Муниципальное право РФ
| |является высшим непосредственным актом выражения |
| |власти народа (ст.3 Конституции РФ. ФКЗ «О |
| |референдуме», ФЗ № 124). |
| |Решение, принятое на референдуме, обязательно к |
| |исполнению и опубликованию в СМИ. |
| |Решение может быть признано недействительным: |
| |при нарушении процедуры проведения референдума. |
| |при опротестовании решения судом. |
| |новым референдумом (по истечении 2 лет). |
| | |
| |На референдум субъекта Российской Федерации, местный|
| |референдум не могут быть вынесены вопросы: |
| |а) о досрочном прекращении или продлении срока |
| |полномочий, приостановлении осуществления полномочий|
| |органов государственной власти субъекта Российской |
| |Федерации, органов местного самоуправления, а также |
| |о проведении досрочных выборов органов |
| |государственной власти субъекта Российской |
| |Федерации, органов местного самоуправления либо об |
| |отсрочке указанных выборов; |
| |б) о формировании состава органов государственной |
| |власти субъекта Российской Федерации или органов |
| |местного самоуправления, персональном составе |
| |органов государственной власти субъектов Российской |
| |Федерации и органов местного самоуправления; |
| |в) об избрании, утверждении, о назначении либо о |
| |даче согласия на назначение на должность или на |
| |освобождение от должности депутатов и должностных |
| |лиц; |
| |г) о принятии или об изменении соответствующего |
| |бюджета, исполнении и изменении финансовых |
| |обязательств субъекта Российской Федерации, |
| |муниципального образования; |
| |д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по |
| |обеспечению здоровья и безопасности населения. |
|Решение о проведении |Принимается представительным органом местного |
|местного референдума |самоуправления самостоятельно или по требованию |
| |населения МО (ФЗ 154 ст.22). Только в случае, если в|
| |данном муниципальном образовании не сформирован |
| |представительный орган, право назначения местного |
| |референдума предоставляется главе местной |
| |администрации (муниципального образования) (ст.57 |
| |п.2 ФЗ № 154). |
|Субъекты инициативы |Представительный орган местного самоуправления. |
|проведения местного |По требованию граждан, проживающих на территории |
|референдума |муниципального образования в соответствии с уставом |
| |последнего. (Количество граждан, проявляющих |
| |инициативу, должно быть закреплено в Уставе |
| |муниципального образования в соответствии с законом |
| |субъекта РФ).(5% от числа избирателей – ст.57 п.2 ФЗ|
| |№ 154). |
|Выборы |Конституциональный институт прямого народовластия, |
| |обеспечивающий легитимный порядок формирования ОМС |
| |путем народного голосования (ст.1 Избирательного |
| |кодекса Свердловской области). |
|Правовая основа |Конституция РФ (ст.3, 130); |
|муниципальных выборов |ФЗ 154 ст.23, 57, 58, 59; |
| |ФЗ 138 "Об обеспечении конституционных прав граждан|
| |…" |
| |ФЗ 124; |
| |Законодательные акты субъектов РФ; |
| |Уставы МО. |
|Ограничение пассивного |В соответствии с ФЗ 124 ст.4 п.6 субъектам РФ |
|права |разрешается увеличивать минимальный возраст: |
| |для избрания в законодательные органы – до 21 года; |
| |для глав исполнительной власти субъекта РФ – 30 лет;|
| | |
| |для глав ОМС – 21 год. |
|Гарантии проведения |Политические – проявление государственной воли, |
|муниципальных выборов: |направленной на проведение выборов (ст.8 |
| |Избирательного Кодекса Свердловской области). |
| |Правовые – издание соответствующих правовых актов. |
| |Финансовые – фиксирование в местных бюджетах статей |
| |расходов на проведение выборов. |
| |Организационные – методическая помощь ОМС при |
| |проведении выборов, материальная помощь. |
|Собрания, конференции, |Могут созываться, а могут не созываться |
|сходы граждан |(диспозитивный характер). Устанавливаются уставами |
| |МО на основе закона субъекта РФ. |
| |Если сход обладает функциями представительного |
| |органа, то он обладает и полномочиями. В таком |
| |случае решения схода будут считаться правомочными |
| |при участии более 50% жителей МО. |
| |Может выступать в форме территориального |
| |общественного самоуправления (ТОС). Может созываться|
| |по мере необходимости представительными органами, |
| |собрания проходят в присутствии представителей ОМС. |
|Народная правотворческая|Возможность население на создание проектов правовых |
|инициатива |актов по вопросам местного значения. Данный проект |
| |направляется в представительный ОМС, где |
| |рассматривается в открытом заседании в присутствии |
| |инициаторов. Это подлежит обязательному |
| |опубликованию. |
| |При этом применяются положения о местном |
| |референдуме. |
| |Такая возможность и порядок обращения фиксируется в |
| |уставе МО. |
|Обращения граждан в |Действует Указ ПВС ССР от 12.04.68 ( в редакции от |
|органы МС |4.07.80 г.) "О порядке рассмотрения предложений, |
| |заявлений и жалоб граждан". |
| |В некоторых субъектах РФ приняты свои правовые акты.|
| | |
| |В них должна быть предусмотрена ответственность за |
| |волокиту в рассмотрении жалоб и предложений граждан.|
| | |
|Территориальное |Самоорганизация граждан по месту их местожительства |
|общественное |для решения вопросов местного значения, но на |
|самоуправление |ограниченной территории. |
| |Контролируется в лице исполнительных ОМС. |
| |ТОС могут иметь иногда статус юридического лица (с |
