Готика
Готика
ГОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ
Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим
этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и
частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика»
введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего
средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века,
когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены
хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и
позднюю фазы.
Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь,
и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и
культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно
культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с
вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и
условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала
главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур,
зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец
синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей).
Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и
сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное
сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в
структуре средневекового общества: начало формирования централизованных
государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и
ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития
общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых
религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и
эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные
типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и
гражданская архитектура.
Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания,
укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась
домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От
площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трёх -этажных
домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города
окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки
постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и
культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его
застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни. В
нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались
мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом
знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его
художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной
динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой
их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии
и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание
горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и опирающихся
на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных
ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками,
План собора в Реймсе (Франция). 1211—1311г.
которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода,
заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.
Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок
(аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки
стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.
Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных
конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое
величие усилий человеческого коллектива.
Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12
в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы
получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные
базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора
(«деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец
капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием
витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается
рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок,
убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту
высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство
аспектов, ощущение беспредельности пространства.
На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-
пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д.
Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее,
рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн
образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи
и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения
готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе,
Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и
благородством.
На главной площади городов строились ратуши с обильным декором,
нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в
величеств. дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца
в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.
Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая
торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть
массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать
динамическое единство внутреннего пространства.
В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств,
расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое
представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была
скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые
пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились
подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем
возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам
человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного
страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.
В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты,
возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и
фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела
книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма
декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового
ремесла.
В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные
алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную
скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый
эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко
экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых.
К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая
скульптура из слоновой кости, серебрянные реликварии, лиможская эмаль,
шпалеры и резная мебель.
Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий
языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились
росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В
миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой
человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались
светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания,
танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге)
отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная
пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями,
растительным орнаментом, изображениями фантастических животных;
характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и
крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика
витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства
Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже,
Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством
ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются
грандиозные соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-
Шапель в Париже (1243-1248) с многочисленными витражами. С середине 13
века величественные соборы строились в других европейских странах - в
Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221—
1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в
Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готич. строит,
приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли
принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.
В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало
кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили
одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.
ОСОБЕННОСТИ ГОТИКИ ФРАНЦИИ
Старые города постепенно разрастались, укреплялись , перестраивались,
новые обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную
сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади - соборную и
рыночную. Главным городским сооружением остался собор, господствовавший
над всей застройкой и получивший во Франции свои классические формы. Это
три - пять нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом
капелл, высоким и просторным интерьером, двух-башенным фасадом с тремя
перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения
раннеготического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, ок.
1140, в Париже, в Шартре) сохранили массивность стен, грузность нервюр,
горизонтальность композиций линий фасадов, тяжёлые двух-про-лётные
аркбутаны. Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декор,
деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе,
Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. В конце 13 - 14 веков в архитектуре
соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий архитектурные членения,
появились искривленные линии, пламенеющего стиля (церковь Сен - Маклу в
Руане). Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский
дворец в Авиньоне; замок Пьерфон, 1390–1420г.). В 15 веке возник тип
богатого городского дома - отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).
В готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами,
возродился интерес к физической красоте и чувствам человека, к реальным
природным формам. В этот период были созданы подлинные шедевры скульптуры:
рельефы и статуи северного портала собора в Шартре, глубоко человечный
образ благославляющего Христа на западном фасаде собора в Амьене,
высокоодухотворённые образы группы «Посещение Марией Елизаветы» на
западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние
на развитие всей западноевропейской скульптуры. В готической живописи
главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж, звучный и
интенсивный по цвету. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и
собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую наряду с каноническими
сценами включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и
замков (росписи папского дворца в Авиньоне, 14 -15 вв.).
В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному
воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей,
обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского и итальянского
искусства появились станковые картины и портреты. Решительный переход к
правдивому и жизненно убедительному изображению реальной среды произошёл в
творчестве Лимбург. Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались
произведения искусства: мелкая пластика, эмали шпалеры, резная мебель.
Стиль французской Готики проявился в удобных и вместе с тем
торжественно-импозантных постройках королей и дворянских замков,
функционально продуманных и прихотливо отделанных городских особняках. В
них готически логичная конструкция, вертикализм и живописность композиции,
живой силуэт удачно сочетаются с лёгким изящным декором и тонким
членением плоскостей стен. Таковы замки Амбуаз (1492-1498), Гайон
(1501—10), отель Бур-терульд и Бюро финансов в Руане.
Помимо приглашавшихся из Италии мастеров появились многосторонне
образованные французские архитекторы — Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско,
Ж. А. Дюсерсо. Глубоко национальные произведения стали живописные,
неотъемлемые от окружающего пейзажа замки-резиденции в долине Луары (Азе-ле-
Ридо, 1518-1529г.; Шенонсо, 1515-1522г.; Шамбор, начат в 1519г.).
Роскошная отделка парадных залов резным деревом, фресками, стуком
характерна для дворца Фонтенбло, где работали итальянские мастера-
маньеристы Россо Фьорентино и Приматиччо.
Жемчужиной зрелости эпохи во Франции стало здание нового Лувра
(1546—74, арх. Леско, скульптор Ж. Гужон) в Париже. Жизнерадостный и
изящный стиль французского Возрождения в изобразительном искуссве наиболее
ярко проявился в портрете (живописном и карандашном) таких замечатательных
мастеров, как Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж.
и Ф. Клуэ, Корнеля де Лион.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая художественная энциклопедия. I – II том. 1980г.
2. Воронцов А.И. Экскурс мировых достопримечательностей. Москва, 1983г.
|