Штурмовик СУ-25
Двухслойные протектирующие элементы имеют толщину до 20 мм.
Для обеспечения взрывобезопасности топливных баков фюзеляжа, крыла,
центроплана и подвесных баков их внутренние объемы заполнены пористым
заполнителем - пенополиуретаном. Для обеспечения защиты от пожара смежных
отсеков, расположенных рядом с первым и вторым топливными каналами и баками
также заполнено пенополиуретаном.
Закладка в баки пенополиуретановых вкладышей производится через
монтажные люки.
В подвесные топливные баки пенополиуретановые вкладыши закалываются
при разобранном по стыковым шпангоутам баке. Крепление вкладышей в баке
осуществляется путем их натяга при помощи лент, а также вследствие того,
что вкладыши вырезаются по внешнему контуру баков с припуском.
Система дренажа и наддува обеспечивает в крыльевых и фюзеляжных
баках избыточное давление на всех режимах полета, с этой целью все баки
соединены дренажными трубопроводами, в которые подается воздух от заборника
скоростного напора и системы наддува.
Заправка баков топливом осуществляется двумя способами: - открытым
централизованным; - открытым через заливные горловины каждой емкости. При
открытом централизованном способе заправка фюзеляжных и крыльевых баков
выполняется через заправочную горловину бака №1.
Последовательность выработки топлива из баков обусславлена
требованием сохранения центровки самолета в заданных пределах на всех
режимах полета. Так как бак №2 - расходный, от вырабатывается в в
последнюю очередь и поддерживается заполненным на всех режимах работы
двигателя за счет перекачки топлива из баков фюзеляжа и крыла. Подача
топлива к двигателям обеспечивается тремя способами:
- подкачивающим насосом из бака №2 на всех режимах полета при отсутствии
нулевых и отрицательных перегрузок;
- вытеснением из бачка-аккумулятора при действии нулевых и отрицательных
перегрузок;
- самотеком через обратные клапаны при отказе насоса. Топливо к насосам,
установленным по одному на каждом двигателе, подается из расходного бака
насосом подкачки.
Емкость бачка-аккумулятора обеспечивает работу двигателей на нулевых
или отрицательных перегнузках в течении 15-ти секунд. При нормальной работе
топливной системы бачок-аккумулятор полностью заполнен топливом.
Топливо из крыльевых баков в расходный перекачивается струйными
насосами.
Выработка топлива из подвесных топливных баков производится под
действием давления наддува. Подвесные топливные баки вырабатываются в
первую очередь. Конструктивно подвесной топливный бак выполнен в виде
цилиндрической оболочки, подкрепленной шпангоутами, приваренными к ней
электросваркой. Для улучшения транспортабельности и условий хранения
подвесной бак выполнен разъемным, из трех частей: носовой, средней и
хвостовой, соединенных по стыку болтами. Герметичность обеспечивается
установкой по разъемам стыковых колец. На хвостовой части подвесного
топливного бака установлен стабилизатор, состоящий из двух горизонтально
расположенных консолей. Средняя часть подвесного топливного бака - силовая,
на ней расположены узлы подвески бака к балочному держателю.; в средней
части подвесного бака установлена труба, служащая для отбора топлива из
бака.
СИСТЕМА СПАСЕНИЯ ЛЕТЧИКА САМОЛЕТА
Для спасения летчика на самолете Су-25 установлено катапультное
кресло К-36Л, которое служит рабочим местом летчика и обеспечивает его
спасение до скоростей 1000 км. в час во всем диапазоне высот полета,
включая взлет и посадку, оно является облегченным вариантом кресла К-36Д, и
не имеет ограничителей разброса рук, дефлектора и системы подтяга ног.
В полете летчик удерживается в кресле индивидуальной подвесной и
привязной системой. а бесступенчатое регулирование сиденья по росту
обеспечивает летчику удобное для работы и обзора положение в кабине.
Защита летчика от возникающих при катапультации перегрузки и
воздействия скоростного напора обеспечивается высотным снаряжением,
принудительной фиксацией в кресле и устойчивой стабилизацией катапультного
кресла. катапультирование производится при вытягивании ручек
катапультирования, после чего все системы кресла и бортовая система
аварийного сброса фонаря срабатывают автоматически вплоть до ввода
спасательного парашюта и отделения летчика от кресла. После отделения от
кресла купол спасательного парашюта наполняется и обеспечивает спасение
летчика, а поддержание жизнедеятельности летчика после приземления или
приводнения обеспечивается средствами носимого аварийного запаса,
отделяющегося от кресла вместе с летчиком.
