Шехтель - отец модерна
Шехтель - отец модерна
1.Ввдение.
В моей работе мне хотелось бы познакомить читателя с жизнью и
творчеством одного из самых выдающихся архитекторов конца XIX начала XX
веков. Его имя Федор Осипович Шехтель. Шехтель был первоклассным зодчим,
сценографистом, художником книги и графики, мастером прикладного искусства,
педагогом, общественным деятелем, человеком, воспитавшем в себе лучшие
качества русской интеллигенции.
За всю свою жизнь он вложил неоценимый вклад в развитие как мировой,
так и русской архитектуры. Сознательная жизнь и творчество этого
замечательного мастера связаны по преимуществу с Москвой, где по его
проектам было возведено более пятидесяти зданий, многие из которых
представляют памятники архитектуры.
Шехтель работал в стиле модерн. Этот стиль исчисляет свою историю
примерно с 1895 года, хотя его первые признаки появляются уже в 1870 – х
годах. Стиль модерн развивается в основном в архитектуре, он пришел к нам
из Бельгии. Характерным для него было разнообразие и переливы форм,
многоцветность, сочетание, казалось бы несочетаемых, геометричных форм с
пластичными линиями. Модерн нигде не стал государственным стилем: он
оказался слишком волен для официальных зданий. Он использовался в
строительстве особняков и парадных зданий.
Модерн достаточно молодой стиль, поэтому исследователям не составляет
трудности изучение этого стиля, выявление его особенностей. Модерн очень
динамичен, в нем рационально сочетается одновременно множество стилей, вот
почему он привлекает особый интерес у современников.
Многие исследователи занимались изучением творчества великого зодчего.
Крупнейшим исследователем мировой архитектуры является Кириченко Евгения
Ивановна. Она занималась изучением архитектуры многих культур и народов.
Она является основным исследователей жизни и творчества Федора Осиповича
Шехтеля. На страницах ее книг рассказана биография зодчего, подчеркиваются
все особенности его творчества. На основе ее работ мне и хотелось бы
оформить свой реферат.
2.Ранний период творчества.
Шехтель Федор Осипович родился в обрусевшей немецкой семье инженера-
технолога. Его прадед был выходцем из Баварии, приехавшим из Германии в
Россию при Екатерине II. Шехтели жили в Петербурге, когда в 1859 году в
семье появился сын Федор. Отец будущего зодчего Осип Осипович ( 1822 – 1867
) происходил из купеческой семьи, переселившейся в Саратов из Саратовской
губернии в 30-х годах XIX века. Шехтель – отец был представителем нового,
просвещенного купечества, он закончил полный курс в Санкт – Петербургском
технологическом институте. Пять лет спустя, после рождения Федора
Осиповича, семья Шехтелей переезжает в Саратов. Осип Осипович руководил в
Саратове производством на фабриках, принадлежавших его братьям и на
крахмальном заводе и ткацкой фабрике. Там же находился театр Шехтелей. Два
года после прибытия Шехтелей в Саратов в жизни семьи происходит трагическое
событие – умирает отец Федора Осиповича от простуды, которая переросла в
острое воспаление легких.
После смерти главы семья она испытывала очень серьезные
экономические трудности. Они были столь значительны, что двух младших детей
вдова вынуждена была отдать чужим людям, которые усыновили их и уехали с
детьми в Санкт – Петербург.
Мать, Доротея Карловна Шехтель, забрав оставшихся пятерых детей, вынуждена
была переехать в Москву, чтобы прокормить и обеспечить своих детей. В
столице, она поступила экономкой к Павлу Третьякову, одному из величайших
представителей купечества Москвы, обладавшему уникальной коллекцией
произведений искусства. Воспитанный в атмосфере увлечения искусством, Федр
Осипович Шехтель, приехав в Москву, в дом Третьяковых, оказался в центре
художественной жизни древней столицы. Итак, дом Третьяковых стал для
молодого Шехтеля на какое-то время практически родным.
