рефераты бесплатно

МЕНЮ


Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях

Содержание

| | |

|1. Основы | |

|производства..........................................................| |

|.......................... | |

|2. Участники | |

|производства..........................................................| |

|..................... | |

|3. | |

|Доказательства........................................................| |

|....................................... | |

|4. Меры обеспечения | |

|производства..........................................................| |

|....... | |

|5. Возбуждение | |

|дела..................................................................| |

|........................ | |

|6. Рассмотрение | |

|дела..................................................................| |

|....................... | |

|7. Пересмотр постановлений и | |

|решений......................................................... | |

|8. Исполнение | |

|постановлений.........................................................| |

|................. | |

| | |

| | |

1. Основы производства

Производство по делам об административных правонарушениях — это

урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность

уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению, объективному

рассмотрению и законному назначению наказания лицу, совершившему

административное правонарушение, а также его исполнению.

Административно-процессуальные нормы, регулирующие производство,

содержатся в административно-процессуальном законодательстве, отнесенном к

совместному ведению РФ и ее субъектов и являющемся составной частью

законодательства об административных правонарушениях.

На производство в минимальной степени влияют региональные особенности.

Поэтому регулирующие его административно-правовые нормы сосредоточены

главным образом в КоАП РФ. Уместно вспомнить, что КоАП РФ к ведению РФ

отнес установление порядка производства, порядка исполнения постановлений о

назначении административных наказаний и т.д.

КоАП РФ определил в основном систему субъектов производства, не

исключает создание других в субъектах РФ, но не конкретизирует их формы.

Производство характеризуется множественностью и разнообразием

осуществляющих его субъектов, которые могут быть классифицированы по

различным критериям.

Выделяются в зависимости:

а) от компетенции, во-первых, субъекты, уполномоченные рассматривать

дела об административных правонарушениях. По сути дела — это субъекты

административной юрисдикции. В обобщенном виде к ним отнесены судьи,

органы, должностные лица; во-вторых, субъекты, уполномоченные возбуждать

такие дела. Среди субъектов данной группы имеются такие, которые в пределах

своей компетенции могут и возбуждать, и рассматривать эти дела, а также

субъекты, которые уполномочены рассматривать дела, но не вправе возбуждать

их, и наоборот, вправе возбуждать дела, но не рассматривать их (прокурор и

др.);

б) от федеративного устройства РФ — субъекты производства,

во-первых, по делам, предусмотренным КоАП РФ. Это судьи (мировые судьи);

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы

исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и

территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные

на то исходя из задач и функций, возложенных на них законами либо

нормативны

ми правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ; во-вторых,

субъекты, осуществляющие производство по делам, предусмотренным законами

субъектов РФ. Это мировые судьи; комиссии по делам несовершеннолетних и

защите их прав; уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной

власти субъектов РФ; административные комиссии, иные коллегиальные органы,

создаваемые в соответствии с законодательством субъектов РФ;

в) от способа разрешения дел — индивидуальные и коллегиальные

субъекты;

г) от правового статуса — субъекты, относящиеся и не относящиеся к

судебной системе. К первым принадлежат судьи судов общей юрисдикции,

гарнизонных военных судов; арбитражных судов; мировые судьи; ко второй —

все остальные субъекты.

От имени федеральных органов исполнительной власти, их учреждений,

структурных подразделений и территориальных органов дела могут

рассматривать соответствующие руководители и их заместители, а также иные

должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами

либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ

надзорные или контрольные функции.

От имени уполномоченных органов и учреждений органов исполнительной

власти субъектов РФ дела рассматривают уполномоченные должностные лица

органов исполнительной власти субъектов РФ.

В КоАП РФ определены как дела, подведомственные указанным органам, так

и должностные лица, уполномоченные их рассматривать. По общему правилу,

должностные лица обладают полномочиями по рассмотрению подведомственных

данному органу дел в полном объеме. Иногда их полномочия конкретизируются

применительно к видам административных правонарушений в зависимости от

должностного положения.

Судьи судов общей юрисдикции, помимо непосредственно подведомственных

дел, рассматривают также дела о многих, но определенных в КоАП РФ

административных правонарушениях, в случаях если орган или должностное

лицо, к которым поступило дело о соответствующем административном

правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Субъекты административной юрисдикции, независимо от их правового

положения и подведомственных им дел об административных правонарушениях,

должны руководствоваться тем, что задачами производства по этим делам

являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение

обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом,

обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин

и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

(ст. 24.1 КоАП РФ).

Производство должно осуществляться с соблюдением вытекающих из

законодательства принципов. Наиболее общими из них являются следующие.

Принцип равенства лиц, совершивших административные правонарушения,

перед законом. Это означает, что физические лица подлежат административной

ответственности независимо от пола, расы, национальности, происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, Отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также

других обстоятельств. А юридические лица — независимо от места нахождения,

организационно-правовых форм, подчиненности, а также от других

обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства и привлечения к

административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные

государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц),

устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Принцип презумпции невиновности означает, что лицо, в отношении

которого ведется производство, считается невиновным, пока его вина не будет

доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в

законную силу постановлением субъекта административной юрисдикции,

рассмотревшим дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано

доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности этого лица

толкуются в его пользу.

