рефераты бесплатно

МЕНЮ


Банкротство

корпорации, строительные и кредитные учреждения и союзы. Для

железнодорожных корпораций предусмотрена специальная процедура

реорганизации.

Ныне действующий закон распространяется на муниципальные

организации и другие организации, которым законодательством штатов

разрешается подвергнуться процедуре урегулирования долгов.

В настоящее время, как известно, экономика Кыргызской республики

находится на начальной стадии становления рыночных отношений, где

появление неплатежеспособных предприятий (банкротов) неизбежно.

В связи с чем возникает необходимость дальнейшего развития

законодательства о банкротстве и последующего его применения на

практике.

Можно смело сказать, что банкротство- это правовой процесс.

Основная цель- ликвидация активов предприятия. Исторически во всех

странах целями банкротства было не только финансовое наказание

должника, а реорганизация несостоятельного предприятия в иную

организационно-правовую форму.

Когда коммерческое предприятие принимает решение о том, что оно

больше не может продолжать свою деятельность и оплачивать свои

задолженности по финансовым выплатам, оно может подать прошение о

предоставлении защиты в соответствии с законодательством о банкротстве.

После этого назначается поверенный, который обязан действовать в

интересах кредиторов.

Поверенный организует сбор всех денежных средств или иной

собственности, принадлежащей должнику, справедливо и пропорционально

распределяет их между всеми кредиторами, имеющими схожий правовой

статус.1.

Необходимо отметить, что первые законы, регулировавшие вопросы

несостоятельности (16 век), в основном, носили карательный характер и

должники

подвергались мерам уголовного наказания. По мере развития и

расширения коммерческой и торговой

1.Белых В.С. Концепция банкротства: законодательная

модель и реальность. /Рос.юрид.журнал. 1995.№3

практики, увеличивалось количество норм гражданско-правового характера,

существенно менялись цели законодательства о несостоятельности.

В настоящее время законодательство предусматривает целый комплекс

норм, направленных на сохранение предприятия- должника путем изменения

системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки

платежа.

С момента принятия судом ходатайства к производству до судебного

объявления должника несостоятельным могут быть приведены в действие

различные средства правовой защиты интересов кредиторов, по существу

направленные на охрану имущества. Весь этот комплекс включает нормы

гражданского, административного и уголовно-правового характера.

Законодательство о реорганизации/банкротстве дает предпринимателям,

честно заявляющим о своем банкротстве, возможность реорганизовать свое

производство и вновь обрести финансовую стабильность.

Наличие правовых основ для реорганизации предприятия стимулирует

предпринимательскую деятельность, позволяя инвестировать производство,

и смягчая наиболее болезненные результаты неудачи в ведении бизнеса.

Наличие справедливой нормативной базы для проведения процесса о

реорганизации/банкротстве, или экономической реорганизации, позволяет

коммерческому предприятию вновь прийти к финансовому благополучию,

обновить производство.

Реорганизация предприятия должна быть проведена, а банкротство

объявлена только в соответствии с законодательством, предназначенным

для того, чтобы освобождая должника от его финансовых обстоятельств,

обеспечить при этом защиту интересов и прав кредиторов.

При некоторых обстоятельствах, разрешение споров и мировые

соглашения без привлечения судебных органов могут оказаться более

предпочтительным, что предусмотрено Законом КР «О банкротстве».

Простая передача собственности соответствующим кредиторам,

планомерное и осмотрительное «свертывание дела» часто являются наиболее

взвешенными и эффективными с точки зрения затрат вариантами

прекращения деловых операций:

-неформальная договоренность или письменное соглашение между

должником и его основными кредиторами;

-продажа предприятия новому владельцу, и, возможно, пересмотр

структуры его задолженности;

-новое «вложение» капитала, обычно посредством инвестиций,

сопровождающееся возможным пересмотром финансовых обязательств;

-приобретение дополнительного оборотного капитала и полное или

частичное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с

очередностью их интересов;

-передача имущества в пользу кредиторов.

Общие положения о банкротстве

В Соответствии со ст.3 Закона Кыргызской Республики "О банкротстве

(несостоятельности)" под банкротством (несостоятельностью) понимается

признанная судом или объявленная с согласия должника собранием

кредиторов неплатежеспособность должника т.е. неспособность должника в

полном объеме удовлетворить требования своих кредиторов по денежным

обязательствам, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в

бюджет и внебюджетные фонды.

В законе практически не используется термин банкротство, а

используется термин несостоятельность.

Банкротству подлежат индивидуальные предприниматели и юридические

лица (за исключением некоммерческих предприятий и учреждений).

Как вытекает из определения, а также как показывает анализ

законодательства о банкротстве, под процедуру банкротства подпадают

только неплатежеспособные хозяйствующие субъекты.

