рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шехтель - отец модерна

Шехтель - отец модерна

1.Ввдение.

В моей работе мне хотелось бы познакомить читателя с жизнью и

творчеством одного из самых выдающихся архитекторов конца XIX начала XX

веков. Его имя Федор Осипович Шехтель. Шехтель был первоклассным зодчим,

сценографистом, художником книги и графики, мастером прикладного искусства,

педагогом, общественным деятелем, человеком, воспитавшем в себе лучшие

качества русской интеллигенции.

За всю свою жизнь он вложил неоценимый вклад в развитие как мировой,

так и русской архитектуры. Сознательная жизнь и творчество этого

замечательного мастера связаны по преимуществу с Москвой, где по его

проектам было возведено более пятидесяти зданий, многие из которых

представляют памятники архитектуры.

Шехтель работал в стиле модерн. Этот стиль исчисляет свою историю

примерно с 1895 года, хотя его первые признаки появляются уже в 1870 – х

годах. Стиль модерн развивается в основном в архитектуре, он пришел к нам

из Бельгии. Характерным для него было разнообразие и переливы форм,

многоцветность, сочетание, казалось бы несочетаемых, геометричных форм с

пластичными линиями. Модерн нигде не стал государственным стилем: он

оказался слишком волен для официальных зданий. Он использовался в

строительстве особняков и парадных зданий.

Модерн достаточно молодой стиль, поэтому исследователям не составляет

трудности изучение этого стиля, выявление его особенностей. Модерн очень

динамичен, в нем рационально сочетается одновременно множество стилей, вот

почему он привлекает особый интерес у современников.

Многие исследователи занимались изучением творчества великого зодчего.

Крупнейшим исследователем мировой архитектуры является Кириченко Евгения

Ивановна. Она занималась изучением архитектуры многих культур и народов.

Она является основным исследователей жизни и творчества Федора Осиповича

Шехтеля. На страницах ее книг рассказана биография зодчего, подчеркиваются

все особенности его творчества. На основе ее работ мне и хотелось бы

оформить свой реферат.

2.Ранний период творчества.

Шехтель Федор Осипович родился в обрусевшей немецкой семье инженера-

технолога. Его прадед был выходцем из Баварии, приехавшим из Германии в

Россию при Екатерине II. Шехтели жили в Петербурге, когда в 1859 году в

семье появился сын Федор. Отец будущего зодчего Осип Осипович ( 1822 – 1867

) происходил из купеческой семьи, переселившейся в Саратов из Саратовской

губернии в 30-х годах XIX века. Шехтель – отец был представителем нового,

просвещенного купечества, он закончил полный курс в Санкт – Петербургском

технологическом институте. Пять лет спустя, после рождения Федора

Осиповича, семья Шехтелей переезжает в Саратов. Осип Осипович руководил в

Саратове производством на фабриках, принадлежавших его братьям и на

крахмальном заводе и ткацкой фабрике. Там же находился театр Шехтелей. Два

года после прибытия Шехтелей в Саратов в жизни семьи происходит трагическое

событие – умирает отец Федора Осиповича от простуды, которая переросла в

острое воспаление легких.

После смерти главы семья она испытывала очень серьезные

экономические трудности. Они были столь значительны, что двух младших детей

вдова вынуждена была отдать чужим людям, которые усыновили их и уехали с

детьми в Санкт – Петербург.

Мать, Доротея Карловна Шехтель, забрав оставшихся пятерых детей, вынуждена

была переехать в Москву, чтобы прокормить и обеспечить своих детей. В

столице, она поступила экономкой к Павлу Третьякову, одному из величайших

представителей купечества Москвы, обладавшему уникальной коллекцией

произведений искусства. Воспитанный в атмосфере увлечения искусством, Федр

Осипович Шехтель, приехав в Москву, в дом Третьяковых, оказался в центре

художественной жизни древней столицы. Итак, дом Третьяковых стал для

молодого Шехтеля на какое-то время практически родным.

