Толкование норм права
системность права . Правовая норма –составная часть целостной и единой
системы права . Нормы права регулируют общественные отношения не
изолированно друг от друга , а во взаимосвязи и взаимодействии . Правовую
норму можно понять до конца , если учитывать эти связи и взаимовлияния
.Систематическое толкование признается всеми авторами в качестве
самостоятельного приема .
Систематическое толкование заключается в уяснении смысла толкуемой нормы
путем сопоставления ее с иными нормами.
При систематическом толковании , во-первых , раскрывается смысл правовой
нормы в зависимости от места , которое она занимает в системе кодекса или
нормативного акта , в зависимости от того , в каком по значимости
нормативном акте эта норма сформулирована , во-вторых , сравниваем
исследуемую правовую норму с другими нормами данной отрасли права , а также
с нормами других отраслей , с которыми первая находится в той или иной
связи и взаимодействии. Установление связи толкуемой нормы с другой может
уточнить первую норму без изменения ее содержания.
В других случаях , близкая по содержанию норма может дополнять
предписание толкуемой нормы. Так же одна норма может устанавливать
определенные исключения из общего правила, сформулированного в другой
норме , изменить в определенной степени содержание нормы , ограничить или
расширить объем ее действия , круг лиц , участвующих в правоотношениях ,
условия применения этой нормы , понимание того или иного термина . Наконец
, другая ,близкая по значению правовая норма может частично или в полном
объеме противоречить содержанию исследуемой нормы. В данном случае
систематическое толкование позволяет выявить такие нормы , которые
формально не отменены , но фактически заменены другими и поэтому являются
ничтожными , не осуществляются .Но в большинстве случаев иные нормы не
изменяют содержание толкуемой , но имеют огромное значение для более
правильного и глубокого познания ее смысла .Еще одной формой связи ,
которую необходимо учитывать при систематическом толковании , является
связь конкретных норм с общей частью той же отрасли права . Рассмотрение
этой связи может во многом уточнить и глубже раскрыть смысл толкуемой нормы
, определить ее общую направленность .
Зачастую сам текст нормативного акта содержит основание для
систематического толкования . К нему приходится прибегать при реализации
бланкетных и отсылочных норм . Способ формирования отсылочных статей таков
, что норма , которая лишь частично очерчена в статье , не может быть
уяснена без привлечения статей , которым адресуется отсылочная статья
.Охранительные нормы бланкетного характера устанавливают ответственность за
нарушение других норм специального характера . Благодаря систематическому
толкованию , можно выявить юридическую силу правовой нормы , сферу ее
действия , принадлежность к определенной отрасли , институту права .
д.) Историко-политическое толкование .
Цель историко - политического толкования – установить смысл норм права ,
исходя из условий их возникновения .Без исследования политического и
социально-экономического значения правовых предписаний в конкретных
исторических условиях невозможно полностью и глубоко познать ее смысл .При
историко–политическом толковании интерпретатор опирается на факты ,
связанные с историей возникновения толкуемых норм. Прежде всего необходимо
выявить , с какой целью издана данная норма права , каков ее социально
–политический смысл . Большое значение имеет сравнение ныне действующего
нормативного акта с ранее действующим , изучение причины изменения
соответствующих норм . Если между условиями времени издания и времени
применения закона нет существенной разницы , то их исследование не окажет
значительного влияния на толкование закона .Историко- политическое
толкование тем более необходимо в условиях , когда закон устарел и не
отражает объективных условий времени его применения .
е) .Специально-юридическое толкование.
Выражение воли законодателя , содержащейся в нормах права , осуществляется
не только с помощью общепотребительных слов , но и специфических терминов .
При этом используются различные технико-юридические средства и приемы ,
учитываются различные способы , методы и типы правового регулирования
.Сказанное и обуславливает потребность в специальных юридических знаниях ,
которые интерпретатор применяет при толковании норм права . Прежде всего
это касается толкования специальных терминов . Однако специально-
юридический приём толкования не сводится только к этому (тогда он
отождествлялся бы с грамматическим толкованием) . Содержание его гораздо
шире . Интерпретатор должен учитывать особенности правового регулирования ,
юридической конструкции , тип регулирования и т.д.
