рефераты бесплатно

МЕНЮ


Градостроительство феодального Китая на примере Пекина

монотонности. В Пекине правильное расположение улиц. В виде сетки. Техника

симметрии в китайской планировки города тоже присуща и не изменена со

временем. Искусственно вырытые озёра симметричны друг другу. Дома в Пекине

выстроены фасадом на юг, а с севера на юг идет магистраль, завершающаяся у

северной границы города. Огромные крепостные стены с могучими каменными

надвратными башнями и воротами в виде длинных туннелей замыкали город со

всех сторон. Каждая пересекающая город магистральная улица упиралась в

подобные ворота, расположенные симметрично друг против друга. Древнейшая

часть Пекина называется “Внутренний город”, она, в свою очередь, отделена

от расположенного к югу “Внешнего города” стеной и воротами. Однако общая

магистраль связывала обе части столицы. Все главные сооружения выстроены по

этой прямой оси. Таким образом, все огромное пространство столицы являлось

объединённым, организованным и подчинённым единому замыслу.

Основным ансамблем, расположенным в центре «Внутреннего города», был

огромный «Императорский город», растянувшийся на многие километры,

замкнутый кольцом стен с могучими воротами. Внутри него располагался

«Запретный город» (ныне превращенный в музей), также обнесенный стенами и

окруженный рвом с водой. Это и был Императорский дворец, куда могли попасть

только избранные. Дворец представлял собой не одно здание, он разделялся на

несколько частей. Широкие площади, мощенные светлым камнем, изогнутые

каналы, закованные в белый мрамор, яркие и торжественные павильоны,

поднятые на террасы, раскрывали свое сказочное великолепие перед взором

тех, кто, пройдя сквозь ряд массивных крепостных ворот, начиная от ворот

Тайхэмэнь («Ворота небесного спокойствия»), проникал в пределы дворца.

Парадная часть ансамбля состояла из анфилады площадей, соединенных друг с

другом лестницами, воротами, павильонами. Весь же «Запретный город» с

многоцветными крышами дворцов, тенистыми садами и двориками, коридорами и

беседками, бесчисленными переходами и боковыми ответвлениями представлял

собой своеобразный город в городе, в глубине которого прятались покои

императорских жен, увеселительные сооружения, театральная сцена и многое

другое.

Широкие площади мощённые светлым кирпичом, закованными в белый мрамор

каналы, яркие и торжественные дворцовые здания раскрывают своё сказочное

великолепие перед взором тех, кто, пройдя рядом массивных крепостных ворот,

начиная от площади Тяньаньмынь, проникает в пределы дворца. Весь ансамбль

состоит из соединённых друг с другом просторных площадей и дворов,

окружённых разнообразными парадными помещениями, представляя зрителю смену

всё новых и новых впечатлений нарастающих по мере его продвижения. Весь

Запретный город, окружённый садами и парками, .то целый лабиринт с

бесчисленным количеством боковых ответвлений, в котором узкие коридоры

выводят в тихие солнечные дворы с декоративными деревьями, где парадные

здания сменяются в глубине жилыми постройками и живописными беседками. По

основной оси, пересекающей весь Пекин, расположены в стройном порядке самые

значительные постройки, выделяющиеся среди остальных зданий Запретного

города. Эти сооружения, словно вознесённые над землёй высокими платформами

из белого мрамора, с резными пандусами и лестницами, составляют ведущую,

торжественную анфиладу комплекса. Ярким сочным лаком своих колон и двойными

изогнутыми крышами из золотистой обливной черепицы, силуэты которых

повторяются и варьируются, центральные павильоны образуют общую

торжественную ритмическую гармонию всего ансамбля.

[pic]

Рис. 2 Пекин. «Запретный город». Общий вид.

