рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контроль в системе органов государственной власти

структурные подразделе ния внутри федеральных органов исполнительной

власти.

Особенностью межотраслевого контроля федеральных органов ис полнительной

власти является то, что он осуществляется за определен ными сферами

(вопросами) деятельности не подчиненных им органов и должностных лиц.Чаще

всего такой контроль касается только опре деленной функции или отдельной

стороны деятельности подконтроль ных органов, независимо от ведомственной

подчиненности объектов управления.

Сферы (вопросы) управления, на которые распространяется меж отраслевой

контроль, его пределы и юридические последствия опреде лены конкретными

положениями о соответствующих органах и иными нормативными актами.

Например, согласно Закону РСФСР от 19 де кабря 1991 г. «Об охране

окружающей природной среды»', государст венный экологический контроль

осуществляется специально уполно моченными на то государственными органами.

Должностные лица этих органов наделены широкими контрольными полномочиями.

В частности, они вправе посещать предприятия, учреждения и органи зации,

независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами,

иными материалами; назначать государственную эко логическую экспертизу,

обеспечивать контроль за выполнением ее за ключения; привлекать в

установленном порядке виновных лиц к ад министративной ответственности;

принимать решения об ограниче нии, приостановлении, прекращении работы

предприятий и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной

среде.

Своеобразной формой межотраслевого контроля является деятель ность

Межведомственной комиссии по анализу предложений и приос тановлению

действия (отмене) законов и иных нормативных правовых актов, не имеющих

финансовой базы для реализации. Распоряжением Правительства от 18 января

1995 г. на Комиссию возложено проведе ние углубленного анализа и

определение социально-экономических последствий принятия проектов

федерального закона, указа Прези дента, постановления Правительства,

предусматривающих приоста новление действия (отмену) законов и иных

нормативных правовых актов, не имеющих финансовой базы для реализации.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль, в отличие от межот раслевого,

проводится органами одной отрасли или феры в отноше нии подчиненных им

органов и кадров по всем вопросам исполнител ной и распорядительной

деятельности. При этом все федеральные о ганы исполнительной власти и их

территориальные структуры осу ществляют контроль в отношении подчиненных

(подведомственных) а руководители (администрация) конкретных организаций —

внутрен ний контроль за деятельностью своих структурных подразделений и из

Должностных лиц. Еще раз отметим: отраслевой контроль — непремен ная часть

управляющих воздействий руководителей на своих подчи ненных.

Непосредственный руководитель, осуществляющий контрол) за подчиненными

структурами и лицами по всем вопросам их деятель ности, вправе отменять или

изменять их решения, вмешиваться в опе ративную деятельность, наказывать

виновных, принимать меры для исправления выявленных недостатков и

устранения их причин.

В субъектах Федерации контрольными полномочиями наделены их администрация,

а также соответствующие министерства, комитеты управления и другие органы

исполнительной власти. Объем их полно мочий определен федеральным

законодательством, конституциями уставами, законами и другими нормативными

правовыми актами субъ ектов Федерации.

Органы исполнительной власти, осуществляя контроль, использу ют

разнообразные методы. Они проводят ревизии и проверки факти ческого

состояния дел, заслушивают отчеты должностных лиц, прове ряют сообщения

печати и жалобы, акты у правления.

4. Судебный контроль.

Согласно ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется посредством

конституционного, гражданского административного и уголовного

судопроизводства. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г.

«О судебной системе Рос сийской Федерации»' определяет виды, порядок

создания судов и уп равления ими, а также основные принципы их

деятельности. Кроме ныне действующих судов, в субъектах Федерации могут

учреждаться специализированные федеральные суды по рассмотрению граждан

ских и административныхдел. Конституционный (уставный) Суд субъ екта

Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта

Федерации, нормативных правовых актов органов государст венной власти

субъекта Федерации, органов местного самоуправления субъекта Федерации

конституции (уставу) субъекта Федерации, а также для толкования конституции

(устава) субъекта Федерации. Мировые судьи рассматривают, кроме гражданских

и административных дел также уголовные дела.

