рефераты бесплатно

МЕНЮ


Самолет Hawker Hurricane

вражеский самолет ему не удалось. Лишь через три месяца, 3 августа 1941 г.,

лейтенант Эверетт с корабля "Мэплин" уничтожил дальний четырехмоторный

разведчик Фокке-Вульф Р\V200С. За эту победу Эверетта наградили орденом.

После этого по одно-два судна типа САМ включали в каждый конвой.

Ходили они и в наши северные порты Мурманск и Архангельск. С осени 1941 г.

на "Си Харрикейнах" стали подвешивать дополнительные баки, что увеличивало

как время патрулирования над конвоем, так и давало дополнительную

возможность дотянуть до суши. Правда, пришлось увеличить заряды катапульт,

а маневренность истребителя несколько ухудшилась. Катапультные операции

продолжались немного более двух лет. После появления достаточно большого

числа эскортных авианосцев их прекратили.

Не следует считать, что пилоты "катафайтеров" являлись разновидностью

камикадзе. По выполнении задания летчик обязан был выброситься с парашютом

у любого судна конвоя. Наилучшим вариантом являлось возвращение к судну-

матке, на борту которого находилась специально натренированная группа

спасателей с быстроходным катером. Эти люди вытаскивали пилота буквально

через несколько минут после приводнения. Это было особенно важно в северных

водах, где человек быстро погибал от переохлаждения. Из восьми случаев

боевого запуска "катафайтеров" почти все прошли успешно; были сбиты шесть

немецких самолетов и только один летчик погиб.

Однако, при всей простоте катапультных стартов затея эта была

недешевой и небезопасной; 12 судов погибли вместе со своими самолетами.

Гораздо эффективней казалось применение авианосцев. Переделка

"Харрикейнов" I серии 2 в палубные "Си Харрикейны" 1В осуществлялась фирмой

"Дженерал эйркрафт". Первой, в октябре 1941 г. начала освоение новой

техники 883-я эскадрилья. "Си Харрикейн" был тогда самым быстроходным

истребителем РАА, превосходя в этом отношении и американский "Мартлег". За

883-й последовали еще несколько частей, размещенных впоследствии как на

крупных авианосцах, так и на кораблях типа МАС, являвшихся торговыми

судами, поверх надстроек которых настелили летную палубу. Ни ангаров, ни

лифтов на них не имелось. Такой эрзац-авианосец обычно брал полдюжины "Си

Харрикейнов" и столько же "Свордфишей", стоявших прямо на палубе.

Боевое применение "Си Харрикейнов" с авианосцев началось с марта 1942

г., когда "Игл" вошел в состав "соединения Н", сопровождавшего конвой на

Мальту. На его борту находилась 813-я эскадрилья с четырьмя "Си

Харрикейнами" IВ. Под прикрытием "Игла" и других боевых кораблей шесть

быстроходных транспортов прорвались в Ла-Валетту. После "Си Гладиаторов"

новые монопланы оценивались летчиками неплохо, но высказывались упреки в

недостаточной продолжительности полета и огневой мощи. В ответ за "Си

Харрикейнами" 1В в мае 1942 г. последовали IС с вооружением из четырех

пушек и моторами "Мерлин" III. Все они также являлись переделками серийных

"Харрикейнов", в том числе и "б/у", сданных ВВС. К июлю 1942 г. британская

морская авиация обладала примерно тремястами "Си Харрикейнами". Часть из

них имела тропическое оборудование для эксплуатации с береговых аэродромов

в Африке.

В конце 1942 г. на флот поступила модель II С, тоже с четырьмя

пушками, но на базе "Харрикейна" II серии 2 с мотором "Мерлин" XX. Его

максимальная скорость достигала 550 км/ч по сравнению с 474 км/ч у I С.

В августе 1942 г. к Мальте пробивался крупный конвой, в охранение

которого входили авианосцы "Индомитэйбл", "Игл" и "Викториэс", несущие 70

истребителей. На двух первых базировались три эскадрильи "Си Харрикейнов".

Конвой потерял "Игл", потопленный подводными лодками, но прошел. За три дня

воздушных боев английские истребители сбили 39 немецких и итальянских

самолетов (в том числе "Харрикейны" -25), потеряв 8 своих. Лейтенант Корк

на "Си Харрикейне" в одиночку уничтожил три немецких и три итальянских

машины. Но с осени 1942 г. на больших авианосцах "Си Харрикейны" стали

заменять более совершенными "Сифайрами". Гораздо дольше служили они на

эскортных авианосцах, в первую очередь, класса МАС. Большую роль сыграли

"Си Харрикейны" в проводке конвоя РQ-18 в сентябре 1942 г.; они сбили 5

немецких самолетов и повредили еще 17. Погибли один английский летчик и

четыре истребителя. В ноябре 1942 г. самолеты с авианосцев "Эвенджер",

"Байтер" и "Дэшер" (типа 11С) участвовали в прикрытии высадки союзников в

Алжире.

