Милиция в России
профилактические мероприятия, направленные на перекрытие каналов и
источников незаконного поступления в оборот наркотических средств,
психотропных веществ и прекурсоров.
Выявляют лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических
средств или психотропных веществ, принимают к ним предусмотренные
законодательством меры с целью побуждения их к отказу от потребления
указанных средств и веществ.
Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в отношении лиц,
занимающихся незаконным производством, изготовлением, хранением, перевозкой
и сбытом наркотических средств и психотропных веществ, принимают меры к
предупреждению данных преступлений.
Выявляют причины и условия, способствующие поступлению в незаконный
оборот лекарственных наркотикосодержащих препаратов, психотропных и
сильнодействующих веществ, а также прекурсоров, иных химических веществ и
оборудования, применяемого для изготовления наркотических средств и
психотропных веществ, и принимают в установленном порядке меры по их
устранению.
(Следует также отметить основные функции такого подразделения
криминальной милиции как Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ
Интерпола)
НЦБ Интерпола в своей деятельности руководствуется:
V Конституцией Российской Федерации,
V федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации,
V постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
V международными договорами Российской Федерации,
V общепризнанными принципами и нормами международного права,
V Уставом Интерпола,
V обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола,
V нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской
Федерации,
V иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
V положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденном
постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190[11]
В соответствии с п. 1 названного положения, НЦБ Интерпола является
органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов
Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств
- членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и
Генеральным секретариатом Интерпола.
Главными задачами НЦБ Интерпола являются[12]:
V обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных
преступлениях;
V оказание содействия в выполнении запросов международных
правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных
государств в соответствии с международными договорами Российской
Федерации;
V наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с
преступностью, участниками которых является Российская Федерация.
В соответствии с возложенными задачами НЦБ Интерпола осуществляет
следующие функции[13]:
. в установленном порядке принимает, обрабатывает и направляет в
Генеральный секретариат Интерпола и национальные центральные
бюро Интерпола иностранных государств (далее именуются - НЦБ
Интерпола иностранных государств) запросы, следственные
поручения и сообщения правоохранительных и иных государственных
органов Российской Федерации для осуществления розыска, ареста
и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для
осуществления розыска и ареста перемещенных за границу доходов
от преступной деятельности, похищенных предметов и документов,
проведения иных оперативно-розыскных мероприятий и
процессуальных действий по делам, находящимся в производстве
этих органов;
. участвует по поручению Министерства внутренних дел Российской
Федерации в разработке международных договоров Российской
Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью;
. формирует банк данных о лицах, организациях, событиях,
предметах и документах, связанных с преступлениями, носящими
международный характер;
. изучает зарубежный опыт борьбы с преступностью, разрабатывает
предложения по его использованию в деятельности
правоохранительных и иных государственных органов Российской
Федерации;
. издает по вопросам своей деятельности информационный сборник и
направляет его заинтересованным правоохранительным и иным
государственным органам Российской Федерации;
. передает в необходимых случаях для опубликования в журналах,
бюллетенях, сборниках и иных изданиях правоохранительных
органов, а также для распространения в средствах массовой
информации сведения о лицах, находящихся в международном
розыске, без вести пропавших, об идентификации личности, а
также о розыске похищенных предметов и документов;
. осуществляет иные функции, возложенные на НЦБ Интерпола.
Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе принципов
законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина,
гуманизма, взаимодействия с правоохранительными и иными государственными
органами Российской Федерации, а также международными правоохранительными
организациями и правоохранительными органами иностранных государств -
членов Интерпола.
На сотрудников НЦБ Интерпола, имеющих специальные звания, в полном
объеме распространяются правовые и социальные гарантии сотрудников милиции.
4. Милиция общественной безопасности
Милиция общественной безопасности (местная милиция) является составной
частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства
внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел республик в
составе Российской Федерации, управлений (главных управлений) внутренних
дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы
и Санкт-Петербурга, Ленинградской области, управлений (отделов) внутренних
дел на транспорте.
В районах, городах, районах городов милиция общественной безопасности
создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в
составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел[14].
Состав милиции общественной безопасности, порядок создания,
реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность милиции
общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального
бюджета, определяются Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г.
N 926[15].
В соответствии с данным положением в милицию общественной безопасности
входят:
1) дежурные части. (Дежурная часть милиции общественной безопасности
одновременно является дежурной частью соответствующего органа внутренних
дел[16]);
2) участковые уполномоченные милиции;
3) Государственная инспекция безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации;
4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
5) специальные приемники для содержания лиц, арестованных в
административном порядке;
6) приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и
попрошайничество. (Действуют до создания центров социальной реабилитации
для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1815[17]);
7) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел. (Действуют до
решения вопроса о передаче обязанностей по руководству работой медицинских
вытрезвителей в Министерство здравоохранения Российской Федерации в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17
сентября 1992 г. N 723[18]).
8) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;
9) отряды милиции особого назначения;
10) подразделения:
а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;
б) дознания;
в) патрульно-постовой службы милиции;
г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной
детективной и охранной деятельностью;
д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
е) по делам несовершеннолетних;
ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и
исполнению административного законодательства;
з) по охране дипломатических представительств и консульств
иностранных государств.
Основными задачами милиции общественной безопасности являются:
V обеспечение безопасности личности, общественной безопасности,
V охрана собственности, общественного порядка,
V выявление, предупреждение и пресечение преступлений и
административных правонарушений,
V раскрытие преступлений, по делам о которых производство
предварительного следствия не обязательно,
V розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения
которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.
Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной
милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей[19] (см. Приложение
5).
4.1. Деятельность милиции общественной безопасности.
