Прокурор в хозяйственном процессе
Прокурор в хозяйственном процессе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………..……………….…………3
Глава 1. Обращение прокурора в суд с заявлением в защиту интересов других
лиц ...5
Глава 2. Участие прокурора в разбирательстве дел судом первой инстанции
………12
Глава 3. Принесение кассационного протеста ……… ………...………….……………15
Глава 4. Участие прокурора в суде кассационной инстанции ……..……………….….19
Глава 5. Сущность, задачи и особенности участия прокурора в надзорном
производстве …...……………………………………………………………………….....21
Глава 6. Участие прокурора в рассмотрении дел в порядке надзора
………….…......26
Глава 7. Представление прокурора о пересмотре (возобновлении) дел по вновь
открывшимся обстоятельствам ……… ………...…………………….…..….…………28
Глава 8. Участие прокурора в исполнительном производстве ……..………………….31
Глава 9. Другие формы участия прокурора в гражданском и хозяйственном
судопроизводстве …………………………………………………………………………………34
Заключение ………………………………………………………………………………..36
Список использованной литературы ..…………………………...….………….....……38
ВВЕДЕНИЕ
В данный момент в нашем государстве проводится обновление всех отраслей
национального законодательства, в том числе и процессуального. Национальное
законодательство приводится в соответствие с Конституцией Республики
Беларусь, международными договорами и должно отвечать требованиям,
предъявляемым к законодательству правового государства.
Так, например, в 1998 году были приняты и вступили в силу Гражданский
процессуальный кодекс Республики Беларусь[1] и Хозяйственный процессуальный
кодекс Республики Беларусь[2]. Кроме того, в скоро будущем ожидается
принятие новой редакции ХПК.
В этой связи, с моей точки зрения, представляется актуальным освещение
некоторых аспектов участия прокурора в гражданском и хозяйственном
процессе. Сама же проблема заслуживает самого серьезного внимания и с
теоретической, и с практической стороны.
Проблема заключается в том, что состояние законности и правопорядка
зависит не только от норм материального, но еще и от претворения в жизнь
норм и принципов процессуального права. Обеспечение правовых гарантий
юридических и физических лиц является одной из задач прокурорского надзора.
Поэтому участие прокурора в процессе может способствовать укреплению
законности. Так, например, Конституция Республики Беларусь (ч. 2 ст. 125)
подчеркивает, что прокуратура осуществляет надзор за соответствием закону
судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об
административных правонарушениях.
Освещение поставленной проблемы требует решения задач:
. Определить случаи, когда прокурор имеет право участвовать в гражданском
и хозяйственном процессе;
. Рассмотреть его роль и функции в хозяйственном и гражданском процессе;
. Выяснить формы реагирования.
Кроме того, одна из главных задача моей работы заключается в выявлении
проблем по участию прокурора в хозяйственном процессе и в сравнении участия
прокурора в гражданском и хозяйственном процессе с тем, чтобы выявить не
существует ли противоречий между ГПК и ХПК по регулированию участия
прокурора в процессе, а также определить степень этих противоречий.
Объектом настоящего исследования является деятельность прокурора по
участию в гражданском и хозяйственном процессе.
Для раскрытия курсовой работы я опирался на следующие книги:
“Арбитражный процесс” под редакцией М.К. Треушникова и В.М. Шерстюка,
“Прокурор в гражданском и хозяйственном процессе – одна из гарантий защиты
прав и законных интересов: сравн. анализ” Каменкова В.С. и др. литературу,
в которой дается развернутый анализ и характеристика деятельности прокурора
в хозяйственном и гражданском процессе.
Преследуя вышеупомянутые задачи, перейдем к рассмотрению и анализу
взятой мной темы курсовой работы.
