рефераты бесплатно

МЕНЮ


Прокурор в хозяйственном процессе

принципа диспозитивности в ГПК ослаблено. Непонятно также, как и кто должен

определять необходимость высылки копий документов, прилагаемых к заявлению

прокурора.

ХПК предусматривает обязанность соблюдения истцами установленного

законодательством досудебного порядка урегулирования спора (как, например,

для исков, вытекающих из договора перевозки). Для прокурора, других

государственных органов, выступающих с заявлением в защиту государственных

и общественных интересов, ХПК делает исключение. Соблюдение досудебного

порядка урегулирования спора указанным государственным органам не требуется

(ст. 4 ХПК). Однако они должны соблюсти такой порядок, если направляют

заявление в защиту интересов конкретных лиц.

ГПК и ХПК ограничивают право прокурора направить в общий или

хозяйственный суд заявление о возбуждении дела только пределами

подведомственности дел указанным судам. Это означает, что прокурор вправе

поставить вопрос о возбуждении любого дела в рамках тех видов производства,

которые предусмотрены соответствующим процессуальным кодексом (искового,

особого, из административно-правовых отношений, приказного).

Применительно к хозяйственному судопроизводству приведенный выше тезис

предполагает и право прокурора направить в хозяйственный суд исковое

заявление о признании недействительным (полностью или частично)

ненормативного акта государственного или иного органа, не соответствующего

законодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные

интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ст. 27 ХПК).

Такой вывод следует также из анализа статьи 2 Закона «О прокуратуре»,

где сказано, что деятельность прокуратуры направлена на обеспечение

верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод

граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования,

учреждений, организаций, общественных объединений. Поэтому, если протест

прокурора на ненормативный акт, принесенный им в порядке общего надзора,

был отклонен соответствующим органом (должностным лицом), прокурор вправе

обратиться с заявлением в хозяйственный суд о признании данного акта

недействительным. Представляется, что с аналогичным заявлением прокурор

вправе обратиться и в общий суд при необходимости защиты прав и законных

интересов граждан.

Кроме того, надо учитывать совместное постановление Пленума Верховного

Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики

Беларусь от 22 июня 2000 года «О разграничении подведомственности дел между

общими и хозяйственными судами». В нем подчеркивается, что хозяйственные

суды рассматривают также дела по заявлениям юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей на неправомерные действия (бездействие)

государственных органов, юридических лиц, а также организаций, не

являющихся юридическими лицами, и должностных лиц об ущемлении их прав,

если законодательством прямо не предусмотрена подведомственность таких

споров общим судам. Право граждан и других лиц обратиться с аналогичной

жалобой в общий суд предусмотрено статьей 353 ГПК. Следовательно, прокурор

может направлять в общий или хозяйственный суд заявления и такого

характера.

Эти предложения нуждаются в законодательном закреплении, для того

чтобы соответствующие правовые нормы можно было эффективно использовать с

целью защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Глава 2. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ ДЕЛ СУДОМ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ

Порядок участия прокурора в судебном разбирательстве, его права и

обязанности в гражданском и хозяйственном судопроизводстве имеют свои

особенности. Кроме того, не все вопросы участия прокурора достаточно полно

регламентированы в действующих законодательных и иных правовых актах.

ГПК предусматривает, что участие прокурора в судебном разбирательстве

обязательно:

. в случае направления им в суд заявления в защиту чьих-либо

интересов,

. а также когда необходимость участия прокурора в данном деле признана

судом (ст. 83 ГПК).

Указанная норма устранила недостаток, имевшийся в прежнем ГПК (ст.

105). В ней указывалось, что участие прокурора обязательно в случаях, когда

это предусмотрено законом или когда такое участие признает необходимым суд.

