Архитектурные памятники первой половины XIX века
Архитектурные памятники первой половины XIX века
Архитектурные памятники первой половины XIX века.
В первой трети девятнадцатого века создаются ни с чем не сравнимые
шедевры архитектуры высокого классицизма, ансамбли красивейших площадей
Петербурга. При Александре первом господствовал упрощённый, лишённый
фантазии стиль. Как и в восемнадцатом веке, в девятнадцатом в основу был
взят принцип регулярности застройки. С особой силой проявляется значение
Невы как главной артерии и основной композиционной образующей в центре
Санкт-Петербурга. Почти всё пространство, занимаемое в настоящее время
Петербургом, в середине девятнадцатого века уже вошло в черту города и было
застроено. Были возведены важнейшие здания, сохранившиеся до наших дней с
небольшими изменениями. Частных построек было мало. Прокладывались новые
улицы, обстраивались площади. Улицы мостились крупным булыжником.
Ансамбль Смольного.
Проект комплекса монастыря состоит из собора с колокольней, служебных
и жилых корпусом, трапезной и других помещений. Собор монастыря –
замечательный образец архитектуры этого периода, одно из лучших
произведений Ф. Б. Растрелли. Великолепный комплекс создан в стиле русского
барокко. Ансамбль был запроектирован в традициях русских монастырских
комплексов с пятиглавым собором в центре огромного крестообразного в план
двора, ограждённого по периметру протяжённым монастырским зданием. Отдельно
стоящая колокольня представляет собой многоярусное сооружение высотой 140
метров, – так пожелал император, чтобы превзойти колокольню Ивана Великого.
Достройка и внутренняя отделка собора была осуществлена архитектором
Стасовых в 1832-1835-х годах. Монастырь был первым женским учебным
заведением в России для девушек дворянского происхождения.
К югу от монастыря в 1806-1808 годах по проекту Д. Кваренги было
построено здание Смольного института со служебными корпусами, садом ми
оградой. Здание предназначалось для закрытого учебного заведения –
Института благородных девиц, который стал называться институтом благородных
девиц. Широкий курдонер охвачен в плане зданием с великолепным
восьмиколонным портиком ионического ордера, поднятым на аркаду цокольного
этажа главного западного фасада. Здание Смольного построено в формах,
свойственных становлению стиля высокого классицизма.
Михайловский замок.
Территория ансамбля располагалась на правом берегу реки Фонтанки,
недалеко от её истока, за вторым летним садом, с южной стороны верховья
реки Мойки, и занимала часть обширной территории Третьего Летнего сада.
Здесь, на берегу Фонтанки и Мойки, Пётр I для Екатерины I когда-то построил
летний дом, вокруг которого был разведён сад. Дом этот посещался редко и
мало-помалу обветшал. В конце 30-х годов восемнадцатого века для Анны
Иоанновны был выстроен новый дворец, а старый разобран. Строился он Ф.Б.
Растрелли и был шедевром русского барокко. Жила же в новом дворце Елизавета
Петровна, здесь Екатерина II принимала официальное поздравление по случаю
вступления на престол. В нём же родился будущий император Павел I. После
смерти Екатерины II Павел I приказал в 1779 году разобрать дворец и на его
месте построить дворец-замок, при котором должна была быть церковь
архистратига Михаила, сам же замок было принято называть Михайловским. В
его торжественноё закладке принимал участие и сам император с императрицей
Марией Фёдоровной. Замок был готов к 1800 году, 8 ноября состоялось
освещение, одновременно с освящением его церкви. Потайные ходы, окружавшие
его земляные валы и каналы с подъёмными мостами, казались Павлу I надёжной
защитой от дворцовых переворотов. Но императору удалось пожить в новой
резиденции недолго. Здесь же, в ночь на 11 марта 1801 года, он был задушен
заговорщиками. Михайловский замок и площадь-плац называемая
Коннетабльской, отделялась от окружающей территории глубокими каналами с
переброшенными через них подъёмными мостами. Каждый из четырёх фасадов
замка решён своеобразно и не повторяет другой. Стилевые сосбенности
архитектуры замка открывают перед нами двери в XIX век.
В ансамбль Михайловского замка включают так же Михайловский манеж,
конюшни.
В 1823 году в замке было размещено Главное инженерное училище, с
этого времени он стал называться Инженерным замком.
Александринский театр
На Александринской площади находился деревянный Итальянский павильон.
Его решено было переделать в театр. В 1801 году деревянный театр по проекту
В. Бренны был готов. Вначале его называли театр Казасси по имени
руководителя труппы, но с 1803 года театр стал называться Малым. Малый
театр своим видом не соответствовал тому ответственному месту, которое
занимал на площади, да и вместимость зрительного зала была недостаточная. В
1811 году принимается решение о строительстве в этом районе нового театра.
Начавшаяся война приостановила проектирование. К вопросу о строительстве
театра вернулись лишь в 1818 году. Проектировал театр К. И. Росси. Работа у
архитектора заняла с небольшими перерывами 20 лет, и в результате
трудоёмкой работы он создал уникальный проект театрального ансамбля.
Строился театр с 1828 по 1832 год. Он расположен в глубине площади и
обращён своим главным фасадом к Невскому проспекту. Здание Александринского
театра играет в ансамбле площади доминирующую роль. Оно является образцом
высокого классицизма в архитектуре. Обработанные рустами стены нижнего
этажа служат как бы цоколем торжественных колоннад, украшающих фасады
здания. Шестиколонная лоджия коринфского ордера главного фасада с аттиком,
украшенным барельефными скульптурами Славы и Лиры, на котором установлена
квадрига Аполлона, придают театру особую величавость. В нишах главного
фасада – статуи муз Терпсихоры и Мельпомены. Задний фасад помимо пилястр
украшен также статуями муз Клио и Эвтерпы.
Первая половина девятнадцатого века превратила градостроительное ядро
Петербурга в уникальную, целостную систему архитектурных ансамблей, не
имеющих себе равных истории мирового градостроительства искусства.
Реферат
По истории и культуре Санкт-Петербурга
На тему:
Архитектурные памятники первой половины XIX века.
Ученицы 9а класса
214 лицея
Петроченковой Анастасии
|