Глава 1. ОБРАЩЕНИЕ ПРОКУРОРА В СУД С ЗАЯВЛЕНИЕМ В ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ ДРУГИХ
ЛИЦ
Первоначально хотелось бы отметить, что действующие законодательство
предусматривает следующую совокупность форм участия прокурора в гражданском
и хозяйственном процессе:
. Обращение в суд с заявлением в защиту интересов других лиц;
. Участие в разбирательстве дел судом первой инстанции (для поддержания
заявленных требований; для дачи заключения по возникающим вопросам и по
делу в целом; обязательное участие в процессе);
. Принятие кассационного протеста;
. Участие в суде кассационной инстанции;
. Приостановление исполнения судебного акта;
. Принесение надзорного протеста;
. Участие в суде надзорной инстанции;
. Внесение представления о пересмотре дел по вновь открывшимся
обстоятельствам;
. Участие прокурора в стадии исполнения судебных актов;
. Другие формы участия прокурора в гражданском и хозяйственном
судопроизводстве.
В гражданском и хозяйственном процессе названные формы участия
прокурора не повторяются в указанной совокупности. Имеются также
особенности в полномочиях прокурора или при реализации этих форм.
Таким образом, непосредственно перейдем к рассмотрению такой формы
участия прокурора, как обращение в суд с заявлением в защиту интересов
других лиц.
Так, в ст.81 ГПК оговаривается право прокурора обратиться в суд с
заявлением о возбуждении гражданского дела с одним уточнением: если это
необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов
несовершеннолетнего, недееспособного, ограниченно дееспособного и иного
гражданина, юридического лица негосударственной формы собственности. В
отношении указанной категории лиц ГПК определил дополнительное условие:
если эти лица лишены возможности самостоятельно защищать свои интересы.
Несоблюдение данного условия является основанием для отказа в возбуждении
дела (п. 7 ст. 246 ГПК).
ХПК содержит похожую норму (ст.47 ХПК). Однако в отличие от ГПК ХПК не
содержит дополнительного условия о том, что прокурор имеет право
обратиться в суд, когда эти лица лишены возможности самостоятельно защищать
свои интересы. Кроме того, ХПК предусматривает обязательное наличие
согласия этих лиц. ГПК же упоминает только об обязанности прокурора
выслать лицам копию исковых заявлений.
В отношении же защиты прав и законных интересов Республики Беларусь, ее
административно-территориальных единиц и юридических лиц государственной
формы собственности в ГПК говорится, что прокурор вправе обратиться в суд с
заявлением без каких-либо ограничений. Аналогичная норма содержится и в ХПК
в ст.47, с тем отличием, что прокурор обращается в суд не с заявлением о
возбуждении гражданского дела для защиты прав и законных интересов
Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц и
юридических лиц государственной формы, а с иском в защиту государственных и
общественных интересов.
В ранее действовавшем ГПК вообще не предусматривалось ограничений права
прокурора на предъявление в суд иска (заявления) в интересах как
государства и общества (публичный интерес), так и юридических или
физических лиц, когда защищаемые правоотношения не затрагивают общественных
и государственных интересов (частный интерес).
В то же время ст.22 Закона от 29 января 1993 г. “О прокуратуре
Республики Беларусь”[3] содержит императивную норму: «при установлении
нарушений закона... прокурор предъявляет в суды иски и заявления». Таким
образом, у прокурора, установившего нарушение закона, нет права выбора
реагировать или не реагировать на такое нарушение. Он должен использовать
предоставленные законом полномочия: внести протест, представление в порядке
общего надзора, вынести предостережение, возбудить уголовное дело или иное
производство об ответственности, направить заявление в суд и т.д.
Названная выше норма Закона “О прокуратуре”, устанавливая обязанность
прокурора предъявить иски и заявления в защиту прав и законных интересов
государства, предприятий, учреждений и организаций государственной формы
собственности, одновременно ограничивает обязанность прокурора предъявить
иск в интересах субъектов хозяйствования негосударственных форм
собственности и граждан. Ограничение выражено, как и в Гражданском
процессуальном кодексе, весьма абстрактной формулировкой: “если они лишены
возможности самостоятельно защищать свои интересы”. Такая же формулировка
содержится в Письме Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от
13.03.2001г. №03-25/433 «Об обращениях в хозяйственный суд прокурора в
защиту интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в
приказе Генерального прокурора №3 от 31 марта 1995 года «О повышении
эффективности прокурорского надзора за соответствием закону судебных
решений по гражданским делам» (п.3)[4]. Для всех прокуроров требования
закона и приказа Генерального прокурора обязательны. Кроме того, ни ГПК, ни
ХПК не определил, как поступать с исковым заявлением, если в нем прокурор
не указал, каким образом истец лишен возможности защитить свои интересы.
