Шпоры по административному праву Украины
предупреждении заболевания СПИДом и социальную защиту населения»).
Официальное предостережение, на наш взгляд, следует рассматривать как меру
административного предупреждения, но в тех случаях, когда официальное
предостережение применяется после привода, его можно отнести к мерам
пресечения, например: привод лиц для предупреждения о привлечении к
административной ответственности; привод лиц, для которых судами
установлено наказание, не связанное с лишением свободы.
Временное отстранение от управления транспортными средствами, запрещение
эксплуатации механизмов и выполнения работ. Работники милиции имеют право
задерживать и отстранять от управления транспортными средствами лиц,
находящихся в состоянии опьянения, не имеющих документов на право
управления или пользования транспортными средствами, запрещать их
эксплуатацию, задерживать и доставлять транспортные средства для временного
хранения и т.д. (абзац 2 и 3 п. 21 ст. 11 Закона Украины «О милиции»). В
некоторых случаях соответствующими органами применяется такая мера
пресечения, как отстранение от выполнения работ. Так, органам
государственного санитарного надзора предоставлено право временно
отстранять от работы лиц, которые являются бациллоносителями и могут быть
причиной распространения инфекционных заболевании. Применяется данная мера
и в других случаях.
42. Меры пресечения и предупредительные меры в административном
принуждении.
Меры административного предупреждения носят профилактический характер.
Наиболее широкая компетенция в применении предупредительных мер
принадлежит органам внутренних дел (милиции).
Нам кажется, к этим мерам следует отнести следующие.
1. Требование прекращения отдельных действий. Органы милиции вправе
требовать от граждан и должностных лиц прекращения действий, препятствующих
осуществлению полномочий милиции (п. 1 ст. 11 Закона Украины «О милиции»),
2. Проверка документов. Работники милиции имеют право проверить у граждан
при подозрении в совершении правонарушений документы, удостоверяющие
личность, а также другие документы, необходимые для выяснения вопроса о
соблюдении правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на
милицию (п. 2 ст. 11 Закона).
3. Учет и официальное предостережение граждан. Ведется учет лиц,
подлежащих профилактическому воздействию на основании законодательства и в
установленном им порядке. Эти лицам может выноситься официальное
предостережение о недопустимости противоправного поведения (п. 4 ст. 11
Закона).
4. Досмотр. Работникам милиции предоставлено право проводить досмотр
ручной клади, багажа и пассажиров гражданских воздушных, морских и речных
судов согласно действующего законодательства (п. 14 ст. 11 Закона).
Подобный досмотр могут проводить также работники гражданской авиации,
таможенных органов, пограничных войск (Таможенный кодекс Украины и Закон
Украины «О Государственной границе Украины»),
Следует заметить необходимость отличия досмотра как меры
административного предупреждения от досмотра, направленного на решение
вопроса о привлечении к административной или уголовной ответственности и на
обеспечение производства в делах об административных правонарушениях.
Меры административного пресечения — это принудительное прекращение
противоправных действий, имеющих признаки административного проступка, а в
некоторых случаях и преступления, направленное на недопущение пагубных
последствий и на обеспечение применения к виновному лицу административного
взыскания, а в исключительных случаях — уголовного наказания.
Требование от граждан и должностных лиц прекращения действий, нарушающих
общественный порядок. При этом работникам милиции дано право на месте
выносить устное предупреждение лицам, допустившим незначительные
административные нарушения, а в случае невыполнения высказанных требований
применения мер, предусмотренных Законом Украины «О милиции» (п. 1 ст. 11).
Административное задержание. Это принудительное кратковременное
ограничение свободы действий и перемещения граждан, совершивших
административный проступок. Данная мера применяется с целью: пресечения
административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия;
установления личности; составления протокола об административном
правонарушении, если это обязательно, но невозможно выполнить на месте
совершения правонарушения; обеспечения своевременного и правильного
рассмотрения дел и выполнения постановлений по делам об административных
правонарушениях; личного досмотра, досмотра вещей и изъятия вещей и
документов (ч. 1 ст. 260 КоАП Украины).
Административное задержание лица, совершившего административное
правонарушение, может продолжаться не более трех часов, за исключением
случаев, когда законодательными актами установлены другие сроки. Условия,
порядок и срок административного задержания регулируются КоАП Украины (ст.
ст. 260—263, 267 гл. 20) и Законом Украины «О милиции» (п. 5 ст. 11).
Личный досмотр и досмотр вещей. Как мера пресечения административных
проступков личный досмотр и досмотр вещей применяется с целью обеспечения
производства по делам об административных правонарушениях. В этом случае
составляется отдельный протокол или об этом делается соответствующая запись
в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об
административном задержании. Порядок личного досмотра и досмотра вещей
регулируется ст. 265 КоАП, Таможенным кодексом и другими законодательными
актами Украины.
