Спутниковые системы местоопределения
воскресенье. На L1 излучаются сигналы и с военным кодом P(Y) и с
общедоступным гражданским кодом, который часто называют C/A. Прием сигналов
по коду P(Y) обеспечивает работу с высокой точностью измерений. Сравнение
времени прихода сигналов на частотах L1 и L2 позволяет вычислить
дополнительную задержку, возникающую при прохождении радиоволн через
ионосферу, что значительно повышает точность измерений навигационных
данных.
Прием сигналов на частоте L1 с кодом C/A не позволяет определить ошибки,
вносимые ионосферой. Структура кода C/A обеспечивает худшие характеристики
в режиме SPS (стандартная точность измерений). Так, если в режиме PPS с
вероятностью 0,95 ошибки измерения долготы и широты не превышают 22-23
метра, высоты - 27-28 метров и времени - 0,09 мкс, то в SPS они
увеличиваются соответственно до 100 метров, 140 метров и 0,34 мкс.
Первоначально режим SPS был необходим для грубого определения
пользователями своих координат для вхождения в код P(Y). В настоящее время
уровень электроники программного обеспечения и методов обработки
навигационной информации позволяет осуществлять достаточно быстрый захват
P(Y) без кода С/А, а также проводить высокоточные определения по фазе
несущей сигнала. Кроме того, полностью отработанный наземный автоматический
режим дифференциальной коррекции позволяет в ограниченном регионе получать
точное определение относительных координат взаимного расположения двух
приемников, отслеживающих сигналы одних и тех же ИСЗ GPS. При использовании
гражданского C/A- кода определяют координаты автомобиля с точностью от 2 до
5 метров.
28 марта 1994 года система GPS начала функционировать в штатной
конфигурации-24 КА в 6 орбитальных плоскостях. Запуском 17 января 1997 г,
который закончился аварией, должен был начаться этап замены ИСЗ серий 2 и
2А новыми аппаратами 2R. Компания LOCKHEED MARTIN изготавливает 21 аппарат
этой серии, которые планируется запустить до 2001 г.
Габаритные размеры корпуса ИСЗ - 1.52 м 1.93 м 1.91 м, размах солнечных
батарей 19.3 м, площадь 13.4 кв. м. Мощность бортовой системы
электропитания к концу срока эксплуатации 1136 Вт. Масса аппарата при
запуске 2032 кг, на рабочей орбите 1075 кг. Навигационную аппаратуру
поставляет ITT AEROSPASE/COMMUNICATIONS.
Новые спутники имеют трехосную стабилизацию и позволят обеспечить
определение времени с точностью до 0.000001 сек, положение объекта с
точностью до единиц метров и скорость - примерно до 0.1 м/сек. Срок службы
увеличен до 10 лет по сравнению с 7 годами для ИСЗ типа 2А. Стоимость ИСЗ
серии 2R составляет 40 млн. долл.
Группировка из 24 ИСЗ ГЛОНАСС выведена на орбиту и позволяет определить
координаты с погрешностью не более 50 м для гражданского кода. Создан
наземный сегмент управления спутниками, разработанный в СССР и
реализованный Россией. В настоящее время в России отсутствует серийный
производитель абонентской аппаратуры ГЛОНАСС для гражданского пользования.
Структура орбитальной группировки и наблюдаемость ИСЗ системы даны в
приложении.
4. Система местоопределения, использующая геостационарные спутники связи.
Широкое развитие спутниковой связи на основе геостационарных спутников,
вращающихся на экваториальных орбитах с периодом 24 часа, позволили
использовать эти спутники как неподвижные опорные радионавигационные точки
для измерения относительно них координат подвижных объектов.
Схема построения системы местоопределения с двумя геостационарными
спутниками связи представлена на Рис. 2. Примером таких систем могут
служить системы EUTELTRACS (ECA) и GEOSTAR (США).
Спутники ГСС-1 и ГСС-2 не являются составной частью системы
местоопределения, они выполняют роль ретрансляторов сигналов в линии
радиосвязи между наземной станцией центра сбора и аппаратурой подвижного
объекта.
При этом ГСС-1 обеспечивает ретрансляцию сигналов от наземной станции к
подвижному объекту и обратно, а ГСС-2 только от подвижного объекта к
наземной станции.