Не вносил ясности в этот вопрос и Закон «О прокуратуре». Так, статья 28

Закона «О прокуратуре» обязывает прокурора участвовать в рассмотрении судом

первой инстанции гражданских дел в тех случаях, когда это предусмотрено

законом или признано необходимым самим прокурором. Таким образом, оба

закона отсылали к третьему (неопределенному) закону и одновременно

содержали возможность признания обязательным участие прокурора в

гражданском процессе судом или самим прокурором.

В Приказе Генерального прокурора №3 от 31 марта 1995 года «О повышении

эффективности прокурорского надзора за соответствием закону судебных

решений по гражданским делам» определяются случаи, когда прокуроры должны

принимать обязательное участие в судебном разбирательстве гражданских дел:

1) когда такое участие предусмотрено законом;

2) когда такое участие признано необходимым судом;

3) по делам, возбужденным по инициативе прокурора;

4) о восстановлении на работе;

5) о выселении без предоставления жилого помещения;

6) об освобождении имущества от ареста;

7) о жалобах на неправомерные действия органов государственного

управления или должностных лиц, ущемляющие права граждан.

По делам иных категорий прокурорам предоставлено право решать вопрос об

участии в делах исходя из их актуальности, сложности, общественного и

социального значения[7].

Следует, однако, заметить, что ни ГПК, ни Закон «О прокуратуре», ни

приказ Генерального прокурора не определяют механизм вступления прокурора в

процесс, когда он сам посчитает необходимым обязательно участвовать в деле.

Если воспринять возможность прокурора по своей инициативе участвовать в

деле как реальную, то такой механизм нужен. Тем более, что статья 81 ГПК

предоставляет прокурору право вступить в дело в любой стадии процесса, если

этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и

охраняемых законом интересов граждан.

Прокурор рассматривается в ГПК как юридически заинтересованное в исходе

дела лицо, участвующее в деле, и обладает широким кругом процессуальных

прав. Он имеет право:

° подавать заявления;

° знакомиться с материалами дела и делать выписки из них;

° снимать копии с представленных документов и требовать их

удостоверения;

° заявлять отводы;

° представлять доказательства и участвовать в их исследовании;

° задавать вопросы другим участникам судопроизводства по делу;

° заявлять ходатайства;

° давать устные и письменные объяснения суду;

° представлять свои доводы и соображения;

° возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц;

° опротестовывать судебные постановления;

° а также совершать иные процессуальные действия, предусмотренные ГПК

(ст.54 и ст.56).

Кроме того, прокурор, участвующий в деле, высказывает мнения по

вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в

целом (вместо заключения в прежнем ГПК).

В то же время прокурор обязан добросовестно пользоваться принадлежащими

ему процессуальными правами.

Отказ прокурора от своего заявления не лишает лицо, в защиту прав и

охраняемых законом интересов которого он обратился в суд, права требовать

рассмотрения дела по существу. Если же истец отказывается от иска,

заявленного прокурором, то суд вправе прекратить производство по делу.

Хозяйственный процессуальный кодекс несколько иначе решает вопросы

участия прокурора в хозяйственном судопроизводстве при рассмотрении дела

судом первой инстанции. В нем указывается (ст. 47), что прокурор,

предъявивший исковое заявление, несет обязанности и пользуется

процессуальными правами истца, кроме права на заключение мирового

соглашения. К сожалению, ХПК не содержит отдельной нормы о процессуальных

правах истца. Поэтому с помощью анализа норм о правах и обязанностях лиц,

участвующих в деле, к которым относится и истец, можно прийти к выводу о

том, что полномочия прокурора в хозяйственном судопроизводстве такие же,

как и в гражданском. Но ХПК не предусматривает права прокурора снимать

копии представленных документов и требовать их удостоверения. Задавать

вопросы другим участникам процесса можно с разрешения хозяйственного суда

(ст. 39).

Закон «О прокуратуре» не содержит каких-либо норм об обязательном

участии прокуроров в рассмотрении хозяйственных споров судом первой

инстанции.

Отказ истца от иска, заключение мирового соглашения по иску,

предъявленному прокурором в интересах государства и общества, не влекут по

ХПК прекращения производства по делу.