ж). Телеологическое (целевое) толкование .
Телеология - это учение о целесообразности и целях в жизни .Для права , как
системного образования и его отдельных компонентов одной из важнейших
характеристик является целенаправленность .
Телеологическое (целевое) толкование - это уяснение смысла закона в
связи с его целевым назначением .Основа для выделения его в качестве
самостоятельного приема - связь нормы с объективными последствиями ее
осуществления . Источником телеологического толкования является
законодательство . Также могут использоваться некоторые отмененные нормы .
В процессе телеологического толкования обращаются также к различным
вспомогательным правовым актам , в первую очередь , к актам официального
толкования . Субъектами телеологического толкования могут быть все субъекты
права . Исключительно важным фактором толкования нормы права по ее цели
является социальное правосознание субъектов , осуществляющих интерпретацию
. Особенность телеологического толкования состоит в том , что
все знания и приемы их использования привязываются к тому , что выходит
за пределы непосредственного содержания нормы (к ее цели) , но что
объясняет это содержание. В качестве познавательного инструмента этого
приема используются законы логики , законы науки о системных объектах,
специальные юридические знания , история и т.д. Далеко не все авторы
признают телеологическое толкование в качестве самостоятельного приема , не
отрицая значения целевого анализа права .
з) Функциональное толкование .
При функциональном толковании рассматриваются условия и факторы, в
которых функционирует , действует, реализуется толкуемая норма и которые
оказывают влияние на ее содержание. Прежде всего , это касается толкования
так называемых оценочных терминов (“уважительные причины”, “существенный
вред” , “значительный ущерб” , “крайняя необходимость” и т/д) .С учетом
особенностей места , времени и других факторов они могут иметь разные
значения . Целью интерпретации оценочных терминов
является процесс замещения оценочных терминов точными . Иной раз
законодатель прямо обязывает учитывать конкретные условия , т. е.
обращаться к функциональному толкованию (например , при определении размера
компенсации морального вреда , при определении размера алиментов).
Приемы толкования норм права всегда дополняют и
обуславливают друг друга . Они дают положительные результаты лишь в
совокупности. При толковании нормативного акта к ним всегда приходится
прибегать од-
новременно , параллельно.
Таким образом , мы пришли к следующим выводам:
1) Приемы толкования норм права - это совокупность средств , используемых
для установления содержания норм права .Выделяют грамматическое ,
логическое , систематическое , историко-политическое , специально-
юридическое ,телеологическое и функциональное толкование .
2) Грамматическое толкование - это совокупность приемов , направленных на
уяснение морфологической и синтаксической структуры текста акта ,
выявление значения отдельных слов и терминов , грамматического смысла
всего предложения.
3) Логическое толкование предполагает использование законов и правил логики
для уяснения подлинного смысла нормы , который иногда не совпадает с ее
буквальным изложением.
4) Систематическое толкование - это исследование правовой нормы с точки
зрения ее связи с другими нормами .
5) Историко –политическое толкование заключается в изучении исторической
обстановки издания акта , социально-экономических и политических
факторов ,обусловивших появление нормы .
6) Социально-юридическое толкование связано с анализом специальных
терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли
законодателя.
7) Телеологическое (целевое) толкование направлено на установление целей
издания правовых актов.
8) Функциональное толкование исследует факторы и условия , в которых
функционирует , реализуется толкуемая норма .
Приемы толкования должны использоваться все вместе, а не каждый в
отдельности.
3. Результаты толкования норм права.
а) Полная ясность смысла - необходимый результат толкования.
Любая правовая норма , как бы не была она ясна и четко сформулирована ,
нуждается в толковании , так как она тесно связана с постоянно
изменяющимися условиями общественной жизни.
В процессе систематического толкования может быть обнаружена другая норма ,
регулирующая тот же вид общественных отношений .В этом случае говорят о
наличии коллизий между двумя или несколькими правовыми актами , имеющими
один объект регулирования . При нали-
чии коллизии между нормами следует руководствоваться следующими правилами.
