рефераты бесплатно

МЕНЮ


Новейшее достижение в освоении космоса

топлива и твердотопливные баллистические ракеты стратегического назначения.

В последние годы КБ в основном занималось разработкой космических аппаратов

и комплексов различного назначения. Спутник, выведенный на орбиту сейчас,

76-й по счету, разработанный питерскими конструкторами. В ближайшие годы

они планируют создать космические аппараты с такими приборами, которые

будут регистрировать процессы, являющиеся предвестниками землетрясений,

исследовать радиационные пояса Земли и другие явления, происходящие в

космосе.

СТАБИЛИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЗОНДА DEEP SPACE 1

Исследовательский зонд Deep Space One (DS1) 11 ноября прошлого года перешел

в безопасный режим полета после того, как возникли сбои в системе

ориентации корабля по звездам. Эта система с момента запуска зонда в

октябре 1998 г. неоднократно выходила из строя, но раньше она возвращалась

в нормальный режим работы в течение часа. На этот раз все оказалось гораздо

серьезнее, и специалисты пришли к выводу, что восстановить ее работу уже не

удастся. Поэтому были разработаны методы организации работы зонда без

использования системы ориентации по звездам. На бортовой компьютер DS1 было

отправлено соответствующее ПО, в результате чего его антенну удалось

развернуть в сторону Земли, и была начата передача на Землю ранее

записанной научной информации. Когда же зонд находился в защищенном режиме

полета, то его антенна была повернута в сторону Солнце, как на наиболее

легко различимую цель в этом районе космоса. В таком режиме зонд мог

передавать данные на Землю со скоростью всего лишь 79 бит/с. В 2001 г. DS1

предстоит пролет вблизи двух комет - Уилсона-Харрингтона (Wilson-

Harrington) и Боррелли (Borrelly), во время которого зонд проведет

исследования облаков газа вокруг этих комет.

ЗАПУСК РН

"МИНОТАВР"

ВВС США осуществила вечером 26 января запуск новой ракеты-носителя (РН)

"Минотавр" с задачей вывести на орбиту несколько научных и военных

спутников. Запуск состоялся с авиабазы Ванденберг (шт. Калифорния). Как

сообщила официальный представитель ВВС лейтенант Коллин Лене, первый

спутник должен был отделиться от ракеты через 10 минут после старта,

остальные - в последующие 10 минут. Однако узнать, насколько успешно прошло

отделение и оказались ли аппараты на запланированных орбитах, сотрудники

центра управления полетом смогут лишь через несколько часов, когда спутники

начнут передать первые сигналы. И все же для ВВС главной целью запуска был

не вывод спутников, а испытание самой РН "Минотавр". Первые ее две ступени

взяты от МБР "Минитмен-2", которая подпала под Договор о сокращении

стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). А третья и четвертая

ступени - от ракеты "Пегас", которая уже используется для коммерческих

запусков с начала 90-х гг. Подобная комбинация позволяет почти на треть

снизить стоимость вывода полезной нагрузки в космос. Если подтвердится, что

в ходе своего первого запуска "Минотавр" успешно выполнил все поставленные

задачи, отметила Лене, то появится шанс использовать находящиеся сейчас в

хранилищах 350 МБР "Минитмен-2

|[pic] | |

После нескольких отсрочек наконец-таки состоялся запуск ракеты

Minotaur. Она стартовала с космодрома на базе ВВС США Ванденберг 27

января в 3 часа 3 минуты по универсальному времени (6 часов 3 мин

мск). Как сообщается, запуск прошел без проблем. Ракета Minotaur

представляет собой конгломерат из двух нижних ступеней снятой с

вооружения ракеты Minuteman 2 и двух верхних ступеней ракеты Pegasus

XL, стартующей с самолета. Minotaur может вывести на гелиосинхронную

орбиту высотой 740 км груз весом 340 кг. На этот раз на борту ракеты

было несколько микро спутников, которые располагались в специальном

модуле, получившем название JAWSAT. В числе микро спутников были:

экспериментальный спутник FalconSat, построенный в Академии ВВС США;

ASUSat 1, собранный студентами университета штата Аризона; надувной

баллон Optical Calibration Sphere Experiment, конечный диаметр

которого составил 3,5 м, принадлежащий исследовательской лаборатории

ВВС. Он будет использоваться в качестве мишени для наземных лазеров; и

спутник Opal, принадлежащий Стэндфордскому университету, который в

свою очередь состоял из 6 еще более мелких "пикоспутников",

построенных университетом Санта-Клары, компанией Aerospace Corporation

и несколькими операторами радиолюбительских сетей.

