Банкротство
корпорации, строительные и кредитные учреждения и союзы. Для
железнодорожных корпораций предусмотрена специальная процедура
реорганизации.
Ныне действующий закон распространяется на муниципальные
организации и другие организации, которым законодательством штатов
разрешается подвергнуться процедуре урегулирования долгов.
В настоящее время, как известно, экономика Кыргызской республики
находится на начальной стадии становления рыночных отношений, где
появление неплатежеспособных предприятий (банкротов) неизбежно.
В связи с чем возникает необходимость дальнейшего развития
законодательства о банкротстве и последующего его применения на
практике.
Можно смело сказать, что банкротство- это правовой процесс.
Основная цель- ликвидация активов предприятия. Исторически во всех
странах целями банкротства было не только финансовое наказание
должника, а реорганизация несостоятельного предприятия в иную
организационно-правовую форму.
Когда коммерческое предприятие принимает решение о том, что оно
больше не может продолжать свою деятельность и оплачивать свои
задолженности по финансовым выплатам, оно может подать прошение о
предоставлении защиты в соответствии с законодательством о банкротстве.
После этого назначается поверенный, который обязан действовать в
интересах кредиторов.
Поверенный организует сбор всех денежных средств или иной
собственности, принадлежащей должнику, справедливо и пропорционально
распределяет их между всеми кредиторами, имеющими схожий правовой
статус.1.
Необходимо отметить, что первые законы, регулировавшие вопросы
несостоятельности (16 век), в основном, носили карательный характер и
должники
подвергались мерам уголовного наказания. По мере развития и
расширения коммерческой и торговой
1.Белых В.С. Концепция банкротства: законодательная
модель и реальность. /Рос.юрид.журнал. 1995.№3
практики, увеличивалось количество норм гражданско-правового характера,
существенно менялись цели законодательства о несостоятельности.
В настоящее время законодательство предусматривает целый комплекс
норм, направленных на сохранение предприятия- должника путем изменения
системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки
платежа.
С момента принятия судом ходатайства к производству до судебного
объявления должника несостоятельным могут быть приведены в действие
различные средства правовой защиты интересов кредиторов, по существу
направленные на охрану имущества. Весь этот комплекс включает нормы
гражданского, административного и уголовно-правового характера.
Законодательство о реорганизации/банкротстве дает предпринимателям,
честно заявляющим о своем банкротстве, возможность реорганизовать свое
производство и вновь обрести финансовую стабильность.
Наличие правовых основ для реорганизации предприятия стимулирует
предпринимательскую деятельность, позволяя инвестировать производство,
и смягчая наиболее болезненные результаты неудачи в ведении бизнеса.
Наличие справедливой нормативной базы для проведения процесса о
реорганизации/банкротстве, или экономической реорганизации, позволяет
коммерческому предприятию вновь прийти к финансовому благополучию,
обновить производство.
Реорганизация предприятия должна быть проведена, а банкротство
объявлена только в соответствии с законодательством, предназначенным
для того, чтобы освобождая должника от его финансовых обстоятельств,
обеспечить при этом защиту интересов и прав кредиторов.
При некоторых обстоятельствах, разрешение споров и мировые
соглашения без привлечения судебных органов могут оказаться более
предпочтительным, что предусмотрено Законом КР «О банкротстве».
Простая передача собственности соответствующим кредиторам,
планомерное и осмотрительное «свертывание дела» часто являются наиболее
взвешенными и эффективными с точки зрения затрат вариантами
прекращения деловых операций:
-неформальная договоренность или письменное соглашение между
должником и его основными кредиторами;
-продажа предприятия новому владельцу, и, возможно, пересмотр
структуры его задолженности;
-новое «вложение» капитала, обычно посредством инвестиций,
сопровождающееся возможным пересмотром финансовых обязательств;
-приобретение дополнительного оборотного капитала и полное или
частичное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с
очередностью их интересов;
-передача имущества в пользу кредиторов.
Общие положения о банкротстве
В Соответствии со ст.3 Закона Кыргызской Республики "О банкротстве
(несостоятельности)" под банкротством (несостоятельностью) понимается
признанная судом или объявленная с согласия должника собранием
кредиторов неплатежеспособность должника т.е. неспособность должника в
полном объеме удовлетворить требования своих кредиторов по денежным
обязательствам, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в
бюджет и внебюджетные фонды.
В законе практически не используется термин банкротство, а
используется термин несостоятельность.
Банкротству подлежат индивидуальные предприниматели и юридические
лица (за исключением некоммерческих предприятий и учреждений).
Как вытекает из определения, а также как показывает анализ
законодательства о банкротстве, под процедуру банкротства подпадают
только неплатежеспособные хозяйствующие субъекты.