Действующий ГПК и ХПК не называет конкретно, кто из должностных лиц
органов прокуратуры вправе подписывать заявление, направляемое в суд. В
ГПК говорится только о прокуроре, а в ХПК еще о заместителях прокурора. А
Закон «О прокуратуре» (ст. 50) разъясняет, что под наименованием
«прокурор», если иное прямо не оговорено в настоящем законе, следует
понимать: Генеральный прокурор Республики Беларусь и все нижестоящие
прокуроры, их заместители, старшие помощники и помощники, начальники,
заместители начальников, старшие прокуроры и прокуроры главных управлений,
управлений и отделов. В то же время в этом законе предусматривается, что
прокурор или его заместитель вправе обратиться с иском (заявлением) в суд
(ст. 22), а также четко определен круг должностных лиц, имеющих право
принесения протеста на не вступившие в законную силу судебные акты. Поэтому
и данный вопрос требует регулирования в процессуальном законе.
Необходимо обратить внимание, что в Высший Хозяйственный Суд Республики
Беларусь вправе направлять заявления только Генеральный прокурор, прокуроры
областей и приравненные к ним прокуроры, а также их заместители; в другие
хозяйственные суды – прокуроры городов, районов, приравненные к ним
прокуроры и их заместители.
Ни в процессуальных законах, ни в Законе «О прокуратуре», ни в
ведомственных приказах Генерального прокурора Республики Беларусь не нашел
своего решения и такой вопрос, как процессуальная правоспособность
прокурора, участвующего в рассмотрении дела, возбужденного по иску
прокурора. Суть проблемы заключается в том, что иски (заявления) вправе
подписывать только прокуроры и их заместители. Участвуют же в рассмотрении
таких дел, как правило, помощники прокуроров и другие оперативные работники
прокуратуры. Возникают вопросы: вправе ли такой работник прокуратуры
отозвать исковое заявление, изменить исковые требования, отказаться от
иска и т.д.? Требуется ли подтверждение полномочий такого работника
прокуратуры в процессе? Аналогичные вопросы возникают на практике, когда
иск заявлен в суд одним территориальным прокурором (например, прокурором
Могилевской области), а участвует в его рассмотрении другой
территориальный прокурор (например, прокурор Минской области).
Решить эти проблемы можно двумя путями.
Гражданский процессуальный кодекс рассматривает прокурора в качестве
юридически заинтересованного лица, а Хозяйственный процессуальный кодекс –
в качестве лица, участвующего в деле, и процессуального истца (по
процессуальным правам и обязанностям эти лица близки к сторонам). Поэтому
должностные лица прокуратуры, имеющие право подписания искового заявления,
должны наделять соответствующими процессуальными полномочиями других
работников прокуратуры, которые будут принимать участие в рассмотрении
дела. Оформление таких полномочий может производиться по аналогии
оформления полномочий представителя истца и других лиц, участвующих в
деле[5]. В этом случае, учитывая специфику складывающихся правоотношений,
следует внести изменения в процессуальное законодательство. Другой путь –
внесение соответствующих изменений в Закон «О прокуратуре» или приказ
Генерального прокурора Республики Беларусь.
Следует отметить, что Приказ Генерального прокурора Республики Беларусь
№3 от 26 января 1994 года «Об усилении прокурорского надзора за
законностью разрешения хозяйственный споров» еще больше усложняет ситуацию.
В нем отмечается, что некоторые прокуроры встали на путь подмены
юридических и экономических служб предприятий и организаций, способствуя
неоправданному освобождению истцов от уплаты государственной пошлины.
