Усадьба Архангельское
Усадьба Архангельское
ВВЕДЕНИЕ
Среди замечательных архитектурных ансамблей, построенных под Москвой в
конце XVIII — начале XIX века, одно из первых мест по праву занимает
Архангельское.
Здесь, по словам А.- И. Герцена, «человек встретился с природой под
другими условиями, нежели обыкновенно. Он потребовал от нее одной перемены
декораций для того, чтобы отпечатать дух свой, придать естественной красоте
красоту художественную, очеловечить ее...».
И человек, а это очень часто был крепостной русский мастер, сумел блестяще
воплотить в жизнь проекты зодчих и стал истинным творцом «красоты
художественной», создав один из наиболее гармоничных дворцово-парковых
ансамблей России.
В Архангельском в процессе строительства и украшения усадьбы — работы,
которая продолжалась почти 50 лет,— выросла целая плеяда крепостных
художников, архитекторов, лепщиков, краснодеревцев, хрустальщиков —
настоящая художественная школа. Основную роль в ней играло «живописное
заведение», откуда вышло несколько десятков крепостных живописцев.
Уже в начале XIX века, когда владельцем усадьбы стал богатейший
вельможа и меценат князь Н. Б. Юсупов, Архангельское превратилось в
хранилище огромных художественных ценностей. Одна картинная галерея
насчитывала более 500 картин, в том числе полотна таких выдающихся
мастеров, как Рембрандт, А. Ван-Дейк, Клод Лоррен, Дж. Б. Тьеполо, Ф. Буше,
Ж. Б. Грёз, Ж. Л. Давид, и многих других живописцев XVI—XIX столетий.
Дворец был украшен первоклассной скульптурой, редкостной мебелью,
старинными коврами, фарфором и бронзой.
Все это — великолепный дворец, редкий по красоте парк, театр с
декорациями знаменитого П. Г. Гонзага — поражало воображение современников.
Стены старого дома помнят Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, П. А, Вяземского,
А. И. Герцена и Н. П. Огарева.
Однако очень немногие могли видеть в то время художественные сокровища
усадьбы и замечательный ансамбль, где слились воедино архитектура и
природа.
И только октябрь 1917 года открыл для народа двери всех дворцов старой
России, в том числе и Архангельского. «Великая пролетарская революция,—
говорилось в решении Наркомпроса по поводу открытия подмосковных музеев,—
освободила произведения искусства из царских дворцов, помещичьих усадеб,
барских особняков. Пролетарская революция дала нам возможность открыть
дворцы и музеи на всенародное обозрение.
В исторический день 1 мая 1919 года отдел по делам искусства и охране
памятников... открывает дворцы-музеи в усадьбах Останкино, Кусково,
Архангельское... и охрану их вручает самому народу».
С той поры миллионы людей смогли познакомиться с этим замечательным
памятником русской культуры, оценить его и отдать должное труду и таланту
его создателей.
ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ
Я до сих пор люблю Архангельское.
Посмотрите, как мил этот маленький
клочок земли от Москвы-реки до дороги...
А. И. Герцен
Традиции русской национальной культуры, на редкость многообразно
представленные в Подмосковье, отразились и в замысловатых узорах наличников
крестьянских домов, и в облике архитектурных ансамблей дворянских усадеб,
построенных в XVIII—начале XIX века. К числу таких усадеб принадлежит и
Архангельское. Но прежде чем стать выдающимся памятником русского
классицизма, Архангельское прошло путь длиной почти в три столетия.
Еще в 1537 году в «разъезжей грамоте» звенигородских писцов,
определявшей границы поместных земель, упоминается вскользь сельцо Уполозы.
Так по имени мелкого дворянина А. И. Уполоцкого, за которым сельцо было в
вотчине, называлось тогда Архангельское. Население села в XV—XVI веках, как
правило, состояло из самого вотчинника, его слуг и холопов. К селу «тянули»
разбросанные на полянах и вырубках деревеньки по два-три двора, в которых
жили крестьяне.
Боярский двор стоял чаще всего вблизи церкви, которая служила центром
усадьбы. Вокруг хором располагались амбары, погреба, поодаль конюшенный и
скотный дворы.
Примерно так выглядело в конце XVI века и сельцо Уполозы, стоявшее на
высоком берегу Москвы-реки: «...церковь... без пения да два двора
вотчинниковы». Других сведений о селе вплоть до 1623 года неизвестно.