К концу 1943 г. на большинстве кораблей "Си Харрикейны" заменили

"Сифайрами" или американскими истребителями "Уайлдкэт" и "Хэллкэт".

Последним стал авианосец "Страйкер", на котором "Харрикейны" находились до

апреля 1944 г. На берегу "Си Харрикейны" использовали в системе ПВО военно-

морских баз в Англии (две эскадрильи) и в Танганьике (одна); все их

расформировали в 1943 г.

"Харрикейны" не британской постройки

"Харрикейны" строились не только заводами Великобритании, но также

предприятиями в Бельгии, Югославии и Канаде. Первым приобрело лицензию

югославское правительство. Это явилось частью соглашения, заключенного в

1938 г. По нему "Хаукер" поставляла 12 "Харрикейнов" 1 и разрешала их

выпуск на заводах "Рогожарский" и "Змай" в Белграде. Первый из купленных

самолетов прибыл 15 декабря 1938 г. Это был типичный истребитель первых

серий с деревянным винтом и крыльями, обтянутыми полотном. Такие и

собирались строить в Югославии.

Освоение производства затянулось, и югославские ВВС купили еще 12

машин в Англии. Они уже имели моторы "Мерлин" IV, винты изменяемого шага и

металлическую обшивку крыльев. К моменту нападения немцев на Югославию из

60 заказанных "Змай" успел изготовить 20, а "Рогожарский" из 40 - ни

одного. Таким образом, в строю югославских ВВС 6 апреля находилось 38

"Харрикейнов", состоявших на вооружении 51-й, 33-й и 34-й эскадрилий. Они

действовали в Боснии и в районе Загреба как истребители и штурмовики до 13

апреля, когда последние машины были сожжены самими летчиками при подходе

немцев к аэродромам. Один "Харрикейн" захватили итальянцы, которые вывезли

его к себе для изучения, В Югославии один "Харрикейн" переоборудовали под

немецкий двигатель ОВ601А. Эта машина проходила испытания с начала 1941 г.

и, по отзывам летчиков, превосходила стандартные; ее дальнейшая судьба

неизвестна.

Бельгия поступила примерно также, как Югославия, и в апреле 1939 г.

приобрела 20 самолетов и лицензию для фирмы "Авьонс Фэйри". К сентябрю

прибыли только 15 машин, остальные в связи с началом войны реквизировали

британские ВВС. Купленные истребители передали 2-й эскадрилье 1-й группы 2-

го полка. Зимой 1939-40 годов они получили некоторый боевой опыт,

перехватывая в воздушном пространстве нейтральной тогда Бельгии немецкие

самолеты. В первый же день наступления немцев на западе "Харрикейны" были

сожжены самолетами "люфтваффе" на земле или расстреляны в воздухе. "Авьонс

Фэйри" успела сдать ВВС около дюжины машин с моторами "Мерлин" III и

вооружением из восьми пулеметов. Было начато производство

усовершенствованной модификации с четырьмя 12,7-мм пулеметами в крыльях.

Завод собрал три таких самолета (из них на одном не было мотора), но они не

принимали участия в боевых действиях.

Зато в Канаде был налажен поистине массовый выпуск "Харрикейнов". В

1938 г. канадские ВВС заказали в Англии 20 "Харрикейнов" I. Они прибыли в

Канаду в феврале-августе 1939 г. Эти машины относились к первым сериям (с

деревянным винтом и полотняной обтяжкой крыльев). В июне 1940 г. они

вернулись в Англию вместе с 1 й эскадрильей канадских ВВС, отправленной на

помощь метрополии. Впоследствии несколько канадских авиачастей сражались на

"Харрикейнах" в Европе и на Ближнем Востоке до сентября 1942 г.

Еще до начала Второй мировой войны британское правительство начало

готовить себе тылы в заморских доминионах. По соглашению с властями Канады

оно в феврале 1939 г. разместило заказ на "Харрикейны" у фирмы "Кэнэдиэн

кар энд фаундри" в Монреале. 2 марта фирме доставили самолет-образец.

Первый "Харрикейн" III взлетел в Монреале 10 января 1940 г. Вскоре начались

поставки в Англию. Канадские машины имели моторы "Мерлин" III,

металлическую обшивку крыльев и трехлопастные винты Де Хевилленд.

