рефераты бесплатно

МЕНЮ


Производство по делам об административных правонарушениях

искусстве или ремесле, достаточными для проведении экспертизы и дачи

экспертного заключения.

Переводчик — лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода,

необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу. Он

должен выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить

верность перевода своей подписью. К участию в производстве могут быть

привлечены в качестве специалиста, эксперта, переводчика не

заинтересованные в исходе дела совершеннолетние лица.

В отсутствие привлекаемого к ответственности лица, представителя

юридического лица, потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях,

если имеются данные о надлежащем извещении указанного участника о месте и

времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об

отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без

удовлетворения. Однако субъект административной юрисдикции вправе признать

их присутствие обязательным. При рассмотрении дела, влекущего

административный арест или выдворение за пределы РФ, присутствие лица, в

отношении которого ведется производство, является обязательным.

Заведомо ложное показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение

эксперта или заведомо неправильный перевод влечет наложение

административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных

размеров оплаты труда.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по

делу об административном правонарушении; участвовать в его рассмотрении,

заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время

рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу и т.д.

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном

правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела, возбужденного

по инициативе прокурора.

3. Доказательства

В производстве по делу об административном правонарушении выяснению

подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо,

совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена

административная ответственность; виновность лица в совершении

административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие

административную ответственность; характер и размер ущерба, причинение

административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство

по делу; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения

дела, а также причины и условия совершения административного

правонарушения.

Доказательствами по делу являются любые фактические данные на

основании которых устанавливается наличие или отсутствие события

административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к

административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие

значение для правильного разрешения дела.

Средствами установления доказательств являются протокол об

административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП;

объяснения лица, в отношении которого ведется производство: показания

потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также

показаниями специальных технических средств, вещественными

доказательствами.

Объяснение лица, в отношении которого ведется производство, показания

потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к

делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Они

отражаются в протоколе об административном правонарушении, о применении

меры обеспечения производства по делу, а в случае необходимости

записываются и приобщаются к делу.

Экспертиза назначается в случае возникшей необходимости в

использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В

заключении должно быть указано, кем и на каком основании проводились

исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на

поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Вещественными доказательствами по делу являются орудия совершения или

предметы административного правонарушения, в том числе сохранившие на себе

его следы. Эти доказательства в случае необходимости фотографируются или

фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу. О их наличии

делается запись в протоколе об административном правонарушении или об

обеспечении производства по делу и др.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или

удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и

гражданами, имеют значение для производства по делу. Они могут содержать

сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут

быть отнесены различные носители информации фото- и киносъемки, Звуко- и

видеозаписи и др.

Если документы, позволяющие отнести их к орудиям или предметам

административного правонарушения, либо сохранили на себе его следы, то

такие документы являются вещественными доказательствами.

Не могут быть использованы доказательства, полученные с нарушением

закона.

Субъекты административной юрисдикции, осуществляющие производство по

делу, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному

на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела

в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную

силу.

4. Меры обеспечения производства

Меры обеспечения производства применяются в целях пресечения

административного правонарушения, установления личности нарушителя,

составления протокола об административном правонарушении при невозможности

его составления на месте правонарушения, обеспечения своевременного и

правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и

исполнения принятого по делу постановления. К ним относятся: доставление;

административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при

физическом лице; досмотр транспортного средства; осмотр принадлежащих

юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и

документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления

транспортным средством соответствующего вида; медицинское

освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного

средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств

и иных вещей; привод.

Меры обеспечения производства могут применять только уполномоченные на

то должностные лица и в пределах предоставленных им полномочий на основании

и в порядке, установленных КоАП РФ.

Доставление означает принудительное препровождение физического лица в

целях составления протокола об административном правонарушении при

невозможности его составления на месте выявления административного

правонарушения, если его составление является обязательным. КоАП РФ не

устанавливает времени доставления, ограничиваясь указанием на то, что оно

должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

Административное задержание — это кратковременное ограничение свободы

физического лица может быть применено в исключительных случаях, если это

необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела,

исполнения постановления по делу. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять

административное задержание, устанавливается федеральным органом

исполнительной власти в зависимости от оснований задержания.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок

уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а

также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего

обязательно уведомляются его родители или другие законные представители.

Об административном задержании составляется протокол по установленной

форме, который подписывается должностным лицом, его составившим, и

задержанным лицом.

Общий срок административного задержания установлен до 3 часов.

Максимальный срок равен 48 часам и предусмотрен за незначительное число

видов правонарушений, например, повлекших административный арест при

нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления

личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения и

др.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента

доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его

вытрезвления.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице — это

обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности,

осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения

либо предметов административного правонарушения.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа,

орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов)

осуществляется уполномоченным на то должностным лицом.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному

предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской

деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов

производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об

административных правонарушениях. Осмотр осуществляется в присутствии

представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его

представителя.

Досмотр транспортного средства любого вида — это его обследование без

нарушения конструктивной целостности досматриваемого транспортного средства

в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного

правонарушения, осуществляется уполномоченными на то лицами, имеющими право

производить личный досмотр и досмотр вещей, в присутствии лица, во владении

которого оно находится.