1) Если коллизирующие нормы исходят от разных нормоустанавливающих органов
, то применению подлежит норма , исходящая от вышестоящего органа;
2) если коллизирующие норы исходят от одного и того же органа , то
применению подлежит норма, изданная позднее.
Возможным результатом использования всех приемов толкования может быть
неясность правовой нормы ( расплывчатость, недостаточная точность того или
иного слова или выражения , двусмысленность нормы , неполнота правовой
нормы , противоречие внутри самой нормы).
При толковании неясной нормы особенно важно ознакомиться с ее официальным
нормативным разъяснением . Но выводы из дополнительных материалов не должны
противоречить тексту самой нормы, не должны устранять неясности нормы за
счет отхода от ее буквального смысла .Критериями истинности и правильности
толкования является , в конечном счете, общечеловеческая практика . В
качестве более конкретных критериев можно рассматривать юридическую
практику, практику языкового общения и логическую правильность.
б). Объём толкования
Использование различных способов толкования позволяет интерпретатору
правильно и полно выявить волю законодателя , заключённую в тексте
нормативного акта . Но для юридической практики важное значение имеет
выяснение соотношения истинного содержания темы с ее текстуальным
выражением , т. е. толкование по объему. Оно является логическим
продолжением и завершением уяснения содержания правовых норм . Основанием
для постановки вопроса об объёме толкования закона является то , что в ряде
случаев в результате уяснения данной нормы оказывается , что смысл ее уже
или шире ее текстуального выражения. Единство языка и мышления , слова и
понятия не означает их тождества .Это порождает неизбежность не только
буквального , но и в отдельных случаях распространительного и
ограничительного толкования. Толкование правовых норм по объему не носит
самостоятельного характера , а является следствием иных приемов толкования
норм права .Таким образом , толкование по объему -не способ, а результат
толкования.
в) Буквальное толкование.
Буквальное (адекватное ) толкование означает полное соответствие
словесного выражения норм права с ее действительным смыслом. При идеальной
системе законодательства как источника права , точно выражающего намерения
и мысли законодателя , текст закона подлежит буквальному толкованию .
г) Ограничительное и распространительное толкование .
При ограничительном толковании содержание нормы права оказывается уже ее
текстуального выражения .
При распространительном толковании содержание ( смысл) толкуемой нормы
оказывается шире ее текстуального выражения .Перечень случа-
ев , требующих распространительного толкования , нередко сопровождается
выражениями “и т.д.” ,“и другие”. Но такое толкование возможно и без
указания о том в законе .Говоря о распространенном толковании , следует
отличать это понятие от понятия расширительного толкования закона .
Расширительное толкование закона есть распространение его на случаи ,
которые не охватываются смыслом нормы права и которые законодатель ,
создавая закон , не имел ввиду. Расширительное толкование представляет
собой процесс создания новой правовой нормы . Оно уже, строго говоря, не
есть толкование .
Ограничительные и распространительные виды толкования применяются как
исключение , когда мысль законодателя не получила в тексте нормативного
акта адекватное воплощение ( либо текст устаревает в связи с развитием
общественных отношений) . Эти виды толкования могут возникать , когда
законодатель употребляет термин или выражение более широкого или узкого
объема по сравнению с объемом понятия , которое имел ввиду
.Распространительное или ограничительное толкование может вытекать из
системности норм права. Эти виды толкования не могут применятся , если это
приведет к ухудшению правового положения лица , в отношении которого
выносится акт применения правовой нормы . Не допускается также :
1)распространительное толкование исчерпывающих перечней ;
2) ограничительное толкование незаконченных перечней;
3 ) распространительное толкование санкций;
3) распространительное толкование положений , составляющих исключение из
общего правила ;
4) распространительное или ограничительное толкование терминов ,
определенных легальной дефиницией.
Границей ограничительного и расширительного толкования является текст
закона в его полном логическом объёме .
Мы пришли к выводу , что буквальное , ограничительное и распространительное
толкование есть результат применения того или иного приема толкования .