Приказ Генерального прокурора №3 от 26 января 1994 года «Об усилении

прокурорского надзора за законностью разрешения хозяйственных споров»

содержит в этой части не совсем согласующуюся с законом норму. В п.7

данного приказа указано: «Не допускать отказа прокурора от поддержания иска

по просьбе истца или ответчика, органов государственной власти и управления

без документального подтверждения факта урегулирования спора в

добровольном порядке до рассмотрения дела в суде. Отзыв иска возможен лишь

после того, как нарушение законодательства реально устранено и

необходимость в защите интересов субъекта хозяйствования в судебном порядке

отпала»[8]. Если буквально толковать такое требование приказа, то прокурор

не вправе отказаться даже от необоснованного иска. Возможны и другие

законные основания для отказа от иска, где прокурор не только вправе, но и

обязан это сделать.

Глава 3. ПРИНЕСЕНИЕ КАССАЦИОННОГО ПРОТЕСТА

Кассационная практика общих судов Республики Беларусь показывает, что

судебные ошибки при рассмотрении гражданских дел в судах первой инстанции

имеют широкое распространение.

При таких обстоятельствах возникает объективная необходимость в

изменении системного подхода к улучшению качества правосудия по гражданским

делам. Отрицать значение прокурорского надзора за законностью и

обоснованностью судебных решений по гражданским делам на данном этапе нет

никаких оснований.

Действующий ГПК предусматривает возможность кассационного обжалования и

опротестования не вступивших в законную силу решений всех общих судов

Республики Беларусь. Исключение составляют лишь решения Верховного Суда

Республики Беларусь, вынесенные им в качестве суда первой инстанции,

которые не подлежат кассационному обжалованию и опротестованию.

Право на принесение кассационного протеста на незаконное или

необоснованное решение принадлежит прокурору или заместителю прокурора

независимо от того, участвовал ли он в данном деле. Помощники прокуроров,

прокуроры управлений и отделов могут приносить протесты лишь по делам, в

рассмотрении которых они участвовали (ст. 399 ГПК).

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что под

термином «прокурор или заместитель прокурора» подразумеваются руководители

органов прокуратуры независимо от их уровня. Кассационный протест может

быть принесен прокурором района, города, межрайонным прокурором или их

заместителями, прокурором области и его заместителями, Генеральным

прокурором Республики Беларусь и его заместителями. Но в системе органов

прокуратуры имеются также Белорусский военный прокурор с заместителями,

Белорусский транспортный прокурор с заместителями. Кроме того, в состав как

военной так и транспортной прокуратуры входят их областные структуры,

имеющие соответственно прокурора и заместителя. ГПК не оговаривает вправе

ли они беспрепятственно приносить кассационные протест по делам,

рассмотренным общим судом.

В Законе «О прокуратуре» (ст. 30) говорится только о том, что право

принесения в вышестоящий суд частных и кассационных протестов на не

вступившие в законную силу суде решения, приговоры, определения и

постановления принадлежит соответствующему прокурору, его заместителю в

пределах их компетенции. Однако не понятно, что означают слова

«соответствующий прокурор» и «в пределах его компетенции». Следует также

упомянуть, что в систему общих судов включены военные суды, которые

рассматривают уголовные и гражданские дела. Таким образом, не понятно, кто

из должностных лиц органов прокуратуры вправе опротестовывать решения

военных судов (только ли военные или и другие прокуроры).

С моей точки зрения, все эти вопросы требуют надлежащего правового

регулирования на уровне законов.

ГПК предоставляет прокурору неограниченное право знакомиться с

материалами дела, по которому решение обжаловано в кассационном порядке, и

в том случае, если он в деле не участвовал.

