рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпоры по административному праву Украины

предупреждении заболевания СПИДом и социальную защиту населения»).

Официальное предостережение, на наш взгляд, следует рассматривать как меру

административного предупреждения, но в тех случаях, когда официальное

предостережение применяется после привода, его можно отнести к мерам

пресечения, например: привод лиц для предупреждения о привлечении к

административной ответственности; привод лиц, для которых судами

установлено наказание, не связанное с лишением свободы.

Временное отстранение от управления транспортными средствами, запрещение

эксплуатации механизмов и выполнения работ. Работники милиции имеют право

задерживать и отстранять от управления транспортными средствами лиц,

находящихся в состоянии опьянения, не имеющих документов на право

управления или пользования транспортными средствами, запрещать их

эксплуатацию, задерживать и доставлять транспортные средства для временного

хранения и т.д. (абзац 2 и 3 п. 21 ст. 11 Закона Украины «О милиции»). В

некоторых случаях соответствующими органами применяется такая мера

пресечения, как отстранение от выполнения работ. Так, органам

государственного санитарного надзора предоставлено право временно

отстранять от работы лиц, которые являются бациллоносителями и могут быть

причиной распространения инфекционных заболевании. Применяется данная мера

и в других случаях.

42. Меры пресечения и предупредительные меры в административном

принуждении.

Меры административного предупреждения носят профилактический характер.

Наиболее широкая компетенция в применении предупредительных мер

принадлежит органам внутренних дел (милиции).

Нам кажется, к этим мерам следует отнести следующие.

1. Требование прекращения отдельных действий. Органы милиции вправе

требовать от граждан и должностных лиц прекращения действий, препятствующих

осуществлению полномочий милиции (п. 1 ст. 11 Закона Украины «О милиции»),

2. Проверка документов. Работники милиции имеют право проверить у граждан

при подозрении в совершении правонарушений документы, удостоверяющие

личность, а также другие документы, необходимые для выяснения вопроса о

соблюдении правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на

милицию (п. 2 ст. 11 Закона).

3. Учет и официальное предостережение граждан. Ведется учет лиц,

подлежащих профилактическому воздействию на основании законодательства и в

установленном им порядке. Эти лицам может выноситься официальное

предостережение о недопустимости противоправного поведения (п. 4 ст. 11

Закона).

4. Досмотр. Работникам милиции предоставлено право проводить досмотр

ручной клади, багажа и пассажиров гражданских воздушных, морских и речных

судов согласно действующего законодательства (п. 14 ст. 11 Закона).

Подобный досмотр могут проводить также работники гражданской авиации,

таможенных органов, пограничных войск (Таможенный кодекс Украины и Закон

Украины «О Государственной границе Украины»),

Следует заметить необходимость отличия досмотра как меры

административного предупреждения от досмотра, направленного на решение

вопроса о привлечении к административной или уголовной ответственности и на

обеспечение производства в делах об административных правонарушениях.

Меры административного пресечения — это принудительное прекращение

противоправных действий, имеющих признаки административного проступка, а в

некоторых случаях и преступления, направленное на недопущение пагубных

последствий и на обеспечение применения к виновному лицу административного

взыскания, а в исключительных случаях — уголовного наказания.

Требование от граждан и должностных лиц прекращения действий, нарушающих

общественный порядок. При этом работникам милиции дано право на месте

выносить устное предупреждение лицам, допустившим незначительные

административные нарушения, а в случае невыполнения высказанных требований

применения мер, предусмотренных Законом Украины «О милиции» (п. 1 ст. 11).

Административное задержание. Это принудительное кратковременное

ограничение свободы действий и перемещения граждан, совершивших

административный проступок. Данная мера применяется с целью: пресечения

административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия;

установления личности; составления протокола об административном

правонарушении, если это обязательно, но невозможно выполнить на месте

совершения правонарушения; обеспечения своевременного и правильного

рассмотрения дел и выполнения постановлений по делам об административных

правонарушениях; личного досмотра, досмотра вещей и изъятия вещей и

документов (ч. 1 ст. 260 КоАП Украины).

Административное задержание лица, совершившего административное

правонарушение, может продолжаться не более трех часов, за исключением

случаев, когда законодательными актами установлены другие сроки. Условия,

порядок и срок административного задержания регулируются КоАП Украины (ст.

ст. 260—263, 267 гл. 20) и Законом Украины «О милиции» (п. 5 ст. 11).

Личный досмотр и досмотр вещей. Как мера пресечения административных

проступков личный досмотр и досмотр вещей применяется с целью обеспечения

производства по делам об административных правонарушениях. В этом случае

составляется отдельный протокол или об этом делается соответствующая запись

в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об

административном задержании. Порядок личного досмотра и досмотра вещей

регулируется ст. 265 КоАП, Таможенным кодексом и другими законодательными

актами Украины.