Формирование выбора Шехтелем профессии и
учебного заведения прошло не без влияния А. С. Каменского, крупного
архитектором второй половины XIX века. Каменский – талантливый
проектировщик, одаренный акварелист, знаток русского и западных
средневековых стилей, был преподавателем в училище живописи, ваяния и
зодчества. Знакомство с ним сыграло большую роль в судьбе будущей
знаменитости. После Шехтель писал: «Профессии не выбирал - было решено
давно: конечно же архитектурное отделение училища живописи, ваяния и
зодчества». Еще до поступления в училище молодой Шехтель начал
работать в мастерской Каменского. Свидетельство тому – проект исторического
музея, выполненный Каменским и помещенный Федором Осиповичем в альбом с
фотографиями своих работ. Включение Шехтелем проекта фасада исторического
музея в альбом своих архитектурных работ, да еще на первом листе,
свидетельствует о том, что для него он символизировал начало в пути
архитектуры.
Во время учебы Федор Осипович Шехтель активно включается в творческую
жизнь столицы: он с головой погружается в частное строительство, увлекся
созданием декораций для театров.
Одновременно учеба Шехтеля сложилась неудачно. Находясь в третьем
научном, живописном и рисовальном классах и во втором архитектурном, Федор
Осипович был отчислен из училища за плохую посещаемость. Об этом
свидетельствует рапорт инспектора К.А. Трутовского, адресованный в Совет
Московского художественного общества с просьбой об исключении с первого
сентября 1878 года ряда учеников за плохую посещаемость. Среди них – Федор
Шехтель. Позже Федор Осипович писал « Жалею, был отчислен за
непосещаемость». С конца
1870 годов Шехтель начинает работать самостоятельно. Но в первое время
занятия архитектурой занимают в его творчестве сравнительно скромное место.
Шехтель иллюстрирует и оформляет книги, журналы, рисует виньетки, адреса,
театральные афиши, обложки для нот, меню торжественных обедов. В месте с
братом А.П. Чехова художником Н.П. Чеховым, с которым он познакомился и
подружился в училище, Шехтель пишет иконы и создает монументальные росписи.
В середине 1880 – х годов Федор Осипович
Шехтель работает у Терского. И опять-таки по настоянию А. С. Каменского.
Скорее всего Терской, который был на восемь лет старше Шехтеля был
помощником Каменского. Этот факт не подтвержден, однако доподлинно известно
одно – эти три архитектора в 1884 – 1887 были связаны совместно работой.
Таким образом, не смотря на отсутствие архитектурного образования, в
мастерских Каменского и Терского, работая бок о бок с Чичаговым, Шехтель
прошел прекрасную школу, его учителя находились тогда в рассвете творческих
сил. Они были в числе тех мастеров, творческими усилиями которых,
происходило превращение облика Москвы дворянской в капиталистическую. Н
Самое большое место в деятельности молодого Шехтеля до конца 1880-х -
начала 1890-х годов занимает работа театрального художника. Он создает
костюмы и эскизы декораций, и эта деятельность позднее, в 1890-1900-е годы,
как бы найдет продолжение в проектирование театров и народных домов.
Шехтель как театральный
декоратор тяготеет к сфере искусства, бывшей для конца 19-ого века
анахронизмом, - к эпигонской романтической декорации казенной оперной
сцены. Он работает помощником "мага и волшебника", декоратора Большого
театра К.Ф. Вальца - непревзойденного мастера превращений, сказочных
метаморфоз, феерий, разрушений, бурь, фонтанов, прославившегося
постановками, представлявшими красочные, поражающие зрелища. Это одна
сторона театральной деятельности молодого Шехтеля. Вторая - народный театр
и оформление народных гуляний. Он работает художником у знаменитого М. В.
Лентовского, ориентировавшегося на вкус массового зрителя, создателя театра
"Скоморох", для Лентовского задумал станционный театр и самостоятельно
подготовил декорации, создал в саду павильон в индийском и китайском вкусе.
Об одной из постановок под название "Весна-красная" можно составить
достаточно полное представление, поскольку сцены с ее изображениями были
изданы Шехтелем в виде специального альбома.