На милицию общественной безопасности в полном объеме возложены
обязанности, предусмотренные статьей 10 Закона РСФСР "О милиции", за
исключением обязанностей, отнесенных законодательством Российской Федерации
к компетенции криминальной милиции.
Милиции общественной безопасности предоставлены права, перечисленные в
статье 11 Закона РСФСР "О милиции", за исключением прав, отнесенных
законодательством Российской Федерации к компетенции криминальной милиции.
Милиция общественной безопасности наделена весомыми юридически
властными полномочиями, которые она обязана использовать без унижения
достоинства человека. В их числе:
. требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных
правонарушений;
. проверять у них документы, удостоверяющие личность;
. вызывать их по делам и материалам, находящимся в производстве
милиции;
. подвергать их приводу при совершении ими административных
правонарушений;
. возбуждать производство по делам об административных правонарушениях
и налагать административные взыскания;
. производить административное задержание лиц, совершивших
административные правонарушения, включая военнослужащих;
. входить беспрепятственно в жилые и иные помещения, в том числе
занимаемые предприятиями и организациями независимо от форм
собственности;
. производить блокирование участков местности при стихийных бедствиях,
катастрофах и авариях и т.д.
Необходимо также отметить права милиции общественной безопасности в
целях выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право применять
физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и
порядке, предусмотренных статьями 12 - 15 Закона "О милиции".
. Оружие применяется для защиты граждан от нападения, опасного
для их жизни или здоровья, отражения нападения на сотрудника
милиции, когда его жизнь или здоровье подвергается опасности,
освобождения заложников и т.д.
. Боевые приемы борьбы (самбо, каратэ) применяются для пресечения
административных правонарушений.
. Резиновые палки, наручники, слезоточивые газы, водометы
используются, например, для пресечения массовых беспорядков и
т.д.
. Оружие может применяться и для защиты граждан от нападения
животных.
О каждом случае применения оружия в течение 24 часов представляется
рапорт начальнику органа милиции.
Обязанности и права Государственной инспекции безопасности дорожного
движения Министерства внутренних дел Российской Федерации определяются
Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711[20]
.
Обязанности и права вневедомственной охраны определяются Положением «О
неведомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации,
утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N
589[21]
Милиция общественной безопасности осуществляет административную
деятельность, в содержание которой входит:
. выявление обстоятельств, способствующих совершению административных
правонарушений;
. оказание помощи гражданам, пострадавшим от них и от несчастных
случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии,
опасном для здоровья и жизни;
. принятие и регистрация информации об административных
правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной
безопасности;
. осуществление по подведомственности производства по делам об
административных правонарушениях;
. обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на
транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других
общественных местах;
. регулирование дорожного движения, контроль за соблюдением правил и
нормативов его безопасности, регистрация и учет автотранспортных
средств, а также выдача водительских удостоверений;
. выдача разрешений на приобретение, хранение, ношение и перевозку
огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а
также на открытие и деятельность объектов, где они обращаются, и
контроль за соблюдением установленных в этой сфере правил;
. охрана на основе договоров с собственниками принадлежащего им
имущества (например, банков);
. принятие неотложных мер при авариях, катастрофах, пожарах,
стихийных бедствиях по спасению людей, оказанию им первой
медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без
присмотра;
. контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами
установленных правил паспортной системы и регистрационного учета, а
также за соблюдением иностранными гражданами правил въезда,
пребывания и транзитного проезда;
. обеспечение сохранности найденных и сданных в милицию вещей,
ценностей и другого имущества и т.д.
Кроме того, милиция активно участвует:
. в пресечении алкогольного и наркотического опьянения и совершенных
в этом состоянии правонарушений,
. в борьбе с терроризмом, групповыми и массовыми нарушениями
общественного порядка, с неповиновением властям,
. в пресечении распространения радиоактивных материалов,
. в организации порядка при проведении массовых шествий и
демонстраций, пикетирования,
. в проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ,
. в борьбе с бродяжничеством, проституцией.
Очевидно, что тем самым милиция общественной безопасности обеспечивает
как общественный порядок, так и общественную безопасность.
Отметим основные обязанности сотрудников различных подразделений
милиции общественной безопасности по предупреждению преступлений указанные
в вышеназванном «Наставлении о деятельности органов внутренних дел по
предупреждению преступлений»[22].
(Участковые инспектора милиции:
Ежемесячно проводят анализ оперативной обстановки на обслуживаемых
участках.
Осуществляют контроль за своевременным принятием мер руководителями
организаций по устранению условий, способствовавших совершению
правонарушений, и изложенных в рекомендациях, направленных в их адрес.
Выявляют среди населения обслуживаемого участка лиц, допускающих
противоправное поведение, организаторов и содержателей притонов для
потребления наркотических средств и психотропных веществ, обеспечивают
своевременное принятие к ним мер, установленных законодательством
Российской Федерации, постановку таких лиц на профилактический учет в целях
последующего контроля за их поведением.
Осуществляют инициативное выявление и документирование преступлений,
квалифицируемых по статьям 115, 116, 117, 119, 150, 151, 213 части первой и
второй, 222 части первой и четвертой УК РФ, в целях предупреждения тяжких и
особо тяжких преступлений против жизни и здоровья, общественной
безопасности и общественного порядка, семьи и несовершеннолетних.
Участвуют во взаимодействии с сотрудниками паспортно-визовых
подразделений органов внутренних дел в мероприятиях по выявлению и
пресечению на обслуживаемой территории нарушений паспортно-регистрационных
правил, соблюдению иностранными гражданами и лицами без гражданства
установленных для них правил пребывания указанных лиц на территории
Российской Федерации и их транзитного проезда через территорию Российской
Федерации.
Информируют население о способах и средствах правомерной защиты от
преступных и иных посягательств путем проведения среди граждан
Страницы: 1, 2, 3, 4
|