Кроме того, в модуле JAWSAT после вывода на орбиты всех перечисленных

спутников останутся еще 2 прибора: Plasma Experiment Satellite Test

(PEST), собранный в центре им. Маршалла NASA и предназначенный для

исследования плазмы; и система контроля высоты Attitude Control

Platform, которая будет испытывать новую недорогую систему

стабилизации в пространстве.

РОССИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЗОНД ОТПРАВИТСЯ К МАРСУ В 2005 Г.

В 2005 г. к Марсу и его спутнику Фобосу отправится российский

исследовательский зонд. Об этом было заявлено Институтом космических

исследований РАН на совещании, посвященном российским космическим проектам

21 века. Конечно, было добавлено, что экспедиция состоится, если на нее

будут найдены деньги. ИКИ и не рассчитывает на помощь государства, а

надеется на участие в проекте зарубежных космических агентств. В июле 1988

года с разницей в 5 дней к Марсу и Фобосу были отправлены 2 российских

космических корабля. Однако из-за технических проблем зонд Фобос-1 был

потерян в сентябре 1988 г., а Фобос-2 - через полгода после него. Последняя

попытка запуска российского зонда к Марсу состоялась в ноябре 1996 г. Тогда

ракета "Протон" вывела на околоземную орбиту космический корабль "Марс-8".

Из-за неисправности в разгонном блоке старт корабля с околоземной орбиты в

сторону Марса не состоялся. Через сутки зонд сошел с орбиты и сгорел в

плотных слоях атмосферы, а несгоревшие обломки упали в Тихий океан.

ЗОНД

NEAR

Исследовательский зонд Near-Earth Asteroid Rendezvous (NEAR),

направляющийся к астероиду Эрос, уже находится на прямой финишной к

своей цели. В период со 2 по 8 февраля должно быть произведено

несколько включений бортового двигателя NEAR для коррекции его

траектории, а 14 февраля зонд должен выйти на орбиту вокруг астероида.

Сейчас все системы корабля работают нормально. Недавно центр

управление полетом провел испытания с имитацией заключительных 30

часов полета перед встречей с астероидом.

|[pic] | |

Руководители проекта надеются избежать прошлогодних проблем с зондом,

когда его не удалось вывести на орбиту вокруг этого же астероида. В

конце декабря 1998 г. во время предыдущего подлета к астероиду

произошло нештатное отключение двигателя, зонд перешел в безопасный

режим полета, и связь с ним была потеряна. Затем управление кораблем

было восстановлено, но время было упущено, и NEAR пролетел мимо

астероида. За прошедший год зонд сделал виток вокруг Солнца и снова

приближается к астероиду Эрос. Камеры зонда недавно сделали очередную

серию фотографий астероида, на которых уже можно разглядеть его форму.

|[pic] | |

Исследовательский зонд NEAR находится на орбите астероида Эрос чуть

больше недели, но специалистам уже стало ясно, что этот астероид

нельзя отнести к обычным космическим булыжникам. Зонд прислал уже

множество фотографий, которые стали сюрпризом для исследователей.

Аппаратура, установленная на зонде, позволяет получать и стерео

снимки, которые позволяют провести геологический анализ астероида.

Первые изображения, полученные с зонда NEAR, показали, что на

поверхности астероида Эрос имеются кратеры, углубления, выступы, и

вообще, он имеет слоистую структуру. Причем, эти слои очень плоские и

прослеживаются на всем протяжении астероида.

|[pic] | |

По мнению специалистов, астероид выглядит так, как если бы когда-то он

был частью более крупного тела, возможно, фрагментом какой-то планеты.

В принципе такая картина соответствует гипотезе о происхождении

астероидного пояса, лежащего между орбитами Марса и Юпитера.

Предполагается, что эти астероиды являются остатками планеты, которая

должна была бы образоваться в этом районе 4,6 млрд. лет назад, когда

Солнечная система была еще молода. Однако, образоваться этой планете

было не суждено, этому помешало сильное гравитационное поле Юпитера.

