Управление качеством строительства
Управление качеством строительства
Московский государственный агроинженерный университет
им.
Инженерно-экономический институт
Кафедра: “Управления и права в АПК”
К у р с о в а я р а б о т а.
По дисциплине: “Организация строительного производства в АПК”
На тему: “Управление качеством строительства”
Вариант № 21
Выполнил: студент
Проверил: проф.
Москва- 2002
Аннотация
В данной курсовой работе рассмотрены теоретические и концептуальные
положения в управлении качеством строительства.
Проведен анализ современного состояния управления качеством
строительства на примере ДСК-3 г. Москвы.
Курсовая работа изложена на 35 страниц машинописного текста включая
приложение, содержится 1 таблицу и 3 схемы,библиография в количестве 6
наименований литературных источников.
Введение.
Целью курсовой работы является подготовка квалифицированных
специалистов-организаторов строительно-монтажных работ, знающих
теоретические основы , умение пользоваться документацией, СНиПами, нормами
и правилами и практические навыки по организации и планированию
строительного производства и умение их использовать в практической
деятельности строительных организаций, фирм, трестов и т.д.
Содержание.
стр
Аннотация
............................................................................
..................2
Введение....................................................................
..............................4
Глава 1 Теоретические и концептуальные положения в управление качеством
строительства...............................................................
.........5
1.1 Общее
положение...................................................................
...........5
1.2 Этапы формирования качества строительной продукции.........7
1.3 Комплексная система управления качеством строительной
продукции
(КСУКСП)....................................................................
........11
1.4 Основные принципы создания комплексной системы
управления качеством строительной
продукции...............................13
1.5 Организация контроля качества строительной продукции........14
1.6 Оценка качества строительной
продукции...................................17
Глава 2 Анализ современного состояния управления качеством
строительства...............................................................
.............................20
2.1 Функции комплексной системы управления качеством
строительной продукции
(КСУКСП).....................................................20
Глава 3 Экономическая эффективность внедрения
проектных
предложений.................................................................
........32
Основные выводы и
предложения..........................................................37
Список использованных литературных источников...........................38
Приложение:
Перечень международных стандартов ИСО
по управлению качеством
Перечень государственных стандартов по Российской Федерации
по управлению качеством
Глава 1 Теоретические и концептуальные положения в управление качеством
строительства.
1.1 Общее положение.
В условиях экономической реформы существенно повышение качества
строительной продукции является важнейшим условием интенсивного развития
строительной отрасли в целом.
Низкий уровень качества снижает экономическую эффективность
капитальных вложений, отрицательно влияет на всю экономику страны,
затрудняет решение социально ( экономических задач.
Значительную роль в решении проблемы повышения качества строительной
продукции призвана сыграть Международная организация по стандартизации
(ИСО), являющаяся всемирной федерацией национальных организаций по
стандартизации (комитетов ( членов ИСО). Каждый комитет ( член,
заинтересованный в деятельности, для которого создается технический комитет
имеет право быть представленным в этом комитете. Международные
представительства и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО,
также принимают участие в работах.
Международные стандарты содержат требования к системам качества,
которые можно использовать для обеспечения качества. Стандарты
устанавливают требования, которые определяют, какие элементы необходимы для
включение в системы качества. Однако целью этих международных стандартов не
является навязывание единообразия системам качества.
Эти стандарты являются общими и не зависят от какой ( либо конкретной
отрасли промышленности. На разработку и внедрение системы управления
качеством оказывают влияние специфика потребностей организации, ее
конкретные задачи, поставляемая продукция и услуги, а также применяемые
процессы производства и практический опыт.
В этой связи Международные стандарты принимаются в их настоящим виде,
однако иногда они нуждаются в специальной адаптации путем добавления или
изъятия определенных требований к системе управления качеством в
зависимости от конкретных условий.
Международные стандарты устанавливают требования к системе управления
качеством, направленные на удовлетворение потребителя посредством
предупреждения несоответствия продукции нормативным требованиям на всех
стадиях от проектирования до эксплуатации.
В настоящее время Международной организацией по стандартизации
разработано 17 международных стандартов ИСО по управлению качеством
(Приложение 1).
В последнее время в Российской Федерации проводится определенная
работа в решении проблемы повышения качества. Только в 1995 ( 1996 гг.
разработан ряд государственных стандартов Российской Федерации по
управлению качеством (Приложение 2).
Большая работа по управлению качества строительной продукции
осуществляется в г. Москве. Так, в результате комплексной проверки
инспекцией Архитектурно-стоительного надзора. Мосстройинспекцией,
Объединением администротивно-технических инспекций и Мосстройсертификацией
строящихся объектов было выявлено:
. использование несертифицированной продукции;
. отсутствие на объектах сертификатов на сертифицированную продукцию;
. отсутствие в сопроводительной технической и товара (
сопроводительной документации записей о проведении сертификации;
. отсутствие маркирования законов соответствия сертифицированной
продукции.