Координаты подвижного объекта вычисляются на наземной станции по
сигналам, полученным от подвижного объекта с двух направлений (от ГСС-1 и
ГСС-2). система четырех объектов, в которой координаты трех объектов ГСС-1,
ГСС-2 и наземной станции известны, позволяет по методу триангуляции
рассчитать координаты четвертого объекта, если измерить дальности от
подвижного объекта до ГСС-1 и ГСС-2. Приближенно это можно представить
следующим образом. Если измерены дальности от ГСС-1 и ГСС-2 до объекта L1 и
L2, то подвижный объект находится на линии пересечения двух сфер, описанных
радиусом L1 с центром на ГСС-1 и радиусом L2 с центром на ГСС-2.
Пересечение же этой линии с поверхностью Земли даст точку местоположения
подвижного объекта.
Значения L1 и L2 определяются вычитанием из известных расстояний от
наземной станции до ГСС-1 и ГСС-2 дальностей от наземной станции до
подвижного объекта через ГСС-1 и ГСС-2 соответственно. Эти дальности
определяются на наземной станции по временной задержке между запросным
сигналом от наземной станции и ответными сигналами от подвижного объекта,
принимаемыми через ГСС-1 и ГСС-2.
Полученные на наземной станции координаты подвижного объекта могут быть
переданы ему по каналу связи через ГСС-1.
Аппаратура каждого подвижного объекта имеет свой код, что позволяет
наземной станции устанавливать связи одновременно со всеми объектами, с
группой или с одним.
В нормальном состоянии аппаратура на подвижном объекте находится в
пассивном режиме (прием сигналов от наземной станции). Активизация
(включение передатчика) аппаратуры осуществляется по запросу от наземной
станции.
Наземная станция и центр сбора могут быть совмещены или соединены между
собой отдельным каналом связи (радиорелейным, телефонным, спутниковым).
5. Глобальная навигационная спутниковая система
ГЛОНАСС-М.
Назначение:
Обеспечение навигационной информацией и сигналами точного времени военных
и гражданских наземных, морских, воздушных и космических потребителей.
С 1996 года по предложению Правительства Российской Федерации
Международная организация гражданской авиации и Международная морская
организации используют систему ГЛОНАСС вместе с системой GPS (США) в
качестве международных.
Характеристики:
|Зона обслуживания |Глобально по поверхности Земли в |
| |воздушном и околоземном космическом |
| |пространстве |
|Возможность использования |В любой момент, независимо от |
| |времени суток, года и метеоусловий |
|Точность навигационных определений | |
|(вероятность 0,95): | |
|в стандартном режиме: | |
|- по плановым координатам |( 20 м |
|- по высоте |( 30 м |
|- по скорости |5 м/с |
|- по времени привязки к Госэталону |0,7 мкс |
|в дифференциальном режиме |от 0,1 м до 5 м |
|Доступность |99,64% |
|Количество КА в орбитальной |24 (по 8 КА в трех плоскостях) |
|группировке | |
|Орбита |круговая |
|- высота |19140 км |
|- наклонение |64,8( |
|Частотный диапазон |( 1,6 ГГц |
|- частота L1 |( 1,2 ГГц |
|Гарантированный срок |7 лет |
|функционирования КА | |
|Средства выведения: | |
|- одиночный запуск с к. Плесецк |РН "Союз-2" и РБ "Фрегат" |
|- групповой запуск (3 КА) с к. |РН "Протон" и РБ "Бриз-М" |
|Байконур | |
6. Система Глобального Позиционирования (GPS)
Global Positioning System (GPS) - спутниковая система определения
местонахождения подвижных объектов.
Система GPS создана министерством обороны США и позволяет с точностью до
20 м определять в любой точке земного шара место нахождения неподвижного
либо движущегося объекта на земле, в воздухе и на море в трех измерениях с
очень высокой точностью. Более того, GPS сообщает скорость передвижения
объекта. Эта система позволяет оснастить речные и морские суда, автомобили,
самолеты электронными картами, на которых показывается место нахождения
объекта и кратчайший (либо наиболее удобный) путь к пункту назначения. GPS
используется также для составления географических карт и в задачах
геодезии. Система широко используется и гражданскими абонентами.