Действующий закон не применяется к ликвидации платежеспособных
юридических лиц, а также к ликвидации юридического лица на основании
того, что оно занимается своей деятельностью без лицензии или
занимается деятельностью, запрещенной законодательством Кыргызской
Республики, а также к учреждениям и другим некоммерческим и другим
некоммерческим организациям.
Но в принципе, если говорить о практической стороне дела, то в
законе есть положение, когда в отношении платежеспособного
хозяйствующего субъекта, с удовлетворительным состоянием активов, но
несвоевременно осуществляющего платежи по своим обязательствам, по
заявлению кредитора может быть возбуждена процедура банкротства.
Дело в том, что в соответствии со ст.9.1 и 9.2. Закона для
возбуждения процесса банкротства в отношении неплатежеспособного
должника требуется наличие следующих минимальных размеров долга:
1) если требования к должнику одного или нескольких кредиторов в сумме
составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда;
2) если требование к должнику кредитора-физического лица, включая
индивидуального предпринимателя, составляет не менее пяти минимальных
размеров оплаты труда;
3) если требования к должнику-банку составляют не менее одного
минимального размера оплаты труда, независимо от того, является ли
кредитор физическим или юридическим лицом.
Данное положение введено по модели стран с развитой рыночной
экономикой и является действенным механизмом воздействия на платежную
дисциплину хозяйствующих субъектов.
Но на практике, в связи с тем, что согласно Постановлению
правительства Кыргызской Республики от 18 июля 1994 года №521 "Об
утверждении ставок государственной пошлины", с подаваемых в Арбитражный
суд исковых заявлений о признании предприятий банкротами взимается
государственная пошлина в размере 25-кратной минимальной заработной
платы, требования о взыскании больших сумм, оформляются как иски о
признании банкротом хозяйствующего субъекта, то есть это законный
способ уклонения от уплаты государственной пошлины.
Интересен тот факт, что арбитражные суды буквально завалены делами
о признании хозяйствующих субъектов банкротами, при этом почти ни
одного иска о взыскании задолженности, возврата долга, исключение
составляют иски от государственных органов, таких как Государственная
налоговая инспекция при Министерстве Финансов КР, которая освобождена
от уплаты налогов, в соответствии с действующим законодательством КР.
При этом, поскольку в Законе о банкротстве четко определено, что
если имеется задолженность в указанном размере, вне зависимости от
состояния структуры баланса хозяйствующего субъекта, субъект имеет
право обратиться в Арбитражный суд о признании хозяйствующего субъекта
несостоятельным и суд имеет права отказать в принятии искового
заявления по мотиву уклонения от уплаты государственной пошлины.
Неплатежеспособность субъекта устанавливается судом или собранием
кредиторов, в зависимости от того кем осуществляется процедура
банкротства-судом или без участия суда.
Согласно ст.9 Закона устанавливаются следующие критерии
неплатежеспособности хозяйствующего субъекта:
-если при наступлении сроков платежа должник не удовлетворяет
правомерные требования кредиторов по оплате долгов и выполнению других
обязательств(за товары, услуги и т.д.) в полном объеме;
-если при наступлении сроков платежа должник отказывается удовлетворить
такие требования в полном объеме;
-если при наступлении сроков платежа должник неспособен удовлетворить
такие требования в полном объеме;
-если сумма пассивов должника превышает сумму его активов так, что
структура баланса должника является неудовлетворительной.
Как было указано выше, способность должника оплатить свои долги не
имеет значения.
Основные определения и концепции
используемые в Законе Кыргызской
Республики «О банкротстве(несо-
стоятельности)», от 15.10.1997.
(в редакции З-на КР от 2.12.98).
Профессионалы, прямо или косвенно принимающие участие в
рассмотрении дела о реорганизации/ банкротстве, должны хорошо понимать
основы законодательства о реорганизации/банкротстве и тех процедур,
которые должны выполняться должником и кредиторами в ходе этого
судебного процесса.
Исходной точкой для формирования «хорошего понимания» является
понимание терминологии, используемой в законах и непосредственно
связанной с практикой реорганизаций и банкротств.
В законах о реорганизации и банкротстве вводятся важные новые
термины, содержание которых определяется самими нормативными актами и
долгим использованием на практике, другие же термины имеют значение,
отличающееся от принятого в судебной практике.
Эти термины и определения обеспечивают тот фундамент, на котором
каждый конкретный человек будет строить свое понимание или непонимание
основных принципов проведения реорганизации/объявления банкротства.
Ниже приведен краткий перечень некоторых основных терминов и
важных понятий, имеющих непосредственное отношение к пониманию законов
о реорганизации/банкротстве.
Администратор
Администратор- квалифицированный специалист, назначаемый судом,
Национальным банком Кыргызской Республики либо собранием кредиторов,
который может выступать в качестве временного администратора,
консерватора, внешнего управляющего и ответственен за проведение
процесса банкротства должника.