До сих пор сохранился дворцовый ансамбль Гугун, служивший

императорской резиденцией при династиях Мин и Цин. Эта резиденция,

известная также под названием "Пурпуровый запретный город" ("Цзы цзинь

чэн"), была построена в 4-18 годах правления минского императора Чэн Цзу,

что соответствует 1406-1420 гг. Весь дворцовый комплекс занимает площадь 72

гектара, с четырех сторон обнесен стеной высотой около 10 м, рвом шириной

50 м. На территории дворцового комплекса имеется несколько десятков

дворцовых ансамблей различной величины, всего около 9 тыс. комнат общей

площадью 15 тыс. кв. м. Это самый грандиозный и самый целостный их

сохранившихся в Китае архитектурных ансамблей. Со времени водворения здесь

минского императора Чэн Цзу, вплоть до последнего императора Цинской

династии, сметенного вихрем революции 1911 г., здесь на протяжении 491 года

вершили делами империи 24 императора.

Дворцовый ансамбль Гугун делится на две большие части: внутренние

покои и внешний двор. Главными сооружениями внешнего двора являются три

больших павильона: Тайхэдянь (Павильон высшей гармонии), Чжунхэдянь

(Павильон полной гармонии) и Баохэдянь (Павильон сохранения гармонии). Все

они построены на основаниях 8-метровой высоты, выложенных из белого

мрамора, и издали походят на прекрасные сказочные терема. Самые важные

церемониальные сооружения Императорского дворца располагались на северо-

южной магистральной оси Пекина. В стройном порядке чередовались друг за

другом залы, где императоры Китая устраивали приемы и выслушивали

донесения. Это были прямоугольные в плане павильоны, поднятые на террасы и

увенчанные двухъярусными крышами, крытыми золотистой черепицей.

Каждое из зданий имело свое название. Главное из них, Тайхэдянь

(«Павильон высшей гармонии»), отражает все самые характерные особенности

деревянной архитектуры средневекового Китая. Нарядность, яркость, легкость

сочетаются в этом сооружении с простотой и ясностью форм. Высокие

лакированные красные колонны, укрепленные на многоступенчатой беломраморной

платформе, пересекающие их балки и ветвистые многоцветные кронштейны –

доугун служат основой всей конструкции. На них покоится огромная

двухъярусная крыша. Эта крыша с широкими, загнутыми кверху краями является

как бы основой всего здания. Её широкие выносы предохраняют помещение от

беспощадного летнего зноя так же, как и от чередующихся с ним обильных

дождей. Плавно изогнутые углы этой крыши придают всему зданию ощущение

особой праздничности. Торжественность его подчеркивает и красота обширной

резной террасы, на которой возведены друг за другом два следующих парадных

зала. Лёгкие стены состоящие из ажурных деревянных перегородок, служат как

бы ширмами и не имеют опорного значения. В павильоне Тайхэдянь, как ив

остальных центральных сооружений дворца, изгибы крыш, как бы облегчающие их

тяжесть и ширину, отличаются плавным спокойствием. Они придают всему зданию

ощущение большой лёгкости и равновесия, скрадывают его подлинные размеры.

Величие масштабов сооружения ощущается, главным образом, в интерьере

Тайхэдянь, где прямоугольное помещение заполнено лишь двумя рядами гладких

колон и вся его протяжённость и ясная простота предстают ничем не скрытыми

от глаза.

По архитектуре и отделке павильон Тайхэдянь являет собой уникальный

образец, не имеющий себе равных не только по сравнению с другими павильона

Гугуна, но и, пожалуй, во всей коллекции деревянных конструкций древнего

Китая. Павильон имеет в высоту 35,5 м, в ширину 63,96 м, в глубину 37,2 м.

Крышу павильона поддерживают 84 деревянных колонны диаметром в один метр,

шесть из них, окружающие трон, позолочены и украшены резными изображениями

извивающихся драконов. Трон стоит на постаменте двухметровой высоты, перед

которым установлены изящные бронзовые журавли, кадильницы, треножные

сосуды; позади трона - ширма тонкой резной работы. Вся отделка павильона

Тайхэдянь отличается парадным блеском и великолепием.

Прямоугольный двор, что находится перед павильоном Тайхэдянь, занимает

площадь более 30 тыс. кв. м. Он совершенно голый - здесь нет ни деревца, ни

какого-либо декоративного сооружения. Всякий раз во время дворцовых

церемоний в этом дворе в строгом порядке выстраивались ряды вооруженных

стражников, в порядке субординации стояли на коленях гражданские и военные

сановники. Из многочисленных треножников и кадильниц поднимался дым

благовоний, усугубляя и без того таинственную атмосферу, окружавшую

императора.