Таким образом, истоки архитектурной деятельности Шехтеля восходят к
двум источникам - к дожившей до конца столетия романтической традиции,
оказавшейся особенно живучей в оперном и балетном театре, и к традиции
народного театра. На этапе
своего становления архитектором Шехтелю удалось плодотворно поработать со
многими известными зодчими, а затем и перестраивать ряд зданий, созданных
педагогами. Самая первая постройка архитектора сохранилась: будучи учеником
Каменского, которому порою и приписывают авторство, Шехтель в 1878 (по иным
данным, в 1884 году) выполнил заказ текстильного фабриканта Щапова,
выстроив для него на углу Немецкой (современной Бауманской), 58, и
Денисовского переулка жилое помещение. Свой первый личный дом на
Петербургском шоссе, 20, Шехтель возводил, числившись купцом. В 1895 году
он для И. и А. Морозовых перекроил интерьеры дома по Леонтьевскому
переулку, 10, некогда возведенному Каменским, и Подсосенскому переулку, 21,
- детищу Чичагова. Работы Шехтеля, начиная от наиболее ранних,
обнаруживают устойчивость и определенность интересов и симпатией, говорят
об его увлечение средневековым зодчеством во всех его модификациях -
древнерусским, романским, готикой.
Федор Осипович Шехтель, прежде, чем стать величайшим архитектором
России, опробовал много профессий, учился у многих великих зодчих. Всё это
предопределило его творческие интересы, особенности. Именно в ранний
период творчества Федора Осиповича сформировался его индивидуальный стиль,
которому не было равных в истории архитектуры.
3.Театр в творчестве Шехтеля.
Как уже было сказано, театрально – декоративное искусство играло в
творчестве Федора Осиповича Шехтеля очень большую роль. Шехтель был не
только архитектором, он был Художником с большой буквы. Это человек
искусства. Он работал на театральном поприще как декоратор. Создание
костюмов, эскизов, декораций – главное его занятие в театральной работе.
В конце XIX начале XX веков в театрально – декоративном искусстве,
как впрочем и в искусстве в целом, появляется и развивается новый стиль,
это слить модерн, который занимает значительное место в творчестве многих
мастеров того времени.
К сожалению, материал, связанный с деятельностью Шехтеля в театре,
дошел до нас не в полном объеме. Об истинном объеме, о характере и поэтике
сделанного в ранние годы дают некоторое представление воспоминания двух
людей, прекрасно знавших Шехтеля и искренне к нему расположенных. Имеются в
виду М. П. Чехов – младший брат и автор известных воспоминаний о великом
писателе и Н. А. Попов – замечательный русский театральный деятель,
режиссер, энтузиаст и руководитель народных театров, писатель и критик. На
страницах воспоминаний обоих этих авторов возникает обаятельный образ
художника моцартианского типа. Он творит легко, радостно, шутя и играя, без
видимых усилий; творчество – органическая, изначально присущая потребность
его натуры.
Воспоминания Попова более профессионально определяют сферу
деятельности молодого Шехтеля в театре. Они уже объясняют причину скудности
театральных робот Шехтеля в музейных хранилищах: « Ф.О. Шехтель очень легко
относился к своим театральным работам, ни с какой стороны не ценил своих
эскизов и, раздавая их по мастерским, не заботился об их сохранении. И
большая часть исчезла бесследно. У него самого хранились только два альбома
– « Люди-звери » и еще один альбом с набросками костюмов. Остальная
сохранившаяся часть его работ находится у немногих частных лиц и
Государственном театральном музее имени А. А. Бахрушина. К Бахрушину в
свое время пришел архив Лентовского и среди вороха бумаг Бахрушина удалось
выделить значительную коллекцию робот Шехтеля, которая состояла из афиш,
рисунков, программ».
Как уже было сказано в предыдущей главе, театральное творчество
Федора Осиповича Шехтеля неразрывно связано с М. В. Лентовским. Спектакли,
создававшиеся в театре Лентовского, при участии Шехтеля как художника,
почти неповторимы. Вся атмосфера этих спектаклей, обрамленных шехтелевскими
декорациями, плакатами и иллюстрированными программами, - создавались игрой
талантливых актеров, одушевленных жизнерадостью, театральностью эскизов.
Хорошо учитывая творческие силы своего сотрудника, Лентовский не раз
привлекал Шехтеля к созданию своих грандиозных народных гуляний. Одним из
памятников таких работ является альбом « Весна – красна ». Дело народных
развлечений и театров Федор Осипович Шехтель любил и понимал. К нему его
тянуло несмотря на то, что это не могло дать никаких материальных благ.
