Муниципальное право РФ
Муниципальное право РФ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
|Понятие муниципального |Отрасль права, совокупность правовых норм и |
|права |институтов, регулирующих определенные общественные |
| |отношения в области местного самоуправления. |
|Муниципальное право как |Совокупность знаний, разработок, исследований, опыт |
|наука |международного права в области местного |
| |самоуправления. |
|Предмет муниципального |Общественные отношения, которые возникают в той |
|права |сфере жизни общества, которая в Конституции РФ |
| |получила название "Местное самоуправление". |
| |отношения, связанные с местом местного |
| |самоуправления в конституционном механизме РФ; |
| |договорные отношения по взаимным обязательствам |
| |муниципальных органов и органов государственной |
| |власти различного уровня; |
| |отношения, связанные с образованием, видами и |
| |структурой муниципальных органов и других |
| |организационных форм осуществления местного |
| |самоуправления; |
| |отношения, связанные с установлением, разграничением|
| |и реализацией компетенции (полномочий) в области |
| |местного самоуправления; |
| |отношения, касающиеся особенностей организации и |
| |деятельности муниципальных образований различного |
| |уровня; |
| |отношения в сфере местных налогов, местного бюджета,|
| |муниципальной собственности и т.п.; |
| |отношения, вытекающие из статуса муниципальных |
| |органов как юридических лиц; |
| |практика деятельности муниципальных органов. |
| |Главными объединительными критериями этих отношений |
| |являются их локально-территориальный уровень и |
| |специфический характер их содержания (исключительно |
| |вопросы местного значения). |
|Европейская Хартия |Разработка велась с 1968 года. Открыта для |
|местного самоуправления |подписания в октябре 1985 года и вступила в силу в |
| |сентябре 1988 года. К началу 1996 года Хартию |
| |подписали 25 государств. Россия подписала Хартию в |
| |начале 1996 года и ратифицировала ее в 1998 году. |
| |Юридическая природа Хартии касается формулирования |
| |прав и обязанностей местных сообществ и закрепляет |
| |необходимость подведения под независимость местных |
| |властей конституционной и иных законных основ, а |
| |также определяет принципы деятельности и концепцию |
| |формирования местных органов власти, отражающие |
| |природу и масштаб их правомочности. |
| |Структура: |
| |Преамбула. |
| |3 части. |
| |18 статей. |
| |В Преамбуле сформулированы цели и основополагающие |
| |идеи, в соответствии с которыми разработана Хартия. |
| |В статье 1 зафиксировано обязательство сторон |
| |соблюдать статьи Хартии в том порядке и объеме, |
| |предусмотренного ст. 12. |
| |Часть 1 Хартии: «Конституционные и законодательные |
| |основы местного самоуправления» (принципиальные |
| |положения, касающиеся местного самоуправления: |
| |понятие, сфера, объем полномочий, финансовая основа,|
| |правовая защита). |
| |Часть 2 включает «Особые положения» (ст. 12-14). Ст.|
| |12 закрепляет обязательства сторон соблюдать по |
| |меньшей мере двадцать пунктов части 1 Хартии. |
| |Часть 3 касается вопросов процедурного характера, |
| |связанных с порядком подписания, ратификации и |
| |вступления в силу настоящей Хартии. |
|Местное самоуправление |Признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ |
| |самостоятельная и под свою ответственность |
| |деятельность населения по решению, непосредственно |
| |или через ОМС, вопросов местного значения. |
|Муниципально-правовые |Это регулируемые нормами муниципального права |
|отношения |общественные отношения, связанные с организацией и |
| |функционированием местного самоуправления в |
| |городских и сельских поселениях, а также в других |
| |муниципальных образованиях. |
|Признаки отношений в |Эти отношения имеют локально-территориальный |
|области местного |характер. |
|самоуправления |Носят комплексный характер – касаются различных |
| |отраслей права. |
|Методы муниципального |Характерно преобладание публично-правовых методов |
|права |правового регулирования, но в сферах правового |
| |регулирования местного самоуправления, которые |
| |касаются деятельности его органов как юридических |
| |лиц, управлении муниципальной собственностью, |
| |местными финансами, используются, как правило, |
| |частноправовые методы. В муниципальном праве |
| |характерно использование в механизме правового |
| |регулирования таких способов правового воздействия |
| |как дозволение и обязывание. |
|Субъект муниципального |По российскому законодательству: |
|самоуправления |собственно население муниципального образования. |
| |выборные и иные органы местного самоуправления. |
| |выборные и иные должностные лица местного |
| |самоуправления. |
|Субъекты муниципальных |Участники отношений, связанных с осуществлением |
|правовых отношений |местного самоуправления и урегулированных нормами |
| |муниципального права, т.е. кроме перечисленных |
| |субъектов местного самоуправления сюда добавляются |
| |собрание, сход граждан; депутаты представительных |
| |ОМС; ТОСы; ассоциации и союзы; госорганы и их |
| |должностные лица; общественные объединения и |
| |движения; различные юридические и физические лица. |
|Источники муниципального|А) Европейская хартия местного самоуправления |
|права |(октябрь 1988г.), международно-правовые акты, |
| |касающиеся местного самоуправления. |
| |Б) Внутрироссийская система источников |
| |муниципального права: |
| |Первого уровня: |
| |Конституция РФ (ст.12, 130, 131, 132, 133); |
| |ФЗ от 12.08.95 № 154 "Об общих принципах организации|
| |местного самоуправления в РФ"; ФЗ 126 "О финансовых|