Система создана в спутниковой сети, образованной спутниками связи,
вращающимися вокруг земли по высоким орбитам. В 1995 г. сеть имела 24
спутника. Для вхождения в GPS каждый абонент должен иметь небольшое
устройство. Последнее в бытовом варианте имеет размер, равный портсигару,
что позволяет носить его в кармане костюма. Устройство с высокой точностью
показывает три координаты объекта, находящегося в любой точке планеты.
Одним из важнейших компонентов устройства являются атомные часы, способные
измерять время с точностью до наносекунды. Сигналы устройства
синхронизируются с приемо-передатчиками спутников связи.
5.1 GPS в деталях
Кроме высокой точности измерения координат своего местоположения и
скорости различных подвижных объектов, а также определения времени, важными
ее достоинствами являются непрерывность выдачи информации, всепогодность и
скрытность.
Сигналы, несущие навигационную информацию, излучаются на двух частотах:
1575,45 МГц (L1) и 1227,6 Мгц (L2). На второй частоте излучаются только
сигналы с военным кодом P(Y), несущим высокоточную информацию (P —
Precision, точный) и защищенным криптографическим методом от имитационных
помех, о чем свидетельствует индекс Y. На первой частоте передаются сигналы
как с кодом P(Y), так и общедоступным кодом C/A. Сигналы обоих кодов
представляют собой псевдошумовую последовательность импульсов, с помощью
которой осуществляется фазовая манипуляция несущей частоты. Военный код
P(Y) имеет продолжительность 267 суток, а код С/А — 1 мс. Прием сигналов с
кодом P(Y) дает возможность работы в режиме высокой точности измерений
(PPS), а сравнение времени прихода сигналов на частотах L1 и L2 позволяет
вычислять дополнительную задержку, возникающую при прохождении сигналов
через ионосферу из-за нелинейности (увеличении пути) распространения в ней
радиоволн.
Прием сигналов с кодом С/А только на одной частоте не дает возможности
вычислять ошибки, вносимые при прохождении радиоволн через ионосферу. Кроме
того, сама структура кода обеспечивает значительно худшие характеристики в
режиме стандартной точности измерений (SPS). За счет преднамеренного
ухудшения точности путем ввода ошибок при формировании навигационных
параметров (режим избирательного доступа — SA) погрешность измерений в
режиме SPS может быть доведена до 300 м и более.
Кроме кодов С/А и Р навигационные спутники регулярно передают специальные
сообщения, которые содержат дополнительные сведения: о состоянии спутников
и их параметрах — системном времени, эфемеридах (наборах параметров, точно
описывающих орбиты спутников), прогнозе ионосферной задержки, показателях
работоспособности. Передача навигационного сообщения длиной 1500 бит
осуществляется со скоростью 50 бит/с на частотах L1 и L2. Для передачи
полного сообщения обо всех спутниках требуется 12,5 минуты.
7. Сравнение GPS и ГЛОНАСС
Системы GPS и ГЛОНАСС во многом подобны, но имеют и различия (что хорошо
видно из таблицы А). Они разрабатывались с учетом наиболее вероятных
областей применения. Поэтому ГЛОНАСС имеет преимущества на высоких широтах,
а GPS — на средних.
