рефераты бесплатно

МЕНЮ


Производство по делам об административных правонарушениях

предусмотренных в статьях 241 и 243 Кодекса. Изъятые вещи и документы

хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в

местах, определяемых органами (должностными лицами), которым предоставлено

право производить изъятие вещей и документов, а после рассмотрения дела, в

зависимости от результатов его рассмотрения, они в установленном порядке

конфискуются, или возвращаются владельцу, либо уничтожаются, а при

возмездном изъятии вещей реализуются.

В случае изъятия вещей и документов об этом составляется протокол

либо делается соответствующая запись в протоколах об административном

правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.

Задержание транспортного средства производится должностным лицом

органов внутренних дел, а также должностным лицом военной автомобильной

инспекции при совершении водителем или другим лицом, управляющим

транспортным средством Вооруженных Сил Российской Федерации,

административных правонарушений.

Задержание транспортного средства оформляется отдельным

протоколом или в протоколе об административном правонарушении производится

соответствующая запись.

Законодательством в порядке исключения предусматривается упрощенное

производство по делам об административных правонарушениях. В подобных

случаях протокол не составляется. Четкий перечень таких правонарушений

приведен в ст. 237 КоАП РСФСР.

Производство по делу может быть ускоренным при обязательном наличии

сразу трех условий: если совершено одно из правонарушений, которое

считается малозначительным; если за данное деяние на виновного может быть

возложено такое взыскание, как предупреждение или штраф до одной пятой

минимального размера оплаты труда; если граждание не оспаривает налагаемое

на него взыскание.

II. Рассмотрение дел об административных проступках, согласно

действующему законодательству, рассматриваются следующими органами:

административными комиссиями при районных, городских, районных в городах,

поселковых сельских администрациях;

главами поселковых, сельских администраций;

районными, городскими, районными в городах комиссиями по делам

несовершеннолетних;

районными, городскими, районными в городах комиссиями по борьбе с

пьянством;

районными, городскими судами (судьями);

органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими

органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными

актами.

Орган (должностное лицо) при подготовке к рассмотрению дела об

административном правонарушении разрешает следующие вопросы (ст. 255 КоАП

РСФСР):

относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

правильно ли составлены протокол и другие материалы дела об

административном правонарушении;

извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его

рассмотрения;

истребованы ли необходимые дополнительные материалы;

о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности,

потерпевшего, законных представителей, адвоката.

Дело об административном правонарушении рассматривается по

месту его совершения.

Рассмотрение дела начинается с объявления состава

коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего

данное дело.

Председательствующий в заседании коллегиального органа или

должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит

рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности,

разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.

После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На

заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются

доказательства и разрешаются ходатайства. В случае участия в рассмотрении

дела прокурора заслушивается его заключение.

Орган (должностное лицо) при рассмотрении дела об

административном правонарушении обязан выяснить: было ли совершено

административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении,

подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли

обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли

имущественный ущерб, имеются ли основания для передачи материалов об

административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда,

комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении,

организации и их структурных подразделениях, общественной организации,

трудового коллектива, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие

значение для правильного разрешения дела.

Стадия рассмотрения дела – главная в производстве по делам об

административных правонарушениях. Здесь принимается акт, в котором

компетентный орган официально признает наличие нарушения, определяет меру

воздействия, наличие вины.

Процессуальным основанием для рассмотрения дела обычно

является составленный компетентным должностным лицом протокол и надлежащим

образом оформленный протокол о нарушении.

Поэтому, при рассмотрении дела об административном

правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором

указываются:

1) дата и место заседания;

2) наименование и состав органа, рассматривающего дело;

3) содержание рассматриваемого дела;

4) сведения о явке лиц, участвующих в деле;

5) объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, их ходатайства и

результаты их рассмотрения;

6) документы и вещественные доказательства, исследованные при

рассмотрении дела;

7) сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении

порядка и сроков его обжалования.