Меры. физического воздействия, применение специальных средств и
огнестрельного оружия. Данные средства имеет право применять милиция, а
также работники других органов внутренних дел, привлекаемые к выполнению
задач милиции по охране общественного порядка, общественной безопасности и
борьбы с преступностью (ст. 9 Закона Украины «О милиции»). Применению
данных средств должно предшествовать предупреждение, если позволяют
обстоятельства. Запрещается применять их к женщинам с явными признаками
беременности, лицам пожилого возраста или с явными признаками инвалидности
и к малолетним детям, кроме случаев группового нападения, угрожающих жизни
и здоровью людей, работников милиции, а также вооруженного нападения или
вооруженного сопротивления. Если избежать применение силы невозможно, она
не должна превышать меры, необходимой для выполнения возложенных на милицию
обязанностей, и сводить к минимуму возможность причинения вреда здоровью
правонарушителей и других граждан. Условия и рамки применения средств
физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия, а
также перечень специальных средств приведен в разделе III Закона Украины «О
милиции».Привод и официальное предостережение. Названный вид пресечения
административных проступков осуществляется органами милиции. В наше время
привод используется для доставки в соответствующие государственные органы
или учреждения согласно действующему законодательству и с санкции прокурора
граждан, уклоняющихся от призыва на воинскую службу, больных СПИДом и
других (п. 22 ст. 10 Закона Украины «О милиции»), ст. 14 Закона Украины «О
предупреждении заболевания СПИДом и социальную защиту населения»).
Официальное предостережение, на наш взгляд, следует рассматривать как меру
административного предупреждения, но в тех случаях, когда официальное
предостережение применяется после привода, его можно отнести к мерам
пресечения, например: привод лиц для предупреждения о привлечении к
административной ответственности; привод лиц, для которых судами
установлено наказание, не связанное с лишением свободы.
43. Понятие законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.
Законность является обязательной для всего государственного механизма,
гражданского общества (государственных органов и организаций,
государственных служащих, общественных и религиозных объединений,
информационных источников и т.п.), а также для всех граждан. Законность —
это прежде всего наличие реально действующих правовых норм надлежащего
качества, их последовательное и неуклонное выполнение всеми субъектами
права. Как специфические регуляторы общественных отношений законы и другие
правовые предписания должны отвечать достигнутому в государстве уровню
экономики, культуры, личной свободы, морально-этическим нормам.
Законодательство должно быть средством легализации права государством с
целью обеспечения интересов общества, граждан, поддерживания режима
демократии, поскольку она является основой жизнеспособности, разумного
функционирования государства и общества на основании закона. Только закон
может ограничивать свободу отдельного лица в интересах других, чем в первую
очередь подчеркивается верховенство закона перед другими правовыми
предписаниями в правовом государстве.
В юридической литературе законность рассматривается с различных позиций:
как принцип государственной деятельности, как метод государственного
руководства обществом, как резким взаимоотношений населения и
государственных органов. Наиболее важной стороной законности является та,
что раскрывает ее как режим взаимодействия граждан и общественных
объединений с субъектами власти. Режим законности обеспечивает возможность
реализации прав и законных интересов личности, ее всестороннего развития,
формирования и развития гражданского общества. По наличию законности
общественная жизнь, все виды государственной деятельности подчинены
неуклонному действию права, при помощи которого достигаются согласованность
действий, организованность и порядок в общегосударственном масштабе.
Режим законности должен пронизывать деятельность всех государственных и
негосударственных органов и организаций, всех граждан, но особую роль он
играет в сфере исполнительной деятельности, где имеет свои специфические
проявления.
Во-первых, среди субъектов власти органы государственного управления,
администрация государственных предприятий, организаций и учреждений
составляют наиболее многочисленную группу, а поэтому с ними чаще всего
вступают в отношения граждане и их организации. Перед аппаратом
государственного управления стоит задача обеспечения выполнения юридических
норм большим количеством субъектов права.
Во-вторых, субъекты исполнительной власти издают много правовых
предписаний, которые должны отвечать действующему законодательству, а также
применяют законы и другие законодательные акты.
В-третьих, субъекты государственного управления используют меры
административного принуждения, осуществляют юрисдикционную деятельность.
В-четвертых, они наделены значительными властными полномочиями (которые
могут расширяться в чрезвычайных условиях). В их ведении находятся армия,
органы внутренних дел, исправительно-трудовые заведения и т.п.
Важным для поддержания законности является то, чтобы органы исполнительной
власти выполняли не только законы, но и те предписания, которые они издают
самостоятельно. Они также должны обязательно выполнять изданные согласно
закону акты высших органов управления, судебных органов, местных органов
государственной исполнительной власти и органов местнего самоуправления.
