Важнейшие достижения в освоении космоса 20 век
достигнута.
15 ноября 1988 г. - 2 запуск ракетоносителя «Энергия».
В качестве полезного груза на этот раз для нее одновременно стартовал
орбитальный корабль «Буран».
Чисто внешне система «Энергия»-«Буран» напоминала американский «Спейс»-
«Шатл».
«Буран»- многоразовый корабль с возвращением из космоса, построенный по
схеме самолета «бесхвостка». Длина «Бурана»-36,4 м, размах крыла около 2,4
метра, высота более 16 метров. Стартовая масса около 100 тонн (на топливо
приходится 14 тонн.). Для перевозки «Энергия»- «Буран» и блоков
ракетоносителя «Энергия» служил огромный самолет «Мрия». (Ноябрь 1989 г.)
Комплекс «Энергия»- «Буран» открыл большие возможности на новом этапе
развития космонавтики: вывод на орбиту, возврат с орбиты больших
искусственных спутников Земли, блоков орбитальных станций, спасение
космонавтов в аварийных ситуациях, монтажные работы для создания в космосе
огромных электростанций и стартовый площадок. Это серьезная база для
осуществления заветной мечты- пилотируемых экспедиций на Марс.
В 1990 была установлена ракета-носитель «Энергия- М» - облегченный
вариант ракета- носитель «Энергия». На низкие орбиты искусственных
спутников Земли этот носитель может выводить аппаратуру массой до 35 тонн,
а на геостационарную орбиту - до 6 тонн. Стартовая масса «Энергия-М» - 1050
тонн.
Вслед за «Спейс»- «Шатлами» и «Бураном» идет разработка многоразового
корабля «Гермес» и обсуждаются возможности его стыковки в будущем
российскими орбитальными комплексами.
[pic]
[pic]Полет станции «Мир» продолжается: 11 лет на орбите.
Одиннадцать лет назад в Советском Союзе была запущена восьмая
долговременная орбитальная станция (ДОС). Это событие произошло 20 февраля
1986 г. в 00 ч 28 мин 23 с по декретному московскому времени. Для выведения
станции «Мир» на низкую опорную орбиту использовалась ракета-носитель (РН)
«Протон», стартовавшая с космодрома Байконур. Последующий перевод на
рабочую орбиту высотой около 350 км был осуществлен с помощью двигательной
установки самой ДОС.
В настоящее время высота орбиты станции «Мир» корректируется в пределах
375-410 км, чему соответствует изменение периода обращения в пределах 91,9-
92,6 мин, угол наклонения к плоскости экватора равен 51,6°.
Первый экипаж в составе командира Леонида Кизима (третий полет) и
бортинженера Владимира Соловьева (второй полет) прибыл на станцию 15 марта
1986 г. в грузо-пассажирском транспортном корабле «Союз Т-15» (последний
корабль этой серии), который стартовал 13 марта с космодрома Байконур.
Отсюда проводились все последующие запуски модулей ДОС (РН «Протон»),
транспортных кораблей «Союз» и «Прогресс» (РН «Союз»). Упомянутый экипаж
провел уникальную космическую экспедицию, установив своеобразный
космический рекорд работы на двух станциях в одном полете. Проработав на
станции «Мир» до 5 мая, космонавты отстыковались и отправились на летавшую
в то время по орбите вокруг Земли станцию «Салют-7». Проведя там научные
эксперименты (с 6 мая по 25 июня; всего 49 сут 22 ч), экипаж на корабле
«Союз Т-15» вернулся на станцию «Мир», захватив с собой около 300 кг
наиболее ценной научной аппаратуры. Исследования на станции «Мир» были
продолжены до 16 июля, общее время работы на ней первой основной экспедиции
(ЭО-1) составило 70 сут 11 ч 58 мин.