Обычно нормы права толкуются буквально
( адекватно) .Ограничительное и распространительное толкование применяется
при несовпадении содержания ( смысла) толкуемой нормы и ее текстуального
выражения , что является исключением из общего правила .Зачастую эти виды
толкования есть результат несовершенства законодательства, наличия в нем
пробелов , неясных формулировок и т.д. Но иногда законодатель допускает
такую возможность умышленно . Правильное применение в этих случаях
ограничительного и распространительного толкования помогает установить
подлинную волю законодателя.
4. Разъяснение норм права.
а) Разъяснение норм права.
Разъяснение норм права , выражающееся как в форме официального акта ,
так и в форме не имеющих формально обязательного характера рекомендации и
советов ,составляет вторую сторону толкования . Толкование –составная часть
применения нормы .Поскольку в качестве правоприменителей выступают и
граждане, и юридические лица , и государственные органы , все они являются
толкователями норм .Однако юридическое значение результатов толкования
различны. Если гражданское или юридическое лицо в меру своего понимания и с
учетом собственных интересов определенным образом толкует норму , такое
толкование не выходит за пределы конкретного правоотношения .Если же
толкование нормы дается специально уполномоченным на то государственным
органом , то подобное толкование обретает особый авторитет , становится
эталоном правоприменения.
В зависимости от субъектов, дающих толкование, и обязательности
толкования различают официальное и неофициальное толкование .
б) Официальное толкование.
Официальное толкование дается уполномоченными на то государственными
органами, его результаты обязательны для всех субъектов права,
формулируется оно в специальном акте (разьяснении).
Это - официальная ,общеобязательная директива о том , как применять норму .
Официальное толкование призвано обеспечить единство понимания законов и на
этой основе единство их применения на всей территории государства.
Официальное толкование подразделяется на аутентическое и легальное.
Аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Он
делает это в силу своей компетенции , специального разрешения ему не
требуется. Право аутентического толкования логически вытекает из права
издания норм права : если тот или орган обладает нормотворческой
компетенцией, то он обладает и компетенцией толкования своих нормативных
актов . Правотворческий орган дает аутентическое толкование как в тексте
самого акта ( дефинитивные нормы ),так и актах специальных .
Легальное толкование ( А. Ф.Черданцев называет его “делегированное”)
осуществляется органом , специально уполномоченным на то законом. Субъектом
легального толкования могут выступать все государственные органы,
организующие процесс реализации права .В соответствии с этим в зависимости
от субъектов легальное толкование можно подразделить на толкование даваемое
: органами власти ,судебными органами ,органами управления , надзорными
органами , арбитражными органами. Круг этих органов широк , и юридическая
сила актов толкования неодинакова . Наибольший юридической силой обладает
толкование , даваемое самим законодателем и высшими судебными инстанциями .
В зависимости от сферы действия актов разъяснения делятся на нормативные и
казуальные. Нормативные толкование имеет обязательное значение для всех дел
определенной категории ,а казуальное - только для конкретного дела.
Наиболее типичным видом казуального толкования является то , которое дается
при рассмотрении условных и гражданских дел в суде (судебное
толкование).
Некоторые исследователи считают , что как нормативное , так казуальное
толкование может быть официальным и неофициальным.
Особо следует выделить толкование , имеющее межгосударственное значение
. Таковы , в частности , международные правила по толкованию торговых
терминов “Инкотермс” , изданные Международной торговой палатой .
Отношение к официальным разъяснениям двояко. С одной стороны, такие
разъяснения облегчают применение нормы , снимают противоречия , устраняют
неясности . С другой стороны , разъяснения подчас подменяют норму ,
размывают ее содержание. В идеале разъяснительная практика требует
сокращения, причем преимущественной формой толкования должны стать
толкования аутентические.
в) Неофициальное толкование.
Неофициальное толкование-это толкование норм индивидуальными применителями
( гражданами , юридическими лицами) , оно носит частный характер и не
является юридически обязательным . Сила его только в глубине анализа , в
убедительности и обоснованности.
Неофициальное толкование подразделяют на обыденное, профессиональное и
доктриальное.