Сброс откидной части фонаря возможен от ручки катапультирования на
кресле к- 36Л и от ручки автономного сброса. Управление откидной частью
фонаря осуществляется от двух систем - эксплуатационной и аварийной.
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА
Система кондиционирования воздуха обеспечивает:
- необходимые условия для работы летчика в кабине, поддерживает избыточное
давление в кабине в пределах (0,03 - 0,05) кгс. на см.кв.
- обогрев и вентиляцию кабины;
- предохранение стекол фонаря от запотевания;
- необходимую температуру в блоках радиоэлектронного оборудования.
Для улучшения теплового режима летчика установлена система вентиляции
снаряжения, обеспечивающая подачу на всех режимах полета, разбеге и
рулежке, необходимого расхода кондиционированного воздуха в пространство
под одеждой.
Для системы кондиционирования используется воздух, отбираемый за
восьмой ступенью компрессора каждого двигателя, который затем
последовательно охлаждается в двух воздуховоздушных радиаторах и в
турбохолодильнике. Система кондиционирования начинает работать одновременно
с запуском двигателей.
Регулирование подачи воздуха в кабину, а также включение и отключение
вентиляции костюма осуществляется летчиком вручную.
КИСЛОРОДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Кислородное оборудование совместно со специальным снаряжением
предназначено для обеспечения необходимых условий жизнедеятельности летчика
и обеспечивает полеты в следующих условиях: длительно на всех высотах
полета самолета и кратковременно при катапультировании.
При проведении полетов летчик должен быть одет в следующее
специальное снаряжение:
- защитный шлем с кислородной маской;
- вентилируемый костюм;
- противоперегрузочный костюм.
Полеты над водной поверхностью выполняются в морском спасательном
снаряжении.
Кислородное оборудование состоит из двух кислородных систем: основной
и кресельной.
Основная кислородная система состоит из бортового комплекта
кислородного прибора и кислородных баллонов. Бортовой запас кислорода
основной системы заключен в четырех пятилитровых баллонах в газообразном
состоянии при давлении 150 атмосфер.
Подача кислорода в маску при нормальной работе оборудования
производится легочным автоматом кислородного прибора, начиная с высоты 2
км.
Кресельная кислородная система состоит из блока кислородного
оборудования, объединенного разъема коммуникаций, механизмов
автоматического и ручного включения системы.
Система предназначена для питания кислородом при катапультировании в
кресле и последующем спуске, при отказе основной системы, для обеспечения
всплытия из-под воды после катапультирования и пребывания на плаву в
течении 3 минут с момента включения системы.
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Гидравлическая система самолета состоит из двух независимых друг от
друга гидросистем.
Каждая гидросистема состоит из блока питания, магистралей нагнетания
и слива и отдельных систем, состоящих из распределительных устройств,
органов и исполнительных магистралей.
Первая гидросистема обеспечивает управление колесом передней опоры
шасси. уборку и выпуск тормозных щитков, уборку и выпуск предкрылков и
закрылков. перестановку стабилизатора, управление элеронами, аварийный
выпуск шасси, автоматическое торможение колес основных опор при уборке
шасси, аварийное торможение колес основных опор шасси.
Вторая гидросистема обеспечивает уборку и выпуск шасси. основное
торможение колес основных опор шасси, управление элеронами, управление
колесом передней опоры шасси.
Каждая гидравлическая система имеет свой источник давления (насос),
свои распределительные устройства, исполнительные органы, трубопроводы и
емкости с рабочей жидкостью. Давление в гидросистемах 210 килограммов на
квадратный сантиметр. Обе гидросистемы являются системами закрытого типа с
поддавливанием от гидроаккумулятора.
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
Система электроснабжения самолета состоит из источников
электроэнергии и электрической сети, в которую входят: аппаратура
управления, регулирования и защиты, коммутационная аппаратура,
электропроводка и электроразъемы.
Генераторы переменного и постоянного тока и преобразования в полете
обеспечивают каждый свою группу потребителей. Основными источниками
однофазного тока являются два комбинированных преобразователя.
Аварийным и резервным источником постоянного тока являются две
аккумуляторные батареи.