За одиннадцать лет полета ДОС «Мир» находилась без экипажа только 13,5
месяцев, а с 8 сентября 1989 г. постоянно обитаема. Конфигурация ДОС «Мир»
за десять лет претерпела значительные изменения и сейчас она выглядит
следующим образом. Основу станции составляет базовый блок «Мир», к
агрегатному отсеку которого пристыкован астрофизический модуль «Квант»,
имеющий стыковочный узел по схеме «конус-штырь» для взаимодействия с ТКА
«Союз» или «Прогресс». К четырем боковым стыковочным узлам переходного
отсека пристыкованы: модуль дооснащения «Квант-2», технологический модуль
«Кристалл», исследовательский модуль «Спектр» и научный модуль
«Природа». На осевом стыковочном узле (по схеме «конус-штырь») оставлено
место для причаливания ТКА «Союз» или «Прогресс». На модуле «Кристалл»
установлен андрогинный стыковочный узел, предназначавшийся для стыковки с
многоразовым орбитальным кораблем «Буран». В 1993 г. к нему пристыковывался
корабль «Союз ТМ-16». Сейчас этот узел применяется для стыковок с
американской многоразовой орбитальной ступенью «Атлантис». При этом
используется присоединенный к модулю «Кристалл» специальный стыковочный
отсек, доставленный в полете STS-74. В перечисленной комплектации масса
станции из шести модулей составляет около 122 т, суммарный объем
герметичных помещений — более 400 м3. Кроме шести модулей ДОС в данный
сложный орбитальный научно-исследовательский комплекс могут входить один
(или два) пилотируемый корабль «Союз», автоматический корабль «Прогресс»
(или второй «Союз») и «Атлантис». Тогда общая масса орбитального комплекса
составляет около 250 т. Габаритные размеры комплекса весьма внушительны: 33
м по главной продольной оси, которая проходит через блок «Мир», модуль
«Квант» и два транспортных корабля; 27,5 м по корпусам модулей «Квант-2» и
«Спектр»; около 31 м по корпусам модулей «Природа» и «Кристалл» со
стыковочным отсеком.
За время полета на внешней поверхности ДОС появились заметные
конструктивно-компоновочные изменения. В 1987 г. Ю.В. Романенко и А.И.
Лавейкин установили на базовом блоке дополнительную третью солнечную
батарею. В 1991 г. В.М. Афанасьев и М.Х. Манаров смонтировали на нем
телескопическую грузовую стрелу и испытали ее работоспособность. С тех пор
эта стрела облегчает транспортировку грузов и космонавтов к месту работы и
экономит массу времени при выходе в открытый космос. В том же году А.П.
Арцебарский и С.К. Крикалев собрали из стержневых элеметов 20-секционную
ферму «Софора» длиной 14 м. С помощью монтажной платформы ферма закреплена
на модуле «Квант» под углом 79° к продольной оси ДОС. На свободном конце
этой фермы в 1992 г. А.Я. Соловьев и С.В. Авдеев смонтировали выносную
двигательную установку для облегчения управления станцией по крену. В 1993
г. А.А. Серебров и В.В. Циблиев рядом с «Софорой» собрали из
трансформируемых ячеек ферму «Рапана» длиной 6 м, которая затем была В. Г.
Корзуном и А.Ю. Калери достроена фермой «Стромбус» до 11,5 м. В 1995 г.
В.Н. Дежуров и Г.М. Стрекалов одну из солнечных батарей модуля «Кристалл»
перенесли на модуль «Квант». В общей сложности совершено 59 выходов в
открытый космос суммарной продолжительностью 259 ч 47 мин. Один выход на 6
ч 2 мин совершили американцы из ступени «Атлантис», когда она была
пристыкована к станции «Мир».
Бортовая энергосистема ДОС снабжает научную аппаратуру и оборудование
бортовых обеспечивающих систем электроэнергией от аккумуляторов,
систематически заряжаемых с помощью солнечных батарей. Состав газовой среды
в жилых и рабочих помещениях ДОС не отличается от земного. Это позволяет
использовать обычное оборудование для научных исследований, облегчает
сравнение результатов экспериментов, проводимых на орбите, с контрольными
на Земле, а также уменьшает опасность возникновения пожаров. Здесь прошли
всестороннюю проверку и включены в штатный состав система обеспечения
жизнедеятельности экипажа, получающая кислород методом электролиза воды, а
также безрасходная система ориентации и стабилизации с использованием
силовых гироскопов (гиродинов).
Одним из важнейших достоинств конструктивно-компоновочной схемы станции
«Мир» является заложенная при проектировании высокая ремонтопригодность.
Благодаря удачно подобранной стратегии регламентно-профилактических работ
удалось значительно увеличить ресурс ее активного существования.