Обыденное толкование дается гражданами . Его точность зависит от уровня
правосознания субьекта. Значение его для правоприменительной деятельности
состоит в проявлении правового сознания широкого круга субъектов права .
Причём от характера такого “житейского “ толкования во многом зависит
состояние законности , ибо оно является основанием юридической деятельности
граждан , их правомерного поведения .
Профессиональное (или компетентное) толкование правовых норм даётся
специалистами-юристами . Критерием выделения этого вида тол-
кования служит не степень знания права , а профессиональная деятель-
ность . Таковым является , например , толкование , осуществляемое про-
курором или адвокатом в судебном процессе . Его результаты не обяза-
тельны для суда , однако необходимость деятельности этих участников
процесса закреплена нормативно .
Доктринальное толкование производится учёными-юристами , специа-
листами в области права в монографиях , научных комментариях , статьях и
др. Результаты доктринального толкования публикуются в осо-
бых сборниках , содержащих научно-практические комментарии действу-
ющего в той или иной области законодательства .
Таким образом , мы получили следующие выводы :
Виды разъяснений правовых актов различаются в зависимости от субъектов ,
осуществляющих толкование . Официальное толкование даёт-
ся или органом , издавшим данный акт (аутентическое) , или органами , на
которые возложена обязанность толковать законы (легальное) . Акты
официального толкования обязательны для правоприменителей . Неофи-
циальное толкование не является юридически обязательным . Выделяют
обыденное толкование , даваемое гражданами ; компетентное , которое даётся
сведущими в праве людьми (специалистами) ; доктринальное , ис-
ходящее от учёных , ведущих исследовательскую работу в этом направле-
нии . В зависимости от сферы действия актов различают толкование нор-
мативное и казуальное . Нормативное толкование имеет абстрактный ха-
рактер , распространяется на неопределённый круг лиц и случаев . Казу-
альное толкование рассчитано на решение конкретного дела .
Заключение .
Реализация права невозможна без уяснения содержания правовых
норм , выяснения воли законодателя , заключённой в них . Этот процесс
выявления воли в юридической науке и практике определяется понятием
“толкование права” .
Толкование права есть установление смысла , который объективно вы-
ражен в словесной формуле нормативного акта .
Ряд учёных считают , что толкование включает в себя два самостоя-
тельных компонента : уяснение и разъяснение права . Другие оправдыва-
ют такое разделение только в методических целях .
Уяснение правовых актов достигается различными приёмами толкова-
ния . Приёмы толкования – это относительно обособленная совокупность
способов анализа норм права . Выделяют грамматическое , логическое ,
систематическое , историко-политическое , специально-юридическое ,
телеологическое и функциональное толкование .
Грамматическое толкование – это совокупность приёмов , направлен-
ных на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста акта ,
выявление значения отдельных слов и терминов , грамматического смысла всего
предложения .
Логическое толкование предполагает использование законов и правил логики
для уяснения подлинного смысла правовой нормы , который иногда не совпадает
с её буквальным изображением .
Систематическое толкование – это исследование правового акта с точки
зрения его связи с другими нормами .
Историко-политическое толкование заключается в изучении исторической
обстановки издания нормы , социально-экономических и политических факторов
, обусловивших создание акта .
Специально-юридическое толкование связано с анализом специальных
терминов , технико-юридических средств и приёмов выражения воли
законодателя .
Телеологическое (целевое) толкование направлено на установление целей
издания правовых актов .
Функциональное толкование исследует факторы и условия , в которых
функционирует , реализуется толкуемая норма .
Приёмы толкования должны использоваться все вместе , а не каждый в
отдельности .
Результатом использования различных приёмов уяснения смысла текста
нормативных актов является вывод об объёме их применения к данному случаю .
Толкование по объёму является логическим продолжением и завершением
уяснения содержания правовых норм . По объёму толкование подразделяется на
адекватное , ограничительное и распрост-
ранительное .
Обычно нормы права толкуются адекватно (буквально) . Ограничительное и
распространительное толкование применяется при несовпадении содержания
(смысла) толкуемой нормы и её текстуального выражения , что является
исключением из общего правила .