После выпуска 166 самолетов монреальский завод перешел на отличавшуюся

от исходной английской модификацию X. Она имела двигатель "Мерлин" 28,

изготовлявшийся в США фирмой "Паккард", и винт Гамильтон Стандард

"Гайдромэтик". Вооружение состояло из 8 пулеметов. Почти все "десятки" ушли

в Англию; в Канаде их осталось только 25 штук. На одном самолете там

установили неубирающиеся лыжи, но в серии лыжное шасси не прижилось. Затем

последовала модификация XI с оборудованием канадского, а не английского

образца. Эти машины поставлялись только канадским ВВС. Модель XII

соответствовала английскому "Харрикейну" II В; она и называлась сначала

II В (Сап). Мотор был типа "Мерлин" 29 и большая часть самолетов не имела

кока винта. Выпускались также истребители "Харрикейн" ХIIА с вооружением по

типу А (8 пулеметов). Часть их них была собрана в палубном исполнении как

"Си Харрикейн" ХIIА. Самолеты модификации XII поставлялись канадским ВВС, а

также в СССР.

Один "Харрикейн" XII в Канаде также оснастили лыжами. Это произошло в

начале 1943 г. Испытания прошли успешно, если не считать ограничения по

максимальной скорости полета. Тем не менее сочли, что современной боевой

машине лыжи не нужны, и в серию не внедрили. Выпуск вариантов модификации

XII прекратили летом 1943 г.

Всего в Канаде изготовили 1451 "Харрикейн" (по другим данным, 1448 или

даже 1598), что внесло существенный вклад в общее производство. Часть этих

машин прошла в Англии переоборудование в другие модификации. Канадские

части на канадских "Харрикейнах" не воевали. Однако, их привлекали к

противолодочному патрулированию восточного побережья страны. Ни одной

субмарины, правда, они не нашли.

"Харрикейны" в других странах

"Харрикейны" поставлялись в различные страны. На первом месте,

конечно, стоят страны Британского содружества. О Канаде разговор уже был. В

Австралию прибыл всего один "Харрикейн" I, его прислали в сентябре 1941 г.

как образец для ознакомления. Но австралийские пилоты получали истребители

этого типа непосредственно на фронте и воевали на них в Египте и на Кипре

до 1944 г. Образец же закончил свою судьбу связным самолетом в 1946-м. В

Южно-Африканский Союз "Харрикейны" передали в начале 1939 г. Первой партией

самолетов перевооружили одно звено 1-й эскадрильи. После начала войны на

новую технику перешла вся часть; в таком составе она в 1940 г. отправилась

воевать с итальянцами в Восточной Африке. Туда же потом прибыли еще две

эскадрильи истребителей. Южноафриканские части в Египте летали на

"Харрикейнах" типов II В и II С до конца 1942 г.; последние машины состояли

в ПВО Александрии. "Харрикейн" стал основным типом истребителя в молодых

индийских ВВС. Их единственная эскадрилья перешла на эти самолеты в июне

1942 г. В сентябре сформировали вторую. К февралю 1944 г. на "Харрикейнах"

типов II В, II С и IV летали семь индийских эскадрилий, в том числе две

разведывательные. Индийцы использовали самолеты как истребители,

истребители-бомбардировщики, ближние разведчики и штурмовики в боях в

Бирме. В частности, они сыграли большую роль в наступлении на Аракан в

декабре 1944 г. Когда в июне 1945 г. все авиачасти отвели в Индию, в строю

имелось свыше 300 "Харрикейнов". На этих машинах получил боевой опыт весь

костяк военно-воздушных сил будущих независимых Индии и Пакистана.

Некоторое время использовала "Харрикейны" и авиация "Свободной

Франции". Они воевали в Ливии. Еще две эскадрильи укомплектовали

"Харрикейнами" в 1943 г., но в бой они пошли уже на американских

"Тандерболтах". Также недолго летала на них эскадрилья ОС 111/3, воевавшая

потом на Р-39.

Финляндии в феврале 1940 г. выделили 12 "Харрикейнов" I, в виде помощи

от Англии в период советско-финляндской войны. 5 февраля в Великобританию

прибыла на переучивание группа финских пилотов. Подготовили их быстро: уже

29 февраля первые шесть истребителей вылетели из Шотландии в Швецию. 7

марта самолеты поступили на вооружение. За остававшиеся до перемирия три

дня они, по-видимому, не успели совершить ни одного боевого вылета; во

всяком случае, об этом не упоминают даже финские историки.

В период между окончанием "зимней" войны и началом Великой

Отечественной "Харрикейны" перекидывали из эскадрильи в эскадрилью. Одно

звено в июле 1941 г. разместили в Утти и включили в систему ПВО северо-

восточной части Финляндии. В июле 1941 г. по финским данным были сбиты 5

советских самолетов. С июня 1942 г. две машины использовались в ПВО

Хельсинки. Во второй половине войны "Харрикейны" финнами применялись мало.

Случаев боев советских "Харрикейнов" с финскими неизвестно, хотя с

машинами других типов они сталкивались. В частности, в ноябре 1941 г.