Таблица A. Основные характеристики навигационных систем ГЛОНАСС и GPS
|Характеристки |ГЛОНАСС |GPS |
|Количество спутников |24 |24 |
|(проектное) | | |
|Количество орбитальных |3 |6 |
|плоскостей | | |
|Количество спутников в |8 |4 |
|каждой плоскости | | |
|Тип орбиты |Круговая |Круговая |
| |(S=0+-0,01) | |
|Высота орбиты |19100 км |20200 км |
|Наклонение орбиты, град |64,8+-0,3 |55 (63) |
|Период обращения |11 ч 15,7 мин. |11 ч 56,9 мин. |
|Способ разделения |Частотный |Кодовый |
|сигналов | | |
|Навигационные частоты, |1602,56 — 1615,5 |1575,42 |
|МГц: |1246,44 — 1256,5 |1227,6 |
|L1 | | |
|L2 | | |
|Период повторения ПСП |1 мс |1 мс (С/А-код) |
| | |7 дней (Р-код) |
|Тактовая частота ПСП, МГц|0,511 |1,023 (С/А-код) |
| | |10,23 (Р,Y-код) |
|Скорость передачи |50 |50 |
|цифровой информации, | | |
|бит/с | | |
|Длительность суперкадра, |2,5 |12,5 |
|мин | | |
|Число кадров в суперкадре|5 |25 |
|Число строк в кадре |15 |5 |
|Погрешность* определения |не указана |18 (P,Y-код) |
|координат в режиме | |28 (P,Y-код) |
|ограниченного доступа: | | |
|горизонтальных, м | | |
|вертикальных, м | | |
|Погрешности* определения |15 (СТ-код) | Модернизация КНС осуществляется поэтапно с учетом реальных
возможностей промышленности и бюджетного финансирования;
> Государство гарантирует международному сообществу поддержание КНС с
требуемыми характеристиками на период до 2010 г.;
> Разработка и эксплуатация системы учитывает возможность сотрудничества
с другими странами в части координации использования КНС, внедрения
передовых технологий, элементной базы;
> Навигационный сигнал КНС ГЛОНАСС сертифицирован на соответствие
международным стандартам;
> Точностные характеристики КНС (СКО) в пределах 1 - 10 м обеспечиваются
с применением дифференциального режима измерений, свыше 10 м в режиме
прямой навигации;
> Выполнение требований по целостности и оперативному оповещению
потребителей о состоянии системы осуществляется с помощью оперативного
канала мониторинга целостности системы;
Долговременная программа развития КНС реализовывается по следующим
укрупненным этапам.
Этап 1 (до 2003 г.). Поддержание КНС ГЛОНАСС на минимально допустимом
уровне запусками КА «Глонасс», модернизация контура информационного обмена
наземного комплекса управления, расширенное оснащение потребителей
аппаратурой, работающей по сигналам двух систем: ГЛОНАСС и GPS. Разработка
и создание КА "Глонасс-М" .
Этап 2 (до 2005 г.). Развертывание на базе КА "Глонасс-М" рабочей
орбитальной группировки до 18 КА, переход в новый частотный диапазон
навигационного сигнала. Отработка технологии эфемеридно-временного
обеспечения с использованием межспутниковых измерений. Расширение
номенклатуры и количества потребителей, работающих по сигналам КНС ГЛОНАСС
и GPS. Разработка и создание маломассогабаритного КА "Глонасс-К".
Этап 3 (до 2010 г.). Развертывание штатной орбитальной группировки на
базе маломассогабаритного КА "Глонасс-К". Расширение использования
межспутниковой радиолинии для решения задач автономного эфемеридно-
временного обеспечения, оперативного управления и контроля КА, обеспечения
целостности. Создание наземной сети станций мониторинга КНС ГЛОНАСС и
функциональных дополнений. Оснащение парка потребителей НАП, работающей по
сигналам ГЛОНАСС, GPS, Galileo.
Сравнительные характеристики навигационных КА
|Наименование КА |"Глонасс|"Глонасс-М" |"Глонасс-К"|
| |" | | |
|1. Решаемые задачи: | | | |
|• излучение навигационного сигнала|+ |+ |+ |
|• межспутниковые измерения |- |+ |+ |
|2. Количество выводимых КА | | | |
|одновременно: | | | |
|• РН «Протон», РБ ДМ/Бриз-М |3 КА |3 КА |6 КА |
| |(ДМ) |(Бриз-М) |(Бриз-М) |
|• РН "Союз-2" (мод.1А), РБ |- |1КА |2КА |
|"Фрегат" | | | |
|3. Гарантированный САС, лет |3 |7 |10 и более |
|4. Погрешность навигационных |50/70 |15/25 |15/25 |
|определений (план/высота), 3( | | | |
|5. Срок начала летных испытаний |1982 |2001 |2004 |
В соответствии с Соглашением от 26 июня 1996 г. между Правительством РФ и
ИКАО о предоставлении системы ГЛОНАСС для использования международному
авиационному сообществу, ИКАО в 2000 г. завершает разработку стандартов и
рекомендуемой практики, стандартизирующих использование системы ГЛОНАСС в
составе глобальной навигационной спутниковой системы GNSS и до 2002 г.
