рефераты бесплатно

МЕНЮ


Специальные административно правовые режимы

Специальные административно правовые режимы

План.

Стр.

I. Специальные административно-правовые режимы. 3

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

4

2. Чрезвычайное положение. 5

3. Военное положение. 9

4. Режим охраны государственной границы. 10

5. Режим секретности. 11

Список используемой литературы. 13

I. Специальные административно-правовые режимы.

Административно-правовой режим - это определенное сочетание

административно-правовых средств регулирования, опосредствованное

централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия.

Во всех административно-правовых режимах следует различать две

взаимосвязанных стороны: содержательную и формальную.

Содержательная сторона - это причины и цели существования режима, его

организационные, экономические элементы, связанные с ним действия.

Юридическая сторона - кто, на какой срок, на какой территории

устанавливает режим, процедура его введения, отмены, изменения, система

режимных обязанностей и прав.

Все специальные административно-правовые режимы, как правило,

ограничивают права граждан. Поэтому такие ограничения не должны быть

чрезмерными, а режимные ограничения должны устанавливаться только законами.

Развитие человеческого общества представляет собой, как известно,

очень сложный и противоречивый процесс. В определенные периоды его

жизнедеятельности происходит обострение социальных и техногенных

противоречий, противоречий между природой и обществом. Это влечет за собой

возникновение этнических и социальных, политических и военных конфликтов,

экономических катастроф, крупномасштабных промышленных аварий и т.д.

Экстремальные ситуации угрожают жизни и здоровью людей, создают

условия для уничтожения значительных материальных и духовных ценностей. Они

грозят дестабилизацией и разрушением социальной системы и требуют

безотлагательного принятия неординарных мер и, прежде всего, правовых,

организационных, экономических, материально-технических.

Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность

опасных для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно

важным интересам личности, общества и государства и требующих для своего

урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей подсистемы

чем те, которые действуют в обычных условиях.

Правовые режимы, при помощи которых происходит такая перестройка

юридического инструментария, можно определить как чрезвычайные

(экстремальные). Они относятся к специальным административно-правовым

режимам.

Чрезвычайный режим - это специальный правовой режим жизнедеятельности

населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования

органов власти на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.

Особыми условиями, влекущими корректировку в организации управления,

являются:

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

2. Чрезвычайное положение.

3. Военное положение.

4. Режим охраны государственной границы.

5. Режим секретности.

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Особенности управления в чрезвычайных ситуациях природного и

техногенного характера предусмотрены федеральным законом от 21 декабря 1994

года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера». В этом законе под чрезвычайной ситуацией

понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате

аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного

бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы,

ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные

материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована

единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и

местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит

решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В законе конкретизированы полномочия органов государственной власти и

местного самоуправления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций. Основная их направленность— предупреждение таких ситуаций.

Непосредственное государственное управление в области защиты населения

и территорий от чрезвычайных ситуаций возложено на федеральные органы

исполнительной власти. Обязанности этих органов по предупреждению

чрезвычайных ситуаций являются органической частью их компетенции,

осуществляемых в обычных условиях. По отношению к подведомственным

организациям они разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-

технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования

отрасли в чрезвычайных ситуациях; утверждают отраслевые нормы и правила

безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также

правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций и т.д.

В чрезвычайных ситуациях проводят аварийно-спасательные и иные

неотложные работы.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий (стихийных бедствий) - МЧС

России - является

специальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим

государственное управление и координацию федеральных органов исполнительной

власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оно образует подведомственные ему территориальные органы соответствующего

профиля.

Закон определяет также права и обязанности предприятий, учреждений и

организаций, а также граждан в области защиты населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций.

Особенности управления вызываются именно чрезвычайными ситуациями и

необходимостью их ликвидации.

Так, при чрезвычайных ситуациях Президент Российской Федерации при

обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным законом, может

ввести на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях

чрезвычайное положение. Он может принимать решение о привлечении к

ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженные силы Российской Федерации,

других войск и воинских формирований.

МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные задачи и

функции, в том числе руководство работами по ликвидации крупных аварий,

катастроф и других чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности органов

исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и

организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф;

контроль за осуществление мероприятий в этой области; организует

формирование и доставку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в

результате чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, полномочия органов государственной власти, в том числе

Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,

подведомственных ему региональных органов, можно подразделить на две

группы:

а) те, которые осуществляются в нормальных условиях и направлены на

предупреждение чрезвычайных ситуаций;

б) те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации

их последствий. Взятые в своем комплексе, они ориентированы на выполнение

важнейшей государственной задачи по защите интересов граждан и общества.

2. Чрезвычайное положение.

Чрезвычайное положение действует в соответствии с Положением о нем,

утвержденным Правительством Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 457.

Режим чрезвычайного положения при наличии чрезвычайной ситуации

вводится в установленном законом порядке компетентными государственными

органами. Иными словами, существуют фактические (чрезвычайная ситуация) и

юридические (правовой акт) основания возникновения данного правового

режима.

Главное в его содержании:

- ограничение прав и свобод граждан, коллективных субъектов права;

- изменение системы государственной власти путем образования

новых исполнительных органов, перераспределения компетенции, предоставление

дополнительных полномочий.

Чрезвычайное положение - это предусмотренный Конституцией РФ особый

правовой режим деятельности государственных органов, органов местного и

регионального самоуправления, предприятий, учреждений и организаций,

временно допускающий установленные ограничения в осуществлении

конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц,

возлагающий на них дополнительные обязанности.

Правовой режим чрезвычайного положения направлен на обеспечение

безопасности граждан в случае стихийных бедствий, аварий и катастроф,

эпидемии и эпизоотий, а также на защиту прав и свобод граждан,

конституционного строя при массовых нарушениях правопорядка, создающих

угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной

власти, либо изменения конституционного строя РФ путем насилия.

Цели введения режима чрезвычайного положения:

- нормализация обстановки;

- восстановление конституционных прав и свобод граждан, а

также прав юридических лиц;

- восстановление нормального функционирования конституционных

органов власти, органов местного и регионального самоуправления и других

институтов гражданского общества;

- оказание помощи пострадавшим гражданам, организациям;

- ликвидация последствий беспорядков, эпидемий, катастроф,

стихийных бедствий.

Законодательство РФ определяет основания объявления

чрезвычайного положения, дает характеристику возможных обстоятельств,

используя следующие критерии:

а) конкретные явления, возникновение которых создает опасность для

жизни и здоровья граждан, нормальной деятельности государственных

институтов, имущества: эпидемии, эпизоотии, крупные аварии;

б) обстоятельства, служащие основанием для объявления чрезвычайного

положения, должны представлять собой реальную, чрезвычайную и неизбежную

угрозу. То есть законодатель не связывает основания объявления

чрезвычайного положения с наступлением конкретных явлений или событий;

применение чрезвычайных мер может быть вызвано и угрозой наступления

реальной опасности; задачей чрезвычайного положения будет как раз

устранение такой угрозы;

в) сферы, в которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации:

общественный порядок, межнациональные отношения, взаимоотношения природы и

общества;

г) степень кризисности чрезвычайной ситуации должна быть таковой,

чтобы органы государственной власти признали, что существующие у них в силу

обычного законодательства возможности недостаточны и что для ее

урегулирования необходимо применение чрезвычайных мер.

Условия введения чрезвычайного положения:

- стихийные бедствия, аварии и катастрофы, эпидемии, эпизоотии,

создающие угрозу жизни и здоровью населения;

- массовые нарушения правопорядка, сопровождающиеся насилием

над гражданами, ограничивающие их права и свободы;

- блокирование или захват отдельных особо важных объектов или

местностей, угрожающий безопасности граждан и нарушающий нормальную

деятельность органов государственной власти и управления, местного и

регионального самоуправления;

- попытка захвата государственной власти или изменения

государственного строя РФ насильственным путем;

- посягательство на территориальную целостность государства,

угрожающих изменению его границ;

- необходимость восстановления конституционного правопорядка и

деятельности органов государственной власти.

На период действия ЧП могут вводиться следующие меры:

- установление особого режима въезда и выезда, а также

ограничение свободы передвижения по территории, где введено ЧП;

- ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

- усиление охраны общественного порядка и объектов,

обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;

- запрещение проведения митингов, уличных шествий, митингов и

демонстраций, а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;

- запрещение забастовок.