Действующий закон не применяется к ликвидации платежеспособных

юридических лиц, а также к ликвидации юридического лица на основании

того, что оно занимается своей деятельностью без лицензии или

занимается деятельностью, запрещенной законодательством Кыргызской

Республики, а также к учреждениям и другим некоммерческим и другим

некоммерческим организациям.

Но в принципе, если говорить о практической стороне дела, то в

законе есть положение, когда в отношении платежеспособного

хозяйствующего субъекта, с удовлетворительным состоянием активов, но

несвоевременно осуществляющего платежи по своим обязательствам, по

заявлению кредитора может быть возбуждена процедура банкротства.

Дело в том, что в соответствии со ст.9.1 и 9.2. Закона для

возбуждения процесса банкротства в отношении неплатежеспособного

должника требуется наличие следующих минимальных размеров долга:

1) если требования к должнику одного или нескольких кредиторов в сумме

составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда;

2) если требование к должнику кредитора-физического лица, включая

индивидуального предпринимателя, составляет не менее пяти минимальных

размеров оплаты труда;

3) если требования к должнику-банку составляют не менее одного

минимального размера оплаты труда, независимо от того, является ли

кредитор физическим или юридическим лицом.

Данное положение введено по модели стран с развитой рыночной

экономикой и является действенным механизмом воздействия на платежную

дисциплину хозяйствующих субъектов.

Но на практике, в связи с тем, что согласно Постановлению

правительства Кыргызской Республики от 18 июля 1994 года №521 "Об

утверждении ставок государственной пошлины", с подаваемых в Арбитражный

суд исковых заявлений о признании предприятий банкротами взимается

государственная пошлина в размере 25-кратной минимальной заработной

платы, требования о взыскании больших сумм, оформляются как иски о

признании банкротом хозяйствующего субъекта, то есть это законный

способ уклонения от уплаты государственной пошлины.

Интересен тот факт, что арбитражные суды буквально завалены делами

о признании хозяйствующих субъектов банкротами, при этом почти ни

одного иска о взыскании задолженности, возврата долга, исключение

составляют иски от государственных органов, таких как Государственная

налоговая инспекция при Министерстве Финансов КР, которая освобождена

от уплаты налогов, в соответствии с действующим законодательством КР.

При этом, поскольку в Законе о банкротстве четко определено, что

если имеется задолженность в указанном размере, вне зависимости от

состояния структуры баланса хозяйствующего субъекта, субъект имеет

право обратиться в Арбитражный суд о признании хозяйствующего субъекта

несостоятельным и суд имеет права отказать в принятии искового

заявления по мотиву уклонения от уплаты государственной пошлины.

Неплатежеспособность субъекта устанавливается судом или собранием

кредиторов, в зависимости от того кем осуществляется процедура

банкротства-судом или без участия суда.

Согласно ст.9 Закона устанавливаются следующие критерии

неплатежеспособности хозяйствующего субъекта:

-если при наступлении сроков платежа должник не удовлетворяет

правомерные требования кредиторов по оплате долгов и выполнению других

обязательств(за товары, услуги и т.д.) в полном объеме;

-если при наступлении сроков платежа должник отказывается удовлетворить

такие требования в полном объеме;

-если при наступлении сроков платежа должник неспособен удовлетворить

такие требования в полном объеме;

-если сумма пассивов должника превышает сумму его активов так, что

структура баланса должника является неудовлетворительной.

Как было указано выше, способность должника оплатить свои долги не

имеет значения.

Основные определения и концепции

используемые в Законе Кыргызской

Республики «О банкротстве(несо-

стоятельности)», от 15.10.1997.

(в редакции З-на КР от 2.12.98).

Профессионалы, прямо или косвенно принимающие участие в

рассмотрении дела о реорганизации/ банкротстве, должны хорошо понимать

основы законодательства о реорганизации/банкротстве и тех процедур,

которые должны выполняться должником и кредиторами в ходе этого

судебного процесса.

Исходной точкой для формирования «хорошего понимания» является

понимание терминологии, используемой в законах и непосредственно

связанной с практикой реорганизаций и банкротств.

В законах о реорганизации и банкротстве вводятся важные новые

термины, содержание которых определяется самими нормативными актами и

долгим использованием на практике, другие же термины имеют значение,

отличающееся от принятого в судебной практике.

Эти термины и определения обеспечивают тот фундамент, на котором

каждый конкретный человек будет строить свое понимание или непонимание

основных принципов проведения реорганизации/объявления банкротства.

Ниже приведен краткий перечень некоторых основных терминов и

важных понятий, имеющих непосредственное отношение к пониманию законов

о реорганизации/банкротстве.