Меры. физического воздействия, применение специальных средств и

огнестрельного оружия. Данные средства имеет право применять милиция, а

также работники других органов внутренних дел, привлекаемые к выполнению

задач милиции по охране общественного порядка, общественной безопасности и

борьбы с преступностью (ст. 9 Закона Украины «О милиции»). Применению

данных средств должно предшествовать предупреждение, если позволяют

обстоятельства. Запрещается применять их к женщинам с явными признаками

беременности, лицам пожилого возраста или с явными признаками инвалидности

и к малолетним детям, кроме случаев группового нападения, угрожающих жизни

и здоровью людей, работников милиции, а также вооруженного нападения или

вооруженного сопротивления. Если избежать применение силы невозможно, она

не должна превышать меры, необходимой для выполнения возложенных на милицию

обязанностей, и сводить к минимуму возможность причинения вреда здоровью

правонарушителей и других граждан. Условия и рамки применения средств

физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия, а

также перечень специальных средств приведен в разделе III Закона Украины «О

милиции».Привод и официальное предостережение. Названный вид пресечения

административных проступков осуществляется органами милиции. В наше время

привод используется для доставки в соответствующие государственные органы

или учреждения согласно действующему законодательству и с санкции прокурора

граждан, уклоняющихся от призыва на воинскую службу, больных СПИДом и

других (п. 22 ст. 10 Закона Украины «О милиции»), ст. 14 Закона Украины «О

предупреждении заболевания СПИДом и социальную защиту населения»).

Официальное предостережение, на наш взгляд, следует рассматривать как меру

административного предупреждения, но в тех случаях, когда официальное

предостережение применяется после привода, его можно отнести к мерам

пресечения, например: привод лиц для предупреждения о привлечении к

административной ответственности; привод лиц, для которых судами

установлено наказание, не связанное с лишением свободы.

43. Понятие законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.

Законность является обязательной для всего государственного механизма,

гражданского общества (государственных органов и организаций,

государственных служащих, общественных и религиозных объединений,

информационных источников и т.п.), а также для всех граждан. Законность —

это прежде всего наличие реально действующих правовых норм надлежащего

качества, их последовательное и неуклонное выполнение всеми субъектами

права. Как специфические регуляторы общественных отношений законы и другие

правовые предписания должны отвечать достигнутому в государстве уровню

экономики, культуры, личной свободы, морально-этическим нормам.

Законодательство должно быть средством легализации права государством с

целью обеспечения интересов общества, граждан, поддерживания режима

демократии, поскольку она является основой жизнеспособности, разумного

функционирования государства и общества на основании закона. Только закон

может ограничивать свободу отдельного лица в интересах других, чем в первую

очередь подчеркивается верховенство закона перед другими правовыми

предписаниями в правовом государстве.

В юридической литературе законность рассматривается с различных позиций:

как принцип государственной деятельности, как метод государственного

руководства обществом, как резким взаимоотношений населения и

государственных органов. Наиболее важной стороной законности является та,

что раскрывает ее как режим взаимодействия граждан и общественных

объединений с субъектами власти. Режим законности обеспечивает возможность

реализации прав и законных интересов личности, ее всестороннего развития,

формирования и развития гражданского общества. По наличию законности

общественная жизнь, все виды государственной деятельности подчинены

неуклонному действию права, при помощи которого достигаются согласованность

действий, организованность и порядок в общегосударственном масштабе.

Режим законности должен пронизывать деятельность всех государственных и

негосударственных органов и организаций, всех граждан, но особую роль он

играет в сфере исполнительной деятельности, где имеет свои специфические

проявления.

Во-первых, среди субъектов власти органы государственного управления,

администрация государственных предприятий, организаций и учреждений

составляют наиболее многочисленную группу, а поэтому с ними чаще всего

вступают в отношения граждане и их организации. Перед аппаратом

государственного управления стоит задача обеспечения выполнения юридических

норм большим количеством субъектов права.

Во-вторых, субъекты исполнительной власти издают много правовых

предписаний, которые должны отвечать действующему законодательству, а также

применяют законы и другие законодательные акты.

В-третьих, субъекты государственного управления используют меры

административного принуждения, осуществляют юрисдикционную деятельность.

В-четвертых, они наделены значительными властными полномочиями (которые

могут расширяться в чрезвычайных условиях). В их ведении находятся армия,

органы внутренних дел, исправительно-трудовые заведения и т.п.

Важным для поддержания законности является то, чтобы органы исполнительной

власти выполняли не только законы, но и те предписания, которые они издают

самостоятельно. Они также должны обязательно выполнять изданные согласно

закону акты высших органов управления, судебных органов, местных органов

государственной исполнительной власти и органов местнего самоуправления.

