Шпоры по административному праву
Шпоры по административному праву
|1. Понятие и |Гос управление – это целенаправленное, |
|основные черты |организующе-регулирующее воздействие государства (через |
|государственного|систему его органов и должностных лиц) на общественные |
|управления. |процессы, отношения и деятельность людей. Это разновидность |
|Социальное |социального управления. |
|управление. |Социальное управление – особый тип управления- воздействия |
|Основные |одних людей на других главным образом с помощью информации с |
|категории |целью упорядочения социально-значимых процессов, обеспечение |
|управления |устойчивого развития социальных систем. |
| |Государственное управление (в широком смысле) – управление |
| |делами государства, которое осущ всеми органами гос и во всех |
| |ветвях власти, в узком смысле – исполнительная деятельность по|
| |непосредственной организации социальных процессов в |
| |обществе.Основные черты гос управления: |
| |является организующей деятельностью |
| |носит организационно-распорядительный х-р |
| |в процессе осуществ управл деят реализуются функции гос |
| |осуществ уполномоченными на то субъектами управления |
| |Субъекты гос управления – гос органы и должностные лица, |
| |которые наделены гос-властными полномочиями |
| |Объекты гос управления – предприятия, органз, граждане,которые|
| |не имеют властных полномочий |
|2. Общ-полит и |принцип народовластия |
|организационно-т|законности |
|ехнические |принцип разделения властей |
|принципы |принцип федерализма |
|построения и |гласности |
|деят аппарата |приоритета и гарантированности прав личности |
|управления |принцип сочетания централизации и децентрализации |
|3. Предмет и |Предмет АП – это совокупность общественных отношений, |
|система |складывающихся в процессе организации и деятельности |
|административног|исполнительной власти. |
|о права. |Система АП – состоит из внутреннее АП (деятельность гос |
|Административное|органов) и внешнее АП –(отношения между органами гос власти и |
|право как наука |гражданами). |
| |Система АП состоит из отдельных адм норм права, институтов и |
| |подотраслей права, тесно связанных между собой |
| |Наука АП – система научных взглядов, представлений, знаний и |
| |теорет положений о закономер, существующих в сфере адм права |
|4. Понятие и |Административно-правовые нормы – это установленные или |
|виды |санкционированные государством правила,регулирующие отношения,|
|административно-|возникающие при формировании и деятельности исполнительной |
|правовых норм. |власти. |
|Систематизация |Виды: |
|административног|1 по целевому назначению: |
|о права. |-регулятивные (содержащие правила созидательной, нормальной |
|Источники |деятельности), |
|административног|- охранительные(призванные обеспечить защиту, охрану |
|о права |урегулированных юридич нормами отношений) |
| |2 – по содержанию: |
| |материальные (определяют права и обязанности субъектов |
| |правоотношений( |
| |процессуальные (закрепляют порядок, процедуру осущ власти) |
| |3 – по методу воздействия на поведение субъектов: |
| |- обязывающие, запрещающие, уполномачивающие, рекомендующие, |
| |поощряющие |
| |4 – по пределу действия норм(территории, группе лиц): |
| |общеобязательные и внутриаппаратные |
| |5 – по уровню обобщенности: |
| |общие и специальные |
| |6 – по субъектам (адресатам): |
| |- деятельность гос организаций и их раб; негосуд орг; граждан.|
| | |
| |Источники: |
| |1) Акты, принятые на референдуме и акты законод органов (конт,|
| |ФКЗ, ФЗ, а также законод акты суб Федерации) |
| |2) Акты президента РФ (указы, распоряжения) |
| |3) Акты гос администрации (адм акты фед органов и орг – пост и|
| |распор Правит, министрств адм акты субъектов Фед) |
| |4) Акты муниципальных органов |
| |5) Публичные договоры (междунар, федеративные, |
| |административные |
| |6) Акты правосудия- постановления Конст суда и конст (уставных|
| |судов) субъектов |
| |7) Административные обыкновения – локальные акты. |
|5. Понятие и |Административно-правовые отношения – это урегулированные |
|виды |нормами административного права общественные отношения, |
|административно-|складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. |
|правовых |Особенности: |