Павильон Чжунхэдянь служил местом, где император отдыхал перед началом

церемоний, здесь же совершались репетиции этикетного ритуала. Павильон

Баохэдянь служил местом, где в канун Нового года император устраивал

банкеты, на которые приглашались вассальные князья. Этот павильон, как и

павильон Чжунхэдянь, представляет собой сооружение, целиком выполненное из

дерева.

Внутренние покои. На задней половине дворцового ансамбля Гугун

размещались внутренние покои. По центральной оси выстроились дворцы

Цяньцингун, Цзяотайдянь и Куньнингун, оп обе стороны от них расположены

шесть восточных и шесть западных дворцов. Здесь размещались покои

императора, членов императорской семьи, его жен и наложниц.

По объему дворцы Цяньцингун, Цзяотайдянь и Куньнингун значительно

уступают трем большим павильонам внешнего двора. Во дворце Цяньцингун

находилась опочивальня императора. Здесь же император занимался

повседневными государственными делами, просматривал документы, делал

распоряжения. В праздничные дни здесь устраивались пиры, на которые

император приглашал своих сановников. Во дворце Куньнингун размещались

покои императрицы. Дворец Цзяотайдянь, находящийся между дворцами

Цяньцингун и Куньнингун, служил залом для семейных торжественных

мероприятий. Во времена Мин и Цин именно в этом зале устраивались торжества

по случаю дня рождения императрицы. При Цинской династии здесь хранилась

императорская печать.

Вдовствующая императрица Цыси, которая правила Китаем более 40 лет,

жила во дворце Чусюгун, одном из шести западных дворцов. По случаю своего

50-летия она предприняла ремонт двух дворцов - Чусюгуна и Икуньгуна. На

ремонтные работы и на подарки сановникам и слугам было израсходовано 1 млн.

250 тыс. лянов серебра.

При династиях Мин и Цин дворец Гугун служил политическим центром

Китайской империи. Императоры династий Мин и Цин, жившие в этом дворце

более пятисот лет, не занимали все время одни и те же апартаменты. По своей

прихоти или же уверовав в то, что та или иная часть дворца является

"несчастливой", они перебирались в другое место, а порой вообще покидали и

опечатывали покои своих предшественников. Дэрлин , одна из принцесс,

приближенных к Цыси, рассказывала, как однажды вдовствующая императрица

совершала обход и увидела здания, которые были заперты и не использовались

так долго, что из-за травы и кустов к ним невозможно было подойти. Ей

сказали, что никто не помнит, почему этот дворец оказался заброшенным, но

высказали предположение, что один из членов императорской семьи когда-то

умер здесь от инфекционной болезни. Никто из дворца никогда не посещал

покинутые апартаменты.

V. Храмы Пекина.

Храмы Пекина также располагались большими комплексами. Величественный

Тяньтань («Храм неба»), возведенный в 1420–1530 годах во «Внешнем городе»,

состоит из ряда зданий, выстроившихся друг за другом на обширном

пространстве и окруженных кольцом зелени. Это два храма и беломраморный

ступенчатый алтарь, на котором совершались жертвоприношения. Грандиозный

храмовый ансамбль был связан с древнейшими религиозными обрядами китайцев,

почитавших небо и землю как дарителей урожая. Это отразилось и в

своеобразии архитектурного замысла. Круглые террасы алтаря и синие

конические крыши храмов символизировали небо, тогда как квадратная в плане

территория ансамбля – землю. Несмотря на иную форму сооружений, чем в

«Запретном городе», и здесь господствовал тот же анфиладный принцип их

расположения. Зритель, проходя весь долгий путь от ворот к храмам сквозь

строй белых резных арок, постепенно вживался в ритм ансамбля, постигая

красоту каждого сооружения.

[pic]

Рис. 3

Самое высокое здание Циняньдянь («Храм молитвы за богатый урожай»),

увенчанное густо-синей трехъярусной конусообразной крышей, вознесено на

тройную беломраморную террасу. Малый храм с одноярусной крышей как бы

вторит этому сооружению, повторяя его форму.