Вместе с тем судебную власть как одну из ветвей государственной власти

нельзя сводить только к рассмотрению конкретных судебных дел. Судебная

власть — неотъемлемый элемент правового государства. Будучи сильной и

независимой, она является гарантом прав каждого и должна быть в состоянии

защитить эти права, кто бы на них ни поку шался. Но что не менее значимо,

судебная власть — это еще и гарантия нормальной деятельности исполнительной

власти. Судебную власть характеризует не только правосудие, но и

возможность оказать актив ное влияние на решения и действия исполнительной

власти. Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность

говорить о судебном контроле за исполнительной властью.

Закон от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и реше ний,

нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и допол нениями,

внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.) предоставляет

гражданам возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих

прав. Суду подконтрольны любые действия (решения) любых структур и

должностных лиц, если возникает опас ность ущемления ими законных интересов

личности.

Контрольные полномочия Конституционного Суда Российской Фе дерации в сфере

исполнительной власти и порядок их осуществления определены Конституцией и

Федеральным конституционным законом от21 июля 1994 г. «О Конституционном

Суде Российской Федерации» Деятельность этого органа призвана служить

укреплению основ кон ституционного строя Российской Федерации, защите

основных прав и свобод человека и гражданина, утверждению начал законности

в пра вотворчестве и правоприменении, обеспечению верховенства и прямо го

действия Конституции на всей территории страны.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда провозглашены

независимость, коллегиальность, гласность, состяза тельность и равноправие

сторон. Независимость Конституционного Суда обеспечивается тем, что судьи

несменяемы, неприкосновенны подчиняются только Конституции и федеральному

закону, лишь в со ответствии с которым могут быть прекращены их полномочия.

Судьи не являются представителями каких бы то ни было государственных или

общественных органов, политических партий, движений и органи заций,

должностных лиц, государственных образований, территорий, наций,

народностей, социальных групп. Важно, что судьи разрешают дела и дают

заключения в условиях, исключающих постороннее воз действие на свободу их

волеизъявления. Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере ис

полнительной власти предусмотрены ст. 125 Конституции. Реализует эти

полномочия, суд разрешает дела о соответствии Конституции нор мативных

актов Президента, Правительства и органов исполнитель ной власти субъектов

Федерации, изданных по вопросам, относящим ся к ведению органов

государственной власти и совместному ведению органов государственной власти

Российской Федерации и ее субъек тов, разрешает споры о компетенции,

включая споры между органами исполнительной власти Российской Федерации и

ее субъектами. Воз можно разрешение и других дел, связанных с

конституционным судеб ным контролем за актами органов исполнительной власти

и ее долж ностных лиц. Акты или их отдельные положения, признанные некон

ституционными, утрачивают силу Конституционный Суд, выявив конкретные

нарушения Конституции или/и законодательства, действующего на территории

России, своим представлением может обратить на это внимание органа испол

нительной власти и должностных лиц. Представление должно быть рассмотрено

субъектом, которому оно адресовано, не позднее чем в месячный срок со дня

его получения; Конституционный Суд незамед лительно уведомляется о

результате рассмотрения представления и мерах по его реализации. Решение

Конституционного Суда по спору о компетенции между органами исполнительной

власти является основанием для отмены или изменения нормативных актов,

определяющих компетенцию этих органов. Толкование Конституции, данное

Конституционным Судом, явля ется официальным и обязательным для всех

представительных, испол нительных и судебных органов государственной

власти, органов мест ного самоуправления, учреждений, организаций,

должностных лиц граждан и их объединений. Согласно действующей Конституции

РФ, Конституционный Суд действует лишь по запросам и жалобам, он лишен

права начинать дела по собственной инициативе. ; Поводом к рассмотрению и

разрешению дел в Конституционном Суде является обращение (запрос,

ходатайство) к нему Президента, каждой из палат Федерального Собрания,

одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы,

Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов

законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Жалобы граждан

рассматриваются в случаях нарушения их конституционных прав и свобод

вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле.

Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов

исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов общей

юрисдикции является рассмотрение уголовных, граждан ских, административных

и иных дел. Контрольная же функция осуществляется ими не отдельно, а в

процессе рассмотрения этих дел.

При рассмотрении уголовных дел, особенно о должностных пре ступлениях, суд

исследует не только действия подсудимого как долж ностного лица органа

исполнительной власти, но и условия, способст вовавшие возникновению дела.