летчики 65-го полка сбили один "Харрикейн" (на И-153). До конца мая 1944 г.

последние финские "Харрикейны" служили как вспомогательные.

Еще один наш противник в Великой Отечественной войне, Румыния,

приобрела партию из 12 "Харрикейнов" I. Первые самолеты поступили в Румынию

в августе 1939 г. Ими вооружили 52-ю эскадрилью 5-го авиаполка. В июне 1941

г. они использовались на фронте в Молдавии, а затем под Одессой. С ними

неоднократно сталкивались в воздухе наши летчики. Но у немцев силуэт

"Харрикейна" вызывал четкий условный рефлекс: по румынским истребителям

вовсю лупили зенитки и "мессершмитты". Спасая технику от подобного усердия

союзников, уже в октябре 1941 г. румынское командование отправило

"Харрикейны" в тыл. До 1943 г. они патрулировали побережье Черного моря.

Турки тоже купили в 1939 г. 15 "Харрикейнов" I. В порядке военной

помощи в 1942 г. им передали еще одну небольшую партию II В и II С. Эти

машины эксплуатировались до 1945 г.

Ирландцы интернировали самолет, совершивший в 1942 г. вынужденную

посадку на их территории, а затем и еще два. В 1943 г. Великобритания

официально поставила в эту страну четыре "Харрикейна" I, но получила

обратно два ранее интернированных. К концу войны к ним добавили семь машин

типа I и шесть II С.

В 1943 г. Великобритания и Португалия заключили договор об отмене

права на базы на Азорских островах на военную помощь. Вследствие этого в

августе туда направили 15 "Харрикейнов" II С, а в 1945 г. - дополнительные

50. Ими оснастили полностью два полка и отдельную эскадрилью ПВО Лиссабона.

Формально нейтральный Египет периодически получал самолеты из резервов

британских ВВС. С 1941 г. в их число вошли и "Харрикейны". Две эскадрильи

летали на них до 1945 г.

В середине 1939 г. 18 "Харрикейнов" I заказало правительство Ирана. Но

фактически отправили только две машины: одну в 1939 г. и одну в 1940 г.

Остальные попали в строй британских ВВС. Правда, в конце войны иранцам

передали 10 самолетов из 74-й эскадрильи, базировавшейся тогда в Иране,

оккупированном советскими и английскими войсками. Эти самолеты стали не

нужны после перехода этой части на "Спитфайры". После войны "Хаукер"

восстановила контракт 1939 г. и в 1946 г. отправила 16 истребителей,

прошедших капитальный ремонт. Один из самолетов этой партии являлся учебным

двухместным. Это была переделка модели II С. Сперва обе кабины были

открытыми, а между ними находилась остекленная секция. Затем заднюю кабину

прикрыли, и, наконец, одели на нее фонарь от "Темпеста". В таком виде и

отправили самолет Иран,

"Харрикейны" в России

"Харрикейны" стали первыми боевыми самолетами союзников, прибывшими в

СССР. 28 августа 1941 г. 24 истребителя "Харрикейн" II В поднялись с палубы

авианосца "Аргус" и затем приземлились на аэродроме Ваенга под Мурманском.

Машины входили в состав 151-го крыла британских ВВС, отправленного на

помощь советским частям в Заполярье. Через некоторое время к ним

присоединились еще 15 "Харрикейнов", доставленных грузовыми судами в

архангельский порт.

Вслед за "первыми ласточками" с "Аргуса" на судах северных конвоев

стали прибывать контейнеры со все новыми "Харрикейнами". Впоследствии эти

истребители поступали в нашу страну и через Иран. Всего за 1941-44 годы в

СССР приняли 3082 самолета этого типа (в том числе военная авиация получила

2834 машины). Нам было отправлено, по крайней мере, 210 машин модификации

II А, 1557 – II В и аналогичных канадских X, XI и XII, 1009 – II С, 60 -

110 и 30 - типа IV. Часть "Харрикейнов" II А на самом деле являлась

переделкой старых самолетов типа I, проведенной фирмой "Роллс-Ройс". Осенью

1942 г. нам достался и один "Си-Харрикейн", катапультированный с одного из

транспортов конвоя РQ-18 и севший в Архангельске. 37 "Харрикейнов" II В

151-го крыла официально передали советской стороне в октябре 1941 г. А еще

до этого, 22 сентября 1941 г., комиссия НИИ ВВС под председательством

полковника К.А.Груздева приняла первый "Харрикейн" (номер 22899),

поставленный в нашу страну "напрямую". Комиссия сделала свое заключение

только на основании осмотра машины, поскольку лишь на следующий день в СССР

отправили инструкцию и описание. В акте констатировано, что самолет далеко

не новый, потрепанный, не хватало рукоятки запуска, часов и боекомплекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.