Начало XVII века было одним из самых трудных периодов в истории Русского
государства. Разорение от «великого голода», многолетняя польско-шведская
интервенция нанесли громадный урон стране, и в особенности Подмосковью.
Опустевшие деревни и села часто за бесценок продавались владельцами.
Сменили хозяев и Уполозы, купленные у вдовы вотчинника братьями
Киреевскими. Однако Киреевские недолго владели этой усадьбой: уже в 1646
году в писцовой книге Московского уезда числится «за боярином Федором
Ивановичем Шереметевым село Уполозье, Архангельское тож на реке Москва, а в
селе церковь деревянная... да 6 дворов...». Вскоре от Шереметева село
перешло по родству к Одоевским, а в 1681 году — к Черкасским.
В 60-х годах XVII века вместо ветхой деревянной церкви была выстроена
«в том селе церковь каменная» — единственная постройка старой усадьбы,
сохранившаяся до наших дней. Церковь Михаила Архангела дала другое название
селу Уполозы—Архангельское. Строителем этой церкви, возможно, был каменных
дел мастер Павел Потехин.
Церковь в Архангельском принадлежит к традиционному типу небольших
вотчинных храмов второй половины XVII века. Стремление к декоративности,
многообразию объемов, живописности общего силуэта, характерные для
древнерусской архитектуры, находят здесь свое выражение в том, что два
небольших придела ставятся по диагонали по отношению к центральному
четверику. Прием очень редкий и выразительный. Внутри здания обращает на
себя внимание смелая конструкция сводчатых перекрытий, опирающихся не на
четыре, как было принято, а только на два столпа. Вход в церковь был с
северной, а не с западной стороны, как обычно. Он был ориентирован на
дорогу, идущую от боярских хором и селения. Интерьер церкви был прост:
побеленные стены, выложенные из белых и черных керамических плиток полы,
подаренная местными вотчинниками церковная утварь.
Течение времени, новые вкусы и практические потребности, менявшиеся на
протяжении 300 лет существования церкви, внесли целый ряд изменений в ее
внешний облик и планировку. Наиболее значительной перестройке церковь
подверглась в 1848 году. В XIX веке старая тесовая кровля была заменена
железной, а живописные кокошники закрыты скучной четырехскатной крышей.
Рядом с церковью была выстроена сначала деревянная, а в 20-х годах XIX
века—высокая каменная колокольня с часами, не сохранившаяся до наших дней.
К середине XIX века население села и окрестных деревень значительно
выросло, поэтому для расширения церкви разобрали древний южный придел и
пристроили новый, больших размеров. С северо-запада также была сделана
пристройка, а вход был пробит в западной стене. Именно такой до недавнего
времени и была церковь, почти утратившая облик XVII века. В конце 1960-х
годов была проведена реставрация церкви и одновременно восстановлена
построенная в 20-х годах XIX века глинобитная ограда с башнями.
На редкость удачно было выбрано место для постройки. Высокий крутой
берег реки как бы поднимает небольшое здание, живописный силуэт которого с
рядами уходящих вверх, к куполам декоративных кокошников хорошо смотрится
на фоне неба и сосен. Когда вы подходите ближе и останавливаетесь рядом с
церковью, перед вами открываются удивительные по красоте дали за Москвой-
рекой.
В 1703 году Архангельское переходит в руки князя Дмитрия Михайловича
Голицына (1665— 1737), известного государственного деятеля начала XVIII
века. В 1697 году Петр I отправил его за границу «для науки воинских дел».
Д. М. Голицын был большим любителем книг и владельцем известной библиотеки.
Его политическая карьера была прервана в 1730 году после неудачной попытки
членов Верховного тайного совета, в котором князь имел большое влияние,
ограничить в пользу узкой верхушки русской аристократии власть императрицы
Анны. Удалившись от дел, Голицын переезжает в Москву и занимается
устройством своих подмосковных вотчин.
В Архангельском старый боярский двор с рублеными хоромами
допетровского времени из трех небольших светлиц, с дубовыми лавками и
столами, сработанными местным плотником, не мог уже удовлетворить князя. Не
нравились ему, вероятно, и старые службы, стоявшие рядом с домом, поварня,
амбары, разбросанные в беспорядке вокруг усадьбы, скотный двор, конюшня,
ткацкие избы. Единственное, к чему он отнесся, по-видимому, с большим
интересом, были устроенные еще в XVII веке оранжереи, которые совсем не
соответствовали старинному быту этой скромной усадьбы.