Формирование выбора Шехтелем профессии и

учебного заведения прошло не без влияния А. С. Каменского, крупного

архитектором второй половины XIX века. Каменский – талантливый

проектировщик, одаренный акварелист, знаток русского и западных

средневековых стилей, был преподавателем в училище живописи, ваяния и

зодчества. Знакомство с ним сыграло большую роль в судьбе будущей

знаменитости. После Шехтель писал: «Профессии не выбирал - было решено

давно: конечно же архитектурное отделение училища живописи, ваяния и

зодчества». Еще до поступления в училище молодой Шехтель начал

работать в мастерской Каменского. Свидетельство тому – проект исторического

музея, выполненный Каменским и помещенный Федором Осиповичем в альбом с

фотографиями своих работ. Включение Шехтелем проекта фасада исторического

музея в альбом своих архитектурных работ, да еще на первом листе,

свидетельствует о том, что для него он символизировал начало в пути

архитектуры.

Во время учебы Федор Осипович Шехтель активно включается в творческую

жизнь столицы: он с головой погружается в частное строительство, увлекся

созданием декораций для театров.

Одновременно учеба Шехтеля сложилась неудачно. Находясь в третьем

научном, живописном и рисовальном классах и во втором архитектурном, Федор

Осипович был отчислен из училища за плохую посещаемость. Об этом

свидетельствует рапорт инспектора К.А. Трутовского, адресованный в Совет

Московского художественного общества с просьбой об исключении с первого

сентября 1878 года ряда учеников за плохую посещаемость. Среди них – Федор

Шехтель. Позже Федор Осипович писал « Жалею, был отчислен за

непосещаемость». С конца

1870 годов Шехтель начинает работать самостоятельно. Но в первое время

занятия архитектурой занимают в его творчестве сравнительно скромное место.

Шехтель иллюстрирует и оформляет книги, журналы, рисует виньетки, адреса,

театральные афиши, обложки для нот, меню торжественных обедов. В месте с

братом А.П. Чехова художником Н.П. Чеховым, с которым он познакомился и

подружился в училище, Шехтель пишет иконы и создает монументальные росписи.

В середине 1880 – х годов Федор Осипович

Шехтель работает у Терского. И опять-таки по настоянию А. С. Каменского.

Скорее всего Терской, который был на восемь лет старше Шехтеля был

помощником Каменского. Этот факт не подтвержден, однако доподлинно известно

одно – эти три архитектора в 1884 – 1887 были связаны совместно работой.

Таким образом, не смотря на отсутствие архитектурного образования, в

мастерских Каменского и Терского, работая бок о бок с Чичаговым, Шехтель

прошел прекрасную школу, его учителя находились тогда в рассвете творческих

сил. Они были в числе тех мастеров, творческими усилиями которых,

происходило превращение облика Москвы дворянской в капиталистическую. Н

Самое большое место в деятельности молодого Шехтеля до конца 1880-х -

начала 1890-х годов занимает работа театрального художника. Он создает

костюмы и эскизы декораций, и эта деятельность позднее, в 1890-1900-е годы,

как бы найдет продолжение в проектирование театров и народных домов.

Шехтель как театральный

декоратор тяготеет к сфере искусства, бывшей для конца 19-ого века

анахронизмом, - к эпигонской романтической декорации казенной оперной

сцены. Он работает помощником "мага и волшебника", декоратора Большого

театра К.Ф. Вальца - непревзойденного мастера превращений, сказочных

метаморфоз, феерий, разрушений, бурь, фонтанов, прославившегося

постановками, представлявшими красочные, поражающие зрелища. Это одна

сторона театральной деятельности молодого Шехтеля. Вторая - народный театр

и оформление народных гуляний. Он работает художником у знаменитого М. В.

Лентовского, ориентировавшегося на вкус массового зрителя, создателя театра

"Скоморох", для Лентовского задумал станционный театр и самостоятельно

подготовил декорации, создал в саду павильон в индийском и китайском вкусе.

Об одной из постановок под название "Весна-красная" можно составить

достаточно полное представление, поскольку сцены с ее изображениями были

изданы Шехтелем в виде специального альбома.

