Шпоры по административному праву Украины
за поступок, порочащий его как государственного служащего, или
дискредитирующий государственный орган, в котором он работает. Кроме
дисциплинарных взысканий, предусмотренных действующим законодательством
Украины о труде, к служащим могут применяться предупреждение о неполном
служебном соответствии и задержка до одного года в присвоении очередного
ранга или в назначении на более высокую должность.
24 апреля 1998г указ президента о концепции борьбы с коррупцией на
1998-2005г. В правовом отношении коррупция представляет совокупность
различных по характеру но единых по сути коррупционных правонарушений
(уголовных, административных, гражданско-правовых и дисциплинарных).
Коррупционная деятельность сама не является составом преступления, а
является собирательным понятием. Заключается в использовании должностными
лицами доверенных им прав и полномочий для личного обогащения.
19. Индивидуальные субъекты административно-правовых отношений: понятие,
виды.
Субъекты административного права — это все те, кто согласно
административно-правовых норм наделены конкретным объемом прав и
обязанностей в сфере исполнительной власти.
Относятся: граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства,
беженцы.
20. Административно-правовой статус граждан: административная
правоспособность и дееспособность.
Административно-правовой статус гражданина Украины определяется объемом и
характером административной правосубъектности, которую составляют
административные правоспособность и дееспособность.
Административная правоспособность — это признание законом за гражданином
фактической возможности являться субъектом административного права, иметь
права и обязанности административно-правового характера. Административная
правоспособность возникает с момента рождения человека. Ее объем
устанавливается и изменяется с помощью административно-правовых норм. Она
подтверждается документами о гражданстве — паспортом гражданина Украины, а
для лиц до 16 лет — свидетельством о рождении.
Правоспособность не может быть ограниченной или отчужденной, от нее
невозможно отказаться добровольно (поскольку такой отказ не имеет
юридической силы). Правоспособность человека создает юридическое понятие
личности и гражданина. Только в случаях, предусмотренных уголовным или
административным законодательством, гражданин может быть лишен какой-либо
части административной правоспособности — права перемещения, лишения
родительских прав и т.п.
Административная дееспособность граждан является второй составной частью
административной правосубъектности. При этом административная
правоспособность является основой административной дееспособности граждан,
поскольку создает условия, при которых реализуются их субъективные права и
обязанности.
Административная дееспособность — это признанная законодательством
способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять права и
выполнять обязанности административно-правового характера. Гражданин
считается полностью дееспособным при достижении 18-летнего возраста. Вместе
с тем и при достижении 16-летнего возраста у гражданина возникает
административная дееспособность: получение паспорта и соблюдение правил
паспортной системы, охрана природы и т.п. В некоторых случаях
административная дееспособность может наступить и до достижения человеком
16-летнего возраста (право на труд).
Права и обязанности граждан можно условно разделить на две группы: 2)
указывающие на положение человека в социальной структуре государства; они
связываются не с моментом рождения, а с достижением определенного возраста
(избирательное право, право и обязанность воинской службы) — так называемые
уставные права; б) позволяющие гражданину реализовать имеющиеся права —
личные, социально-экономические;
они называются адекватными. Права и обязанности обеих групп в
совокупности создают понятие — правосубъектность.
21. Способы защиты прав граждан: понятие, виды.
22. Административные обращения граждан: основные виды обращений.
В соответствии со ст. 40 Конституции Украины, все имеют право направлять
индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться
в органы государственной власти, органы местного самоуправления, или к
должностным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и
дать обоснованный ответ в установленный законом срок. Через обращения
граждан воплощается в жизнь конституционный принцип участия граждан в
управлении государственными и общественными делами. Обращение является
также важной формой контроля за законностью деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления, обеспечения прав и свобод
граждан.
Вопросы практической реализации права на обращение урегулированы Законом
Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. Обеспечивая гражданам
Украины возможности на обращение. Закон детализирует и развивает
конституционные положения, предоставляя им право обращаться не только в
органы государственной власти и местного самоуправления, но и в объединения
граждан, учреждения, организации независимо от форм собственности, на
предприятия, в средства массовой информации, к должностным лицам в
соответствии с их функциональными обязанностями относительно реализации
своих социально-экономических, политических и личных прав и законных
интересов или их нарушении.
Закон называет три вида обращений граждан — предложения (замечания),
заявления (ходатайства), жалобы.
Предложение (замечание) — обращение граждан, в которых дается совет,
рекомендация относительно деятельности органов государственной власти и
местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также
высказываются мысли по урегулированию правовых принципов государственной и
общественной жизни, социально-культурных и других сфер деятельности
государства и общества.