Возможно, астероид Эрос является фрагментом этой малой несостоявшейся

планеты, которая была разбита в результате столкновений с другими

астероидами.

Уже определена плотность материала, из которого состоит астероид Эрос.

Она равна 2,4 г/куб. см, то есть, почти такая же, как плотность земной

коры. Полученные фотографии уже дали определенную информацию о

возрасте астероида. Так как на его поверхности много кратеров, то

молодым он быть не может, его возраст, возможно, составляет миллиарды

лет.

Зонд NEAR сейчас вращается вокруг астероида Эрос со скоростью немногим

более 3 км/час. Это возможно благодаря малой массе этого астероида.

Определенные проблемы для центра управления полетом зонда представляет

неровная форма астероида. Если бы астероид был сферическим, то все

было бы гораздо проще. А сейчас центр управления должен непрерывно

следить за орбитой зонда и время от времени корректировать ее.

В течение года аппаратура зонда будет исследовать его химический

состав и геологическую структуру. Скоро должны начать работу

рентгеновский и гамма-спектрометр, а также лазерный дальномер.

Спектрометр проведет измерения содержания в астероиде основных

химических элементов (кремния, магния, железа, урана, тория и калия),

а лазерный дальномер проведет сканирование поверхности Эроса для

определения его точной формы. Ну а через год, возможно, будет

произведена посадка зонда на астероид. Вопрос об этом сейчас

рассматривается. Многое будет зависеть от запасов топлива на зонде.

ИСПЫТАНИЕ СИСТЕМЫ "СОЮЗ-ФРЕГАТ".

9 февраля на космодроме Байконур прошла испытания система "Союз-Фрегат".

Запуск комплекса стал первым этапом международной космической программы, в

которой принимают участие "ЦСКБ-Прогресс" и ряд других самарских

предприятий. Но все закончилось неожиданным конфузом: спускавшиеся на землю

аппараты исчезли. Запуск ракетоносителя "Союз" с разгонным блоком "Фрегат"

был осуществлен в рамках международной программы запуска зарубежного

спутника научного назначения "Кластер". В ней, кроме "ЦСКБ-Прогресс",

приняли участие Российское космическое агентство, НПО Лавочкина

(разработчик РБ "Фрегат"), а также французская компания "Старсем". Самаре в

этом проекте отводилась значительная роль, в частности, ЦСКБ провело

модернизацию ракетоносителя "Союз" под установку на нем разгонного блока.

Кроме того, в ЦСКБ и на базе аэрокосмического университета был, развернут

информационный центр по приему и передаче информации с космодрома,

телеметрии данных с ракеты на НПО Лавочкина и обратно в Самару. Разгонный

блок "Фрегат" предназначен для доставки оборудования на заданную орбиту

согласно проекту "Кластер-2". Имеющиеся сейчас ракетоносители "Союз" не

отвечают требованиям Европейского космического агентства, в частности,

орбита вывода ряда телекоммуникационных и научных спутников должна

находиться в диапазоне от 1500 до 1800 км. Однако действующий

ракетоноситель может доставлять оборудование массой порядка 7 тонн только

на орбиту высотой 200-450 км. На большее трехступенчатому РН "Союз" не

хватает сил. Исправить положение может использование четвертой ступени,

которой и станет разгонный блок "Фрегат". После его срабатывания и

отделения на заданной высоте РБ за несколько включений двигателя достигает

новой орбиты. "Союз", адаптированный под использование разгонного блока

"Фрегат", сможет выводить в космос широкую гамму недоступного ранее

оборудования и спутников. На первом демонстрационном пуске отрабатывались

задачи будущей марсианской программы (над ней работает НПО Лавочкина), а в

качестве полезной нагрузки на разгонном блоке устанавливалась система

мягкой посадки (надувное тормозное устройство диаметром 15 метров). По

словам заместителя начальника проектно-теоретического отдела ЦСКБ Игоря

Смирнова, разгонный блок "Фрегат" первоначально создавался для

ракетоносителя "Союз-2" (улучшенного варианта имеющегося "Союза"), который

должен был увеличить точность выведения грузов на орбиту и ее высоту.