Небывалый пространственный размах ощущается и в погребальном комплексе

минских императоров Шисаньлин («13 гробниц»), сооруженное близ Пекина в

15–17 веках. Путь к этим погребениям оформлялся с особой торжественностью.

Он начинался издалека и был отмечен рядом ворот и арок, которые, в свою

очередь, подводили к огромной Аллее Духов длиной 800 метров, обрамленной с

двух сторон монументальными каменными статуями стражей покоя усопших –

двадцатью четырьмя фигурами животных и двенадцатью фигурами чиновников и

воинов. Сами погребения включали в себя множество сооружений: могильный

курган с подземным дворцом, полным сокровищ, храмы, башни, арки.

Расположенные у подножия гор суровые и монументальные здания живописно

включались в окружающий ландшафт.

VI. Архитектурные стили летних дворцов.

Хотя личные покои Запретного города были обширны и разнообразны,

императоры сочли летний городской воздух слишком нездоровым. С самых

древних времен двор на лето переезжал в специальные загородные резиденции.

Их строительство вызвало к жизни новый, менее официальный архитектурный

стиль. У Цинь Ши Хуан-ди, как уже говорилось, в окрестных парках было много

летних дворцов, служивших в то же время и охотничьими поместьями. Его

примеру следовали ханьские и танские императоры, а особенно — неугомонный

строитель Янь-ди, второй император Суй. Хотя от их дворцов и парков не

осталось и следа, сделанные историками описания показывают, что они

планировались точно так же, как и Юаньминюань, сооруженный Цянь-луном в

десяти милях от Пекина — обширный парк с многочисленными дворцами и

павильонами, разрушенный английскими и французскими солдатами в 1860 году.

Современный Летний дворец, восстановленный Цыси в 90-х годах XIX века, лишь

слабо напоминает оригинал.

[pic]

Рис. 4

Если в официозных "императорских городах", последним из которых был

Запретный город в Пекине, преобладали сплетенные в симметричной гармонии

пышность и строгость, в "летних дворцах" господствовали изящество и

обаяние. Если холмов и озер не было, то их создавали, не считаясь с

затратами, чтобы присутствовали все формы пейзажа на любой вкус. Деревья

специально сажали или пересаживали, как это было при суйском Ян-ди,

повелевшем издалека на специальных повозках доставить уже большие деревья.

Великолепные ландшафты имитировали полотна живописцев.

Среди лесов и ручьев, на берегах озер и склонах холмов строились

гармонично связанные с окрестностями павильоны. Казалось бы, они рассыпаны

беспорядочно, но на самом деле — по тщательно продуманному плану. Каждый из

них был снабжен всем необходимым, так что император мог по своему желанию

отправиться в любой из них и найти все подготовленным к его появлению.

Роскоши императорских дворцов старались следовать, в меньших,

правда, масштабах, и в городских, и в загородных домах богатых семей. Никто

— за исключением, быть может, англичан — не смог обойти китайцев в

искусстве создания садов и загородных резиденций. Китайцы, несмотря на свои

большие и населенные города, всегда были тесно связаны с сельской жизнью,

всегда любили естественную красоту. С древнейших времен в Китае бытовала

убежденность в высоком очищающем нравственном смысле пребывания в уединении

среди гор. Даосские мудрецы жили на лесистых склонах высоких гор и

отказывались сойти вниз, даже если сам император предлагал им высшие

почести. Многие выдающиеся ученые и поэты годами жили в глубинке, лишь

изредка посещая города. Столь характерное для европейцев чувство ужаса

перед дикой природой китайцам было неведомо.

VII. Городская стена – неотъемлемая часть китайского градостроительства.

Каждый китайский город был окружен стеной. Неотъемлемость понятия

"стена" от понятия "город" выразилась в том, что они обозначались одним и

тем же словом "чэн". Естественно, что к городским стенам, придававшим

городу его статус, относились с предельной тщательностью и вниманием.

Поэтому городские стены в Китае представляют собой совершенно уникальный

тип архитектурных сооружений. Пожалуй, они являются самыми внушительными и

прочными, чем где бы то ни было еще в мире.