Виды разъяснений правовых актов различаются в зависимости от субъектов ,
осуществляющих толкование .Официальное толкование даётся или органом ,
издавшим данный акт (аутентическое) , или орга-
ном , уполномоченном на то законом (легальное) .Акты официального
толкования обязательны для правоприменителей . Неофициальное толкование не
является юридически обязательным . Выделяют обыденное толкование , даваемое
гражданами ; компетентное , которое даётся сведущими в праве людьми
(специалистами) ; доктринальное , исходящее от учёных , ведущих
исследовательскую работу в этом направлении .
В зависимости от сферы действия актов различают толкование нормативное
и казуальное .Нормативное толкование имеет абстрактный характер ,
распространяется на неопределённый круг лиц и случаев . Казуальное
толкование рассчитано на решение конкретного дела .
В конечном счёте толкование норм права как юридическая деятельность
служит задачам обеспечения законности и повышения эффективности правового
регулирования .
Примечание
См.: Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М.: Юридическая
литература, 1979. Стр.5.
Лазарев В.В. Применение советского права. Казань: издательство Казанского
университета, 1972. Стр. 65
См.: Черданцев А.Ф. Указ. соч. стр.6
См.: Черданцев А.Ф. Указ. соч. стр.7-8
См.: Черданцев А.Ф. Указ. соч. стр.11
См.: Шляпочников А.С. Толкование уголовного закона. М.: Юридическая
литература, 1960. Стр.78.
См.: Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применение законов. М:
Юридическое бюро “Городец”, 1997. Стр.30
См.: Васьковский Е.В. Указ. соч. стр.31
См.: Черданцев А.Ф. Вопросы толкования советского права. Свердловск, 1972.
Стр. 78-81.
См.: Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М.: Юридическая
литература, 1962 стр.63.
См.: Пиголкин А.С. Указ. соч. стр.77
См.: Черданцев А.Ф. Толкование советского права. Стр. 69-70
См.: Насырова Т.Я. Телеологическое (целевое) толкование советского закона.
Казань: Издательство Казанского университета, 1988. Стр. 28
См.: Насырова Т.Я. Указ. соч. стр.44
См.: Пиголкин А.С. Указ. соч. стр.99
См.: Черданцев А.Ф. Толкование советского права. Стр. 127
См.: Шляпочников А.С. Указ. соч. стр.140
См.: Боннер А.Т. Примечание нормативных актов в гражданском процессе. М.:
Юридическая литература, 1980. Стр.21
См.: Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение. М.: Юридическая
литература, 1967. Стр.238
См.: Черданцев А.Ф. Толкование советского права. Стр. 142
См.: Лившиц Р.З. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1994. Стр.143-144
См.: Черданцев А.Ф. Толкование советского права. Стр. 146
См.: Лазарев В.В. Указ. соч. стр.98
См.: Лившиц Р.З. Указ. соч. стр.145
См.: Лазарев В.В. Указ. соч. стр.89
Список используемой литературы
1. Боннер А.Т. Примечание нормативных актов в гражданском процессе. М.:
Юридическая литература, 1980.
2. Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение. М.: Юридическая
литература, 1967.
3. Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применение законов. М:
Юридическое бюро “Городец”, 1997.
4. Лазарев В.В. Применение советского права. Казань: издательство
Казанского университета, 1972.
5. Лившиц Р.З. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1994.
6. Насырова Т.Я. Телеологическое (целевое) толкование советского закона.
Казань: Издательство Казанского университета, 1988.
7. Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М.: Юридическая
литература, 1962
8. Теория государства и права. М.: Издательство “Зерцало”, 1998
9. Теория государства и права. М.: 1998
10. Теория права и государства М.: Издательство БЕК, 1995
11. Черданцев А.Ф. Вопросы толкования советского права. Свердловск, 1972.
12. Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М.: Юридическая
литература, 1979.
13. Шляпочников А.С. Толкование уголовного закона. М.: Юридическая
литература, 1960.
Страницы: 1, 2
|