рефераты бесплатно

МЕНЮ


Верховный суд РФ

также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

. признания обязательности исполнения на всей территории Российской

Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

. законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования

федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так,

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ,

созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только

путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются

и упраздняются только федеральным законом. Например, Федеральным законом от

29 июля 1998 г. были созданы 7 районных судов и упразднены 3 районных суда

в различных субъектах РФ. Должности мировых судей и конституционные

(уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов

РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению

вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию

другого суда. [5]

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ,

действующий на основании Федерального конституционного закона "О

Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., а также

конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не

составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды

республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных

округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также

военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды действуют

на основе Закона "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. с последующими

изменениями и дополнениями в части, не противоречащей Федеральному

конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации". Они

осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам,

возникающим из административных правонарушений. Судьями общей. юрисдикции

субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции

рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве

суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи

устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ,

федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других

субъектов РФ. Арбитражные суды действуют на основе Федерального

конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28

апреля 1995 г. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических

споров и рассмотрения ряда иных дел.

Федеральный конституционный закон допускает создание

специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и

административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только

путем внесения изменений и дополнений в данный закон.

В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных

судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях

(военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться на свет какие-

либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно-

обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий,

присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими

судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью

федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях

военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.

Возможность полного и независимого осуществления правосудия в

соответствии с федеральным законом самым непосредственным образом связана с

порядком финансирования судов. Здесь есть определенная опасность, которая

состоит в том, что если бы обязанность финансового обеспечения судов

(зарплата судей, приобретение оргтехники, строительство и ремонт зданий и

т. д.) взяли на себя субъекты РФ, то суды неизбежно попали бы под местное

влияние и утратили свою самостоятельность.. Чтобы этого не произошло, а

суды действительно являлись звеньями единой федеральной судебной системы.

Конституция РФ установила, что финансирование судов производится только из

федерального бюджета (ст. 124). Это подтверждено и Федеральным

конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", ст. 33

(ч. 5) которого устанавливает, что размер бюджетных средств, выделенных на

финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на

очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия

Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ.

В 1998 г. Федеральным Собранием был принят Федеральный закон о

федеральном бюджете, который (ст. 102) позволял Правительству РФ

самостоятельно сокращать расходы на судебную систему, и эти расходы были

действительно сокращены на 26%. Рассматривая дело по запросу Верховного

Суда РФ, Конституционный Суд РФ (Постановление от 17 июля 1998 г.) отметил,

что, сокращая расходы федерального бюджета на финансирование судебной

системы. Правительство РФ и Министерство финансов РФ не обеспечивают полное

и независимое осуществление правосудия, нормальное функционирование

судебной власти, что снижает доверие граждан к государственной власти, в

конечном счете ставит под угрозу гарантированное Конституцией право

человека и гражданина на судебную защиту. Конституционный суд РФ признал

указанное положение Федерального закона не соответствующим Конституции

постольку, поскольку оно позволяет Правительству сокращать расходы

федерального бюджета на судебную систему без учета конституционных гарантий

ее финансирования. Правительству было предписано обеспечить финансирование

судов в соответствии с требованиями ст. 124 Конституции РФ и ст. 33

Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской

Федерации". Федеральному Собранию было предписано в законодательном порядке

утвердить нормативы финансирования судов, обеспечивающие требования

Конституции РФ и Федерального конституционного закона "О судебной системе

Российской Федерации". Высокий статус судов подчеркивается установленными

законом символами судебной власти. На здании каждого суда устанавливается

Государственный флаг РФ, а в зале заседаний помещаются изображение

Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ. При осуществлении

правосудия судьи облачаются в мантии. [6]

Конституционно-правовые основы судебного процесса. Судебная власть,

как никакая другая, осуществляется в строгих процессуальных формах. Эти

формы выражают собой важные гарантии свободы человека, а потому требуют

конституционного закрепления своих основ. Основные из этих гарантий

закреплены в ст. 46-51 Конституции РФ (презумпция невиновности, запрет

повторного осуждения, право на пересмотр приговоров и др.). В то же время

ряд основополагающих принципов судопроизводства, по существу также

являющихся демократическими гарантиями для граждан, закреплены в ст. 123

Конституции РФ. Это универсальные, общепризнанные во всем мире принципы,

зафиксированные в Международном пакте о гражданских и политических правах.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в

закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным

законом. Принцип гласности (публичности) разбирательства закреплен во всех

процессуальных кодексах (гражданском, уголовном, административном,

арбитражном), он допускает исключения только в тех случаях, когда этого

требует государственная или коммерческая тайна. Закрытое судебное

разбирательство возможно- также при разбирательстве дел, связанных с

половыми преступлениями, преступлениями лиц, не достигших 16- летнего

возраста, и для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах

жизни участвующих в деле лиц. Есть ограничения гласности и для некоторых

гражданских дел (тайна усыновления, опека над детьми). Закрытое

разбирательство не означает какого-либо ослабления процессуальных гарантий

или отступления от общих правил судопроизводства, оно только закрывает

доступ в зал суда Для публики и средств массовой информации. Но приговоры и

решения оглашаются в открытом заседании суда.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме

случаев, предусмотренных федеральным законом. На такие случаи указывает

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР: отсутствие подсудимого в пределах

страны и его уклонение от явки в суд, ходатайство подсудимого о

разбирательстве дела в его отсутствие, когда не может быть назначено

наказание в виде лишения свободы.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и

равноправия сторон. Эта конституционная норма ставит в равное положение все

стороны в процессе (в гражданском это истец и ответчик, в уголовном -

подсудимый, прокурор и защитник, в конституционном - орган, оспаривающий

конституционность нормативного акта, и орган, издавший этот акт). Своим

острием она направлена против чрезмерной роли прокурора в уголовном

процессе, что было свойственно процессу в тоталитарный период; это

подрывало независимость суда и право граждан на защиту, придавая правосудию

обвинительный уклон.

Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее

один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его

профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ

конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью

и независимостью судебной власти. Судейская неприкосновенность является не

личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством

защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия. Следует

также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессиональный

риск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроля

за законностью действий и решений судьи. Однако неприкосновенность судей не

является абсолютной, что было подтверждено в решении Конституционного (Зуда

РФ по делу о проверке одного из положений Закона РФ "О статусе судей в

Российской Федерации". В частности Суд отметил, что отказ квалификационной

коллегии судей дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении

судьи не является непреодолимым препятствием, поскольку такое решение может

быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей Российской

Федерации. Далее, в соответствии со ст. 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ,

Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и

свободы граждан" и иными законодательными актами Российской Федерации

действия и решения государственных органов, органов местного

самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате

которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия

осуществлению гражданином его прав и свобод, могут быть обжалованы в суд.

Таким образом, в суд может быть обжаловано и решение квалификационной

коллегии судей об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в

отношении судьи постольку, поскольку этим решением затрагиваются права как

самого судьи, так и гражданина, пострадавшего от его действий. Наличие

такой возможности служит реальной гарантией осуществления конституционного

права каждого на судебную защиту, а также прав, предусмотренных ст. 52 и 53

Конституции РФ. [7]

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство

осуществляется с участием присяжных заседателей. Эта норма с1эактически

дублирует ч. 2 ст. 47 Конституции РФ. В ст. 36 и 42]- Уголовно-

процессуального кодекса РСФСР указаны наиболее тяжкие и опасные

преступления, по которым дела могут быть рассмотрены судом присяжных. Это

измена Родине, террористический акт, призывы к насильственному изменению

конституционного строя, бандитизм и ряд других. По этим составам

преступления предусмотрены суровые наказания (длительное лишение свободы и

даже смертная казнь), что порождает необходимость усиления гарантий защиты

обвиняемых. Суд присяжных образуется при краевом, областном и городском

суде в количестве двенадцати заседателей и одного судьи, он комплектуется

администрацией края, области и города из числа избирателей. Особенности

рассмотрения дела этой формой правосудия подробно регламентируются законом.

Конституционно- правовой статус судей

Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения

и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ "О статусе судей" от

26 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями). Закон определяет, что

судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями

осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной

основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий

обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных

объединений, должностных лиц, других юридических и (физических лиц.

Проявление неуважения к суду или судьям, неисполнение требований и

распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Все судьи обладают единым статусом. Определенными особенностями

отмечено правовое положение судей военных судов и судей Конституционного

Суда РФ.

В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются

определенные требования. Самые общие из них сформулированы в ст. 119

Конституции РФ. Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ,

достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по

юридической профессии не менее пяти лет. При этом под "юридической

профессией" понимается работа в судебных 'органах, прокуратуре, адвокатуре,

в юридических подразделениях государственных органов, общественных

объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская

деятельность в области права.

Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и ряд

дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны неукоснительно

соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья при исполнении своих

полномочий, а также во внеслужебных 'отношениях должен избегать всего, что

могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать

сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судье

запрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и

движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать

работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной,

преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не

совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и

получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом судьей

вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей

Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и

имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Для судей

Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст не

менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати

лет.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими

образуются органы судейского сообщества. К их числу относятся: а)

Всероссийский съезд судей, который на период между съездами избирает совет

судей Российской Федерации, б) Собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего

Арбитражного Суда, в) съезды (конференции) судей субъектов РФ, военных

округов, групп войск и флота, которые на период между съездами избирают

советы судей. Органы судейского сообщества обсуждают вопросы судебной

практики и совершенствования законодательства, рассматривают актуальные

проблемы работы судов и др. Эти органы никаким образом не вмешиваются в

судебную деятельность. [8]

Порядок назначения судей. Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что

судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного

Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Что

же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных

судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном

федеральным законом.

Для назначения судей, в том числе судей военных судов, необходимо

представление соответственно Председателей Верховного Суда РФ и Высшего

Арбитражного Суда РФ. Отсюда вытекает, что субъекты РФ и органы местного

самоуправления лишены права своей властью назначать судей федеральных

судов, однако закон требует, чтобы назначение согласовывалось с

законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ.

Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего насчитывается

около 15 тысяч судей судов общей юрисдикции) назначается властью главы

государства. Только мировые судьи, а также судьи, председатели и

заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ

назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами

субъектов РФ.

Отсюда единые требования для отбора на должность судьи. Отбор

осуществляется на конкурсной основе и любой гражданин, соответствующий

требованиям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдаче

квалификационного экзамена. Экзамен принимается комиссией, состоящей при

органе юстиции. Президент РФ назначает кандидатов на должности судей только

при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.

Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу, текст которой

установлен законом.

В решении вопросов назначения судей важную роль играют

квалификационные коллегии, которые (отдельно для общих, военных и

арбитражных судов) избираются съездами и собраниями судей. Квалификационные

коллегии рассматривают вопросы отбора кандидатов, приостановления или

прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечения

неприкосновенности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения ему

квалификационного класса. В этих целях созданы Высшая квалификационная

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.