, другими банками. Банки как коммерческие

организации, основными операциями которых являются кредитование,

расчетные, депозитные, кассовые и другие операции, несут при их проведении

самые разнообразные риски: невозврат выданного кредита, неуплату процентов

по ссуде, риски расчетные, валютные, процентных ставок и т.п. Высокая

рискованность банковских операций главным образом связана с условиями и

результатами деятельности его клиентов.

Финансовая устойчивость банка должна быть обеспечена

квалифицированным выбором партнеров на внутреннем и внешнем рынках.

Важнейшим средством такого выбора является экономический анализ

деятельности клиента. Анализ предоставляет руководству банка информацию,

позволяющую оценивать вероятность выполнения клиентом своих обязательств и

принимать соответствующие управленческие решения.

Экономический анализ деятельности клиента должен осуществляться

банком постоянно, начиная с первого этапа - подготовки к заключению

договора на обслуживание клиента. Особенно глубоким должен быть

экономический анализ (анализ кредитоспособности) при заключении кредитных

договоров. Это позволит предотвратить неоправданные с точки зрения

денежного обращения и народного хозяйства кредитные вложения, их

структурные сдвиги, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, что

имеет важное значение для повышения эффективности использования

материальных и денежных ресурсов.

Целью данной дипломной работы является раскрытие понятия

кредитоспособности, а также сущности анализа данной экономической категории

на примере Волгоградского филиала АКБ “Московский Индустриальный Банк”

В главе 1 показана методика рассмотрения кредитной заявки и

собеседования с заемщиком, дана оценка основных источников информации для

анализа, а также проанализирован зарубежный опыт определения характера

заемщика и его кредитоспособности. Глава 2 содержит методику и пример

оценки финансового положения заемщика, основное внимание уделено методам

расчета финансовых коэффициентов. В главе 3 рассмотрена методика

рейтинговой оценки деятельности клиентов, методы определения критических

значений оценочных показателей для рейтинговой оценки кредитоспособности, а

также влияние банкового кризиса 1998 года на деятельность АКБ «Московский

Индустриальный Банк».

Глава 1. Основные подходы к оценке Финансово - экономической деятельности

заемщика

1.1. Организационно - экономические проблемы оценки кредитоспособности

заемщика.

Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и

многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды

в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банк обуславливает

изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, которые могут

повлечь за собой их непогашение. Цели и задачи анализа кредитоспособности

заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном

объеме погасить задолженность по ссуде, степень риска, который банк готов

взять на себя; размер кредита, который может быть предоставлен в данных

обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления.

Все это обуславливает необходимость оценки банком не только

платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его

финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой

устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям

позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать

прибыль.

По данным американских аналитиков 35-40% просроченных ссуд возникает

в результате недостаточно глубокого анализа финансового положения заемщика

на предварительной стадии переговоров.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить

заявку, где содержаться исходные данные о требуемой ссуде:

- цель

- размер кредита

- на какой срок

- предполагаемое обеспечение.

К заявке должны быть приложены документы и финансовые отчеты,

служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины

обращения в банк. Эти документы необходимая составная часть заявки. Их

тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того, как

представитель банка проведет предварительное интервью с заемщиком и сделает

вывод о перспективности сделки.

В солидных банках многих стран в состав пакета сопроводительных

документов, предоставляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие

документы:

- Нотариально заверенные копии учредительных документов компании

заемщика.

- Финансовый отчет, включающий баланс и счет прибылей и убытков за

последние три года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает

структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и

убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и

расходах компании, чистой прибыли, ее распределения (отчисления в резервы,

выплата дивидендов и т.д.)

- Отчет о движении кассовых поступлений. Он основан на сопоставлении

балансов компаний за два отчетных периода и позволяет определить изменения

различных статей и движение фондов. Отчет дает полную картину использования

ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых

поступлений.

- Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально

финансовое положение заемщика, изменение ее потребности в ресурсах в

течении года, поквартально или помесячно

- Данные внутреннего оперативного учета. Составление баланса требует

много времени. Однако банку - кредитору могут потребоваться данные

оперативного учета, которые содержаться в сводках, подготовленных для

руководства компании - заемщика. Эти документы касаются текущих операций и

продаж, величины запасов и т.д.

- Прогноз финансирования, который содержит оценки будущих продаж,

расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности,

оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности,

капиталовложениях и т.д. Речь идет об оценочном балансе, который включает

прогнозный вариант балансовых счетов и счетов прибылей и убытков на будущий

период, и кассовом бюджете, который прогнозирует поступление и расходование

денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

- Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной

информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие

документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет

обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

- Бизнес - план. Многие кредитные заявки связаны с финансированием

начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой

документации. В этом случае компания - заемщик предоставляет в банк

подробный бизнес - план, который должен содержать сведения о целях проекта

и методах его осуществления. В частности, документ должен включать:

- описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая

патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т.д.

