рефераты бесплатно

МЕНЮ


Готика

Готика

ГОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим

этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и

частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика»

введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего

средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века,

когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены

хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и

позднюю фазы.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь,

и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и

культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно

культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с

вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и

условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала

главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур,

зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец

синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей).

Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и

сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное

сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в

структуре средневекового общества: начало формирования централизованных

государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и

ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития

общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых

религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и

эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные

типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и

гражданская архитектура.

Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания,

укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась

домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От

площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трёх -этажных

домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города

окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки

постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и

культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его

застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни. В

нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались

мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом

знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его

художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной

динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой

их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии

и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание

горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и опирающихся

на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных

ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками,

План собора в Реймсе (Франция). 1211—1311г.

которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода,

заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.

Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок

(аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки

стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.

Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных

конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое

величие усилий человеческого коллектива.

Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12

в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы

получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные

базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора

(«деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец

капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием

витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается

рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок,

убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту

высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство

аспектов, ощущение беспредельности пространства.

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-

пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д.

Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее,

рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн

образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи

и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения

готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе,

Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и

благородством.

На главной площади городов строились ратуши с обильным декором,

нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в

величеств. дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца

в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая

торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть

массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать

динамическое единство внутреннего пространства.

В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств,

расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое

представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была

скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые

пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились

подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем

возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам

человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного

страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты,

возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и

фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела

книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма

декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового

ремесла.

В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные

алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную

скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый

эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко

экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых.

К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая

скульптура из слоновой кости, серебрянные реликварии, лиможская эмаль,

шпалеры и резная мебель.

Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий

языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились

росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В

миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой

человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались

светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания,

танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге)

отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная

пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями,

растительным орнаментом, изображениями фантастических животных;

характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и

крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика

витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства

Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже,

Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством

ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются

грандиозные соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-

Шапель в Париже (1243-1248) с многочисленными витражами. С середине 13

века величественные соборы строились в других европейских странах - в

Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221—

1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в

Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готич. строит,

приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли

принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.

В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало

кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили

одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.

ОСОБЕННОСТИ ГОТИКИ ФРАНЦИИ

Старые города постепенно разрастались, укреплялись , перестраивались,

новые обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную

сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади - соборную и

рыночную. Главным городским сооружением остался собор, господствовавший

над всей застройкой и получивший во Франции свои классические формы. Это

три - пять нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом

капелл, высоким и просторным интерьером, двух-башенным фасадом с тремя

перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения

раннеготического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, ок.

1140, в Париже, в Шартре) сохранили массивность стен, грузность нервюр,

горизонтальность композиций линий фасадов, тяжёлые двух-про-лётные

аркбутаны. Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декор,

деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе,

Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. В конце 13 - 14 веков в архитектуре

соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий архитектурные членения,

появились искривленные линии, пламенеющего стиля (церковь Сен - Маклу в

Руане). Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский

дворец в Авиньоне; замок Пьерфон, 1390–1420г.). В 15 веке возник тип

богатого городского дома - отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).

В готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами,

возродился интерес к физической красоте и чувствам человека, к реальным

природным формам. В этот период были созданы подлинные шедевры скульптуры:

рельефы и статуи северного портала собора в Шартре, глубоко человечный

образ благославляющего Христа на западном фасаде собора в Амьене,

высокоодухотворённые образы группы «Посещение Марией Елизаветы» на

западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние

на развитие всей западноевропейской скульптуры. В готической живописи

главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж, звучный и

интенсивный по цвету. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и

собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую наряду с каноническими

сценами включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и

замков (росписи папского дворца в Авиньоне, 14 -15 вв.).

В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному

воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей,

обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского и итальянского

искусства появились станковые картины и портреты. Решительный переход к

правдивому и жизненно убедительному изображению реальной среды произошёл в

творчестве Лимбург. Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались

произведения искусства: мелкая пластика, эмали шпалеры, резная мебель.

Стиль французской Готики проявился в удобных и вместе с тем

торжественно-импозантных постройках королей и дворянских замков,

функционально продуманных и прихотливо отделанных городских особняках. В

них готически логичная конструкция, вертикализм и живописность композиции,

живой силуэт удачно сочетаются с лёгким изящным декором и тонким

членением плоскостей стен. Таковы замки Амбуаз (1492-1498), Гайон

(1501—10), отель Бур-терульд и Бюро финансов в Руане.

Помимо приглашавшихся из Италии мастеров появились многосторонне

образованные французские архитекторы — Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско,

Ж. А. Дюсерсо. Глубоко национальные произведения стали живописные,

неотъемлемые от окружающего пейзажа замки-резиденции в долине Луары (Азе-ле-

Ридо, 1518-1529г.; Шенонсо, 1515-1522г.; Шамбор, начат в 1519г.).

Роскошная отделка парадных залов резным деревом, фресками, стуком

характерна для дворца Фонтенбло, где работали итальянские мастера-

маньеристы Россо Фьорентино и Приматиччо.

Жемчужиной зрелости эпохи во Франции стало здание нового Лувра

(1546—74, арх. Леско, скульптор Ж. Гужон) в Париже. Жизнерадостный и

изящный стиль французского Возрождения в изобразительном искуссве наиболее

ярко проявился в портрете (живописном и карандашном) таких замечатательных

мастеров, как Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж.

и Ф. Клуэ, Корнеля де Лион.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая художественная энциклопедия. I – II том. 1980г.

2. Воронцов А.И. Экскурс мировых достопримечательностей. Москва, 1983г.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.