Порядок подачи кассационного протеста прокурора (как и кассационной

жалобы) в ГПК остается прежним: протест адресуется в суд кассационной

инстанции, но подается в суд, вынесший решение. Новеллой является

установление оснований к отказу в принятии кассационного протеста (ст. 408

ГПК). Такими основаниями являются случаи:

1) если протест принесен лицом, не имеющим права на опротестование;

2) если судебный акт не подлежит кассационному опротестованию в силу

закона;

3) если лицо, принесшее кассационный протест, пропустило установленный

законом срок для опротестования, а в восстановлении этого срока отказано.

Отказывать в принятии кассационного протеста, надо полагать, будет

судья, вынесший опротестованное решение, что можно признать спорным.

В ГПК введены повышенные требования к содержанию кассационного

протеста. Прокурор должен будет, в частности, указать не только, в чем

заключается неправильность решения, изложить свою просьбу, но и обосновать

ее, а по имущественным делам – конкретизировать оспариваемую сумму.

Несколько уточнен в ГПК срок для принесения кассационного протеста.

Теперь кассационный протест подается в десятидневный срок со дня вынесения

решения или вручения кассатору по его требованию этого решения с

мотивировочной частью (ст.410). Дело в том, что мотивировочная часть

(обоснование) решения по новому ГПК составляется не по каждому делу, а

только в случаях, установленных ГПК. В свою очередь мотивировочная часть

решения составляется в семидневный срок со дня подачи заявления об этом и

поступления кассационной жалобы или кассационного протеста (ст. 312 ГПК).

Прокурор, независимо от его участия в рассмотрении дела, относится к числу

юридически заинтересованных в исходе дела лиц и имеет право на принесение

кассационного протеста. По любому делу он может потребовать составления

мотивировочной части решения.

Судья первой инстанции обязан направить юридически заинтересованным в

исходе дела лицам копии кассационной жалобы или кассационного протеста не

позднее следующего дня после принятия кассационной жалобы или кассационного

протеста.

На кассационный протест прокурора, как и на кассационную жалобу,

юридически заинтересованные в исходе дела лица могут представить свои

возражения, а не объяснения, как было ранее. Эти возражения могут быть

поданы либо в суд первой инстанции до направления дела в суд кассационной

инстанции, либо непосредственно в кассационную инстанцию до начала или в

процессе рассмотрения дела (ст. 414 ГПК).

Только прокурору, принесшему кассационный протест, предоставлено право

отозвать этот протест (ст. 416 ГПК). Вышестоящему прокурору ГПК такого

права не предоставляет. Указанную норму надо понимать так, что кассационный

протест, принесенный, например, помощником прокурора района, не вправе

отозвать ни прокурор района, ни вышестоящие должностные лица органов

прокуратуры.

Существенным в плане защиты прав и законных интересов является в

указанной выше норме ГПК и нововведение, предусматривающее, что протест

прокурора может быть отозван в суде кассационной инстанции.

Что касается хозяйственного процесса, то ранее действовавший ХПК вообще

не предусматривал кассационного производства, а следовательно, и

кассационного протеста прокурора.

Новый ХПК вводит кассационное производство. Кассационной инстанцией в

отношении решений хозяйственных судов областей и приравненных к ним судов

выступает кассационная коллегия этого же хозяйственного суда, назначаемая

председателем суда или его заместителем по каждому делу либо созданная на

постоянной основе. В состав такой коллегии не может входить судья, вынесший

решение в качестве суда первой инстанции.

Прокурор имеет право принести кассационный протест, если он принимал

участие в деле (ст. 174 ХПК). Должностное положение работников прокуратуры

здесь не имеет значения.

В отличие от порядка подачи кассационного протеста, установленного ГПК,

ХПК обязывает прокурора направить копии кассационного протеста и

прилагаемых документов лицам, участвующим в деле. Срок для подачи

кассационного протеста равен десяти дням со дня принятия решения.

ХПК предполагает возможность подачи как первичного, так и

дополнительного кассационного протеста (ст. 178 ХПК). Кассационный протест

прокурора может быть возвращен, если:

1) он не подписан или подписан с нарушением установленного порядка;

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.