Искусство возведения стен достигло своего совершенства на севере,

наиболее часто подвергавшемся нападениям кочевников. Стены Пекина,

построенные в начале XV века при династии Мин, вполне заслуженно пользуются

всеобщей известностью . Такие же высокие и крепкие стены можно встретить

повсюду в северо-западных провинциях, а особенно в Шэньси, где они окружали

каждый уездный город. Современные стены большей частью построены при Мин.

После изгнания монголов китайские императоры этой династии сочли

необходимым восстановить городские укрепления в северных провинциях,

пришедшие в упадок за время господства на севере кочевников.

В планировке городов и фортификаций также можно проследить два стиля:

северный и южный. На севере, где у строителей было много свободного

пространства и ровных площадей, города строились в форме прямоугольника.

Город делился на четыре части двумя прямыми, пересекающимися в центре

улицами. За исключением самых больших городов, в стенах было лишь четверо

ворот, по одним с каждой стороны. На пересечении двух главных улиц

находилась смотровая башня с четырьмя воротами, чтобы в случае бунта или

беспорядков каждую улицу можно было изолировать от остальных. В венчавшей

ворота трехэтажной, наподобие пагоды, башне располагались воины, здесь же

находился и огромный барабан, выполнявший роль городских часов. В него

ударяли через определенные промежутки времени.

Расположение ворот и двух главных улиц отличали правильность и

симметричность, чего нельзя сказать об улочках, пересекающих жилые

кварталы, извивающихся и изгибающихся между домами. В китайском городе

редко можно встретить разделение на богатые и бедные кварталы. Рядом с

богатыми домами, с множеством дворов и садов, на той же линии теснятся

бедные лачуги с одним двором. Если какая-то часть города больше подвержена

наводнениям после летних дождей, чем другая, естественно, что состоятельные

люди будут избегать низкой части города, хотя и здесь можно встретить

большие дома рядом с жилищами нищих.

На севере городские стены возводили, чтобы спасаться не только от

врагов, но и от наводнений. В основе стены лежал толстый слой твердой

глины, который с внешней и внутренней сторон обкладывался очень большими

кирпичами, в толщину достигавшими 4–5 дюймов. Верх стены также выкладывался

кирпичами. Стены строились усеченными кверху; если в основании толщина

достигала 40 футов, то наверху она была не более 20–25 футов. Высота стен

была различной, но в городах Шаньси, Пекине и Чанъани они достигали 60

футов. На расстоянии 50–100 ярдов от стены строились бастионы, периметр

верхней части которых доходил до 40 футов. У подножия бастионов проходил

ров; между рвом, стеной и башнями оставалась полоска незанятой земли.

По всем четырем углам стены и над воротами сооружались башни. Угловые

башни укреплялись с внешней стороны кирпичами и имели бойницы для стрельбы.

Башни над воротами, похожие на трехъярусные пагоды, только прямоугольной

формы, чаще всего строились из дерева и покрывались черепицей. В этих

башнях, весьма ярко характеризовавших городскую архитектуру, жили солдаты,

сторожившие ворота, а во время войны они служили постом для стрелков и

лучников. Башни над воротами Пекина имеют высоту 99 китайских футов.

Согласно китайским верованиям, на высоте ста футов обычно летают духи,

поэтому башни специально были спроектированы так, чтобы достигать

максимальной высоты и при этом избегать встречи с потусторонними силами.

Ворота главных городов обычно защищали полукруглые внешние укрепления,

в которых под прямым углом к открытым главным воротам находились внешние

ворота. Таким образом, если на внешние ворота нападали, главный проход

оставался защищенным. Предместья за внешними воротами также окружались

насыпной, не укрепленной кирпичами стеной, скорее для того, чтобы уберечься

от грабителей, чем чтобы оборонять город. До появления современной

артиллерии стены оставались практически неразрушимыми. Их толщина обрекала

на неудачу любую попытку подорвать или разбомбардировать их. Взобраться на

такие высокие стены также было делом очень трудным и опасным. Защищенный

город мог противостоять нападению огромной армии, и китайская история полна

рассказов о знаменитых осадах и героической обороне. Сломить сопротивление

скорее могли блокада и голод, ибо город зависел от поставок продовольствия

из деревень.