Протокол заседания коллегиального органа подписывается

председательствующим в заседании и секретарем.

В процессе рассмотрения дела важное значение имеют анализ и оценка

фактической ситуации (деяния), выбор и анализ правовой нормы и принятие

постановления.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган

(должностное лицо) выносит постановление по делу. Постановление

исполнительного комитета поселкового, сельского Совета народных депутатов

по делу об административном правонарушении принимается в форме решения.

Постановление должно содержать: наименование органа (должностного

лица), вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в

отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств,

установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт,

предусматривающий ответственность за данное административное

правонарушение; принятое по делу решение.

Если при решении вопроса о наложении взыскания за административное

правонарушение органами (должностными лицами), перечисленными в пунктах 1 -

4 статьи 194 КоАп РСФСР, одновременно решается вопрос о возмещении виновным

имущественного ущерба, то в постановлении по делу указывается размер

ущерба, подлежащего взысканию, срок и порядок его возмещения.

В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых вещах и

документах.

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством

голосов членов коллегиального органа, присутствовавших на заседании.

Постановление по делу об административном правонарушении

подписывается должностным лицом, рассматривающим дело, а постановление

коллегиального органа - председательствующим и секретарем.

В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, о

мере взыскания производится соответствующая запись на протоколе об

административном правонарушении либо постановление оформляется иным

установленным способом.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган

(должностное лицо) выносит одно из следующих постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении дела производством.

Постановление о прекращении дела производством выносится при

объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение

товарищеского суда, комиссии по борьбе с пьянством, образованной на

предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях,

общественной организации или трудового коллектива либо прокурору, органу

предварительного следствия или дознания, а также при наличии обстоятельств,

предусмотренных статьей 227 КоАП РСФСР.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения

дела.

Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается

лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его

просьбе.

Пересмотр постановлений по делам об административных нарушениях

регулируется главой 22 КоАП РСФСР».

Возможность подобного пересмотра дела является гарантией законности и

обоснованности применения административных взысканий.

Пересмотр – это новое разбирательство дела субъектом, наделенным правом

отменить, изменить или оставить ранее принятое решение без изменений.

Стадия пересмотра является факультативной, необязательной.

Основаниями для пересмотра могут являться:

жалоба лица, в отношении которого вынесено постановление;

жалоба потерпевшего;

протест прокурора;

усмотрение вышестоящего органа;

усмотрение органа, принявшего постановление.

Жалоба и протест на постановление по делу об административном

правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными

лицами) в десятидневный срок со дня их поступления, если иное не

установлено законодательством СССР.

Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на

постановление по делу об административном правонарушении проверяет

законность и обоснованность вынесенного постановления.

Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста

на постановление по делу об административном правонарушении принимает одно

из следующих решений:

1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без

удовлетворения;

2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;

3) отменяет постановление и прекращает дело;

4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным

актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако,

чтобы взыскание не было усилено.

Если будет установлено, что постановление вынесено органом

(должностным лицом), неправомочным решать данное дело, то такое

постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного

органа (должностного лица).

Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об

административном правонарушении в течение трех дней высылается лицу, в

отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О

результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении может быть опротестовано прокурором.

Протест на решение по жалобе вносится в вышестоящий орган

(должностному лицу) по отношению к органу (должностному лицу), принявшему

решение по жалобе.

Исполнение постановлений – завершающая стадия производства. Ее сущность

заключается в практической реализации административного взыскания,

назначенного нарушителю. В процессе исполнения постановления, лицо

совершившее административный проступок, претерпевает соответствующие

лишения и ограничения личного, морального или материального характера.

В соответствии со статьей 278 КоАП РСФСР, постановление

подлежит исполнению с момента его вынесения. Постановления являются

административными актами и вступают в силу немедленно.

Постановления о наложении административных взысканий

приводятся в исполнение уполномоченными на то органами в порядке,

установленном законодательством РФ.