Для подключения бортовой электросети самолета к наземным источникам
электроэнергии на борту самолета установлены два штепсельных разъема
аэродромного питания (один - постоянного тока. второй трехфазного
переменного тока).
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Противообледенительной системы входных кромок воздухозаборников и
передних кромок несущих поверхностей нет.
На самолете стоит противообледенительная система фонаря, которая
обеспечивает обогрев лобового бронеблока козырька фонаря.
На экспериментальном самолете Т8 - 1 противообледенительная система
фонаря включила систему обдува лобового бронеблока горячим воздухом от
системы кондиционирования.
Уже на модификации Су-25Т дополнительно установлена спиртовая система
противообледенения стекла лазерной станции прицеливания “Причал” комплекса
“Шквал”, включающая спиртовой бачок емкостью 6 литров и систему распыления.
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Радиоэлектронное оборудование включает в себя:
- прицельное оборудование;
- пилотажно-навигационное оборудование;
- радиотехническое оборудование;
- средства обороны самолета;
- аппаратуру регистрации и контроля.
Прицельное оборудование.
Прицельное оборудование самолета обеспечивает решение задач
применения вооружения по наземным и воздушным целям в условиях их
визуальной видимости.
В состав прицельного оборудования входят:
- авиационный стрелково-бомбардировочный прицел АСП-17БЦ, обеспечивающий
прицеливание при стрельбе, бомбометании и пуске ракет днем и ночью по
визуально видимым наземным и воздушным целям;
- лазерная станция подсвета и дальнометрирования “Клен-ПС” (9,17), которая
обеспечивает измерение наклонной дальности до цели при решении задач
прицеливания и выдачи ее в прицел, а также для наведения УР с лазерной
головкой наведения;
- блок согласующих устройств;
- аппаратура формирования сигналов управления, обеспечивающая формирование
электрических сигналов для отклонения зеркала станции подсвета и
дальнометрирования и подвижной марки прицела, пропорциональных управляющим
воздействиям летчика.
Пилотажно-навигационное оборудование.
Основой пилотажно-навигационного оборудования является навигационный
комплекс КН-23-1, который предназначен для определения и выдачи в прицельно-
вычислительные устройства и на индикаторные приборы навигационно-пилотажных
параметров, необходимых для выполнения полета и решения боевых задач.
Навигационный комплекс обеспечивает:
-непрерывное автоматическое счисление координат самолета по данным
автономных средств;
-выполнение маршрутного полета, выход в район заданной цели, возврат на
аэродром посадки, снижение на высоту предпосадочного маневра, повторный
заход на посадку;
- определение и выдачу основных навигационных и пилотажных параметров.
Навигационный комплекс состоит из:
- инерциальной курсовертикали ИКВ-1;
-радиотехнической системы ближней навигации и посадки (РСБН);
- доплеровского измерителя путевой скорости и угла скоса. Кроме
навигационного комплекса в состав пилотажно-навигационного оборудования
самолета входят:
-автоматический радиокомпас, обеспечивающий вождение самолета по приводным
и широковещательным радиостанциям, а также заход на посадку в условиях
отсутствия наземной системы РСБН или при отказе бортовой системы;
- система воздушных сигналов, обеспечивающая выдачу потребителям и на
индикаторы истинной воздушной скорости, абсолютной и относительной
барометрической высоты и числа М полета;
- радиовысотомер малых высот;
-маркерное радиоприемное устройство. обеспечивающее определение момента
пролета самолета над марекрным радиомаяком;
- датчики углов и скольжения ДУА-3;
-приемники воздушного давления: основной - ВД-18Г-3М и резервный - ПВД - 7;
- автономные пилотажно-навигационные приборы в кабине летчика.
Радиотехническое оборудование.
Радиотехническое оборудование самолета обеспечивает радиосвязь с
наземными объектами и с самолетами во всем диапазоне высот и радиусов
самолета.
В состав радиотехнического оборудования входят:
- связная радиостанция Р-862, предназначенная для телефонной радиосвязи в
метровом и дециметровом диапазонах волн между самолетами и наземными
объектами;
- радиостанция связи с сухопутными войсками Р-828, которая обеспечивает
радиотелефонную связь с пунктами управления и отдельными подвижными
объектами войск. Р-828 - малогабаритная многоканальная
ультракоротковолновая радиостанция, позволяющая осуществлять безпоисковую и
безподстроечную радиосвязь в пределах прямой видимости;
- самолетный радиолокационный ответчик системы госопознования;
- самолетный ответчик СО-69, предназначенный для решения задач управления
воздушным движением на трассах и в зонах аэродромов и работающий с
радиолокаторами систем посадки, обнаружения и наведения;
- антенно-фидерная система; - самолетное переговорное устройство СПУ-.