планирует скорректировать их в части использования системы ГЛОНАСС-М. Этим
же Соглашением гарантируется поддержание характеристик системы ГЛОНАСС в
течение не менее 15 лет.
Во исполнение Распоряжения Президента РФ от 18.02.99 г. (упомянуто выше)
Правительство РФ выступило с Заявлением о предоставлении КНС ГЛОНАСС в
качестве основы для создания и развития международных глобальных
спутниковых систем.
НПО ПМ совместно с кооперацией основных изготовителей принимает участие в
разработке международной навигационной системы GNSS-2. Проработаны вопросы
по возможности размещения на КА "Глонасс-М" дополнительной полезной
нагрузки (бортовая навигационная аппаратура европейской разработки),
создания наземного комплекса мониторинга, определен облик перспективного
навигационного аппарата. КА "Глонасс-К", разработанный НПО ПМ с учетом
последних достижений науки и техники, предложен Европейскому сообществу в
качестве космической платформы для международной навигационной системы GNSS-
2.
12. ГЛОССАРИЙ
GPS (Global Positioning Systems) — глобальная система позиционирования.
ГЛОНАСС — глобальная навигационная спутниковая система.
SPS (Standard Positioning Service) — стандартная точность измерений.
PPS (Precise Positioning Service) — прецизионное определение
местоположения.
NAVSTAR (NAVigation System with Time And Ranging) — навигационная система
определения времени и дальности.
C/A (Coarse Acquisition) — грубый захват.
S/A (Selective Availability) — избирательный доступ.
СРНС – спутниковая радионавигационная система
ЕС КВО – Единая глобальная система координатно-временного обеспечения
КА – космический аппарат
НКА – навигационный КА
ЭО –эфемеридное обеспечение
UTC – координированное всемирное время
ЛИТЕРАТУРА
1. ГЛОНАСС, Интерфейсный контрольный документ. КНИЦ, 1995.
2. GPS Interface Control Document (ICD-GPS-200), 1991.
3. Rossbach U. et al. Transformation Parameters Beetween PZ-90 and WGS-84,
1996.
4. Misra P. et al. SGS85-WGS84 Transformation, Manuscripta Geodaetica,
Vol.19, 1994.
5. Бутенко В.В., "Возможности использования ПКА “Эталон” для решения
фундаментальных и прикладных задач геодезии, геофизики и геодинамики",
Геодезия и картография, № 12, 1993.
6. Журнал «Новости навигации» , номер 2(4) 1999.
7. Богданов В.А., Сорочинский В.А., Якшевич Е.В. "Спутниковые системы
морской навигации." – М.: Транспорт, 1987.
8. Баранов Ю.К. "Определение места судна с помощью навигационных
спутников." - М.: Транспорт, 1984.
9. Оружие России. Том VI: Ракетно-космическая техника. - М.:Военный Парад,
1997.-589 стр. с илл.
10. Н.М. Волков, Н.Е. Иванов, В.А. Салищев, В.В. Тюбалин. Глобальная
навигационная спутниковая система "ГЛОНАСС"//Успехи современной
радиоэлектроники. 1997. №1.
11. А. Владимиров. В полете - тройка "Ураганов"//Новости космонавтики.
1999. №2,3.
12. http://www.geokosmos.ru
13. http://www.satellite.srd.mtuci.ru
14. http://www.mcc.rsa.ru
15. http://www.terraspace.ru/activity/geodez/library
16. http://www.rssi.ru/SFCSIC/SFCSIC_main.html
17. http://www.online.ru/news
18. http://www.ustu.ru/cnit/rcnit/inf_techn/slovar/item0145.htm
19. http://www.comizdat.com.ua/nets/y1999/no2/a51.htm
20. http://kunegin.narod.ru/ref1/glonass/6.htm
-----------------------
Рис.1 Схема построения системы радиоместоопределения
Рис.2 Схема построения системы местоопределения с двумя геостационарными
спутниками связи
Рис. 4 Отечественный спутник ГЛОНАСС - М
[pic]
Рис. 5 Горизонтальная и вертикальная ошибки до и после
отмены S/A
Рис 6. Портативный приёмник GPS фирмы "Magellan"
Рис. 7 Персональные системы позиционирования на основе магнитных карт.
Страницы: 1, 2
|