Однако из-за проблем с финансированием модернизация самого "Союза"

затянется до 2001 года. Поэтому для "Фрегата" был выбран обычный

ракетоноситель, на котором увеличили пространство под головным обтекателем

с 3,3 до 3,7 метра. Были проведены аэродинамические испытания

ракетоносителя, доработана система управления и элементы конструкции.

Однако успешный запуск "Фрегата" обернулся неожиданным конфузом: во время

спуска "Фрегат" и выведенный с его помощью на орбиту немецкий спутник

исчезли. Их искали визуальным способом, т.к. расположенный на "Фрегате"

радиобуй не подавал признаков жизни. Пропажа во время приземления вызвала

неоднозначную реакцию у иностранных компаний, участвующих в этом проекте.

Их отношение к дальнейшим совместным проектам с российскими космическими

предприятиями будет напрямую зависеть от того, какую оценку получит процесс

приземления системы. Геннадий АНШАКОВ, первый заместитель генерального

директора, первый заместитель генерального конструктора ГП "ЦСКБ-Прогресс":

- Несколько лет назад по заданию Российских государственных заказчиков в

ЦСКБ приступили к разработке ракеты "Союз-2" в рамках программы опытно-

конструкторских работ "Русь". Назрела необходимость улучшить энергетические

возможности, прочностные характеристики ракетоносителя "Союз". До недавнего

времени РКА использовало две ракеты: "Союз" и "Молния". Первую - для

запуска спутников на околоземные орбиты, вторую - на высоко эллиптичные.

Сегодня содержать две модификации ракет экономически невыгодно, поэтому

трехступенчатый "Союз" модернизирован в четырехступенчатый. В качестве

четвертого блока и выбран разгонный блок "Фрегат". Для ЦСКБ он наиболее

перспективен, так как практически все задачи, которые раньше требовали

связки "Молнии" и "Союза", теперь решает только "Союз". В результате

успешного испытания к нашим изделиям проявили интерес, и есть заказы из

питерского КБ "Арсенал", НПО прикладной механики Решетнева (разработчик

телекоммуникационных систем). Есть ряд коммерческих предложений по линии

"Старсем". На запуске присутствовали сотрудники Европейского космического

агентства, выразившие свое восхищение результатом испытаний. Остаётся

надеяться, что от впечатлений мы перейдем к конкретным делам, и в область

пойдут заказы, что в целом положительно скажется на таких предприятиях, как

"ЦСКБ-Прогресс", АО "Моторостроитель", "Самарский металлургический завод" и

т.д.

На Байконуре успешно испытана новая ракетная техника Сергей ЛЕСКОВ Новый

многоразовый разгонный блок "Фрегат" создан в НПО имени Лавочкина в

подмосковных Химках. Это - важное событие для отечественной космонавтики,

которая из-за финансовой диеты давно уже не вводила новую технику. Первый

признак прогресса в космонавтике - масса выводимой на орбиту полезной

нагрузки. В этом отношении "Фрегат" - как скачок от "Оки" к "Жигулям".

"Союз" с разгонным блоком "Икар" выводит на геостационарную орбиту 3,3

тонны, а с разгонным блоком "Фрегат" - 4,2 тонны, то есть на четверть

больше. "Фрегат" универсален и может использоваться в качестве верхней

ступени практически на всех типах российских ракет - на "Союзе", "Зените",

"Протоне" и на создающейся ракете "Ангара". Но пока все конкретные планы

связаны с "Союзом", который со времен Королева остается самой надежной

ракетой в мире. [...] "Известия" 10.02.2000

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ БЛОКА "БРИЗ-М"

В 6 часов 59 минут московского времени 6 июня 2000 г. с космодрома Байконур

стартовала тяжелая российская ракета-носитель "Протон", которая вывела на

геостационарную орбиту спутник связи "Горизонт". Этот успешный пуск мог бы

считаться рядовым событием в области ставшей уже достаточно привычной

деятельности по использованию околоземного пространства в интересах

народного хозяйства России, если бы не одно обстоятельство. Сразу

обратившее на себя внимание специалистов во всем мире - в состав ракетно-

космического комплекса входил новый разгонный блок "Бриз-М", созданный

Государственным космическим научно-производственным центром (ГКНПЦ) им. М.

В. Хруничева. Разгонный блок "Бриз-М" обладает большой универсальностью

применения, но основной его задачей является выведение тяжелых

(максимальная грузоподъемность до 6 т) полезных нагрузок на ГПО и ГСО.