При таких условиях будет поддерживаться необходимая дисциплина в
государственном управлении, которая имеет функциональное значение. Это
дисциплина финансовая, ценообразование, штатная, трудовая, исполнительная,
технологическая и т.п.
Таким образом, создание стойкого правового режима требует:
1) наличия развитого законодательства и системы правовых норм, которая на
нем базируется;
2) гарантий, которые обеспечивали бы надежное и последовательное
выполнение юридических предписаний всеми участниками управленческих
отношений;
3) механизма принуждения, четко действующего в пределах законности.
Организация и функционирование аппарата государственного управления
должны регулироваться, в первую очередь, законами как актами высшей
юридической силы, закрепляющими принципы, основные направления, формы и
методы управленческой деятельности, устанавливающими правовой статус
граждан, их отношения с исполнительными структурами. Наряду с этим развитая
правовая основа исполнительной деятельности должна отвечать и другим
критериям: соответствие юридических норм праву, полнота и
диференцированность системы норм, их стабильность, высокая юридическая
техника, доступность нормативного материала.
44. Сущность и система способов обеспечения законности в сфере
исполнительной власти.
Все государственные органы наряду с осуществлением своих непосредственных
функций обязаны принимать меры по поддержанию режима законности. Этим
занимаются законодательные органы, органы государственной исполнительной
власти, а также специально созданные органы — судебные и прокуратура.
Определенное место в этом деле отводится общественности (трудовым
коллективам, общественным объединениям).
В деле обеспечения законности важную роль играет институт обжалования
гражданами незаконных действий органов государственного управления,
должностных лиц и негосударственных объединений, а также заявлений и
обращений граждан к соответствующим органам исполнительной власти.
Поддерживание режима законности в государственном управлении
осуществляется путем контроля (его составной части — проверки выполнения) и
надзора.
Контрольная деятельность обеспечивает систематическую проверку выполнения
законов, других нормативных актов, соблюдения государственной дисциплины и
правопорядка. Контроль является составной частью управления, средством
выполнения его задач. Контроль следует рассматривать как функцию
управления. Поэтому особенность контроля состоит во вмешательстве
контролирующих в оперативную деятельность подконтрольных, в даче им
обязательных указаний, прекращении, изменении или отмене актов управления)
принятии мер принуждения относительно подконтрольных должностных лиц.
Проверка исполнения как составная часть контрольной деятельности носит
тематический характер и состоит в проверке исполнения определенных законов
и нормативных актов подчиненным аппаратом.
Надзор имеет целью выявление, предупреждение правонарушений, устранение
их последствий и привлечения виновных к ответственности. Органы,
осуществляющие функции надзора, не наделены правом вмешиваться в
оперативную и хозяйственную деятельность объектов надзора, изменять или
отменять акты органов государственного управления.
Существует два вида надзора: а) надзор, осуществляемый органами
прокуратуры, — общий надзор; он будет осуществляться (п. 9 разд. XV
Конституции Украины) до ввода в действие законов, регулирующих деятельность
государственных органов по контролю за соблюдением законов; б) надзор со
стороны различных государственных инспекций и служб — административный
надзор.
Прокурорский надзор осуществляется за соблюдением и правильным применением
законов Кабинетом Министров Украины, министерствами, ведомствами,
государственными комитетами, другими органами государственного и
хозяйственного управления и контроля, правительством Автономной Республики
Крым, местными Радами, их исполнительными комитетами, военными частями,
политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями,
предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм
собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и
гражданами. При его осуществлении органы прокуратуры не наделены правом
применять любые меры принудительного характера, а только могут ставить
вопрос о привлечении к административной, дисциплинарной ответственности, об
уголовном преследовании.
Административный надзор также имеет целью предупреждение, выявление и
прекращение противоправных действий, устранение причин и условий
правонарушений. Но при осуществлении этого вида надзора государственные
инспекции и службы могут применять меры административного принуждения в
случае выявления нарушения соответствующих предписаний в сфере
деятельности, подведомственной той или другой инспекции или службе.
Последовательная реализация законности нуждается в соответствующей
системе ее гарантий. В юридической литературе различают общие условия и
специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения
режима законности.
Среди общих условий можно отметить политические, экономические,
организационные, идеологические. Реально они могут иметь место только в
правовом государстве при условиях функционирования гражданского общества
независимо от государства, распределения власти, независимой прессы и
других информационных источников, политического плюрализма, децентрализации
государственных структур, экономических свобод.
Большое значение для поддержания режима законности имеет правовая
культура должностных лиц и граждан, признание абсолютной ценности основных
прав личности.
Специальные юридические способы обеспечения законности — это поощрение,
контроль и принуждение.
45. Соотношение контроля, проверок исполнения, надзора.
Поддерживание режима законности в государственном управлении
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|