|отношений. |обязанности и права сторон эти отношений связаны с |
|Особенности |деятельностью гос администрации |
|административно-|в этих отношениях одной из сторон выступает субъект адм власти|
|правовых |(орган, должностное лицо, негосуд организация, наделенные |
|отношений |гос-властными полномочиями |
| |данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из |
| |сторон |
| |в случае нарушения адм-правовой нормы нарушитель несет |
| |ответственность перед государством |
| |разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется|
| |в адм порядке (в последнее время – судом) |
| |Виды: |
| |В зависимости от целей деятельности: |
| |Регулятивные или охранительные |
| |По составу участников: |
| |Внутриаппаратные и внеаппаратные |
|6. Правовое |право закреплено в К - ст.27 п.2), Регулируется Законом 96 г |
|регулирование |«О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». |
|выезда граждан |Порядок выезда и въезда регулируется К, этим законом и пост |
|РФ из РФ |Прав-ва. |
| |Закон говорит о том, что Прав-вом может быть дан перечень |
| |стран, въезд в который не рекомендуется. |
| |Для выезда необходимо представить: - паспорт (загранпаспорт, |
| |или диплом, служебный, паспорт моряка). |
| |Заграничный паспорт выдается ОВД , общий срок – 1 месяц (Либо |
| |отказать, либо выдать), для получения – 1- общерос паспорт, 2 |
| |– 2 квитанции(об уплате госпошлины и об уплате бланка), 3 – |
| |заявление. Паспорт выдается сроком на 5 лет. Может |
| |продлеваться за границей. |
| |Ограничения – как при получении, так и после его получения |
| |(если ограничения возникают после выдачи – паспорт изымается. |
| |Выезд запрещен). |
| |Ограничения:1- в связи со сведениями, составляющими гос тайну |
| |(с момента последнего ознакомления – 5 лет), может быть |
| |продлен Межведомственной комиссией при Прав РФ, 2- если |
| |возбуждено уг дело- до решения по существу, 3- если осужден, |
| |4- если подлежит призыву на действ или альтер военную службу,|
| |5- если уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных |
| |судом 6 – если предоставляются заведомо ложные сведения. |
| |Несовершеннолетние – могут получить паспорт с момента |
| |рождения, а если едут с родителем – то фото вклеивается в |
| |паспорт родителя по инструкции МВД |
| |Для выезда н\летнего должно быть согласие обоих родителей |
| |(з\предст), или один из них может написать о своем несогласии |
| |о выезде, а другой – оспорить в суд. порядке. |
|7. Основы |Административно-правовой статус гражданина –это правовое |
|административно-|положение гражданина в отношениях с субъектами исполнительной |
|правового |власти, урегулированное нормами государственного и адм права, |
|статуса граждан.|оно является составной частью общего правового статуса |
|Административно-|гражданина. |
|правовая |Адм-правовой статус гражданина состоит из административной |
|дееспособность |правосубъектности и комплекса прав и свобод. |
| |Элементы правосубъектности – это адм правоспособность – |
| |(способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами |
| |адм права). Частично возникает с момента рождения право на |
| |имя, на получение мед помощи и др). Правоспособность граждан |
| |не одинакова – она зависит от возраста, пола, состояния |
| |здоровья, образования, места жительства, национальности и |
| |др.(даже рост влияет на правоспособ лица). |
| |и админ дееспособность – способность граж своими действиями |
| |осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные |
| |адм-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии |
| |с этими нормами. |
| |Адм дееспособность – в отличие от гражданской – не всегда и не|
| |только зависит от возраста (зависит от образования, места |
| |жительства, право на самостоятельное обращение к врачу – у |
| |несовершеннолетних с 15 лет). |
|8. Судебное |Регулируется законом РФ «Об обжаловании в суд действий и |
|обжалование |решений, нарушающих права и свободы граждан» - 93г (изм 95), |
|административных|и 25 глава ГПК РФ- порядок обжалования. |
|актов |По закону – можно обжаловать любые действия, бездействия гос, |
| |мун, общ и их должностных лиц.а в главе 25 – кроме общ и религ|
| |объед. В суде применяют аналогию. |