Острая потребность в создании новых разгонных блоков для российских тяжелых

ракет-носителей ощущалась уже давно. Анализ мирового космического рынка

показывает наличие устойчивой тенденции, роста масс и габаритов космических

аппаратов (КА), планируемых к запуску в период 2000-2015 г. Кроме

коммерческих задач, выведение КА, планируемое в рамках осуществления

национальных космических программ Российской Федерации, тоже требовало

повышения энергетических характеристик и гибкости применения разгонных

блоков, а также значительного увеличения размеров зоны для размещения

полезных нагрузок под обтекателем ракеты-носителя.

РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ РН "БАЙКАЛ".

В России разработан оригинальный проект ракеты-носителя под названием

"Байкал" с возможностью многоразового использования ее первой ступени,

сообщил РИА "Новости" ведущий конструктор московского аэрокосмического НПО

"Молния" Александр Панкевич. По его словам, "проходит то время, когда при

запуске "отработавшие" ступени ракет буквально валились с неба на голову

землян. Специалисты "Молнии" и ГКНПЦ имени М.В.Хруничева разработали первую

ступень РН, которая после "вывода ракеты в космос, отработки своих ресурсов

и отделения от нее полезной нагрузки идет на посадку на аэродром в качестве

беспилотного самолета для ее нового использования". "Байкал" решает

экологические проблемы и удешевляет процесс запуска - такая ступень может

использоваться до 100 раз. Изобретение запатентовано в России и патентуется

за рубежом, отметил Панкевич.

ODYSSEY - СЛЕДУЮЩАЯ МАРСИАНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ NASA

|[pic] | |

Руководство NASA объявило о том, что экспедиция на Марс, намеченная на

2001 г. и ранее известная под названием "Mars Surveyor 2001 Orbiter",

теперь переименована в "2001 Mars Odyssey" ("Марсианская одиссея 2001

г."). Сделано это для того, чтобы отметить вниманием известный фильм

Стенли Кубрика "Космическая одиссея 2001 г." (2001: A Space Odyssey),

поставленный по книге знаменитого фантаста Артура Кларка, и

подчеркнуть новизну используемых в очередном марсианском зонде

технологий.

Старт корабля 2001 Mars Odyssey запланирован на 7 апреля 2001 г. Его

выведет в космос ракета Delta 2. Запуск состоится на космодроме, на

мысе Канаверал. Odyssey прибудет к Марсу через полгода и сначала

займет временную орбиту. Только через два месяца, маневрируя

двигателями и используя метод аэроторможения, он выйдет на

окончательную околомарсианскую орбиту. Odyssey будет исследовать Марс

только с орбиты, никакого спускаемого аппарата на нем нет.

На зонде 2001 Mars Odyssey будет установлено три основных инструмента:

инфракрасная камера-спектрометр THEMIS (Thermal Emission Imaging

System), предназначенная для определения состава минералов и

морфологии марсианской поверхности; гамма-спектрометр GRS (Gamma Ray

Spectrometer) для исследования элементного состава поверхности и под

поверхностного слоя Марса (особое внимание будет уделяться поискам

следов водорода, которые могут быть доказательством наличия на Марсе

воды); и система MARIE (Mars Radiation Environment Experiment) для

исследования с орбиты радиационного фона на Марсе (с прицелом на

будущие пилотируемые экспедиции).

Напомним, что это будет первая миссия NASA на Марс после провала двух

экспедиций подряд: в прошлом году аварию потерпели два зонда - Mars

Polar Lander и Mars Climate Orbiter. Эти аварии заставили NASA

пересмотреть всю свою программу исследований Марса, но миссия Odyssey

была запланирована еще до этих инцидентов, и поэтому этот проект

решили довести до конца в соответствии с ранее намеченными планами.

В 2003 г. NASA планирует отправить на Марс два марсохода-близнеца,

которые будут доставлены в разные районы этой планеты. Приблизительно

в это же время на Марс отправится и первая европейская миссия Mars

Express. Разработкой этого проекта занимается Европейское космическое

агентство. Mars Express доставит на Марс спускаемый аппарат Beagle 2,

созданный в Великобритании.

