Анализ кредитоспособности заемщика
Анализ кредитоспособности заемщика
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................
...............….….....стр 5
|Глава 1 |Основные подходы к оценке финансово - экономической |
| |деятельности заемщика |
| | |
|1.1. |Организационно - экономические проблемы оценки |
| |кредитоспособности |
| |заемщика...............................…......стр 7 |
| | |
|1.2. |Использование опыта зарубежных банков в области оценки |
| |кредитоспособности |
| |заемщика.................................…...стр 15 |
| | |
|Глава 2 |Анализ финансового состояния заемщика |
| | |
|2.1. |Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского |
| |баланса...................................……………………............|
| |..стр 25 |
| | |
|2.2. |Анализ ликвидности, финансовой устойчивости и состояния |
| |платежно-расчетной дисциплины |
| |ссудозаемщика....................................…............|
| |...............стр 30 |
| | |
|2.3. |Анализ деловой активности и эффективности деятельности |
| |предприятия - заемщика...........…………………..........стр 41 |
| | |
|Глава 3 |Совершенствования методов оценки кредитоспособности заемщика |
| | |
|3.1. |Рейтинговая оценка кредитоспособности....................стр |
| |56 |
| | |
|3.2. |Методы определения критических значений оценочных показателей |
| |кредитоспособности...............…................стр 63 |
| | |
|3.3 |Деятельность АКБ «Московский Индустриальный банк» под |
| |влиянием банковского кризиса 1998 года……………стр 73 |
Заключение..................................................................
.....……...........стр 78
Список
литературы.....................................................……...........
....стр 80
Введение
П
еремены, происходящие в экономике России, предполагают существенные
изменения во взаимоотношениях банков с субъектами хозяйствования -
предприятиями, организациями, другими банками. Банки как коммерческие
организации, основными операциями которых являются кредитование,
расчетные, депозитные, кассовые и другие операции, несут при их проведении
самые разнообразные риски: невозврат выданного кредита, неуплату процентов
по ссуде, риски расчетные, валютные, процентных ставок и т.п. Высокая
рискованность банковских операций главным образом связана с условиями и
результатами деятельности его клиентов.
Финансовая устойчивость банка должна быть обеспечена
квалифицированным выбором партнеров на внутреннем и внешнем рынках.
Важнейшим средством такого выбора является экономический анализ
деятельности клиента. Анализ предоставляет руководству банка информацию,
позволяющую оценивать вероятность выполнения клиентом своих обязательств и
принимать соответствующие управленческие решения.
Экономический анализ деятельности клиента должен осуществляться
банком постоянно, начиная с первого этапа - подготовки к заключению
договора на обслуживание клиента. Особенно глубоким должен быть
экономический анализ (анализ кредитоспособности) при заключении кредитных
договоров. Это позволит предотвратить неоправданные с точки зрения
денежного обращения и народного хозяйства кредитные вложения, их
структурные сдвиги, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, что
имеет важное значение для повышения эффективности использования
материальных и денежных ресурсов.
Целью данной дипломной работы является раскрытие понятия
кредитоспособности, а также сущности анализа данной экономической категории
на примере Волгоградского филиала АКБ “Московский Индустриальный Банк”
В главе 1 показана методика рассмотрения кредитной заявки и
собеседования с заемщиком, дана оценка основных источников информации для
анализа, а также проанализирован зарубежный опыт определения характера
заемщика и его кредитоспособности. Глава 2 содержит методику и пример
оценки финансового положения заемщика, основное внимание уделено методам
расчета финансовых коэффициентов. В главе 3 рассмотрена методика
рейтинговой оценки деятельности клиентов, методы определения критических
значений оценочных показателей для рейтинговой оценки кредитоспособности, а
также влияние банкового кризиса 1998 года на деятельность АКБ «Московский
Индустриальный Банк».
Глава 1. Основные подходы к оценке Финансово - экономической деятельности
заемщика
1.1. Организационно - экономические проблемы оценки кредитоспособности
заемщика.
Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и
многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды
в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банк обуславливает
изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, которые могут
повлечь за собой их непогашение. Цели и задачи анализа кредитоспособности
заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном
объеме погасить задолженность по ссуде, степень риска, который банк готов
взять на себя; размер кредита, который может быть предоставлен в данных
обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления.
Все это обуславливает необходимость оценки банком не только
платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его
финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой
устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям
позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать
прибыль.
По данным американских аналитиков 35-40% просроченных ссуд возникает
в результате недостаточно глубокого анализа финансового положения заемщика
на предварительной стадии переговоров.
Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить
заявку, где содержаться исходные данные о требуемой ссуде:
- цель
- размер кредита
- на какой срок
- предполагаемое обеспечение.
К заявке должны быть приложены документы и финансовые отчеты,
служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины
обращения в банк. Эти документы необходимая составная часть заявки. Их
тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того, как
представитель банка проведет предварительное интервью с заемщиком и сделает
вывод о перспективности сделки.
В солидных банках многих стран в состав пакета сопроводительных
документов, предоставляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие
документы:
- Нотариально заверенные копии учредительных документов компании
заемщика.
- Финансовый отчет, включающий баланс и счет прибылей и убытков за
последние три года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает
структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и
убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и
расходах компании, чистой прибыли, ее распределения (отчисления в резервы,
выплата дивидендов и т.д.)
- Отчет о движении кассовых поступлений. Он основан на сопоставлении
балансов компаний за два отчетных периода и позволяет определить изменения
различных статей и движение фондов. Отчет дает полную картину использования
ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых
поступлений.
- Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально
финансовое положение заемщика, изменение ее потребности в ресурсах в
течении года, поквартально или помесячно
- Данные внутреннего оперативного учета. Составление баланса требует
много времени. Однако банку - кредитору могут потребоваться данные
оперативного учета, которые содержаться в сводках, подготовленных для
руководства компании - заемщика. Эти документы касаются текущих операций и
продаж, величины запасов и т.д.
- Прогноз финансирования, который содержит оценки будущих продаж,
расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности,
оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности,
капиталовложениях и т.д. Речь идет об оценочном балансе, который включает
прогнозный вариант балансовых счетов и счетов прибылей и убытков на будущий
период, и кассовом бюджете, который прогнозирует поступление и расходование
денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).
- Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной
информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие
документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет
обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.
- Бизнес - план. Многие кредитные заявки связаны с финансированием
начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой
документации. В этом случае компания - заемщик предоставляет в банк
подробный бизнес - план, который должен содержать сведения о целях проекта
и методах его осуществления. В частности, документ должен включать:
- описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая
патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т.д.
- отраслевой и рыночный прогноз (описание рынков, других компаний, которые
предлагают аналогичный продукт, преимущества и слабые стороны конкурентов);
- планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению
продукта на рынке и т.д.);
- план производства (потребность в производственных мощностях, рабочей
силе, оборудовании и т.д.)
- план менеджмента (структура компании, руководящие органы и т.д.);
- финансовый план (прогноз движения наличности, перспективный баланс на
пять будущих лет).
Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который
после рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком -
владельцем или представителем руководства фирмы. Подобные встречи позволяют
кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но
и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить
профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их
оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы
кредитному работнику нет необходимости выяснять все аспекты работы компании
- заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах,
представляющих интерес для банка - кредитора.
Практика ведущих зарубежных банков показывает, что ознакомительная
беседа с потенциальным заемщиком может касаться следующих вопросов,
заданных в определенной последовательности (см. табл. 1)
Таблица 1
Вопросы кредитного работника к
потенциальному заемщику
|1. Сведения о клиенте и его компании: |
|- какая правовая форма у компании |
|- когда она была учреждена |
|- как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве |
|обеспечения |
|- подвержено ли это имущество порче |
|- каковы издержки по его хранению |
|- кто владелец (основной акционер или пайщик) компанией, сколько акций|
|(паев) он имеет |
|- какова основная продукция компаний (или каковы виды основных услуг) |
|- каков опыт и квалификация менеджеров |
|- прибыльна ли компания |
|- кто основные клиенты - поставщики и покупатели компаний |
|- на каких условиях продается товар (услуга)? |
|2. Вопросы об испрашиваемом кредите |
|- на какую сумму клиент хотел бы получить кредит |
|- как им определена эта сумма |
|- достаточно ли обосновано составлен прогноз финансовых потребностей |
|- учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить кредит, срок |
|службы активов, финансируемых с помощью кредита |
|- учитывают ли условия кредита способность клиента погасить кредит в |
|срок? |
|3. Вопросы о погашении кредита |
|- как клиент предполагает погашать кредит |
|- сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного |
|цикла |
|- имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита |
|- есть ли юридические лица готовые дать гарантию, поручительство |
|- каково их финансовое положение? |
|4. Вопросы об обеспеченности возврата кредита |
|- каков вид обеспечения |
|- кто владелец обеспечения |
|- где и под чьим контролем оно находиться |
|- как была осуществлена оценка имущества, предлагаемая в качестве |
|обеспечения? |
|5. Вопрос об отношениях клиента с другими банками |
|- услугами каких банков пользуется в настоящее время клиент |
|- обращался ли он за кредитом в другие банки |
|- почему клиент пришел именно в этот банк |
|- имеет ли клиент непогашенные кредиты, какова их сумма и сроки |
|погашения? |
На первом этапе кредитования банку предстоит выяснить:
А. Серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как
возможного партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов.
Б. Обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата
кредита. Банк может в случае необходимости сам выбрать свои требования к
кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика.
В. Соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и структуре
формирования его ссудного портфеля.
Банку следует воздержаться от предоставления ссуд предприятиям в тех
отраслях экономики, в которых банковским служащим, занимающимся
кредитованием, не хватает профессиональных знаний. Правда, банк в данном
случае может привлечь для оценки кредитного предложения компетентных
экспертов. Однако это приведет к увеличению затрат банка и не станет
гарантией от рисков, связанных с кредитованием
Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов,
а также результатов бесед является определение характера заемщика и его
кредитоспособности. Кредитный инспектор, часто помогая Заемщику готовить
заявку, выясняет объем доходов и представляющих ценность активов (таких,
как высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми
располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиента, как
правило, значительно больше информации, чем сведения, изложенные в
письменном виде.
Кредитные инспекторы придают значение не только размеру, но и
стабильности доходов заемщика (юридических и физических лиц). Они
предпочитают получать от клиента информацию о чистом доходе (т.е. доходе
после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике,
то сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для
проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности
работы в данной фирме.
Косвенным показателем размера и стабильности дохода служат данные о
среднедневном остатке на расчетном (депозитном) счете клиента. Эти данные,
представленные заемщиком, инспектор сопоставляет с информацией, полученной
из соответствующего банка.
Поддержание значительных остатков на расчетных (депозитных) счетах в
банках свидетельствует о надежности финансового положения клиента, его
финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить получаемый
кредит.
Кредитные инспекторы неодобрительно относятся к появлению так
называемой “пирамиде долга”, когда заемщик берет кредит в одной фирме или
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|