Важный результат программы - создание системы транспортно-технического
обеспечения (ТТО) космических объектов (КО) на орбите. Эта система
предназначена для выведения КО на заданные орбиты, увеличения срока
активного существования, повышения эффективности, надежности и безопасности
эксплуатации обслуживаемых КО. Очевидно, что без ТТО невозможно было
обеспечить длительный полет ДОС. Уникальным достижением мировой
космонавтики является успешное обеспечение длительного эффективного
функционирования станции «Мир» в течение уже более одиннадцати лет. При
этом системой ТТО решаются следующие основные задачи:
1) доставка и смена экипажей основных экспедиций ДОС;
2) доставка на станцию и возвращение на Землю экипажей посещения;
3) материально-техническое обеспечение станции, т.е. снабжение расходными
компонентами, запчастями и т.п.;
4) регулярное и оперативное возвращение на Землю
результатов деятельности экспедиции на орбите;
5) техническое обслуживание (профилактика, ремонт, замена
блоков);
6) проведение монтажно-сборочных работ (солнечные батареи,
радиоантенны, исследовательская аппаратура, ферменные конструкции);
7) сборка многоблочной ДОС.
Впервые потребность создания транспортно-
космических систем (ТКС) возникла после появления в 1971 г. долговременных
орбитальных станций типа «Салют». ТКС предназначались для повышения
эффективности и увеличения сроков эксплуатации ДОС путем решения задач ТТО
с помощью транспортных космических аппаратов (ТКА). Для решения этих задач
создан комплекс грузо-пассажирских («Союз», «Союз-Т») и грузовых
(«Прогресс») космических аппаратов, а также спускаемых грузовых капсул
(СГК). В КБ «Салют» и на машиностроительном заводе им. М.В. Хруничева был
разработан функционально-грузовой модуль, решавший задачи универсального
транспортного корабля снабжения (УТКС). Он прошел успешные летные испытания
в автономном полете («Космос-929») и использовался («Космос-1267», «Космос-
1443», «Космос-1686») для расширения возможностей станций «Салют-6» и
«Салют-7». В настоящее время на основе УТКС создаются блоки международной
станции «Альфа». На этом же заводе изготовлялись все станции типа «Салют» и
блоки станции «Мир», здесь серийно выпускается одна из самых надежных в
мире РН «Протон».
По мере усложнения станций типа «Салют», снабженных двумя стыковочными
узлами, и создания станции «Мир» с семью узлами расширился круг решаемых
ими задач, заметно возросли требования и были выдвинуты новые задачи ТТО.
Появились новые транспортные корабли: модернизированные «Союз ТМ» и
«Прогресс М». Кроме того, учитывая экстремальные условия космических
полетов, экспериментально прорабатывались задачи аварийного спасения и
срочного возвращения экипажей на Землю. Станция «Мир» с 1987 г. работает в
рамках международных программ. С 1995 г. международной стала и транспортно-
космическая система, после того, как в ее состав была функционально
включена американская орбитальная ступень «Атлантис». В ходе
продолжительной эксплуатации ТКС накоплен бесценный опыт управления
длительными орбитальными полетами.
За одиннадцать лет работы транспортно-космической системы проведено 77
успешных запусков ракеты-носителя «Союз», 6 стартов «Протона» и 5 стартов
«Спейс Шаттла» (данные приводятся на 20 февраля 1997 г.). С использованием
грузопассажирских кораблей типа «Союз» доставлено 23 экспедиции основные
(30) и 14 экспедиций посещения (ЭП). При этом за 25 пилотируемых полетов
кораблей «Союз» на станцию «Мир» прибыло 22 советских, 13 российских и 15
иностранных (из 9 стран) космонавтов (67 «человекополетов»). В пяти полетах
«Атлантиса» было доставлено 5 членов основных экспедиций (среди них двое
наших) и 25 членов (один канадец, остальные американцы) кратковременных
экспедиций посещения. Всего на станции «Мир» побывало 79 космонавтов и
астронавтов (97 «человекополетов»). При этом Александр Викторенко и
Анатолий Соловьев работали на станции по четыре раза, еще 12 человек по два
раза. Суммарная продолжительность работы космонавтов и астронавтов на
станции «Мир» составила более 9000 «человекосуток». С помощью 18 грузовых
ТКА «Прогресс» и 33 «Прогресс М» доставлено около 125 т грузов, что
превосходит суммарную массу шести модулей самой станции. Это еще раз
подчеркивает важность ТКС.
Основные направления научных исследований на ДОС «Мир»: астрофизика,
геофизика, космическая технология, медицина, биология, биотехнология.
Самыми значительными астрофизическими достижениями стали наблюдения с
телескопами орбитальной обсерватории «Рентген», установленной на модуле
«Квант», созданной совместно специалистами СССР, Великобритании,
Нидерландов, ФРГ и ЕКА. Получен огромный объем информации о рентгеновских
источниках в различных районах Вселенной. Регулярно с помощью телескопов
«Глазар» и «Глаэар-2» проводились обзоры небесной сферы для создания
звездного атласа в ультрафиолетовом диапазоне. Очень повезло астрономам,
что вспышка сверхновой в Большом Магеллановом Облаке произошла в тот
момент, когда на орбите уже находилась станция «Мир». Это позволило
наблюдать развитие сверхновой в диапазонах электромагнитных волн,
недоступных для наземных приборов.