В случае введения ЧП при стихийном бедствии, аварии, катастрофе,

эпидемии, эпизоотии, которые создают угрозу жизни и здоровью населения,

дополнительно к основным мерам принимаются следующие меры:

а) временное выселение людей из мест, опасных для проживания, с

обязательным предоставлением им стационарных или временных помещений;

б) временное запрещение строительства новых, расширения действующих

предприятий и других объектов;

в) установление карантина и проведение других обязательных санитарно-

эпидемиче-ских мероприятий;

г) введение особого порядка распределения продуктов питания и

предметов первой необходимости;

д) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений,

организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство

необходимой в условиях ЧП продукции, иные изменения производственной

деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и

восстановительных работ;

е) использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций,

независимо от форм собственности, для отведения опасности и ликвидации

последствий чрезвычайных обстоятельств;

ж) отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных

предприятий, учреждений и организаций от деятельности которых зависит

нормализация обстановки в регионе ЧП, в связи с ненадлежащим исполнением

или своих обязанностей, назначение других лиц временно исполняющими

обязанности указанных руководителей.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения

неотложных аварийно-спасательных работ, допускается привлечение

трудоспособного населения и транспортных средств граждан для выполнения

указанных работ при условии обязательного обеспечения безопасности труда.

Запрещается привлечение несовершеннолетних, а также беременных женщин к

работам, которые могут отрицательно повлиять на состояние их здоровья.

Если же ЧП введено по другим основаниям, например, при попытке

захвата государственной власти насильственным путем, то дополнительно

вводятся следующие меры:

- введение комендантского часа (запрещается находиться на

улице и в других общественных местах без специально выданных удостоверений

личности в установленные часы суток);

- приостановление после соответствующего предупреждения

деятельности политических партий, общественных организаций, массовых

движений и самодеятельных объединений граждан, если эта деятельность

препятствует нормализации обстановки;

- ограничение или временное запрещение продажи оружия,

ядовитых и сильнодействующих химических веществ, спиртных напитков;

- временное изъятие у граждан зарегистрированного

огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, а у предприятий,

учреждений и организаций - учебной военной техники, взрывчатых,

радиоактивных веществ и материалов, отравляющих и сильнодействующих

химических веществ;

- введение цензуры, ограничение на выпуск газет;

- проверка документов у граждан, а в необходимых случаях -

проведение личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и

грузов, служебных помещений и жилья граждан;

- высылка нарушителей общественного порядка, не являющихся

жителями данной местности, вместо их проживания или за пределы местности,

где введено ЧП за их счет;

- особые правила пользования связью;

- запрещение изготовления и распространения информационных

материалов, которые могут дестабилизировать обстановку.

Органы, осуществляющие управление на территории где введено ЧП,

естественно, сами справиться не могут. И поэтому все государственные

органы, органы местного территориального самоуправления, предприятия,

учреждения, общественные объединения и организации, а также граждане на

этой территории обязаны всячески содействовать этим органам и выполнять их

решения.

Чрезвычайное положение нельзя смешивать с военным положением.

3. Военное положение.

Возможность его введения предусмотрена также Конституцией

Российской Федерации и отнесено к компетенции Президента Российской

Федерации.

Режим военного положения должен определяться федеральным

конституционным законом. Комитет по обороне подготовил к рассмотрению в

первом чтении законопроект "О военном положении", но он еще не принят.

Законопроектом предусмотрены условия, основания и порядок введения

военного положения, особенности организации государственной власти на

территории военного положения, подчинение Президенту Российской Федерации

федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления,

меры и временные ограничения, применяемые в условиях военного положения,

привлечение для обеспечения режима военного положения Вооруженных Сил,

воинских формирований, организации гражданской обороны и правовое положение

граждан в период военного положения.

Налицо пробел в регулировании этого принципиального вопроса. Однако,

очевидно, что специфика режима военного положения заключается в усилении

роли и расширении полномочий военных органов в управлении на территории,

где введено военное положение. В местностях, объявленных на военном

положении, полномочия представительных и исполнительных органов

государственной власти в области обороны, охраны государственной и

общественной безопасности сосредотачиваются в руках органов военного

управления.