Принцип родного языка. Производство ведется на русском языке —

государственном языке РФ. Наряду с государственным языком РФ производство

может вестись на государственном языке республики, на территории которой

находится субъект административной юрисдикции, уполномоченный рассматривать

дело. Лицам, участвующим в производстве, обеспечивается право выступать и

давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на

родном языке либо на другом, свободно избранном указанными лицами языке

общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Принцип гласности рассмотрения дел. Его смысл в том, что дела подлежат

открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к

разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой

законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения

безопасности лиц, участвующих в производстве, членов их семей, их близких,

а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом

рассмотрении дела выносится субъектом административной юрисдикции,

рассматривающим дело, в виде определения.

Принцип законности. Это универсальный принцип, требования которого

должны выполняться от начала до завершения производства. Частная его

конкретизация в отношении рассматриваемого производства состоит в том, что

лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть

подвергнуто административному наказанию и мерам административного

обеспечения иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Применение административного наказания и мер обеспечения производства

осуществляется уполномоченными на то органами и должностными лицами в

пределах их компетенции.

На Генерального прокурора и назначаемых им прокуроров возложен надзор

за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ

законов при производстве, за исключением дел, находящихся в производстве

суда.

КоАП РФ закрепил право лиц, участвующих в производстве, заявлять в

письменной форме ходатайства, подлежащие обязательному и немедленному

рассмотрению, субъектам административной юрисдикции. Решение об отказе в

его удовлетворении выносится в форме определения.

При наличии хотя бы одного из предусмотренных КоАП РФ обстоятельств по

конкретному делу производство не может быть начато, а начатое подлежит

прекращению. К ним относятся: отсутствие события административного

правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент

совершения противоправных действий (бездействия), предусмотренного КоАП РФ

для привлечения к ответственности, или невменяемость физического лица,

совершившего их; действия лица в состоянии крайней необходимости; издание

акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания;

отмена закона, устанавливающего административную ответственность; наличие

по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействий)

лицом, в отношении которого ведется производство, постановления о

назначении административного наказания, либо постановления о прекращении

производства, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть

физического лица, в отношении которого ведется производство.

2. Участники производства

КоАП РФ не относит к участникам производства субъектов

административной юрисдикции в связи с их особым положением.

Именно они наделены определенными властными полномочиями, необходимыми

для вынесения законного и обязательного для исполнения решения по делу.

Участники не обладают подобными полномочиями, хотя каждый из них имеет свой

правовой статус в производстве, реализуя который они способствуют законному

и объективному разрешению дела. Ими признаны: лицо, в отношении которого

ведется производство; потерпевший; законные представители физического или

юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой;

специалист; эксперт; переводчик; прокурор. Разумеется, что состав

участников производства по конкретному делу может быть различным. Более

того, при назначении административного наказания на месте совершения

административного правонарушения в производстве может участвовать лишь

лицо, его совершившее.

КоАП РФ определяет обстоятельства, при которых исключается участие

того или иного лица в производстве по конкретному делу, причем

дифференцированно к возможным участникам производства. Так, к участию в

производстве в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если

они являются сотрудниками государственных органов контроля и надзора за

соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения

данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников

производства по данному делу; в качестве специалиста, эксперта и

переводчика — лица, состоящие в родственных отношениях с лицом,

привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными

представителями, защитником и др., если они ранее выступали в качестве иных

участников производства по данному делу, а равно если имеются основания

считать этих лиц лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе

данного дела. Указанные обстоятельства являются основанием для отвода или

самоотвода. Решение по этим вопросам принимается юрисдикционным органом,

рассматривающим дело.

Права и обязанности каждого из участников, их административная

ответственность установлены КоАП РФ. В нем же определяется их понятие.

Лицо, в отношении которого ведется производство. Им признается

физическое или юридическое лицо, совершившее противоправное действие

(бездействие), ответственность за которое предусматривается

законодательством об административных правонарушениях. Его права

регламентируются весьма подробно. Оно вправе знакомиться со всеми

материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять

ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также

иными процессуальными правами. По общему правилу дело рассматривается с его

участием.

Потерпевший — физическое или юридическое лицо, которому

административным правонарушением причинен физический, имущественный или

моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела,

давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и

отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать

постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами.

Он может быть допрошен по правилам, установленным для допроса свидетеля.

Законные представители физического лица. Ими являются его родители,

усыновители, опекуны и попечители. Они защищают права и интересы лица, в

отношении которого ведется производство, или потерпевшего, являющихся

несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию

лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права. Субъект

административной юрисдикции, рассматривающий дело об административном

правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, вправе

признать обязательным присутствие его законного представителя.

Законными представителями юридического лица являются его руководитель,

а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными

документами органом юридического лица.

Защитник и представитель. Для оказания юридической помощи лицу, в

отношении которого ведется производство, может участвовать защитник, а для

оказания такой помощи потерпевшему — представитель. Ими могут быть адвокат

или иное лицо. Они допускаются к участию в производстве с момента

составления протокола об административном правонарушении. В случае

административного задержания физического лица защитник допускается к

участию в производстве с момента административного задержания.

Свидетель. В качестве свидетеля может быть вызвано лицо, которому

могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. При

опросе свидетеля, не достигшего четырнадцати лет, обязательно присутствие

педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в

присутствии его законного представителя.

Понятой. Им может быть привлечено любое незаинтересованное в исходе

дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

Случаи, когда присутствие понятых обязательно, предусмотрены КоАП РФ (глава

27).

Специалист — лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания

содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также

применения технических средств.

Эксперт — лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике,

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.