С помощью различных спектрометров в течение многих лет ведутся
регулярные геофизические исследования. Проводятся измерения потоков
заряженных частиц высоких энергии и их взаимодействие с магнитным полем
Земли, изучается их вклад в радиационные пояса. По результатам наблюдений
получена новая информация о верхних слоях атмосферы, полярных сияниях,
потоках микрометеорных частиц вдоль орбиты ДОС. Материалы с результатами
геофизических исследований либо привозились космонавтами при возвращении,
либо доставлялись с помощью специальных СГК. Постоянно ведутся съемки
различных районов планеты (в том числе зарубежных территорий на
коммерческой основе) с целью исследования природных ресурсов Земли и
окружающей среды.
Эксперименты по космической технологии проводились на
электронагревательных установках отечественного и зарубежного производства.
Цель этих работ - изучение процессов структурообразования металлических
сплавов в условиях невесомости и получение кристаллов полупроводниковых
материалов улучшенного качества. Изучалось влияние факторов открытого
космического пространства на различные материалы и элементы
электрорадиосистем.
Постоянно проводятся эксперименты, направленные на дальнейшее
совершенствование космической техники, проверку конструкторско-
технологических решений и испытания новых образцов, включая монтажно-
сборочные работы. Сюда же относятся исследования динамических характеристик
ДОС «Мир» в различной конфигурации. Важным техническим экспериментом стало
испытание индивидуального средства передвижения космонавта в открытом
космосе. Испытательные полеты на «космическом кресле» успешно провели А.А.
Серебров и А.С. Викторенко в феврале 1990 г. Сейчас оно выведено в открытый
космос и прикреплено к внешней поверхности модуля «Кристалл».
Был проведен оригинальный эксперимент (на грузовом корабле «Прогресс М-
15») по развертыванию в космосе крупногабаритного бескаркасного пленочного
отражателя. Такие отражатели могут использоваться в качестве солнечного
паруса для создания тягового усилия или для освещения районов земной
поверхности отраженным солнечным светом.
Выполнены многочисленные биологические исследования жизненного цикла и
изменений в развитии высших растений и животных в условиях космического
полета. Проводились эксперименты по электрофоретическому разделению и
очистке биологически активных веществ и лекарственных препаратов. Получены
и доставлены на Землю опытные партии монокристаллов белковых соединений для
последующего использования в фармакологии.
На станции постоянно ведутся медицинские эксперименты, наблюдения и
исследования по дальнейшей оценке влияния невесомости и других факторов
космического полета на организм человека. Апробирована и доведена до
практического использования созданная в нашей стране система
профилактических предполетных, полетных и реадаптационных мероприятий,
включающая режимы работы, отдыха и питания, программы проведения наземных и
орбитальных тренировок, вопросы применения фармакологических средств и
специальных устройств, обеспечение психологической поддержки и многое
другое. Это позволило без ущерба для здоровья совершать длительные
космические полеты, сохраняя высокую работоспособность и хорошее
самочувствие у мужчин и женщин. Обширная статистика это подтверждает. Наш
единственный в мире многолетний опыт в этой области сейчас интенсивно
осваивают американские ученые и астронавты для реализации его на станции
«Альфа». Советскими и российскими космонавтами за 11 лет в 17 полетах
достигнута длительность пребывания на орбите 4-5 месяцев, около 6 месяцев
продолжалось 18 полетов, четыре полета (Романенко Ю.В., Титов В.Г., Манаров
М.Х., Крикалев С.К.) длились 10-12 месяцев. Кроме того, превысив рекорды
своих стран, два американских астронавта летали на станции «Мир» по 4
месяца и немецкий космонавт - 6 месяцев. Полеты космонавтов на станции
«Мир» существенно подняли планку и мировых рекордов. Врач В.В. Поляков
совершил два полета продолжительностью 240 и 437 сут, установив абсолютные
мировые рекорды продолжительности за один полет и по суммарному пребыванию
в космосе. Особого внимания заслуживают рекордные полеты женщин: 169-ти
суточный полет Елены Кондаковой и 188-ми суточный полет Шеннон Люсид.
В сжатом виде все транспортные операции системы ТТО, проведенные за 11
лет функционирования станции “Мир” , представлены в таблице.
|Орбитальная станция «Мир», хроника полетов |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|