Муниципальное право РФ
| |Организация его работы характеризуется значительным |
| |разнообразием, вместе с тем основные методы и формы |
| |деятельности главы МО должны быть введены в |
| |определенные рамки, закреплены в специальных |
| |регламентах работы главы МО. |
|Компетенция местного |Совокупность их полномочий, установленных |
|самоуправления и ОМС |Конституцией, законами и другими |
| |нормативно-правовыми актами, в соответствии и в |
| |рамках которых они осуществляют свою деятельность в |
| |тех или иных сферах местной жизни, в пределах |
| |соответствующих муниципальных образований. |
|Полномочия МС |Предметы ведения местного самоуправления. |
| |Круг юридических прав и обязанностей, который |
| |закреплен за органами местного самоуправления |
| |законом. |
|Предметы ведения МС |Вопросы местного значения МО определены ФЗ № 154 |
| |ст.6 п.1 и п.2. |
| |Задача отдельного МО состоит в том, чтобы в Уставе |
| |конкретизировать этот круг вопросов, предметов |
| |ведения, исходя из следующих критериев: |
| |достаточности финансово-экономических ресурсов для |
| |осуществления своих функций и полномочий; |
| |особенности данного поселения (исторических, |
| |этнических, географических и т.п.); |
| |наличия соответствующей инфраструктуры для |
| |осуществления вопросов, отнесенных к их ведению. |
|Правовые источники, |Конституция РФ – ст.12; ст.15 ч.2; ст.18; ст.24 ч.2;|
|закрепляющие компетенцию|ст.33; ст.40 ч.2 и ч.3; ст.41 ч.1; ст.43 ч.2 и ч.3; |
|МО и ОМС в РФ |ст.130 ч.1; ст.132 ч.1 и ч.2; ст.133. |
| |ФЗ № 154 – ст. ст. 1, 2, 6, 12, 13, 14, 15, 16, 29, |
| |30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 39 и др. |
| |В соответствии со ст. 56 ФЗ № 154 продолжают |
| |действовать нормы ст. ст. 49-76 прежнего Закона РФ |
| |"О местном самоуправлении в РФ". |
| |Федеральные законы: об охране окружающей среды; о |
| |недрах; о земле; о милиции и др. |
| |Конституции и уставы субъектов РФ, в специальных |
| |законах о местном самоуправлении, действующих на их |
| |территории, в других нормативно-правовых актах. |
| | |
| |Но детальное закрепление исчерпывающего перечня |
| |полномочий соответствующего муниципального |
| |образования, муниципальных органов и муниципальных |
| |должностных лиц – это прерогатива Устава |
| |соответствующего муниципального образования. |
|Виды полномочий, |Первый критерий (исходя из юридической природы |
|составляющих компетенцию|полномочий): |
|ОМС |Собственные полномочия – такие полномочия, которыми |
| |наделяются исключительно ОМС, которые собственно |
| |принадлежат им в силу закрепления в законе и в силу |
| |того, что с их помощью решаются вопросы местного |
| |значения (ФЗ № 154 п.3 ст.14, ст.6). |
| |Собственные полномочия подразделяются: |
| |на собственные обязательные – такие полномочия, |
| |которые прямо законом закреплены за ОМС и которые |
| |они обязаны осуществлять в своей деятельности |
| |самостоятельно, без делегирования их кому-либо, в |
| |т.ч. и государственным органам. Эти полномочия |
| |должны быть особенно тщательно сформулированы и |
| |закреплены в Уставе МО. |
| |на собственные добровольные – это такие полномочия |
| |ОМС, которые также принадлежат ОМС, однако они прямо|
| |в законе за органами МС не закреплены, но и не |
| |исключены из их ведения. Кроме того, эти полномочия |
| |не отнесены к ведению госорганов или других |
| |муниципальных органов. Эти полномочия носят |
| |добровольный характер и ОМС могут принять их к |
| |своему ведению, при наличии материально-финансовых |
| |ресурсов, закрепив их в своем Уставе (ФЗ № 154 п.2 |
| |ч.2 ст.6) |
| |Делегированные полномочия – наделение ОМС отдельными|
| |государственными полномочиями (Конституция РФ ч.2 |
| |ст.132). Наделение осуществляется только |
| |федеральными законами, законами субъектов РФ с |
| |одновременной передачей необходимых материальных и |
| |финансовых средств (ФЗ № 154 п.4 ст.6). Кроме того:|
| | |
| |Реализация переданных полномочий подконтрольна |
| |государству. |
| |Делегированные полномочия не теряют характер |
| |государственных полномочий и могут быть в любое |
| |время возвращены в компетенцию соответствующих |
| |государственных органов. |
| |Эти полномочия могут делегироваться ОМС лишь в |
| |каждом конкретном случае. Каждое делегированное |
| |полномочие должно быть обязательно предварительно |
| |определено соответственно ФЗ, законом субъекта РФ. |
| |Для реализации переданных полномочий ОМС |
| |соответствующими государственными органами должны |
| |быть одновременно переданы необходимые материальные |
| |и финансовые средства, ресурсы. Без этого ОМС вправе|
| |не принимать к своему ведению передаваемые |
| |государственные полномочия. |
| |Второй критерий (по принадлежности их тем или иным |
| |ОМС и выборным должностным лицам местного |
| |самоуправления): |
| |Полномочия представительного ОМС – исключительные |
| |полномочия, т.е. относятся к ведению только |
| |исключительно представительному ОМС и эти полномочия|
| |представительный орган самостоятельно не вправе |
| |передавать каким либо другим органам местного |
| |самоуправления или должностным лицам. Этот перечень |
| |полномочий носит исчерпывающий характер и должен |
| |быть зафиксирован в Уставе МО в полном объеме (ФЗ № |
| |154 п.3 ст.15): |
| |принятие общеобязательных правил по предметам |
| |ведения МО, предусмотренных Уставом МО; |
| |утверждение местного бюджета и отчета о его |
| |выполнении; |
| |принятие планов и программ развития МО, утверждение |
| |отчетов об их исполнении; |