ИССЛЕДОВАНИЯ ЮПИТЕРА

В ближайшие два-три месяца исследования Юпитера будут вести сразу два

космических корабля NASA - Galileo и Cassini. Предполагается, что такие

исследования позволят специалистам лучше понять процессы, происходящие в

вихревой атмосфере этой планеты, структуру и природу огромного облака

электрически заряженного газа, окружающего эту планету, а также получить

максимум информации о многочисленных спутниках Юпитера. Зонд Galileo

находится на орбите Юпитера с декабря 1995 г., он уже вдвое перекрыл свой

изначальный ресурс работы на этой орбите и получил втрое большую дозу

облучения, чем та, на которую он был рассчитан. Ближайшем крупным событием

в его работе будет облет крупнейшего спутника Юпитера - Ганимед, который

состоится 29 декабря 2000 г. Приблизительно в это же время - 30 декабря

зонд Cassini будет находиться на минимальном расстоянии от Юпитера (около

10 млн. км.). Cassini был запущен в космос в октябре 1997 г. Вообще, он

направляется к Сатурну и в 2004 г. должен сбросить микро зонд Huygens на

поверхность самого большого его спутника Титана. Но прежде чем достигнуть

Сатурна Cassini пролетит вблизи Юпитера. Этот зонд сейчас находится на

расстоянии около 70 млн. км. от Юпитера и уже присылает фотографии этой

планеты, сделанные в разных диапазонах длин волн. Во время совместных

исследований солнечного ветра в ноябре этого года зонд Cassini будет

находиться почти в том месте, где этот солнечный ветер "ударяет" в

магнитосферу Юпитера, а зонд Galileo будет находиться внутри магнитосферы.

Cassini будет отслеживать флуктуации солнечного ветра, а Galileo будет

наблюдать их последствия в магнитосфере Юпитера. Такие исследования будут

проводиться впервые.

"СОЮЗ ТМ-31"

31 октября в 10 час. 52 мин. 47 с по московскому времени с космодрома

Байконур стартовала ракета-носитель "Союз-У", которая через 8 минут 50

секунд вывела на околоземную орбиту пилотируемый транспортный корабль "Союз

ТМ-31". На нем находится первый долговременный экипаж Международной

космической станции (МКС) в составе трех человек: американский астронавт

Уильям Шеперд (William Sheperd) - командир экипажа МКС-1, бортинженер-2

корабля "Союз ТМ-31" и два российских космонавта Юрий Гидзенко - командир

корабля "Союз ТМ-31" и Сергей Крикалев - бортинженер. 2 ноября в 12 часов

24 минуты по московскому времени корабль "Союз ТМ-31" должен состыковаться

с МКС, после чего будут начаты работы по выполнению программы первой

долговременной экспедиции, общая продолжительность которой составит 117

дней. Как сообщается в официальном пресс-релизе РКК "Энергия" экипаж

сначала должен будет расконсервировать системы служебного модуля "Звезда" и

установить в нем доставленное ранее оборудование. Далее в течение всей

экспедиции экипаж должен будет поддерживать работоспособность станции, а

также выполнить программу научно-прикладных исследований. Во время

пребывания на МКС экипажу предстоит принять два грузовых корабля

"Прогресс", обеспечить их стыковку, разгрузку и расстыковку. Первый

"Прогресс" должен отправиться к МКС 14 ноября, а второй - 12 декабря. Кроме

того, за это время на МКС прибудут три "шаттла", и первый долговременный

экипаж станции должен будет обеспечивать их стыковку. Первый из них -

"шаттл" Endeavour - должен стартовать 1 декабря. Он доставит на станцию

солнечные панели, которые будут укреплены на ферме Z1, фотогальванический

модуль и другое оборудование. Запуск второго "шаттла" - Atlantis - намечен

на 18 января 2001 г., он доставит на МКС американский лабораторный модуль

Destiny. Третий "шаттл" - Discovery - отправится на МКС 15 февраля 2001 г.

На нем на станцию прибудет многоцелевой модуль Leonardo и второй

долговременный экипаж. Ну а нынешний экипаж 24 февраля вернется на

Discovery на Землю. Согласно последним планам, посадка Discovery должна

состояться 26 февраля 2001 г.

Список используемой литературы.

1. http://jump.telecom.tomsk.su

2. www.nasa.com

3. Энциклопедия юного астронома.

4. «Дорога на космодром» издательство «детская литература»

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.