Постановление об административном аресте приводится в исполнение

органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством.

В случае вынесения нескольких постановлений о наложении

административных взысканий в отношении одного лица каждое постановление

приводится в исполнение самостоятельно.

При наличии обстоятельств, вследствие которых немедленное исполнение

постановления о наложении административного взыскания в виде

административного ареста, исправительных работ или штрафа (за исключением

взыскания штрафа на месте совершения административного правонарушения)

невозможно, орган (должностное лицо), вынесшее постановление, может

отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

Орган (должностное лицо), вынесший постановление о наложении

административного взыскания, прекращает исполнение постановления в случаях:

1) издания акта амнистии, если он устраняет применение

административного взыскания;

2) отмены акта, устанавливающего административную ответственность;

3) смерти лица, в отношении которого вынесено постановление.

Не подлежит исполнению постановление о наложении административного

взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со

дня вынесения. В случае приостановления исполнения постановления в

соответствии со статьей 270 настоящего Кодекса течение давностного срока

приостанавливается до рассмотрения жалобы или протеста. В случае отсрочки

исполнения постановления в соответствии со статьей 280 КоАП РСФСР, течение

давностного срока приостанавливается до истечения срока отсрочки.

Вопросы, связанные с исполнением постановления о наложении

административного взыскания, разрешаются органом (должностным лицом),

вынесшим постановление.

Контроль за правильным и своевременным исполнением постановления о

наложении административного взыскания возлагается на орган (должностное

лицо), вынесший постановление.

Постановление о наложении административного взыскания в виде

предупреждения приводится в исполнение органом (должностным лицом),

вынесшим постановление, путем объявления постановления после окончания

рассмотрения дела.

В случае вынесения постановления о наложении административного

взыскания в виде предупреждения в отсутствие нарушителя ему вручается копия

постановления в порядке, предусмотренном статьей 263 КоАП РСФСР.

Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней

со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае

обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати

дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без

удовлетворения.

При отсутствии самостоятельного заработка у лиц в возрасте от

шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших мелкое хулиганство или

нарушение правил дорожного движения, штраф взыскивается с родителей или

лиц, их заменяющих.

Штраф, наложенный за совершение административного

правонарушения, вносится нарушителем в учреждение Сберегательного банка

СССР, за исключением штрафа, взимаемого на месте совершения правонарушения,

если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР и РСФСР.

В случае неуплаты штрафа нарушителем в срок, постановление о

наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном

порядке из его заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии в

соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным

кодексом РСФСР.

Если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание штрафа из

заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии нарушителя

невозможно по другим причинам, взыскание штрафа производится на основании

постановления органа (должностного лица) о наложении штрафа судебным

исполнителем путем обращения взыскания на личное имущество нарушителя, а

также на его долю в общей собственности.

Взыскание штрафа не может быть обращено на имущество, на которое в

соответствии с законодательством РСФСР не может быть обращено взыскание по

исполнительным документам.

При взимании штрафа в соответствии со статьей 237 настоящего Кодекса

на месте совершения административного правонарушения нарушителю выдается

квитанция установленного образца, являющаяся документом строгой финансовой

отчетности.

В случае неуплаты штрафа на месте совершения административного

правонарушения производство по делу, а затем исполнение постановления

осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Постановление о наложении штрафа, по которому взыскание штрафа

произведено полностью, с отметкой об исполнении возвращается органу

(должностному лицу), вынесшему постановление.

После реального исполнения или в случае, если невозможно

выполнить постановление (несостоятельность лица, отсутствие вещей,

подлежащих конфискации, окончание срока давности и пр.), исполнение должно

быть прекращено, дело возвращено органу, вынесшему постановление. Окончание

исполнения означает и окончание производства по делу. Административное дело

сдается в архив.

Источники и литература:

Кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях»;

Бахрах Д.Н. «Административное право», М., 1997г.;

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.