| |установление местных налогов и сборов; |
| |установление порядка управления и распоряжения |
| |муниципальной собственностью; |
| |контроль за деятельностью ОМС и должностных лиц |
| |местного самоуправления, предусмотренных Уставом МО.|
| | |
| |Полномочия главы МО и местной администрации: |
| |глава муниципального образования – наделяется |
| |собственной компетенцией по решению вопросов |
| |местного значения в соответствии с Уставом МО (ФЗ № |
| |154 п.3 ст.16). Он возглавляет деятельность по |
| |осуществлению местного самоуправления на территории |
| |МО. Глава МО и другие выборные должностные лица в |
| |соответствии с Уставом МО подотчетны населению |
| |непосредственно и представительному ОМС. |
| |иные органы местного самоуправления и должностные |
| |лица местного самоуправления – например, городская |
| |администрация г.Екатеринбурга. |
| |Третий критерий (по конкретным областям их |
| |деятельности): |
| |в области планирования, бюджета, финансов, учета; |
| |в области управления муниципальной собственностью, |
| |взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, |
| |организациями; |
| |в области аграрного сектора, использования земли, |
| |других природных ресурсов, охраны природы; |
| |в области строительства, транспорта и связи; |
| |в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового |
| |и торгового обслуживания населения; |
| |в области социально-культурного обслуживания и |
| |социальной поддержки и занятости населения; |
| |в области охраны общественного порядка, прав и |
| |свобод граждан. |
|Внутренняя структура МС |муниципальная собственность; |
| |местные финансы; |
| |имущество, находящееся в государственной |
| |собственности и переданное в управление органам МС; |
| |иная собственность, служащая удовлетворению |
| |потребностей населения МО. |
|Нормативно-правовые |Конституция РФ (статьи 8, 9, 130, 132, 133 и др.) |
|источники экономических |ФЗ № 154 (статьи 28-34, 61 и др.) |
|основ МС |Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.91 "О|
| |разграничении государственной собственности в РФ на |
| |федеральную собственность, государственную |
| |собственность субъектов РФ и муниципальную |
| |собственность" и Приложение № 3 к данному |
| |постановлению. |
| |Гражданский Кодекс РФ, в части, касающейся |
| |муниципальной собственности, муниципальных унитарных|
| |предприятий и т.п. |
| |Федеральное законодательство, регулирующее |
| |отношения, связанные с приватизацией государственной|
| |и муниципальной собственности. |
| |Другие федеральные законодательные акты. |
| |В Свердловской области приняты следующие областные |
| |законы: |
| |от 13.06.96 "Об объектах культурного достояния |
| |Свердловской области"; |
| |от 12.07.96 "О статусе лечебно-оздоровительных |
| |местностей и курортов Свердловской области"; |
| |от 28.06.96 "Об объединениях работодателей в |
| |Свердловской области"; |
| |от 12.07.96, с изм. и доп. "О плате за землю на |
| |территории Свердловской области"; |
| |от 24.07.96, с изм. и доп. от 27.11.96 "О недрах |
| |Свердловской области"; |
| |от 28.11.96 "О финансово-промышленных группах и |
| |инвестиционно-промышленных объединениях в |
| |Свердловской области"; |
| |от 20.01.97 "О статусе областных государственных и |
| |муниципальных учреждений социальной сферы в |
| |Свердловской области"; |
| |от 18.02.97 "О государственном регулировании |
| |сельскохозяйственного производства в Свердловской |
| |области"; |
| |от 18.03.97 "О государственной поддержке малого |
| |предпринимательства в Свердловской области"; |
| |от 21.06.97 "О регулировании оплаты труда в |
| |Свердловской области"; |
| |и другие. |
|Экономические основы |муниципальная собственность; |
|муниципального |местные финансы; |
|самоуправления |имущество, находящееся в государственной |
| |собственности и переданное в ведение ОМС. |
|Право муниципальной |Согласно ГК РФ, ФЗ 3 154 муниципальная собственность|
|собственности |– это собственность муниципального образования. |
|Состав муниципальной |Регламентируется различными правовыми актами |
|собственности |средства местного бюджета; |
| |муниципальные внебюджетные фонды; (по этим двум |
| |пунктам существует противоречие с финансовыми |
| |ресурсами МС). |
| |имущество ОМС; |
| |муниципальные земли; |
| |природные ресурсы, находящиеся в муниципальной |
| |собственности; |
| |муниципальные предприятия и организации; |
| |муниципальные банки и другие финансово-кредитные |
| |организации; |
| |муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения; |
| |муниципальные учреждения образования, |
| |здравоохранения, культуры и спорта; |
| |другое движимое и недвижимое имущество. |
|Создание муниципальной |ПВС РСФСР от 27.12.91 с приложением № 3 "О |
|собственности |разграничении государственной собственности в |
| |российской федерации на федеральную собственность, |
| |государственную собственность республик в составе |
| |российской федерации, краев, областей, автономной |
| |области, автономных округов, городов Москвы и |
| |Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", |
| |Распоряжение Президента РФ от 18.03.92 "Об |
| |утверждении положения об определении пообъектного |
| |состава федеральной, государственной и муниципальной|
| |собственности и порядке оформления прав |
| |собственности". |
| |Закон РФ от 3.07.91 г. "О приватизации |
| |государственной и муниципальной собственности", |
| |Указ Президента РФ от 24.12.93 г. "О программе |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|