Заявление (ходатайство) — обращения граждан с просьбой о содействии- в
реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их
прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства
или недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций
независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов
местных рад, должностных лиц, а также высказывания мыслей об улучшении их
деятельности. Ходатайство — письменное обращение с просьбой о признании за
лицом соответствующего статуса прав и свобод и т.п.
Жалоба — обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных
интересов граждан, нарушенных действиями (бездеятельностью), решениями
государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений,
организаций, объединений граждан, предприятий, должностных лиц.
Обращение адресуется субъектам, в полномочия которых входит решение
поставленных вопросов. В обращениях должны быть указаны фамилия, имя,
отчество, место жительства гражданина, содержание поставленного вопроса,
замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования.
Письменные обращения должны быть подписаны заявителем (заявителями) с
указанием даты. При несоблюдении этих требований обращение возвращается
заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее 10 дней со дня его
поступления. Обращения, оформленные в соответствии с требованиями и
поданные в установленном порядке подлежат обязательному принятию и
рассмотрению. Если поставленные в обращении вопросы не входят в компетенцию
субъектов, куда оно поступило, то в срок не более 5 дней такое обращение
пересылается по принадлежности, о чем сообщается заявителю.
О результатах рассмотрения обращений сообщается заявителям. В случае
отказа в удовлетворении требований, изложенных в заявлении (ходатайстве) в
письменной форме предоставляется мотивированный отказ, а также разъяснения
порядка обжалования принятого решения. Обращения Героев Советского Союза,
Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны
рассматриваются первыми руководителями лично.
23. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без
гражданства.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданство отличаются
несущественно. Объем их прав и обязанностей более узок, чем у граждан
Украины, но по общему правилу они пользуются теми же правами и не них
возлагаются те же обязанности, что и на граждан Украины. Отличия связаны с
отсутствием гражданства у этой категории лиц, что является самым главным
компонентом административно-правового статуса лица.
Правосубъектность этих лиц возникает с момента прибытия в Украину и
завершается со времени оставления ее территории.
Административно-правовой статус иностранных граждан регламентируется
Законом Украины от 04.02.94 г. «О правовом статусе иностранцев», а также
международными соглашениями. Статус лиц, не имеющих гражданства, но
находящихся на территории Украины, определяется законодательством Украины.
Для иностранных граждан и лиц без гражданства обязательными являются
нормы Конституции Украины и других законов, общеобязательные правила,
касающие
ся охраны природы, санитарной, пожарной безопасности, общественного
порядка, пользования транспортными средствами, въезда и выезда. Не
пользуются данные лица также частью прав и обязанностей, составляющих
группу исключительных прав и обязанностей граждан Украины (избирательное
право, иметь паспорт гражданина Украины и т.д.).
В целом основные ограничения для иностранных граждан и лиц без
гражданства следующие:
— эти лица не могут занимать ряд должностей (Президента, судьи,
пребывать на должности в составе морских и воздушных экипажей и т.п.);
— эти лица не имеют доступа к государственным должностям, служба на
которых связана с государственной тайной;
— эти лица не могут служить в Вооруженных Силах Украины;
— для этих лиц допускается ограничение в передвижении или пребывании в
отдельных местах;
— для этих лиц определены отдельные правила паспортного режима,
поступления в учебные заведения и т.п.;
— для этих лиц установлена особенная административная деликтоспособность.
При регулировании правового статуса иностранных граждан Украина исходит
из принципа взаимности в отношениях с другими государствами.
Административно-правовой статус лиц, имеющих дипломатические привилегии,
определяется наряду с законодательством Украины международными правилами и
международными соглашениями Украины с другими государствами.
24. Административно – правовой статус беженца по законодательству Украины.
В этом Законе под сроком "беженец" понимается иностранец (иностранный
гражданин или лицо без гражданства), что вследствие обгрунтованих
опасений стать жертвой преследований за признаками расовой,
национальной принадлежности, отношение к религии, гражданства,
принадлежности к определенной социальной группе илиd политических
убеждений вынужденный оставить территорию государства, гражданином
которой он есть (или территорию страны своего постоянного проживание),
и не может или не желает пользоваться защитой этой государства
вследствие указанных опасений и относительно которого в порядке и при
условиях, определенных этим Законом, приняты решения о предоставлении
нему статуса беженца.