Изъятие вещей и документов. У физического лица могут быть изъяты, во-

первых, орудия совершения или предметы административного правонарушения, во-

вторых, документы, имеющие значение доказательств по делу об

административном правонарушении. Указанные вещи и документы могут быть

изъяты в случае их обнаружения на месте административного правонарушения

либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей и досмотра

транспортного средства. Изъятие может производиться должностными лицами,

уполномоченными осуществлять доставление и задержание нарушителя,

составлять протоколы об административных правонарушениях. А изъятие

аналогичных вещей и документов у юридического лица осуществляется

должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об

административных правонарушениях.

При совершении административного правонарушения, влекущего лишение

права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя,

судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об

административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение

тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя,

удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления

транспортным средством соответствующего вида до вступления постановления в

законную силу.

Отстранение от управления транспортным средством и медицинское

освидетельствование на состояние опьянения. Эти меры могут применяться в

случаях, когда есть достаточные основания полагать, что лицо находится в

состоянии опьянения, а также к лицам, совершившим административные

правонарушения в виде управления транспортным средством: при отсутствии

необходимых документов; с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым

управлением или с цепным устройством; водителем, не имеющим права

управления транспортным средством (за исключением учебной езды); водителем,

лишенным права управления транспортным средством. В этих случаях лицо

отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины

отстранения.

Если имеются основания полагать, что лицо, управляющее транспортным

средством, находится в состоянии опьянения, то оно надлежит направлению на

медицинское освидетельствование на состояние опьянения должностными лицами,

которым предоставлено право надзора и контроля за безопасностью движения и

эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.

Задержание допускается за определенные нарушения правил эксплуатации

транспортного средства и управления им до устранения причин задержания.

Так, судно может быть задержано за управление им судоводителем или иным

лицом в состоянии опьянения; управление транспортным средством водителем,

не имеющим при себе документов на право управления, регистрационных

документов, документов, подтверждающих право владения, пользования или

распоряжения им в отсутствие его владельцев и др. (см. ст. 27, 13 КоАП РФ).

Запрещение эксплуатации транспортного средства возможно также за

конкретные административные правонарушения и выражается в снятии

государственных регистрационных знаков до устранения причины запрещения

эксплуатации.

Задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение,

а также запрещение его эксплуатации осуществляются в порядке,

устанавливаемом Правительством РФ.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей может применяться в

случаях, когда они послужили орудием совершения или предметом

административного правонарушения, но изъять их невозможно и (или) их

сохранность может быть обеспечена без изъятия. Арест заключается в

составлении описи товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением

лицу, в отношении которого применена данная мера, либо его представителю о

запрете распоряжаться ими. Арест вещей может быть произведен должностными

лицами, указанными в КоАП РФ.

Необходимо также иметь в виду, что меры обеспечения производства:

а) можно подразделить на два вида: прямо обращенные на физическое

лицо (доставление, задержание, личный досмотр, привод), иные меры,

применение которых требует присутствия данного физического лица либо

представителя юридического лица (до смотр вещей, изъятие вещей и др.).

Важно отметить, что в установленных случаях меры этой группы могут быть

применены к лицу в его отсутствие в случаях) не терпящих отлагательства,

определенных КоАП РФ;

б) кроме доставления, административного задержания, привода

применяются в присутствии двух понятых, за исключением случаев,

предусмотренных КоАП РФ;

в) оформляются либо отдельным протоколом, либо вместо него

делается соответствующая запись в другом протоколе;

г) могут применяться с использованием технических средств,

фиксирующих вещественные доказательства (фото- и киносъемка, видеозапись и

др.).

5. Возбуждение дела

КоАП РФ, определяя поводы к возбуждению дел об административных

правонарушениях, дифференцирует их с учетом особенностей юридических лиц.

Он позволяет разделить их на две группы: а) общие и б) специальные.

Общими являются поводы к возбуждению дел в отношении физических и

юридических лиц за любое административное правонарушение. К ним относятся:

непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными

составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных

данных, указывающих на его событие; поступившие из государственных органов,

органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы,

содержащие данные, указывающие на наличие такого события.

Специальные поводы в свою очередь могут быть подразделены на две

подгруппы: а) которые исключают возможность возбуждения дела за указанные в

КоАП РФ административные правонарушения. Так, сообщения и заявления

физических и юридических лиц, средств массовой информации не могут быть

поводами к возбуждению дел лишь за нарушение законодательства о труде и об

охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию;

фиктивное или преднамеренное банкротство; неправомерные действия при

банкротстве и др.; б) дополнительные к общим поводы: сообщения и заявления

собственника унитарного предприятия, органов управления юридического лица,

арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания

(комитета) кредиторов могут служить поводом к возбуждению дела о

ненадлежащем управлении юридическим лицом, заключении лицом, выполняющим

управленческие функции в организации сделок, выходящих за пределы его

полномочий и др.

Сообщения, заявления и иная информация рассматриваются должностным

лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных

правонарушениях.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено этим

лицом при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных,

указывающих на наличие административного правонарушения.

Моментом возбуждения дела признается составление первого протокола об

административном правонарушении о применении мер обеспечения производства

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.