Таким образом, истоки архитектурной деятельности Шехтеля восходят к

двум источникам - к дожившей до конца столетия романтической традиции,

оказавшейся особенно живучей в оперном и балетном театре, и к традиции

народного театра. На этапе

своего становления архитектором Шехтелю удалось плодотворно поработать со

многими известными зодчими, а затем и перестраивать ряд зданий, созданных

педагогами. Самая первая постройка архитектора сохранилась: будучи учеником

Каменского, которому порою и приписывают авторство, Шехтель в 1878 (по иным

данным, в 1884 году) выполнил заказ текстильного фабриканта Щапова,

выстроив для него на углу Немецкой (современной Бауманской), 58, и

Денисовского переулка жилое помещение. Свой первый личный дом на

Петербургском шоссе, 20, Шехтель возводил, числившись купцом. В 1895 году

он для И. и А. Морозовых перекроил интерьеры дома по Леонтьевскому

переулку, 10, некогда возведенному Каменским, и Подсосенскому переулку, 21,

- детищу Чичагова. Работы Шехтеля, начиная от наиболее ранних,

обнаруживают устойчивость и определенность интересов и симпатией, говорят

об его увлечение средневековым зодчеством во всех его модификациях -

древнерусским, романским, готикой.

Федор Осипович Шехтель, прежде, чем стать величайшим архитектором

России, опробовал много профессий, учился у многих великих зодчих. Всё это

предопределило его творческие интересы, особенности. Именно в ранний

период творчества Федора Осиповича сформировался его индивидуальный стиль,

которому не было равных в истории архитектуры.

3.Театр в творчестве Шехтеля.

Как уже было сказано, театрально – декоративное искусство играло в

творчестве Федора Осиповича Шехтеля очень большую роль. Шехтель был не

только архитектором, он был Художником с большой буквы. Это человек

искусства. Он работал на театральном поприще как декоратор. Создание

костюмов, эскизов, декораций – главное его занятие в театральной работе.

В конце XIX начале XX веков в театрально – декоративном искусстве,

как впрочем и в искусстве в целом, появляется и развивается новый стиль,

это слить модерн, который занимает значительное место в творчестве многих

мастеров того времени.

К сожалению, материал, связанный с деятельностью Шехтеля в театре,

дошел до нас не в полном объеме. Об истинном объеме, о характере и поэтике

сделанного в ранние годы дают некоторое представление воспоминания двух

людей, прекрасно знавших Шехтеля и искренне к нему расположенных. Имеются в

виду М. П. Чехов – младший брат и автор известных воспоминаний о великом

писателе и Н. А. Попов – замечательный русский театральный деятель,

режиссер, энтузиаст и руководитель народных театров, писатель и критик. На

страницах воспоминаний обоих этих авторов возникает обаятельный образ

художника моцартианского типа. Он творит легко, радостно, шутя и играя, без

видимых усилий; творчество – органическая, изначально присущая потребность

его натуры.

Воспоминания Попова более профессионально определяют сферу

деятельности молодого Шехтеля в театре. Они уже объясняют причину скудности

театральных робот Шехтеля в музейных хранилищах: « Ф.О. Шехтель очень легко

относился к своим театральным работам, ни с какой стороны не ценил своих

эскизов и, раздавая их по мастерским, не заботился об их сохранении. И

большая часть исчезла бесследно. У него самого хранились только два альбома

– « Люди-звери » и еще один альбом с набросками костюмов. Остальная

сохранившаяся часть его работ находится у немногих частных лиц и

Государственном театральном музее имени А. А. Бахрушина. К Бахрушину в

свое время пришел архив Лентовского и среди вороха бумаг Бахрушина удалось

выделить значительную коллекцию робот Шехтеля, которая состояла из афиш,

рисунков, программ».

Как уже было сказано в предыдущей главе, театральное творчество

Федора Осиповича Шехтеля неразрывно связано с М. В. Лентовским. Спектакли,

создававшиеся в театре Лентовского, при участии Шехтеля как художника,

почти неповторимы. Вся атмосфера этих спектаклей, обрамленных шехтелевскими

декорациями, плакатами и иллюстрированными программами, - создавались игрой

талантливых актеров, одушевленных жизнерадостью, театральностью эскизов.

Хорошо учитывая творческие силы своего сотрудника, Лентовский не раз

привлекал Шехтеля к созданию своих грандиозных народных гуляний. Одним из

памятников таких работ является альбом « Весна – красна ». Дело народных

развлечений и театров Федор Осипович Шехтель любил и понимал. К нему его

тянуло несмотря на то, что это не могло дать никаких материальных благ.