Вдали от церкви и старой усадьбы Д. М. Голицын начинает строительство
нового дома. И хотя дом был выстроен по-старинному, из «брусчатого леса»,
он выглядел совершенно иначе, чем прежде. Дом имел тринадцать покоев и зал
с камином на заморский манер. Для отделки его были заготовлены резные
дубовые панели и шпалеры, писанные по холсту. Сюда же, в Архангельское,
князь перевез свою замечательную библиотеку — одно из крупнейших книжных
собраний в России начала XVIII века. Дом и разбитый против него регулярный
парк «с першпективными дорогами», обсаженными кленом и липой, «парти-рами»
и другими затеями—все это входило в парадный загородный ансамбль, который
был предназначен для приемов, праздников и ассамблей. Однако работы в
усадьбе не были доведены до конца. В декабре 173.6 года Голицын был
арестован, отдан под суд и заключен в крепость. Старому князю уже не
суждено было вернуться в Архангельское, так как царским указом его было
велено «содержать под крепким караулом, а движимое и недвижимое имущество
отписать на нас...». Вместе с другим имуществом была конфискована и ставшая
теперь легендарной библиотека.
Дом опустел, и Архангельское, где в середине XVIII века числилось «66
душ мужского пола», погрузилось в обычные хозяйственные будни небольшого
подмосковного села.
Прошло около 50 лет, прежде чем в Архангельском вновь застучали
топоры. К усадьбе потянулись обозы с кирпичом и белым камнем. Началось
строительство большого дворцово-паркового ансамбля, затеянное внуком
«верховника»—князем Н. А. Голицыным (1751—1809).
Это был период расцвета усадебного строительства в Подмосковье. Хотя в
XVIII веке Москва не являлась официальной столицей, она сохраняла свое
экономическое, культурное и административное значение центра России. Здесь
доживали свой век бывшие «екатерининские орлы»—богатые отставные вельможи,
имевшие, как правило, поместья под Москвой.
К этому времени вокруг Петербурга был построен ряд загородных царских
резиденций— Стрельна, Петергоф, Царское Село, а затем Павловск и Гатчина.
Московские вельможи старались не отстать от северной столицы и создавали в
окрестностях Москвы роскошные усадьбы с великолепными дворцами и парками.
По примеру других в 1780 году Н. А. Голицын заказывает в Париже проект
дворца для Архангельского. В коллекции рукописей музея сохранилась толстая,
в белом пергаментном переплете книга парижских расходов Н. А. Голицына. На
одной из страниц, помеченной 3 сентября 1780 года, среди прочих есть
короткая запись на французском языке: «Архитектору Герну за план
Архангельского—1200 рублей». Французский архитектор де Герн (1748—после
1789), вероятно, никогда не бывал в России, его проект в процессе
строительства подвергся некоторым изменениям.
В числе первых в усадьбе сооружались флигеля с оранжереями над Москвой-
рекой. На рисунке 1786 года, сделанном, видимо, рукой крепостного художника
(известно, что у Н. А. Голицына он был), изображен один из этих флигелей
вместе с прилегающим к нему участком регулярного парка. Это часть большого
партера со стриженными в виде шпалер деревьями. Фоном для них служит
зеленая стена, также созданная из стриженых лип.
Неизвестный архитектор предпочел не замыкать оранжереями перспективу
парка, как в Кускове, а поставил их по сторонам большого партера, создав
своеобразную раму, сквозь которую пейзаж за Москвой-рекой стал
восприниматься как естественное продолжение парка. Бесконечные дали
открываются с большого холма, склоны которого были использованы для
устройства террас с балюстрадами и белокаменными подпорными стенами.
Подобные террасы, характерные для парков Италии и весьма редкие в
подмосковных усадьбах, сооружались по проекту работавшего в России
итальянского архитектора Д. Тромбаро (1742—1838).
Партер и террасы были украшены разнообразной скульптурой: 14 львов, 4
собаки, 28 бюстов, 2 гладиатора и 8 «разных штук» упоминаются в описи 1810
года.
Для снабжения парка водой Н. А. Голицын заказал в 1783 году в
Стокгольме проект гидравлической машины «капитану механики» Норбергу.