Арбитражный управляющий/управляющий(опекун)
В наиболее общем понимании, арбитражный управляющий является
должностным лицом, отвечающим за взыскание задолженностей и
распределение собственности должника при ликвидации, если это является
необходимым.
Обычно арбитражный управляющий, или управляющий (опекун), является
администратором предприятия, находящегося в процессе реорганизации по
суду, который при необходимости замещает предыдущее руководство
предприятия.
Управляющий (опекун) имеет достаточно много полномочий и обладает
значительной свободой действий, но его деятельность всегда подотчетна
кредиторам и в конечном итоге контролируется судом.
Начало процедуры специального администрирования- решение суда,
собрания кредиторов, Национального банка КР о назначении специального
администратора.
Начало процесса банкротства- решение суда, Национального банка КР,
общего собрания кредиторов или должника о возбуждении либо объявлении
производства о банкротстве.
При проведении процесса банкротства должника могут быть применены
следующие процедуры:
-специальное администрирование, которое может проводиться методом
ликвидации или реструктуризации:
-санация;
-реабилитация;
-мировое соглашение;
-консервация (в отношении банков).
Кредитор.
Участник –физическое или юридическое лицо (включая Кыргызскую
Республику в лице Фонда государственного имущества КР, в отношении
государственных предприятий и юридических лиц, имеющих государственную
долю; или иное вещественное право на его имущество.
Кредитор является лицом, имеющим права на собст-
венность должника, которые возникли в момент или каким-либо образом
существовали до момента регистрации должником своего заявления о
реорганизации/банкротстве в суде.
Кредитор –лицо, включая кыргызских и иностранных юридических и
физических лиц, а также Кыргызскую Рес-
публику в лице уполномоченных органов, которое имеет право требовать
от должника исполнения его обязанности: передать имущество, выполнить
работу, уплатить деньги и т.п.
Различают в целом «права кредитора на вступление во владение
собственностью должника, предложенной в качестве обеспечения»,
необеспеченные собственностью права и первоочередные права.
Должник.
Должник- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,
считающиеся или признанные неплатежеспособными.
Должник является предприятием или коммерческим предприятием, в
отношении которого возбуждается дело в соответствии с законодательством
о реорганизации/банкротстве.
Все физические лица, партнерства и корпорации, в отношении которых
возбужден судебный процесс в соответствии с законом о
реорганизации/банкротстве, и никогда не именуются «банкротами».
Освобождение от обязательств.
Любое распоряжение суда, изданное в процессе рассмотрения дела о
реорганизации/банкротстве, которое освобождает должника от выплаты
сумм, которые он остался должен указанным им кредиторам, после того,
как было осуществлено соответствующее управление собственностью
должника и либо (1) было достигнуто соглашение и проведена эффективная
реорганизация, и (2) проведено распределение собственности должника.
Лицо, имеющее непосредственное отношение к делу.
(1)Если должник является физическим лицом, в разряд «лиц,
непосредственно относящихся к делу», входят основной партнер должника,
партнерство, в котором должник является директором, должностным лицом
или фактическим руководителем.
(2)Если должник является корпорацией, в разряд «лиц, имеющих
непосредственное отношение к делу», обычно входят директор, должностное
лицо или фактический руководитель корпорации, или основной партнер в
партнерстве.
(3)Если должник является партнерством, в этом случае в данный
разряд входят основной партнер или фактический руководитель
партнерства, основной партнер должника.
К «лицам, имеющим непосредственное отношение к делу»
Относятся руководитель дочернего предприятия, урпавляющий или
«фактический руководитель» должника.
Другими словами, «лицом, имеющим непосредственное отношение к
должнику», является любое лицо, которое имеет достаточно тесные
отношения с должником, так что его действия должны являться предметом
более внимательного рассмотрения, нежели действия тех, кто не находится
в столь тесных отношениях с должником.
Извещение и слушания.
Термин « извещение и слушания» означает, что кредиторам и другим
заинтересованным лицам, определяемым с учетом обстоятельств каждого
конкретного дела, должно направляться извещение, и предоставляться
возможность посещения слушаний по делу, если во время этих слушаний
могут быть затронуты права и интересы этих лиц.
Законодательство не требует проведения слушаний по всем вопросам
разной степени важности, и инициатива направления запроса о проведении
слушания после получения извещения о предполагаемой действии должника
или третьей стороны, часто принадлежит кредитору (кредиторам).
В то же время, извещение кредиторов и всех других заинтересованных
лиц о действиях, которые планирует предпринять должник (например,
продажа имущества), является абсолютно неотъемлемым принципом
функционирования справедливой и эффективной системы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|