При таких условиях будет поддерживаться необходимая дисциплина в

государственном управлении, которая имеет функциональное значение. Это

дисциплина финансовая, ценообразование, штатная, трудовая, исполнительная,

технологическая и т.п.

Таким образом, создание стойкого правового режима требует:

1) наличия развитого законодательства и системы правовых норм, которая на

нем базируется;

2) гарантий, которые обеспечивали бы надежное и последовательное

выполнение юридических предписаний всеми участниками управленческих

отношений;

3) механизма принуждения, четко действующего в пределах законности.

Организация и функционирование аппарата государственного управления

должны регулироваться, в первую очередь, законами как актами высшей

юридической силы, закрепляющими принципы, основные направления, формы и

методы управленческой деятельности, устанавливающими правовой статус

граждан, их отношения с исполнительными структурами. Наряду с этим развитая

правовая основа исполнительной деятельности должна отвечать и другим

критериям: соответствие юридических норм праву, полнота и

диференцированность системы норм, их стабильность, высокая юридическая

техника, доступность нормативного материала.

44. Сущность и система способов обеспечения законности в сфере

исполнительной власти.

Все государственные органы наряду с осуществлением своих непосредственных

функций обязаны принимать меры по поддержанию режима законности. Этим

занимаются законодательные органы, органы государственной исполнительной

власти, а также специально созданные органы — судебные и прокуратура.

Определенное место в этом деле отводится общественности (трудовым

коллективам, общественным объединениям).

В деле обеспечения законности важную роль играет институт обжалования

гражданами незаконных действий органов государственного управления,

должностных лиц и негосударственных объединений, а также заявлений и

обращений граждан к соответствующим органам исполнительной власти.

Поддерживание режима законности в государственном управлении

осуществляется путем контроля (его составной части — проверки выполнения) и

надзора.

Контрольная деятельность обеспечивает систематическую проверку выполнения

законов, других нормативных актов, соблюдения государственной дисциплины и

правопорядка. Контроль является составной частью управления, средством

выполнения его задач. Контроль следует рассматривать как функцию

управления. Поэтому особенность контроля состоит во вмешательстве

контролирующих в оперативную деятельность подконтрольных, в даче им

обязательных указаний, прекращении, изменении или отмене актов управления)

принятии мер принуждения относительно подконтрольных должностных лиц.

Проверка исполнения как составная часть контрольной деятельности носит

тематический характер и состоит в проверке исполнения определенных законов

и нормативных актов подчиненным аппаратом.

Надзор имеет целью выявление, предупреждение правонарушений, устранение

их последствий и привлечения виновных к ответственности. Органы,

осуществляющие функции надзора, не наделены правом вмешиваться в

оперативную и хозяйственную деятельность объектов надзора, изменять или

отменять акты органов государственного управления.

Существует два вида надзора: а) надзор, осуществляемый органами

прокуратуры, — общий надзор; он будет осуществляться (п. 9 разд. XV

Конституции Украины) до ввода в действие законов, регулирующих деятельность

государственных органов по контролю за соблюдением законов; б) надзор со

стороны различных государственных инспекций и служб — административный

надзор.

Прокурорский надзор осуществляется за соблюдением и правильным применением

законов Кабинетом Министров Украины, министерствами, ведомствами,

государственными комитетами, другими органами государственного и

хозяйственного управления и контроля, правительством Автономной Республики

Крым, местными Радами, их исполнительными комитетами, военными частями,

политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями,

предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм

собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и

гражданами. При его осуществлении органы прокуратуры не наделены правом

применять любые меры принудительного характера, а только могут ставить

вопрос о привлечении к административной, дисциплинарной ответственности, об

уголовном преследовании.

Административный надзор также имеет целью предупреждение, выявление и

прекращение противоправных действий, устранение причин и условий

правонарушений. Но при осуществлении этого вида надзора государственные

инспекции и службы могут применять меры административного принуждения в

случае выявления нарушения соответствующих предписаний в сфере

деятельности, подведомственной той или другой инспекции или службе.

Последовательная реализация законности нуждается в соответствующей

системе ее гарантий. В юридической литературе различают общие условия и

специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения

режима законности.

Среди общих условий можно отметить политические, экономические,

организационные, идеологические. Реально они могут иметь место только в

правовом государстве при условиях функционирования гражданского общества

независимо от государства, распределения власти, независимой прессы и

других информационных источников, политического плюрализма, децентрализации

государственных структур, экономических свобод.

Большое значение для поддержания режима законности имеет правовая

культура должностных лиц и граждан, признание абсолютной ценности основных

прав личности.

Специальные юридические способы обеспечения законности — это поощрение,

контроль и принуждение.

45. Соотношение контроля, проверок исполнения, надзора.

Поддерживание режима законности в государственном управлении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.