Размещение промышленности в городе
Размещение промышленности в городе
Новосибирская Государственная Архитектурно-художественная Академия.
Кафедра архитектуры Промышленных зданий
и сельскохозяйственных сооружений.
Реферат
На тему:
Размещение промышленности в городе.
Выполнил: ст 512 гр Начаров П.
Проверила: Федорова ЛФ
Новосибирск 2000.
Содержание.
Организация городских промышленных районов_____________________3
Градостроительные категории городских промышленных
районов и система размещения промышленности в городе ____________4
Состав городского промышленного района _________________________7
Размеры городского промышленного района ________________________7
Планировка и застройка городских промышленных районов __________9
Зонирование промышленного района ___________ ___________ ______11
Промышленный район в структуре города _______________ _________12
Транспорт для обслуживания внешних и внутрирайонных перевозок __14
Железнодорожный транспорт________________________________________ 15
Автомобильный транспорт___________________________________________16
Непрерывный транспорт ____________________________________________ 16
Санитарная классификация предприятий
и производств, санитарно защитные зоны_________________________ 17
Технико-экономические показатели проекта
планировки городского промышленного района ____________________21
Список литературы _______________________________________________________25
Организация городских промышленных районов.
Промышленные предприятия и связанные с ними объекты независимо от
ведомственной принадлежности размещаются в городских промышленных районах
– обособленных планировочных образованьях, входящих в состав промышленной
зоны города.
Концентрированное расположение промышленных предприятий в промышленных
районах обеспечивает экономию городской территории, улучшение санитарно-
гигиенических условий в городах, создает определенные удобства в
обслуживании предприятий общими вспомогательными ,производствами,
транспортными, коммунальными и энергетическими объектами и системами и
снижает затраты на сооружение этих объектов и систем.
Научно технический прогресс обусловливает возникновение. и дальнейший
рост научно-исследовательских учреждений, конструкторских бюро с опытными,
производствами, учебных заведений разных ступеней. по подготовке и
переподготовке кадров на базе производства, а также других учреждений,
связанных с научно-техническим обслуживанием промышленности. Все эти
объекты размещаются как в городских промышленных районах, так и автономно,
формируя специализированные научно-производственные комплексы. Наряду с
этим, отдельные научно-исследовательские объекты с опытными производствами,
не выделяющими производственных вредностей, комплексы научных учреждений
гуманитарного направления, а также другие места труда, не связанные с
неблагоприятными в санитарно-гигиеническом отношении производствами,
целесообразно размещать в пределах селитебных зон городов, создавая
производственно-селитебные образования, которые получают все большее
распространение. В них территориально объединены предприятия (не выделяющие
производственных вредностей; имеющие объем грузооборота, не требующего
применения железнодорожного транспорта; отличающиеся высокой
трудозанятостью и не нуждающиеся в защите от производственного воздействия
других объектов) и жилые районы с местами отдыха. Производственно-
селитебные районы обеспечивают наибольшие удобства для населения.
Важнейшим условием формирования городских промышленных районов
является объединение предприятий в группы (промышленные узлы). Это
выполняется в зависимости от производственно-технологических экономических
и градостроительных условий. К последним относится достижение рационального
размещения промышленных площадок с учетом общей городской планировочной
структуры и транспортного обеспечения грузовых и пассажирских перевозок, а
также обеспечения площадок водой, энергией и сооружениями по удалению и
очистке промышленных сточных вод. На территории промышленного района
размещают одну или несколько групп предприятий,
Градостроительные категории городских промышленных районов и система
размещения промышленности в городе.
В зависимости от санитарной классификации производства и величины
грузооборота промышленных предприятий делятся на три категории:
1. Районы удаленные от селитебной территории. Предназначаются для
размещения предприятий, относимых по санитарной классификации
производств к 1 и 2 классам, независимо от величины грузооборота
предприятий, а также для групп предприятий, которые могут создавать
большие концентрации различных производственных вредностей и оказывать
особо неблагоприятное воздействие на здоровье и санитарно-гигиенические
условия жизни населения.
2. Районы, расположенные около границ селитебной территории.
Предназначаются для размещения предприятий, относимых по санитарной
классификации производств к 3 и Ч классу, независимо от величины
грузооборота, а так же предприятий 5 класса и предприятий, не выделяющих
производственных вредностей, но требующих устройства железнодорожных
подъездных путей.
3. Районы расположенные в предела селитебной территории. Предназначаются
для размещения предприятий, не выделяющих производственных вредностей, а
также предприятий, относимых к 5 классу, по санитарной классификации с
не пожароопасными и невзрывоопасными процессами производства, не
создающих шума и других отрицательных воздействий сверх нормативного
уровня, не требующих устройства железнодорожных подъездных путей и
имеющих объем грузооборота, осваиваемого автомобильным транспортом с
интенсивностью движения не более 4х автомобилей в сутки в одном
направлении.