Администратор

Администратор- квалифицированный специалист, назначаемый судом,

Национальным банком Кыргызской Республики либо собранием кредиторов,

который может выступать в качестве временного администратора,

консерватора, внешнего управляющего и ответственен за проведение

процесса банкротства должника.

Арбитражный управляющий/управляющий(опекун)

В наиболее общем понимании, арбитражный управляющий является

должностным лицом, отвечающим за взыскание задолженностей и

распределение собственности должника при ликвидации, если это является

необходимым.

Обычно арбитражный управляющий, или управляющий (опекун), является

администратором предприятия, находящегося в процессе реорганизации по

суду, который при необходимости замещает предыдущее руководство

предприятия.

Управляющий (опекун) имеет достаточно много полномочий и обладает

значительной свободой действий, но его деятельность всегда подотчетна

кредиторам и в конечном итоге контролируется судом.

Начало процедуры специального администрирования- решение суда,

собрания кредиторов, Национального банка КР о назначении специального

администратора.

Начало процесса банкротства- решение суда, Национального банка КР,

общего собрания кредиторов или должника о возбуждении либо объявлении

производства о банкротстве.

При проведении процесса банкротства должника могут быть применены

следующие процедуры:

-специальное администрирование, которое может проводиться методом

ликвидации или реструктуризации:

-санация;

-реабилитация;

-мировое соглашение;

-консервация (в отношении банков).

Кредитор.

Участник –физическое или юридическое лицо (включая Кыргызскую

Республику в лице Фонда государственного имущества КР, в отношении

государственных предприятий и юридических лиц, имеющих государственную

долю; или иное вещественное право на его имущество.

Кредитор является лицом, имеющим права на собст-

венность должника, которые возникли в момент или каким-либо образом

существовали до момента регистрации должником своего заявления о

реорганизации/банкротстве в суде.

Кредитор –лицо, включая кыргызских и иностранных юридических и

физических лиц, а также Кыргызскую Рес-

публику в лице уполномоченных органов, которое имеет право требовать

от должника исполнения его обязанности: передать имущество, выполнить

работу, уплатить деньги и т.п.

Различают в целом «права кредитора на вступление во владение

собственностью должника, предложенной в качестве обеспечения»,

необеспеченные собственностью права и первоочередные права.

Должник.

Должник- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,

считающиеся или признанные неплатежеспособными.

Должник является предприятием или коммерческим предприятием, в

отношении которого возбуждается дело в соответствии с законодательством

о реорганизации/банкротстве.

Все физические лица, партнерства и корпорации, в отношении которых

возбужден судебный процесс в соответствии с законом о

реорганизации/банкротстве, и никогда не именуются «банкротами».

Освобождение от обязательств.

Любое распоряжение суда, изданное в процессе рассмотрения дела о

реорганизации/банкротстве, которое освобождает должника от выплаты

сумм, которые он остался должен указанным им кредиторам, после того,

как было осуществлено соответствующее управление собственностью

должника и либо (1) было достигнуто соглашение и проведена эффективная

реорганизация, и (2) проведено распределение собственности должника.

Лицо, имеющее непосредственное отношение к делу.

(1)Если должник является физическим лицом, в разряд «лиц,

непосредственно относящихся к делу», входят основной партнер должника,

партнерство, в котором должник является директором, должностным лицом

или фактическим руководителем.

(2)Если должник является корпорацией, в разряд «лиц, имеющих

непосредственное отношение к делу», обычно входят директор, должностное

лицо или фактический руководитель корпорации, или основной партнер в

партнерстве.

(3)Если должник является партнерством, в этом случае в данный

разряд входят основной партнер или фактический руководитель

партнерства, основной партнер должника.

К «лицам, имеющим непосредственное отношение к делу»

Относятся руководитель дочернего предприятия, урпавляющий или

«фактический руководитель» должника.

Другими словами, «лицом, имеющим непосредственное отношение к

должнику», является любое лицо, которое имеет достаточно тесные

отношения с должником, так что его действия должны являться предметом

более внимательного рассмотрения, нежели действия тех, кто не находится

в столь тесных отношениях с должником.

Извещение и слушания.

Термин « извещение и слушания» означает, что кредиторам и другим

заинтересованным лицам, определяемым с учетом обстоятельств каждого

конкретного дела, должно направляться извещение, и предоставляться

возможность посещения слушаний по делу, если во время этих слушаний

могут быть затронуты права и интересы этих лиц.

Законодательство не требует проведения слушаний по всем вопросам

разной степени важности, и инициатива направления запроса о проведении

слушания после получения извещения о предполагаемой действии должника

или третьей стороны, часто принадлежит кредитору (кредиторам).

В то же время, извещение кредиторов и всех других заинтересованных

лиц о действиях, которые планирует предпринять должник (например,

продажа имущества), является абсолютно неотъемлемым принципом

функционирования справедливой и эффективной системы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.