За совершенное преступление винов ный привлекается к ответственности, о чем

выносится приговор. Фор мой же реагирования суда на выявленные недостатки в

работе органа исполнительной власти, которые способствовали тем или иным

нару шениям и преступлению должностного лица, может быть частное оп

ределение. В нем обращается внимание соответствующего органа ис

полнительной власти, должностного лица на факты нарушения закона, причины и

условия, способствовавшие совершению преступления и требующие

предупредительных мер. Субъект, которому адресовано частное определение,

обязан в месячный срок рассмотреть его и сооб щить суду о принятых мерах.

При рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел также

осуществляется контроль за деятельностью органов исполни тельной власти.

Круг дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, весьма

обширный. Сюда относятся дела искового производства, производство по делам,

возникающим из администра тивных правоотношений, и особое производство.

Это, например, дела о восстановлении на работе, о нарушении авторских прав,

об отказе в разрешении на обмен жилой площади, о неправильности записи в

книге актов гражданского состояния и др. При рассмотрении этих и других дел

суд, кроме решения вопроса по существу, изучает с позиций закона

правомерность действий соответствующих органов исполни тельной власти и

издаваемых ими правовых актов, тем самым осущест вляя контроль за их

деятельностью. При необходимости в выносимых судами решениях, определениях

или постановлениях указывается, что суд признает акты управления

незаконными. Обнаружив нарушение законности либо существенные недостатки в

работе органа исполни тельной власти, суд выносит частное определение.

По административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.) суд

проверяет законность действий органа исполнительной влас ти по привлечению

лица к административной ответственности и при меняет одну из возможных мер

воздействия. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям

органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения (например,

прекращает производство по делу о мелком хулиганстве, поступившему из

органа внутрен них дел). В условиях рыночной экономики особая роль

отводится системой арбитражных судов. Этот вид правосудия позволяет

установить жесто кую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический

про извол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства

защитить интересы предпринимателей. Контроль за деятельностью органов

исполнительной власти арбит ражные суды осуществляют в специфической форме

на основе Феде рального конституционного закона от 26 апреля 1995 г. «Об

арбитраж ных судах в Российской Федерации» и Арбитражного процессуального

кодекса РФ (АПК), принятого 5 мая 1995 г.

Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в

процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из

административных правоотношений: о признании не действительными (полностью

или частично) ненормативных актов, принятых государственными органами,

органами местного самоуправ ления и иными органами, которые не

соответствуют законам и иным нормативным правовым актам и нарушают права и

законные интересы организаций и граждан; об обжаловании отказа в

государственной ре гистрации либо уклонения от государственной регистрации

в установ ленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда

такая регистрация предусмотрена законом; о взыскании с организаций и

граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления

и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным

законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания; о возврате из

бюджета денежных средств, спи санных органами, осуществляющими контрольные

функции, в бес спорном (безакцептном) порядке с нарушением требований

закона или иного нормативного акта, и др.

Порядок рассмотрения этих дел определен АПК. Содержанием контроля,

осуществляемого арбитражными судами, является проверка при разрешении

перечисленных дел соответствия актов и действий органов исполнительной

власти, их должностных лиц требованиям за конности и принятие мер по

устранению выявленных правонаруше ний. Суд принимает решение на основании

действующего законода тельства после всестороннего изучения всех

доказательств по делу. Если в результате разрешения спора будут выявлены

нарушения закона или иных нормативных правовых актов со стороны органа

исполни тельной власти и их должностных лиц, арбитражный суд вправе выне

сти частное определение в адрес соответствующих органов, должност ных лиц.

Судебные акты, вступившие в законную силу, исполняются всеми

государственными органами, органами местного самоуправления и иными

органами, организациями, должностными лицами и граждана ми на всей

территории страны. Принудительное исполнение решения, вступившего в

законную силу, осуществляется на основании исполни тельного листа,

выдаваемого соответствующим арбитражным судом. Немедленному исполнению

подлежат решения о незаконности актов государственных органов.

Таким образом, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдик ции и арбитражные

суды в пределах своей компетенции решают задачи по обеспечению законности в

сфере исполнительной власти.

Список литературы :

1. Д. М. Овсянко «Административное право» М. 2001 год.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.