Поэтому прокурорам предложено исключить из практики такие факты. В то
же время обращается внимание прокуроров, что они должны использовать право
на обращение с заявлением в хозяйственные суды «лишь в том случае, если
субъект хозяйствования лишен возможности защитить свои интересы
самостоятельно, а также, если хозяйственный спор носит принципиальный
характер, приобретает большую общественную значимость и затрагивает
интересы крупных трудовых коллективов или значительной части населения, в
том числе при установлении недействительности учредительных документов
предприятий и организаций, договоров, актов государственных и иных органов,
нарушающих права и интересы субъектов хозяйствования, в случаях
невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств в пользу
государства, нарушений законодательства о земельной реформе, приватизации,
охране и рациональном использовании окружающей среды и др.».
Как показывает судебная практика, прокуроры направляют заявления в
защиту субъектов хозяйствования как государственной, так и
негосударственной формы собственности. Наиболее распространенным
обоснованием невозможности предприятия защитить свои интересы
самостоятельно прокуроры указывают отсутствие средств для уплаты
государственной пошлины[6].
Не всегда прокурорами выполняются требования Приказа Генерального
прокурора Республики Беларусь №3 от 26 января 1994 года «Об усилении
прокурорского надзора за законностью разрешения хозяйственный споров» (п.
5) об обеспечении полноты материалов при обращении в хозяйственные суды, а
также то положение, что заявления «должны базироваться на материалах
прокурорских проверок, соответствовать фактическим обстоятельствам и
собранным доказательствам, основываться на действующем законодательстве».
В ХПК (ст. 4) эта позиция изложена более последовательно: право на
обращение в хозяйственный суд в защиту государственных и общественных
интересов, а также интересов юридических лиц, граждан-предпринимателей и
других лиц имеют: прокурор, государственные органы, органы местного
управления и самоуправления или иные органы в случаях, предусмотренных
законодательными актами. Кроме того, в статье 47 ХПК говорится о том, что
прокурор или его заместитель вправе направить заявление в хозяйственный суд
при установлении нарушений законодательства.
Возможно, следует заменить обязанность прокурора предъявлять иски в
защиту прав и законных интересов юридических лиц, а также граждан и в
Законе «О прокуратуре», и в Хозяйственном процессуальном кодексе. Когда
речь идет о защите государственных и общественных интересов, то можно
говорить только об обязанности прокурора как представителя государства.
Когда же мы говорим о судебной защите интересов юридических лиц и граждан,
то следует учитывать волю истца в материально-правовом смысле. Каменков
В.С. в своей книге “Прокурор в гражданском и хозяйственном процессе – одна
из гарантий защиты прав и законных интересов: сравнение и анализ” обращает
внимание, что направление прокурором заявления в защиту интересов
конкретного лица вопреки его воле означало бы нарушение одного из основных
принципов судопроизводства – принципа диспозитивности.
Хозяйственным процессуальным кодексом (ст. 47) это правило воспринято.
Истцами здесь выступают лица, в чьих интересах прокурором предъявлен иск.
Если иск заявлен прокурором в защиту государственных интересов, то истцом
является Республика Беларусь или административно-территориальные единицы
Республики Беларусь в лице соответствующих государственных органов.
Прокурор же до направления заявления в суд должен иметь просьбу истца или
его согласие (ст. 124 ХПК).
Аналогичное требование ХПК устанавливает и в отношении заявлений лиц (в
том числе прокурора), обратившихся в защиту государственных или
общественных интересов. Такое лицо в заявлении должно указать, в чем
заключается государственный или общественный интерес, какое право нарушено,
сделать ссылку на законодательство Республики Беларусь (ст. 124 ХПК).
ГПК такой нормы не имеет. В статье 82 ГПК указано, что при подаче
прокурором заявления в защиту прав и охраняемых законом интересов
гражданина или юридического лица последние являются истцами (заявителями).
До подачи в суд заявления прокурор обязан выслать указанным лицам копию
искового заявления, а при необходимости – и копии приложенных к нему
документов. Направление копий названных документов, конечно же, нельзя
отождествлять с получением согласия. Поэтому в данной части действие
Страницы: 1, 2, 3, 4
|