Лицо, которое подало заявление о предоставлении статуса беженца, имеет
право на: временное трудоустройство или обучение; медпомощь и социально-
бытовые услуги; пользование жильем, предоставленным в пункте временного
размещения к решению вопроса о предоставлении статуса беженца, но на срок
не большее трех месяцев; свободное исповедование своей религии. Лицо,
которое подало заявление о предоставлении статуса беженца,
обязанная: подать в соответствующий орган миграционной службы сведения,
необходимые для решения вопроса о предоставлении статуса беженца; при
получении направления органа миграционной службы отбыть к определенному
месту временного проживания и в трехдневный срок зарегистрироваться в
местном органе внутренних дел; придерживать установленного действующим
законодательством порядка пребывание на территории Украины; проходить
медицинский обзор на требование органов здравоохранения. Лицо, которое
получило статус беженца, имеет право на: выбор места временного
проживания из предложенного ей миграционной службой перечня населенных
пунктов и передвижение на территории Украины при условиях соблюдения
правил, установленных для иностранцев; работу за наймом или на
предпринимательскую деятельность, приобретение в собственность имущества
при условиях, предусмотренных законодательством Украины для иностранцев;
здравоохранение и отдых в порядке, предусмотренному законодательством
для граждан Украины; получение денежной помощи, пенсий и других
видов социального обеспечения в порядке, определенному Кабинетом
Министров Украины; пользование жильем, предоставленным в месте временного
проживания; обучение в порядке, предусмотренному законодательством Украины
для иностранцев; пользование достояниями культуры; свободу совести и
свободное отправление религиозных обрядов; неприкосновенность лица,
жилья, охрану законом личного жизнь, тайны переписки, телефонных
разговоров и телеграфных
сообщений; судебная защита от посягательств в честь и достоинство,
жизнь и здоровье, личную свободу и жилье, а также защита имущественных
и неимущественных прав; вступление к легализованным общественным
организациям соответственно
их уставов (положений). ЛИСТ ПРИБЫТИЯ
25. Объединения граждан как субъекты административно-правовых отношений.
Граждане Украины в соответствии со ст. 36 Конституции Украины имеют право
на свободу объединения в политические партии и общественные организации.
Объединение граждан — добровольное общественное формирование, созданное на
основании единства интересов для осуществления и защиты своих прав и
свобод, а также удовлетворения политических, экономических, социальных,
культурных и других интересов.
Право граждан на свободу объединений является неотъемлемым правом
человека. Государство способствует развитию политической и гражданской
активности, творческой инициативы граждан и создает равные условия для
деятельности их объединений. Осуществление права на объединение не подлежит
ни одним ограничениям, кроме тех, что предусмотрены законом и являются
необходимыми для интересов национальной безопасности, общественного порядка
или защиты прав и свобод других людей, охраны здоровья населения.
Главным, чем общественные организации отличаются от государственных
органов и организаций, является то, что первые в отношениях с другими
субъектами права и между собой выступают от своего имени и не наделены
государственно-властными полномочиями.
К общественным объединениям принадлежат движения, конгрессы, ассоциации,
фонды, союзы и другие формирования, которые в соответствии с Законом
Украины «Об объединениях граждан» определяются как политические партии или
общественные организации.
Политическими партиями считаются объединения граждан, являющиеся
сторонниками определенной общенациональной программы общественного
развития; их главная цель — участие в выработке государственной политики,
формировании органов власти, местного самоуправления и представительство в
их составе.
Общественной организацией является объединение граждан для удовлетворения
и защиты законных социальных, экономических, творческих, возрастных,
национально-культурных, спортивных и других общественных интересов. Таким
образом, общественные объединения отличаются от государственных органов и
организаций еще и тем, что они создаются по какому-либо признаку
(возрастом, национальностью, профессией и т.п.).
Общественные объединения при исполнении своих уставных обязанностей
вступают в правовые отношения с государственными органами, в том числе с
органами государственной исполнительной власти. В таких случаях они
являются носителями административной правоспособности, а возникающие
отношения являются административно-правовыми, поскольку они реализуются в
сфере государственного управления, где участники имеют взаимные права и
обязанности. Большинство административно-правовых отношений, возникающих с
участием объединений граждан, характеризуются отсутствием «власти и
подчинения»; это так называемые горизонтальные административные отношения
(внесение предложений органам власти и управления, защита своих законных
интересов и законных интересов своих членов (участников) в государственных
органах). В то же время некоторым административно-правовым отношениям с
участием объединений граждан может быть присущ элемент «власти» (при
осуществлении государственного надзора и контроля деятельности общественных
объединений).
Политические партии и общественные организации через представителей,
избранных в законодательные органы, Рады, органы местного самоуправления и
т.п., принимают участие в разработке и осуществлении политики государства,
в управлении государственными и общественными делами на основе их программ
и уставов в соответствии с действующим законодательством.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|