- отраслевой и рыночный прогноз (описание рынков, других компаний, которые

предлагают аналогичный продукт, преимущества и слабые стороны конкурентов);

- планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению

продукта на рынке и т.д.);

- план производства (потребность в производственных мощностях, рабочей

силе, оборудовании и т.д.)

- план менеджмента (структура компании, руководящие органы и т.д.);

- финансовый план (прогноз движения наличности, перспективный баланс на

пять будущих лет).

Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который

после рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком -

владельцем или представителем руководства фирмы. Подобные встречи позволяют

кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но

и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить

профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их

оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы

кредитному работнику нет необходимости выяснять все аспекты работы компании

- заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах,

представляющих интерес для банка - кредитора.

Практика ведущих зарубежных банков показывает, что ознакомительная

беседа с потенциальным заемщиком может касаться следующих вопросов,

заданных в определенной последовательности (см. табл. 1)

Таблица 1

Вопросы кредитного работника к

потенциальному заемщику

|1. Сведения о клиенте и его компании: |

|- какая правовая форма у компании |

|- когда она была учреждена |

|- как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве |

|обеспечения |

|- подвержено ли это имущество порче |

|- каковы издержки по его хранению |

|- кто владелец (основной акционер или пайщик) компанией, сколько акций|

|(паев) он имеет |

|- какова основная продукция компаний (или каковы виды основных услуг) |

|- каков опыт и квалификация менеджеров |

|- прибыльна ли компания |

|- кто основные клиенты - поставщики и покупатели компаний |

|- на каких условиях продается товар (услуга)? |

|2. Вопросы об испрашиваемом кредите |

|- на какую сумму клиент хотел бы получить кредит |

|- как им определена эта сумма |

|- достаточно ли обосновано составлен прогноз финансовых потребностей |

|- учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить кредит, срок |

|службы активов, финансируемых с помощью кредита |

|- учитывают ли условия кредита способность клиента погасить кредит в |

|срок? |

|3. Вопросы о погашении кредита |

|- как клиент предполагает погашать кредит |

|- сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного |

|цикла |

|- имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита |

|- есть ли юридические лица готовые дать гарантию, поручительство |

|- каково их финансовое положение? |

|4. Вопросы об обеспеченности возврата кредита |

|- каков вид обеспечения |

|- кто владелец обеспечения |

|- где и под чьим контролем оно находиться |

|- как была осуществлена оценка имущества, предлагаемая в качестве |

|обеспечения? |

|5. Вопрос об отношениях клиента с другими банками |

|- услугами каких банков пользуется в настоящее время клиент |

|- обращался ли он за кредитом в другие банки |

|- почему клиент пришел именно в этот банк |

|- имеет ли клиент непогашенные кредиты, какова их сумма и сроки |

|погашения? |

На первом этапе кредитования банку предстоит выяснить:

А. Серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как

возможного партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов.

Б. Обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата

кредита. Банк может в случае необходимости сам выбрать свои требования к

кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика.

В. Соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и структуре

формирования его ссудного портфеля.

Банку следует воздержаться от предоставления ссуд предприятиям в тех

отраслях экономики, в которых банковским служащим, занимающимся

кредитованием, не хватает профессиональных знаний. Правда, банк в данном

случае может привлечь для оценки кредитного предложения компетентных

экспертов. Однако это приведет к увеличению затрат банка и не станет

гарантией от рисков, связанных с кредитованием

Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов,

а также результатов бесед является определение характера заемщика и его

кредитоспособности. Кредитный инспектор, часто помогая Заемщику готовить

заявку, выясняет объем доходов и представляющих ценность активов (таких,

как высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми

располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиента, как

правило, значительно больше информации, чем сведения, изложенные в

письменном виде.

Кредитные инспекторы придают значение не только размеру, но и

стабильности доходов заемщика (юридических и физических лиц). Они

предпочитают получать от клиента информацию о чистом доходе (т.е. доходе

после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике,

то сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для

проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности

работы в данной фирме.

Косвенным показателем размера и стабильности дохода служат данные о

среднедневном остатке на расчетном (депозитном) счете клиента. Эти данные,

представленные заемщиком, инспектор сопоставляет с информацией, полученной

из соответствующего банка.

Поддержание значительных остатков на расчетных (депозитных) счетах в

банках свидетельствует о надежности финансового положения клиента, его

финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить получаемый

кредит.

Кредитные инспекторы неодобрительно относятся к появлению так

называемой “пирамиде долга”, когда заемщик берет кредит в одной фирме или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.