«Весна - красна» - это театрализованное шествие, содержащее
грандиозную программу коронационных торжеств на Ходынском поле. Действия и
представления разворачивались в театрах – двух пантомимных, и двух
драматических. Планировка самого поля была вариацией общепринятых в
городских парках схем. В центре возведен круг – открытая сцена для показа
главного представления – аллегорического народного шествия « Весна – красна
». К ней примыкал полукруг второй площади, обрамленной четырьмя открытыми
театрами. За ним следовали, постепенно расширяясь, еще четыре полукруга
площадей, образованных качелями, каруселями, открытыми эстрадами для
песенников, молчановского хора, хора « Подснежник », фокусников, балагуров,
оркестров, райков петрушек и т.д. Замыкались линии мелких строений двумя
дугообразными корпусами будочек для раздачи провизии.
Эскизы декораций к сказке « Иван – Царевич» изображают Медный дворец
Змея – Горыныча, избушку на курьих ножках Бабы – Яги в лунную ночь, дворец
в лесу, площадь в старом русском городе. Вся декорационная часть и
постройки выполнены по рисункам Шехтеля. Вот каков был план: « Прямо против
входа будет устроен театр, где два раза в день будут даваться спектакли
народных и волшебных пьес. С правой стороны, ближе к входу будет построен
медный дворец « Змея – Горыныча », весь освященный красными огнями; тут и
сам Змей – Горыныч, и его стража, и битва с Добрыней Никитичем. Далее по
этой стороне будет представлена избушка на курьих ножках Бабы – Яги;
избушка и местность освещены лунным светом. С левой стороны лес дремучий,
где на горе во дворце проживает Соловей – Разбойник; тут же изображен будет
бой Соловья – Разбойника с Ильей Муромцем; с левой же стороны подводное
царство, где изображен будет Хрустальный дворец. В процессия, где будет
весь русский сказочный мир, наиболее интересно шествие Царь – Девицы. Царь
– Девица будет почивать в хрустальном гробу, а вокруг будет балет в
невероятных сказочных костюмах. Посередине манежа будет окруженный водой «
остров цветов », увенчанный серебряными беседками».
У Лентовского же Шехтель, вероятно, встретился с К. Ф. Вальцем,
знаменитым магом и волшебником Большого театра. Вальц постоянно занимался в
театре Лентовского показом различных сценических чудес. Так как Вальц был
менее изобретательным декоратором, чем Шехтель, он просит его сделать
эскизы для своих декораций к мацартовской « Волшебной флейте» .
В нынешнее время обладателем основной массы театральных произведений
Федора Осиповича Шехтеля является декорационный отдел Центрального
государственного театрального музея имени А. А. Бахрушина. Две папки с
эскизами декораций, костюмов и архитектурных проектов были выделены в
самостоятельное, хотя и небольшое собрание основателем музея из архива
Лентовского. В афишном отделе того музея есть литы, выполненные по рисункам
Шехтеля для театров и парков Лентовского. Наконец, в рукописном отделе в
фондах братьев Поповых, М. В. Лентовского и А. А. Бахрушина встречаются
дела, содержащие сведения о работах Шехтеля в театре, единичные афиши и
программы.
Данный список дополняют , не принадлежащие к музейным собраниям,
небольшой графический и текстовой материалы о Шехтеле в фонде Н.А. Попова в
Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР. Три раза
переиздавшийся альбом организованного М.В. Лентовским в 1883 году народного
гулянья « Весна – красна » и упоминание Шехтеля в мемуарах К. Ф. Вальца
завершают известный на сегодня круг источников, из которого можно извлечь
данные о сделанном Шехтелем для театра.
Однако, даже не смотря на такой малый объем информации, можно
сказать, что театральная работа в творчестве Шехтеля конца 1870 – 1880-х
годов занимала если не основное, то очень существенное место.
Шехтель был одним из самых активных участников и исполнителей
режиссерских и постановочных идей Лентовского. Шехтель здесь выступает в
роли художника, создателя эскизов костюмов, декораций, афиш и программ. Он
в то же время является архитектором – проектировщиком . По проектам Шехтеля
в парках Лентовского сооружались театры и открытые эстрады, павильоны,
Страницы: 1, 2
|