Городские стены на севере и северо-западе Китая во всех отношениях

превосходили укрепления южных городов. На юге лишь немногие города могли

строиться симметрично и с размахом, что обусловливалось как высокой

ценностью земли, на которой можно было сеять рис, так и неровной, отличной

от северных равнин поверхностью. Улицы узкие и петляющие, стены низкие,

хотя нередко каменные, ворота неширокие. Колесный транспорт на юге не был

распространен. На улицах было полно навьюченных мулов, паланкинов,

носильщиков и тачек, поэтому необходимости строить широкие проходы не

существовало. В Кантоне, например, по многим улицам могли пройти рядом лишь

два человека. Основным транспортным средством на юге была лодка, и по суше

в город приезжали лишь из предместий. Кроме того, юг не столь часто

подвергался нападениям, поэтому и укреплениям уделяли меньше внимания.

Великое произведение человеческих рук, строившееся с IV - III веков до

н.э., и являющееся одним из самых величественных памятников мирового

зодчества – Великая китайская стена. Выстроенная по северной границе Китая

для защиты страны от кочевников и прикрытия полей от песков пустыни, стена

первоначально простиралась на 750 км, затем, после многовековых достроек

она превысила 3000 км. Китайские зодчие строили стену лишь только по самым

крутым хребтам. Поэтому в некоторых местах стена описывает настолько резкие

повороты, что стены почти соприкасаются. Стена имеет в ширину от 5 до 8

метров, а в высоту от 5 до 10 метров. По поверхности стены идут зубцы и

дорога, по которой солдаты могли передвигаться. По всему периметру

проставлены башенки, через каждые 100 - 150 метров, для светового

оповещения о приближении врага. Стена сначала была собрана из

утрамбованного леса и камыша, затем её облицевали серым кирпичом.

VIII. Заключение.

Китайское зодчество 15–17 веков полно величия. В архитектуре

последующих столетий оно еще сохраняется, но постепенно берет верх

нарастающая тяга к пышности, обилию декоративного убранства. Курильницы и

вазы, резные ворота и парковая скульптура становятся неотъемлемой частью

многочисленных комплексов. Изощренная затейливость отличает оформление

загородного императорского дворца Ихэюань («Сад безмятежного отдыха») с его

изгибающимися легкими сквозными галереями, арочными мостами, перекинутыми

через водоемы, причудливыми беседками и пагодами из фарфора, меди, дерева и

камня

Архитектурные сооружения XVIII - XIX веков продолжая развивать

традиции прошлого вместе с тем отличаются от более строгого духа

предшествующих периодов значительно возросшей пышностью, большей связью с

декоративными видами искусства. Загородный парк Ихэюань расположенный близ

Пекина, весь застроен лёгкими причудливыми беседками, многочисленными

орнаментальной скульптурой. Стремление к орнаментации, к детальной

разработке отдельных мотивов архитектуры, слияние декоративно-прикладных и

монументальных форм постепенно подготавливают отход от монументального

характера зодчества прошлых периодов. Однако в это время были проведены ещё

многочисленные восстановительные работы. Был восстановлен Храм неба,

реставрирован Запретный город, сохранившие свой первоначальный величавый

дух. В этот же период строятся такие красивые совершенные по формам и

живописные постройки, как галерея Чанлан (длинная галерея) в парке Ихэюань,

горбатые мраморные мосты, образующие словно замкнутое кольцо вместе со

своим отражением, и т.д. Однако уже к концу XIX - началу XX века всё

растущие вычурность и прихотливость узоров привели к утрате органического

соединения орнамента и формы здания. XIX век явился заключительным этапом в

развитии блестящей и своеобразной архитектуры Китая.

[pic]

Литература:

1. "Страноведение Китая", ИД "Муравей", М., 1999

2. Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство: Введение

в

традиционную культуру Китая. М.: ИД “Муравей”, 1998.

3. Кравцова М.: Е. История культуры Китая: Учеб. пособие для вузов. СПб.:

Лань, 1999..

4. Малявин В.В. Китай в ХVI-ХVII веках: Традиция и культура. М.: Искусство,

1995.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.