«Представился изрядный случай,—писал позже Норберг,—когда... князь...
Голицын говорил мне, что он желает иметь рисунок водяной машины, которую он
хотел исполнить в одном селе своем, называемом Архангельским, в 17 верстах
от Москвы». В 1785 году Норберг приехал в Россию по приглашению Н. А.
Голицына. Машина, которую он сконструировал и построил в Архангельском,
была одной из технических новинок того времени. В ней был использован
изобретенный незадолго до этого винтовой насос, который приводился в
действие водяным колесом. Теоретическое описание подобной машины было
опубликовано знаменитым математиком Д. Бернулли в «Записках» петербургской
Академии наук в 1772 году. Так как первые гидравлические машины, описанные
Бернулли, строились чаще всего в моделях, Норберг с радостью согласился
создать большую и сравнительно мощную установку, «дабы поспешествовать...
науке».
Гидравлическая машина, построенная на плотине у впадения речки
Горятинки в Москву-реку, поднимала воду более чем на 20 метров в
специальный резервуар, а оттуда по деревянным трубам в парк. Эта машина
работала в Архангельском вплоть до 1816 года, когда вместо нее в специально
построенной «водовзводной» башне была установлена одна из первых в Москве
паровых машин.
К концу XVIII века относится строительство небольшого дворца,
получившего модное для парковых павильонов того времени название «Каприз».
К «Капризу» примыкал другой павильон— «Библиотека», построенный по проекту
Петтонди. Обе постройки, впоследствии переделанные, сохранились до наших
дней.
По-видимому, в 90-х годах началось строительство Большого дома. Старая
голицынская постройка начала XVIII века была разобрана, и недалеко от нее
стали подниматься стены дворца; одновременно строились придворцовые
флигеля, а мастера тесали белокаменные блоки для колоннады. Колоннады,
соединившие дворец с флигелями, торжественной чередой окружили парадный
двор, подчеркивая его торжественность и величавость. Колоннады в
Архангельском следует считать одними из наиболее ранних в России. В
дальнейшем они получили широкое распространение в архитектуре классицизма.
Герн, Д. Тромбаро, Петтонди — это, разумеется, далеко не все, кто имел
отношение к строительству дворцово-паркового ансамбля в Архангельском.
Архив Н. А. Голицына не найден до сих пор, а единичные документы и чертежи,
которые нам известны, не сохранили других имен, хотя людей, судя по
грандиозным размерам ансамбля, работало в то время в усадьбе немало. Трудно
предположить, чтобы в течение двух десятилетий строительством руководил
лишь один крупный мастер. Вероятнее всего, в создании ансамбля в конце
XVIII и первом десятилетии XIX века кроме известных нам принимали участие и
другие архитекторы и множество вольных и крепостных строителей,
«говоривших» на едином художественном языке. Отсюда удивительная гармония и
замечательная цельность ансамбля.
В начале XIX века отделка дворца продолжалась в очень замедленном
темпе, так как Н. А. Голицын строил одновременно дом в Никольском-Урюпине,
другой своей усадьбе недалеко от Архангельского. До конца жизни Н. А.
Голицына отделку дворца так и не завершили.
После смерти Н. А. Голицына в 1809 году вдова решила продать усадьбу.
Вот отрывок из купчей:
«1810 года августа 29 дня оставшееся после покойного князя Н. А. Голицына
недвижное имущество в Звенигородском округе с. Архангельское с деревнями...
мужского пола 350 душ с женами и с новорожденными детьми и принадлежащей к
ним селениями землей и со всеми угодьями и со всяким господским и
крестьянским строением куплено князем Николаем Борисовичем Юсуповым ценой в
245000 рублей...»
Так Архангельское перешло в руки богатейшего помещика, известного
коллекционера и любителя искусств Н. Б. Юсупова (1751—1831). Образованный
вельможа, имевший более 20 тысяч крепостных и два десятка имений в
различных губерниях России, князь Юсупов был характерным представителем
века Екатерины. Записанный с младенчества в гвардию, он в 16 лет пришел в
полк офицером, но вскоре отказался от военной карьеры и, выйдя в отставку,
в 1772 году отправился в многолетнее путешествие за границу. Здесь он
получил образование и завел обширные знакомства с художниками, писателями,
Страницы: 1, 2
|