При размещении в городах крупных комплексов предприятий тяжелой
индустрии, например металлургической или химической промышленности, обычно
создается ряд специализированных промышленных районов, в том числе для этих
комплексов и отдельно для предприятий легкой и пищевой, а также
обслуживающей город промышленности и для других городских производственных
объектов.
Для уменьшения суммарного влияния производственных вредностей при
размещении промышленности и формировании промышленных районов с групповым
размещением предприятий рекомендуются следующие планировочные приемы:
1) раздельное размещение (в разных частях города) групп предприятий или
целых промышленных районов, предприятия которых имеют значительные
производственные вредности;
2) последовательное многорядное (в виде панелей) размещение, как правило,
параллельно селитебной территории по принципу уменьшения производственной
вредности предприятия по мере приближения к ней.
При размещении промышленных предприятий и промышленных районов в
городе необходимо максимально, но в соответствии с санитарной
классификацией предприятий и производств и транспортными условиями
приближать их к местам расселения трудящихся. Это может быть успешно рёшено
только при устранении производственных вредностей на предприятиях путем
внедрения новой, более совершенной технологии оборудования, новых видов
энергии и топлива, герметизации оборудования, максимального улавливания
производственных вредностей в результате применения более эффективных
средств очистки и последующей утилизации вредных веществ и отходов.
При размещении промышленности в городе важное значение имеют,
устранение производственных вредностей и полная утилизация твердых отходов
производства. Участки для отвалов, отходов, шлакона- копителей или отбросов
производства с учетом их обязательной переработки или утилизации следует
располагать на землях, непригодных для сельскохозяйственного использования,
за пределами площадок предприятий и селитебной зоны городов и охранных зон
источников водоснабжения по согласованию с органами Государственного
санитарного надзора и органами по использованию и охране водных ресурсов с
соблюдением соответствующих норм и правил безопасности.
При разработке системы размещения промышленных районов в новом городе
наиболее удачным приемом считается параллельное размещение промышленной и
селитебной зон. Помимо четкости функциональной организации территории
города этот прием создает лучшие возможности для последующего свободного
развития промышленных районов и селитебных территорий.
В новых городах промышленного профиля научно-производственные районы и
научно-технические центры могут размещаться:
1. по параллельной линейной схеме между промышленной и селитебной зонами
города;
2. между селитебной зоной и зоной отдыха;
3. непосредственно в промышленном районе между отдельными группами
предприятий;
4. вблизи или в составе общественного центра города.
Состав городского промышленного района.
На территории городского промышленного района размещаются:
промышленные предприятия, теплоэлектроцентрали, крупные электроподстанции,
линии электропередачи, газопроводы, нефтепроводы и другие промышленные
продуктопроводы местного значения, крупные гаражи и автобазы и др., научно-
исследовательские институты и конструкторские бюро с опытными
производствами, учебные центры по подготовке и переподготовке кадров на
базе производства и другие объекты, связанные с научно-техническим
обслуживанием предприятий; подъездные железнодорожные пути и станции;
автомобильные дороги, обеспечивающие внутренние и внешние транспортные
связи; грузовые причалы, пристани и другие транспортные объекты и
сооружения; инженерные сооружения и сети, технические полосы и эстакады для
производственно-технологических коммуникаций; учреждения и предприятия
обслуживания, работающих в данном промышленном районе.
В состав городских промышленных районов, кроме того, входят резервные
территории для расширения действующих предприятий, а также для размещения
новых объектов промышленного строительства, санитарно-защитные зоны,
зеленые насаждения, общественные центры, предзаводские зоны, включающие
предзаводские площади и входные узлы предприятий.
Линии электропередачи, входящие в общие энергетические системы, а
также трассы магистрального трубопроводного транспорта общегосударственного
значения размещать на территории городских промышленных районов не
разрешается.
Размеры городского промышленного района определяются в зависимости от
следующих условий:
1) группового размещения взаимосвязанных предприятий с максимальным
сближением смежных производств, обеспечивающего производетвенно-
технологические требования и развитое кооперирование, сокращение
протяженности инженерных коммуникаций и транспортных связей;
2) удобного расселения трудящихся с учетом трудозанятости предприятий и
других объектов, входящих в его состав;
3) обеспечения транспортного обслуживания (пассажирские и грузовые
перевозки);
4) санитарной классификации предприятий и производств и степени
концентрации выделяемых производственных вредностей предприятиями,
располагаемыми в районе.