| |основах местного самоуправления в РФ"; ФЗ 8 "Об |
| |основах муниципальной службы в РФ"; ФЗ 124 "Об |
| |основных гарантиях избирательных прав граждан РФ"; |
| |"О милиции", "Об основах налоговой системы РФ", "Об |
| |охране природной среды", "О недрах", "О закрытом |
| |административно-территориальном образовании" и др.; |
| | |
| |Отраслевые правовые акты (кодексы). |
| |Указы Президента РФ, содержащие нормы муниципального|
| |права – от 11.06.97 № 568 "Об основных направлениях |
| |реформы местного самоуправления в РФ", от 10.03.97 №|
| |193 "О мерах по реализации постановления |
| |Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 года" и |
| |др.; |
| |Нормативные постановления палат Федерального |
| |Собрания РФ по вопросам местного самоуправления |
| |(постановление Госдумы ФС РФ от 10.06.94 "Об |
| |обеспечении конституционных прав населения на |
| |местное самоуправление в нормативных актах субъектов|
| |РФ" и др.); |
| |Постановления Правительства РФ, содержащие нормы |
| |муниципального права (от 27.12.95 "Об утверждении |
| |Федеральной программы государственной поддержки |
| |местного самоуправления в РФ"); |
| |Постановления и другие акты Конституционного Суда |
| |РФ, касающиеся местного самоуправления; |
| |Второго уровня: |
| |Нормативно-правовые акты субъектов РФ, содержащие |
| |нормы муниципального права (Конституции и уставы |
| |Субъектов РФ, законы субъектов РФ о местном |
| |самоуправлении, о выборах депутатов представительных|
| |органов местного самоуправления, глав муниципальных |
| |образований, о муниципальной службе; Постановления |
| |Уставных судов и др.) и детализирующие федеральные |
| |законы. |
| |Третьего уровня: |
| |Местные нормативно-правовые акты, содержащие нормы |
| |муниципального права (Уставы муниципальных |
| |образований, регламенты органов местного |
| |самоуправления, решения местных референдумов, |
| |нормативные решения представительных органов |
| |местного самоуправления, различного рода положения о|
| |тех или иных структурных подразделениях органов |
| |местного самоуправления и т.д.). |
|Устав муниципального |Каждое муниципальное образование обязано иметь свой |
|образования |Устав, разработанный, принятый и зарегистрированный |
| |в установленном законом порядке. |
| |Порядок разработки, принятия и регистрации |
| |устанавливается в соответствии с ФЗ № 154 и |
| |разрабатывается муниципальным образованием |
| |самостоятельно. |
| |Целесообразно создание для разработки Устава |
| |специальной рабочей комиссии. |
| |Целесообразна согласованность действий с |
| |государственными органами при разработке Устава. |
| |Незаконно обязывание согласования проектов уставов с|
| |соответствующими государственными органами и их |
| |экспертная оценка на эти проекты. |
| |Устав муниципального образования принимается |
| |представительным органом местного самоуправления или|
| |населением непосредственно. |
| |Устав муниципального образования подлежит |
| |государственной регистрации в порядке, установленном|
| |законом субъекта РФ. |
|Содержание Устава |Наименование муниципального образования, его |
|муниципального |территория, границы и символы. |
|образования |Вопросы местного значения, относящиеся к ведению |
| |соответствующего муниципального образования (ст. 6 |
| |ФЗ № 154). Также должны быть закреплены вопросы, |
| |относящиеся к ведению соответствующих |
| |государственных органов, но законом переданные в |
| |ведение органов местного самоуправления. |
| |Формы, порядок и гарантии непосредственного |
| |осуществления населением конкретного муниципального |
| |образования самоуправления на своей территории |
| |(местный референдум, муниципальные выборы, собрания,|
| |сходы, конференции граждан). |
| |Виды, наименование, порядок образования, полномочия,|
| |сроки и формы деятельности, правовые акты выборных и|
| |иных органов и должностных лиц местного |
| |самоуправления на территории данного муниципального |
| |образования. |
| |Экономическая и финансовая основа осуществления |
| |местного самоуправления на территории |
| |соответствующего муниципального образования, |
| |перечень объектов, находящихся в собственности |
| |населения данного образования, порядок управления |
| |муниципальной собственностью, конкретные источники |
| |финансовых ресурсов (местные налоги, сборы). |
| |Гарантии местного самоуправления на территории |
| |данного муниципального образования, гарантии прав |
| |органов и должностных лиц местного самоуправления, |
| |социальные гарантии. |
| |Ответственность органов и должностных лиц местного |
| |самоуправления на территории данного муниципального |
| |образования перед населением последнего, перед |
| |государством и перед физическими и юридическими |
| |лицами в гражданско-правовых отношениях. |
| |Исторические и иные местные традиции и особенности, |
| |которые характерны для данной территории, ее |
| |населения. |
| |Все основные положения трактуются в той логической |
| |последовательности, как она указана в ФЗ № 154. |
|Признаки местного |Местное самоуправление это: |
|самоуправления |самоорганизация или организация деятельности граждан|
| |РФ; |
| |в городских, сельских поселениях и на других |
| |территориях; |
| |для самостоятельного решения вопросов местного |
| |значения; |
| |либо непосредственно, либо через органы местного |
| |самоуправления; |
| |под свою собственную ответственность; |
| |на основе Конституции РФ и законов РФ, конституций, |
| |уставов и законов субъектов РФ, а также уставов |
| |муниципальных образований; |
| |достаточной материальной и финансовой базы; |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|