«Весна - красна» - это театрализованное шествие, содержащее

грандиозную программу коронационных торжеств на Ходынском поле. Действия и

представления разворачивались в театрах – двух пантомимных, и двух

драматических. Планировка самого поля была вариацией общепринятых в

городских парках схем. В центре возведен круг – открытая сцена для показа

главного представления – аллегорического народного шествия « Весна – красна

». К ней примыкал полукруг второй площади, обрамленной четырьмя открытыми

театрами. За ним следовали, постепенно расширяясь, еще четыре полукруга

площадей, образованных качелями, каруселями, открытыми эстрадами для

песенников, молчановского хора, хора « Подснежник », фокусников, балагуров,

оркестров, райков петрушек и т.д. Замыкались линии мелких строений двумя

дугообразными корпусами будочек для раздачи провизии.

Эскизы декораций к сказке « Иван – Царевич» изображают Медный дворец

Змея – Горыныча, избушку на курьих ножках Бабы – Яги в лунную ночь, дворец

в лесу, площадь в старом русском городе. Вся декорационная часть и

постройки выполнены по рисункам Шехтеля. Вот каков был план: « Прямо против

входа будет устроен театр, где два раза в день будут даваться спектакли

народных и волшебных пьес. С правой стороны, ближе к входу будет построен

медный дворец « Змея – Горыныча », весь освященный красными огнями; тут и

сам Змей – Горыныч, и его стража, и битва с Добрыней Никитичем. Далее по

этой стороне будет представлена избушка на курьих ножках Бабы – Яги;

избушка и местность освещены лунным светом. С левой стороны лес дремучий,

где на горе во дворце проживает Соловей – Разбойник; тут же изображен будет

бой Соловья – Разбойника с Ильей Муромцем; с левой же стороны подводное

царство, где изображен будет Хрустальный дворец. В процессия, где будет

весь русский сказочный мир, наиболее интересно шествие Царь – Девицы. Царь

– Девица будет почивать в хрустальном гробу, а вокруг будет балет в

невероятных сказочных костюмах. Посередине манежа будет окруженный водой «

остров цветов », увенчанный серебряными беседками».

У Лентовского же Шехтель, вероятно, встретился с К. Ф. Вальцем,

знаменитым магом и волшебником Большого театра. Вальц постоянно занимался в

театре Лентовского показом различных сценических чудес. Так как Вальц был

менее изобретательным декоратором, чем Шехтель, он просит его сделать

эскизы для своих декораций к мацартовской « Волшебной флейте» .

В нынешнее время обладателем основной массы театральных произведений

Федора Осиповича Шехтеля является декорационный отдел Центрального

государственного театрального музея имени А. А. Бахрушина. Две папки с

эскизами декораций, костюмов и архитектурных проектов были выделены в

самостоятельное, хотя и небольшое собрание основателем музея из архива

Лентовского. В афишном отделе того музея есть литы, выполненные по рисункам

Шехтеля для театров и парков Лентовского. Наконец, в рукописном отделе в

фондах братьев Поповых, М. В. Лентовского и А. А. Бахрушина встречаются

дела, содержащие сведения о работах Шехтеля в театре, единичные афиши и

программы.

Данный список дополняют , не принадлежащие к музейным собраниям,

небольшой графический и текстовой материалы о Шехтеле в фонде Н.А. Попова в

Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР. Три раза

переиздавшийся альбом организованного М.В. Лентовским в 1883 году народного

гулянья « Весна – красна » и упоминание Шехтеля в мемуарах К. Ф. Вальца

завершают известный на сегодня круг источников, из которого можно извлечь

данные о сделанном Шехтелем для театра.

Однако, даже не смотря на такой малый объем информации, можно

сказать, что театральная работа в творчестве Шехтеля конца 1870 – 1880-х

годов занимала если не основное, то очень существенное место.

Шехтель был одним из самых активных участников и исполнителей

режиссерских и постановочных идей Лентовского. Шехтель здесь выступает в

роли художника, создателя эскизов костюмов, декораций, афиш и программ. Он

в то же время является архитектором – проектировщиком . По проектам Шехтеля

в парках Лентовского сооружались театры и открытые эстрады, павильоны,

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.