Одним из основных требований является наиболее рациональное и
экономичное использование городской территории, поэтому размеры городских
промышленных районов должны во всех случаях приниматься минимально
необходимыми, с наименьшими расстояниями между предприятиями, с учетом
наиболее высокой плотности их застройки, без излишних резервных площадей, с
учетом блокирования производственных зданий. На размер районов влияет также
необходимость создания в последующем сопутствующих производств.
Промышленные районы, располагаемые в пределах селитебной территории и
создаваемые из предприятий, не выделяющих производственных вредностей, в
целях максимального приближеиия мест труда к местам жительства, как
правило, имеют размеры в пределах 30 – 60 га, а численность трудящихся в
них достигает 6 – 10 тыс. чел. В отделвных случаях для некоторых
предприятий легкой или пищевой промышленности размеры промышленных районов
могут достигать 120 – 140 га и более. Наибольшие размеры промышленных
районов, располагаемых в пределах селитебной территории, не должны
превышать 400 га. Это обеспечивает удобные пешеходные и транспортные связи
в пределах 30-минутной доступности.
Размеры городских промышленных районов, предназначенных для более
крупных предприятий и их групп, особенно предприятий тяжелой
промышленности, составляют до 1000 – 1200 га при территории собственно
площадок предприятий 600 – 700 га. Такие районы обычно располагаются на
границе с селитебной территорией.
Для промышленных районов, удаленных от селитебной территории,
ограничения в территориальных размерах не так существенны. Так например
промышленные районы нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности
занимают территории 2000 – 2400 га и более.
При определении территориальных размеров городских промышленных районов
следует учитывать, что в районах площадью более 1000 га возникают
трудности, связанные с доставкой трудящихся к месту работы. Поэтому размер
промышленного района в значительной степени должен определяться в
зависимости от общей численности трудящихся, занятых на всех предприятиях,
входящих в его состав.
Требуемый размер территории промышленного района определяется по
формуле:
где S- общая площадь района, га; ?р1 – суммарная площадь территории
промышленных предприятий, га; ?р2 – суммарная площадь других объектов
(энергетических, транспортных, научных и др.), располагаемых в районе, га;
?р3 -суммарная площадь резервных территорий для развития предприятий,
размещения сопутствующих производств и др., га; ? – коэффициент занятости
территории, равный 0,55 – 0,65.
Планировка и застройка городских промышленных районов должны
обеспечивать:
1. Функциональное зонирование его территории по видам использования с
учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных
требований, величины грузооборота и видов транспорта, очередности
строительства;
2. Наиболее рациональные производственные, транспортные и инженерные связи
между отдельными предприятиями и селитебной зоной города;
3. Производственную специализацию предприятий и возможность размещения
сопутствующих производств или предприятий;
4. Рациональное использование территории района и отдельных промышленных
площадок с наиболее высокими технико-экономическими показателями;
5. Планировочную и транспортную связь (не менее чем по двум магистралям) с
селитебной зоной, а также с другими промышленными районами города;
6. Рациональное инженерное оборудование, благоустройство и озеленение
территории района;
7. Возможность осуществления строительства и ввода предприятий в'
эксплуатацию пусковыми комплексами или очередями;
8. Возможность последующего расширения и реконструкции действующих
предприятий и связанных с ними объектов прежде всего за счет
преимущественного использования свободных участков на промышленных
площадках, обновления зданий, повышения этажности и блокировки зданий;
9. Организацию единой системы культурно-бытового обслуживания трудящихся,
занятых на предприятиях и объектах, входящих в данный район или группу
предприятий;
10. Внедрение прогрессивных объемно-планировочных решений, способствующих
повышению архитектурно-художественных и эксплуатационных качеств
производственных зданий и сооружений;
11. Созидание единого архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой
прилегающих районов города .
На рис2 показана планировка городского промышленного района.
.
Главным условием при решении планировочной структуры городского
промышленного района является предварительная планировка его территории,
устанавливающая основы планировочной организации, последующего планомерного
размещения промышленных предприятий и других производственных объектов с
учетом территориального их объединения в группы и возможности
всестороннего кооперирования.
Зонирование промышленного района.
В планировочной структуре промышленного района выделяют зоны:
производственную; санитарно-защитную; энергетических объектов; транспортных
и складских объектов; объектов культурно-бытового и научно-технического
обслуживания, различных учебных заведений на базе производства и других
учреждений, имеющих обще- районное значение.
Ориентировочные показатели удельного веса отдельных элементов в общей
территории промышленного района (в %):
При реконструкции и развитии сложившихся городских промышленных
районов - их планировка проводится с учетом действующих предприятий и в
значительной степени носит характер совершенствования и упорядочения
сложившейся планировки и застройки.
Промышленный район в структуре города.
Страницы: 1, 2
|