| |разрешения ОМС). |
|Органы местного |Это выборные и другие органы, наделенные |
|самоуправления (ОМС) |полномочиями на решение вопросов местного значения и|
| |не входящие в систему органов государственной |
| |власти: |
| |выборные ОМС, образуемые в соответствии с ФЗ № 154, |
| |законами субъектов РФ, уставами муниципальных |
| |образований; |
| |иные органы, образуемые в соответствии с уставами |
| |муниципальных образований. |
| |К органам местного самоуправления не относятся: |
| |органы общественного территориального самоуправления|
| |населения; |
| |органы общественных объединений, действующие на |
| |территории муниципального образования; |
| |органы государственной власти РФ или соответствующих|
| |субъектов РФ, действующие на территории |
| |муниципального образования; |
| |главы муниципальных образований, другие выборные |
| |должностные лица местного самоуправления. |
|Структура ОМС |Определяется самостоятельно муниципальным |
| |образованием. |
| |Структура определяется: |
| |численностью населения; |
| |размером территории; |
| |конфигурацией территории; |
| |инфраструктурой; |
| |наличием финансово-экономических ресурсов; |
| |историческим, географическими и другими |
| |особенностями; |
| |составом населения, этническими и национальными |
| |характеристиками. |
|Компетенция ОМС |Совокупность их полномочий, установленных |
| |Конституцией, законами и другими |
| |нормативно-правовыми актами, в соответствии и в |
| |рамках которых они осуществляют свою деятельность в |
| |тех или иных сферах местной жизни, в пределах |
| |соответствующих муниципальных образований. |
| |Здесь под полномочиями понимаются предметы ведения |
| |МС и тот круг юридических прав и обязанностей, |
| |который закреплен за органами МС законом. |
| |(ст. 71, 72, 73 Конституции РФ; ФЗ 154 ст. 6) |
|Полномочия |1) принятие общеобязательных правил по предметам |
|представительных ОМС |ведения муниципального образования, предусмотренных |
|(ст. 15 ФЗ 154) |уставом муниципального образования; |
| |2) утверждение местного бюджета и отчета о его |
| |исполнении; |
| |3) принятие планов и программ развития |
| |муниципального образования, утверждение отчетов об |
| |их исполнении; |
| |4) установление местных налогов и сборов; |
| |5) установление порядка управления и распоряжения |
| |муниципальной собственностью; |
| |6) контроль за деятельностью органов местного |
| |самоуправления и должностных лиц местного |
| |самоуправления, предусмотренных уставами |
| |муниципальных образований. |
| |Эти полномочия обязательно должны быть зафиксированы|
| |в уставе МО. |
| |Функция контроля ни при каких обстоятельствах не |
| |может быть передана никакому другому органу. |
| |Иные полномочия должны быть также зафиксированы в |
| |Уставе. |
| |Объемы дополнительных полномочий определяются схемой|
| |ОМС. |
|Иные органы ОМС |На основании ст.17 ФЗ 154. |
| |Создание и положения об иных органах МС фиксируются |
| |в Уставе МО. |
|Должностные лица |Должностное лицо – выборное либо работающее по |
|местного самоуправления |контракту лицо, выполняющее |
| |организационно-распорядительные функции в органах |
| |местного самоуправления и не относящееся к категории|
| |государственных служащих. |
| |Выборное должностное лицо – должностное лицо, |
| |избранное населением непосредственно или |
| |представительным органом местного самоуправления из |
| |своего состава, наделенное согласно Уставу |
| |муниципального образования полномочиями на решение |
| |вопросов местного значения. |
|Представительные ОМС |Это выборный орган местного самоуправления, |
| |обладающий правом представлять интересы населения и |
| |принимать от его имени решения, действующие на |
| |территории муниципального образования. Это: |
| |выборный орган; |
| |представляет все население МО; |
| |обладает исключительными полномочиями на решение |
| |вопросов местного значения; |
| |обладает правотворческой функцией; |
| |контролирует деятельность всех других ОМС; |
| |коллегиальный орган. |
|Численный состав |Численные состав представительного ОМС, избираемого |
|представительного ОМС |впервые, устанавливается законодательным |
| |(представительным) органом соответствующего субъекта|
| |РФ (ст.58 ФЗ № 154). |
| |Далее определяется Уставом МО. |
| |При определении численности необходимо учитывать: |
| |количество населения (ФЗ № 138 от 23.10.96 "Об |
| |обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать|
| |и быть избранными в органы местного самоуправления")|
| |устанавливает следующие рамки: |
| |500 т.ч. – 50 депутатов; |
| |от 200 до 500 т.ч. – 30 депутатов; |
| |от 50 до 200 т.ч. – 20 депутатов; |
| |от 10 до 50 т.ч. – 10 депутатов; |
| |мене 10 т.ч. – 7 депутатов.) |
| |объем полномочий, который предстоит осуществлять; |
| |наличие в местном бюджете средств на содержание |
| |представительного ОМС; |
| |территория МО, ее пространственные пределы, |
| |географические и климатические условия. |
|Глава муниципального |Выборная должность. Согласно Устава МО может быть |
|образования |предусмотрена должность главы МО, а также должности |
| |иных выборных, должностных лиц местного |
| |самоуправления (ст.16 п.1 ФЗ № 154). |
| |Два варианта избрания главы МО (действовать может |
| |только один из представленных): |
| |свободными непосредственными муниципальными |
| |выборами. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|