Органы представительной и исполнительной власти местности, объявленной

на военном положении, обязаны оказывать содействие органам военного

управления, военному командованию в использовании всех возможностей для

обеспечения государственной и общественной безопасности.

Режим военного положения предполагает введение определенных

ограничений прав и свобод граждан, а также возложение на них обязанностей,

которые не могут на них возлагаться в нормальных условиях (военно-

квартирная обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений,

введение трудовой повинности для военных целей и т.д.)

В условиях военного положения может изменяться организация управления

различными объектами, не имеющими военного назначения; мобилизуются силы и

средства для обороны страны, для охраны государственной безопасности и

общественного порядка под руководством военного командования, у которого

сосредотачиваются в этой области функции органов государственной власти.

Режимы чрезвычайного и военного положения затрагивают общие вопросы

организации управления там, где они введены. Поэтому они не могут быть

сведены к мерам, относящимся лишь к области деятельности соответственно

правоохранительных и военных органов.

4. Режим охраны государственной границы.

Пограничный режим служит исключительно интересам создания

необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:

1) в пограничной зоне:

въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных

средств;

хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых

общественно - политических, культурных и других мероприятий;

2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во

внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации:

учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных

(надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их

плавания и передвижения по льду;

промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 31.05.1999 N 105-ФЗ)

Часть 2 исключена. - Федеральный закон от 31.05.1999 N 105-ФЗ.

Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое

ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и

в порядке, предусмотренных законом. В пограничную зону включаются зона

местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше,

морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных

рек, озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах.

В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов,

санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений

(объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного

водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного

массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются

предупреждающие знаки.

(в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ)

Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным

государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона

может не устанавливаться.

(в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ)

Пределы пограничной зоны определяются, предупреждающие знаки

устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации по представлениям старших должностных лиц органов и

войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации на территориях

субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ)

В таком же порядке определяются участки (районы) внутренних вод

Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим.

Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия

предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в

отношении которых те или иные из указанных правил действуют,

устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации по согласованию со старшими должностными лицами

органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации на

территориях субъектов Российской Федерации и подлежат опубликованию.

(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ).

5. Режим секретности.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

основывается на Конституции Российской Федерации, Законе РФ от 21 июля 1993

г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями от 6 октября 1997 г.),

Законе Российской Федерации "О безопасности", Указе Президента РФ №1203 от

30 ноября 1995 года об утверждении "Перечня сведений, отнесенных к

государственной тайне", "Положении о Межведомственной комиссии по защите

государственной тайны" №71 от 20.01.96.

Тайну можно понимать как информацию, не подлежащую разглашению, доступ

к источникам которой должен быть ограничен ради защиты чьих-то интересов. В

зависимости от субъекта, интересы которого обеспечиваются такими

ограничениями, различают личную, коммерческую, государственную тайну.

Защита такой информации от нежелательного распространения обеспечивается

нормами морали и права.

Государственная тайна - это информация, сведения, несанкционированный

доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его

военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,

контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение

которых может нанести ущерб безопасности страны.

Информация тесно связана с ее носителями - материальными объектами, в

которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое

отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и

процессов.

Можно назвать следующие признаки государственной тайны:

1) это очень важные сведения;

2) их разглашение может принести ущерб государственным

интересам;

3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к

государственной тайне, закреплены в законодательстве;

4) она охраняется мерами уголовной ответственности и иными

принудительными средствами;

5) для ее охраны создан специальный административно-

правовой режим - режим секретности.

Итак, секретность - важное средство обеспечения государственной

безопасности.

Список используемой литературы.

1. Положение Правительства РФ № 457 "О чрезвычайном положении" от 6

мая 1994г.

2. Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании"

от 14 июля 1992г.

3. Закон РФ "О государственной границе РФ" от 1 апреля 1993г.

4. Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993г.

5. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994г.

6. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных

Указом Президента РФ от 30 ноября 1995г.

7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право

Российской Федерации. М.: «ЗЕРЦАЛО», 1997.

8. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: «БЕК», 1996.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.