В целях устранения выявленных в процессе проверки недостатков
правительство Москвы приняло распоряжение о сертификации систем качества в
строительстве. В результате разработан и утвержден перечень систем
качества, подлежащих сертификации. Сертификации подлежат системы качества
организаций при производстве продукции, работ (услуг), используемых при
реализации московских городских и муниципальных строительных программ на
объектах нового строительства, реконструкции, технического перевооружения и
ремонта. Кроме того, Московской лицензионной палатой, Мосстройлицензией и
АО “ЦНИИОМТП” разработаны сборники нормативных требований к качеству
выполнения строительных работ в соответствии с классификатором СНиП часть 3
“Организация, производство и приемка работ”.
Систематическая повседневная работа по реализации разработок Международной
организации по стандартизации (ИСО), организаций Российской Федерации по
стандартизации, других организаций будет способствовать успешному решению
проблемы повышения качества строительной продукции, разработке и внедрении
систем управления качеством.
1.2 Этапы формирования качества строительной продукции
Под управлением качества строительства понимается разработка и
выполнение комплекса технических, экономических и организационных
мероприятий на всех этапах создания, функционирования конечной продукции
строительства и уровнях управления, направленных на установление,
обеспечение и поддержание необходимого уровня качества, осуществляемых
путем систематического контроля, строгое выполнение других функций
управления и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие
на качество этой продукции.
Под качеством законченных строительством объектов следует понимать
совокупность свойств пусковых комплексов, очередей строительства и объектов
различного назначения, обуславливающий их пригодность удовлетворять
определенные потребности в соответствии с назначением продукции в
конкретных условиях эксплуатации.
Данное определение характеризует потребительский уровень качества
законченных строительством объектов, который устанавливается на
предпроектной стадии при разработке нормативной документации (стандартов,
норм и правил), обеспечивается при проектировании, изготовлении материалов,
конструкций, деталей и изделий, производстве строительно ( монтажных работ
и поддерживается в процессе эксплуатации.
Рассмотрение этапов формирования качества позволяет выделить такие
понятия уровня качества конечной продукции строительства, как
“нормативный”, “фактический” и “эксплуатационный” (Рис. 1.1).
Нормативный уровень качества определяется требованиями СНиП, ГОСТов,
СН, ТУ и других нормативных документов и этот уровень должен быть
общественно необходимым, так как не высокое повышение уровня качества
продукции является благом для общества. Нормативный уровень качества
конечной продукции строительства устанавливается на стадиях научных и
экспериментальных исследований, исходя из требований решения социально-
экономических задач, перспектив развития научно-технического процесса,
технических и экономических возможностей государства.
Фактический уровень ( это достигнутый уровень качества конечной
продукции строительства на стадиях проектирования и осуществления проекта.
Он характеризует уровень качества проекта, качество работы строителей.
Фактический уровень качества на стадии проектирования зависит от степени
соблюдения его нормативного уровня. На стадии исполнения проекта, т.е.
производства, фактический уровень качества обуславливается степенью
выполнения требований проекта. Однако уровень качества конечной продукции
строительства окончательно выявляется в процессе эксплуатации. На этой
стадии он характеризует степень фактического удовлетворения потребителей,
формируя тем самым эксплуатационный уровень качества.
Фактический уровень качества конечной продукции строительства зависит
от качества научно-исследовательских и экспериментальных работ, нормативной
и проектной документации, строительных материалов, конструкций и
оборудования, применяемых строительных машин и механизмов, а также качества
труда непосредственных исполнителей и технико-экономических особенностей
строительства.
Эксплуатационный уровень качества проявляется и поддерживается в
процессе эксплуатации законченных строительством объектов.
Приведенные выше составляющие определение уровней качества указывают
на тесную взаимосвязь единого процесса воспроизводства качества конечной
продукции строительства, который следует рассматривать в динамике.
Это обстоятельство свидетельствует о межотраслевом характере проблемы
качества конечной продукции строительства и о сложности ее решения. Другими
словами, чтобы проблемы качества конечной продукции строительства, надо
решить проблему качества промежуточной продукции, включающую нормативную и
проектную документацию, строительные материалы, конструкции и оборудование,
строительно-монтажные работы, а также проблему качества эксплуатации зданий
и сооружений.