| |Закон устанавливает условия приемлемости заявления: |
| |сроки подачи в течение 3 мес с того времени, когда гр-ну стало|
| |известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск (уважительный)|
| |не является препятствием для отказа в принятии заявления |
| |только те заявления, которые свидетельствуют о нарушении прав|
| |и свобод (доказывать не надо): ограничивающие права и свободы,|
| |возлагающие незаконно обязанность, незаконную ответственность,|
| |препятствие к осуществлению прав и свобод. |
| |Не будут принимать заяв, которые подведомственны Конст суду |
| |(оспаривается действие закона), или если законом установлен |
| |иной порядок обжалования (например, для судебных решений). |
| |Рассмотрение – по правилам гражданского судопроизводства, |
| |принимается решение, в котором либо удовлетв требование, либо |
| |отказывается, это реш обязательно на тер России. |
| |В Законе указано, что суд вправе сам применить меру |
| |дисциплинарной ответственности к должностному лицу (но на |
| |практике никогда не применяет). |
|9. Порядок |Предусмотрен большинством нормативных актов. |
|рассмотрения |Порядок регулируется Указом президиума ВС 1968 г |
|заявлений, |Этим Указом руководствуются, если нет ведомственных документов|
|предложений и |– например, приказ МВД. В указе предусмотрено, что анонимные |
|жалоб граждан |заявления не рассматриваются, а в ведомственных – рассмат, |
|административным|если в них сообщ о преступлениях. Согласно Указу, обращение |
|и органами |может быть как в устном, так и в письменном виде, как |
| |коллективное, так и индивидуальная жалоба. |
| |Общий порядок подачи – через тот орган, который принял |
| |решения, а уже тот – в вышестоящую инстанцию. |
| |Если гражданин подал жалобу не по подведомственности, то ему |
| |должны разъяснить, куда обращаться –мотивированно. |
| |Запрещено направлять жалобы тем лицам, на которых подана |
| |жалоба. |
| |Максимальный срок рассмотрения жалобы – 1 месяц, а если |
| |заявление, жалоба не требует дополн проверки – срок до 15 |
| |дней. |
| |За нарушение этих сроков – привлечение к ответст долж лиц |
| |Ответ на жалобу должен быть мотивирован |
|10. право |Конст право на свободу предв.(ст.27 К) – при реализации его |
|граждан на |действует Закон от 1993 г «О праве граждан РФ на свободу |
|свободу |передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах |
|передвижения в |РФ». |
|пределах РФ. |Закон дает разграничение понятий- местожительство(жилой дом, |
|Регистрационный |квартира, иное – в котором граж постоянно или преемущественно |
|учет граждан по |проживает в качестве собственника, по договору найма и др |
|месту жительства|законным основаниям) и место пребывания (жилое помещение, в |
|и месту |котором грж проживает временно). |
|пребывания |Граждане должны становиться на регистрационный учет по месту |
| |пребывания, если срок будет более 10 дней.Главное отличие |
| |регистрации по месту пребывания состоит в том, что она |
| |производится без снятия с регист учета по месту жительства, и |
| |покидая место пребывания, граждане не снимаются с |
| |учета.Выдается свидетельство о регистрации, в паспорте никакие|
| |отметки об этом не делают. |
| |Правительством утверждены 93г «Правила регистрации граждан по|
| |месту жительства и месту пребывания». |
| |Регистрация отличается от прописки тем, что ее наличие или |
| |отсутствие не являются основанием для ограничения права |
| |граждан, регистрация – это только учет граждан. |
| |Необходмые документы: 1 - заявление, 2 -паспорт (или иной |
| |документ- загранпаспорт, свид о рожд),3 – документ, |
| |подтверждающий законность вселения в жилое помещение (ордер, |
| |судебное решение и т.д.), 4 – квитанция об уплате гос пошлины.|
| | |
| |Основания для отказа в регистрации признаны не |
| |соответствующими конституции. Только могут указать на |
| |необходимость предъявления документов. |
| |Закон четко определяет основания для снятия гра-на с рег учета|
| |– при подаче заявления на учет по новому месту жительства. |
| |Данное право (на свободу передвижения) может быть ограничено |
| |только в соответствии с фед законами: 1 – в пограничной зоне, |
| |2 – в ЗАТО, 3 – в зонах экономического бедствия, 4 – на |
Страницы: 1, 2
|