Средства обороны самолета.
Средства обороны самолета включают в себя:
- аппаратуру обнаружения работающих РЛС;
- станцию активных радиотехнических помех;
- автомат постановки пассивных инфракрасных помех и дипольных отражателей.
Средства обороны самолета обеспечивают предупреждение летчика об
облучении самолета наземными РЛС зенитно-ракетных комплексов и истребителей
противника. пеленгование РЛС в различных режимах излучения, прогнозирование
пусков ракет класса “воздух-воздух” и”воздух-поверхность”, создание
активных помех РЛС управления оружием, создание инфракрасных помех ракетам
с тепловыми головками самонаведения.
Аппаратура регистрации и контроля.
Аппаратура регистрации и контроля, установленная на самолете,
включает в себя:
- систему записи режимов полета и параметров бортовых систем “Тестер-УЗ”;
- фотоконтрольный прибор СШ-45;
- авиационный киносъемочный аппарат АКС-5;
- самолетный магнитофон МС-61М.
Бортовая система “Тестер-УЗ” предназначена для регистрации параметров
полета и сохранения записанной информации полета и сохранения записанной
информации в случае летного пришествия. Послеполетная дешифровка записанной
информации позволяет оценить работу систем, траекторию и положение самолета
в пространстве. действия экипажа в полете.
Основу системы регистрации параметров составляет магнитный
регистратор,производящий измерения.
Для сохранения записанной информации в случае летного происшествия ,
летно-протяжный механизм с магнитным накопителем информации размещен в
специальном контейнере.
Фотоконтрольный прибор СШ-45 предназначен для проверки правильности
прицеливания при работе с прицелом как при боевом применении вооружения,
так и в учебных целях. Прибор установлен непосредственно на прицеле, что
позволяет производить одновременно съемку цели и сетки прицела.
Авиационный киносъемочный аппарат АКС-5 установлен в носовой части
фюзеляжа и предназначен для контроля результатов стрельбы из пушек и при
пуске ракет.
Магнитофон МС-61М предназначен для документирования переговоров
экипажа с другими абонентами, а также записи позывных радиомаяков и
специальных сигналов.
ВООРУЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ШТУРМОВИКА
Вследствие возложенных на штурмовик обязанностей он несет на себе мощное
наступательное вооружение.В процессе разработки машины,а также в ходе ее
дальнейшей модернизации по желанию заказчика на самолет устанавливались все
более новые системы вооружения,позволяющие расширять возможности применения
СУ-25.В варианте аван проекта ЛСШ самолет имел 6 подкрыльевых точек
подвески на которых подвешавались бомбы,неуправляемые ракеты,подвесные
пушечные установки и топленные баки,а также один подфизюляжный узел
подвески,на котором размещались или подвесная пушка ,или дополнительный
топливный бак общей массой 2500 кг.В варианте проекта ЛВСШ самолет уже имел
практически схожие с серийными машинами характеристики-10 узлов подвески
,мощное вооружение общей массой 300 кг.
Вооружения серийного армейского самолета-штурмовика состоит из
средств поражения наземных и воздушных целей и системы управления оружием
(СУО),обеспечивающей надежное поражение различными способами в условиях их
визуальной видемости.
Самолет имеет 10 узлов,подвески расположенных под крылом,на восьми из
них,рассчитанных на погрузку 500 кг,он несет различное вооружение следующих
типов:
-бомбардированное;
-управляемое ракетное;
-неуправляемое ракетное;
-пушечное (артиллерийское),а на двух остальных-управляемые ракеты (УР)
“воздух-воздух” для ближнего боя.Бомбардировачное вооружение размещается
на балочных держателях БДЗ-25 или многозамковых балочных держателях МБД-2-
67У.
Список литературы:
Ильдар Бедретдинов “Штурмовик ОКБ П.О.Сухого СУ-25”
МОСКОВСКИЙ АВЕАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ
МиГ-29 ОКБ им. А.И.Микаяна
Реферат студента 1-го курса
факультета № 2 гр. 02-104
Хамзина Р.Ж.
Москва 1996 г.
Страницы: 1, 2, 3
|