Установление необходимого уровня качества конечной строительной
продукции предполагает обоснование минимального количества показателей для
объективной оценки качества продукции, методов расчета и количественного
измерения этих показателей, отражение их в нормативных документах. На
стадии установления уровня качества продукции решается порядок разработки,
накопления, изучения, хранения, пользования и пересмотра нормативных
документов, а также предусматривается систематическое повышение технико-
экономического и архитектурно-технического уровней качества строительной
продукции. Процесс установления связан с формированием нормативных уровней
качества промежуточной и конечной продукции строительства. Низкий уровень
нормативного качества не может быть компенсирован даже самым тщательным
выполнением работ на последующих стадиях цикла определения качества
продукции.
Обеспечение качества конечной продукции строительства достигается
разработкой о осуществлением комплекса с взаимосвязанных мероприятий,
разрабатываемых на основе изучения условий и факторов для достижения
стабильного выполнения требований нормативной документации на этапе
формирования фактически достигнутого уровня качества этой продукции.
Обеспечение охватывает проектирование и производственную стадию, включающую
изготовление строительных конструкций, материалов, изделий, оборудования,
строительно-монтажные и специальные работы. Для достижения необходимого
уровня качества должен быть обеспечен соответствующий уровень качества
труда на каждом рабочем месте и качество промежуточной продукции на всех
этапах создания конечной продукции.
Поддержание достигнутого уровня качества конечной продукции
строительства (послепроизводственная стадия) заключается в разработке и
реализации мероприятий, позволяющих сохранить фактический достигнутый
уровень качества при эксплуатации объектов в течение заданного периода в
определенных условиях эксплуатации.
1.3 Комплексная система управления качеством строительной продукции
(КСУКСП)
Комплексная система управления качеством строительно-монтажных работ (
совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на обеспечение
соответствия качества строительно-монтажных работ и законченных
строительством объектов требованиям нормативных документов и проектной
документации. Состав и содержание этой системы в строительно-монтажных
трестах, производственных строительно-монтажных объединениях,
домостроительных комбинатах и других организациях, строительных
министерствах и ведомствах определен “ Основными положениями по разработке
комплексной системы управления качеством строительно-монтажных работ”.
Основные задачи системы:
. обеспечение установленного качества СМР на стадиях подготовки
строительного производства и производства строительно-монтажных
работ;
. планомерное повышение уровня качества СМР;
. постоянное совершенствование организации строительного производства
и технологии строительно-монтажных работ;
. совершенствование методов оценки качества СМР;
. улучшение экономических показателей деятельности строительных
организаций.
Общее руководство разработкой и внедрение КСУКСП осуществляется
руководителем строительной организации (фирмы).
Разработка КСУКСП осуществляется под руководством и при участии
ведомственных базовых организаций по управлению качеством, назначенных из
числа головных институтов и трестов Оргтехстрой, министерств и ведомств.
Ответственным за организацию разработки и внедрения КСУКСП и осуществление
всех технических мероприятий является главный инженер строительной
организации.
Организационно-методической основой КСУКСП, определяющей механизм
управления качеством в строительной организации, являются стандарты
предприятия (СТП), разрабатываемые, как правило, соответствующими службами
и подразделениями этой организации с привлечением в необходимых случаях
институтов и трестов Оргтехстрой под методическим руководством и при
участии ведомственных базовых организаций. СТП по управлению качеством
строительной продукции подразделяются на основные, общие и специальные.
Основные стандарты характеризуют КСУКСП в целом. Они разрабатываются
на начальном этапе создания системы.
Общие СТП регламентируют порядок разработки, оформления, утверждения и
внедрения СТП, проведение дней (месячников) качества и их регламент, работу
комиссий (по качеству, по культуре производства и др.).
Специальные СТП устанавливают методы определения и оценки качества
строительной продукции по видам работ, регламентируют выполнение функций
управления качеством СМР и организацию трудовой деятельности.
Разработку и внедрение КСУКСП, стандартов предприятия (строительной
организации), регистрацию и учет состояния ее разработки и внедрения
следует осуществлять в соответствии с “ Основными положениями по разработке
комплексной системы управления качеством строительно-монтажных работ”.
1.4 Основные принципы создания комплексной системы управления качеством
строительной продукции.
Комплексная системы управления качеством строительной продукции должно
строиться на следующих основных принципах: системного подхода,
стандартизации, комплексного решения задач рационального ограничения,
прямой и обратной связи, динамичности, оптимальности, интеграции и
модульного построения., автоматизации и новых задач.
Принцип системного подхода предусматривает: необходимость управления
качеством на всех уровнях; распределение процессов управления качеством на
все стадии жизненного цикла; охват всех функций управления по отношению к
управляемому объекту.
Принцип стандартизации указывает на то, что все основные требования к
качеству продукции и функции комплексной системы управления качеством
должны регламентироваться или обеспечиваться стандартами и нормативно-
технической документацией.
Принцип комплексного решения предусматривает комплексный подход к
Страницы: 1, 2, 3, 4
|