рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государственное управление в хозяйственной сфере деятельности

Причем каждая из перечисленных разновидностей обладает серьезными

особенностями, оказывающими большое влияние на организацию управления.

Конституция РФ устанавливает, что в ведении Федерации (п. "и" ст. 71)

находятся федеральный транспорт, пути сообщения. Кроме того, органы

исполнительной власти субъектов РФ сами организуют транспортное

обслуживание населения, контролируют его состояние и др.

Далее, в сфере транспортного комплекса действуют специализированные органы

управления - Министерство транспорта РФ, Министерство путей сообщения РФ,

другие органы.

Управление транспортом осуществляется в разных организационно-правовых

формах[14].

Положение о Министерстве транспорта РФ утверждено Правительством РФ в

апреле 1997 г[15].

Обратим внимание на ряд существенных моментов.

Во-первых, Министерство транспорта РФ (Минтранс России) - федеральный

орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и

осуществляющий государственное управление транспортным комплексом. Причем в

его ведении находится непосредственное управление морским, речным и

автомобильным транспортом.

Во-вторых, транспортный комплекс - зарегистрированные на территории РФ

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на

морском, речном, автомобильном, городском пассажирском (включая

метрополитен) и промышленном (кроме системы МПС) транспорте перевозочную и

транспортно-экспедиционную деятельность, работы, связанные с обслуживанием

водных путей сообщения и судоходных гидротехнических сооружений.

В-третьих, Минтранс России: формирует и реализует государственную

транспортную политику в подведомственных отраслях транспорта; осуществляет

государственное управление, регулирование и контроль в пределах своей

компетенции; руководит деятельнвавтыо своих территориальных органов и

подчиненных предприятий; контролирует условия и эффективность использования

лицензий на перевозочную деятельность в транспортном комплексе;

осуществляет контроль в отношении морского судоходства и государственный

надзор за соблюдением законодательства о торговом мореплавании; организует

регистрацию морских и речных судов; контролирует эксплуатацию внутренних

водных путей; выдает лицензии на осуществление перевозочной и транспортно-

экспедиционной деятельности юридическим лицам и отдельным предпринимателям,

приостанавливает или аннулирует их, участвует в приватизации средств

морского и речного транспорта, координирует взаимодействие, видов

транспорта в транспортных узлах, утверждает устав Российского морского

регистра судоходства.

Свою компетенцию Минтранс России осуществляет во взаимодействии с

другими министерствами и ведомствами.

В состав Минтранса России входят отраслевые департаменты, Российская

транспортная инспекция (с отделами и филиалами в субъектах Федерации).

Государственные предприятия водных путей и судоходных каналов

Минтранса России преобразованы Правительством РФ в бассейновые управления

водных путей и судоходства, которые производят эксплуатацию и развитие

водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, осуществляют

регулирование деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта всех

форм собственности, контроль за обеспечением безопасности судоходства,

надзор за техническим состоянием объектов речного транспорта, находящихся в

федеральной собственности.

Пассажирский городской и междугородный автомобильный транспорт, а

также электротранспорт (трамваи, троллейбусы и т.д.) находится в ведении

органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

К числу нормативных правовых актов, регулирующих вопросы статуса и

системы управления железнодорожным транспортом, относится Федеральный закон

«О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 г.[16] В этом

Законе железнодорожный транспорт характеризуется как основа транспортной

системы РФ, разновидность транспорта общего пользования.

Железнодорожный транспорт представляет собой единый производственно-

технический комплекс, обеспечивающий во внутреннем и международном

железнодорожных сообщениях потребности населения в перевозках и

производства в транспортных услугах, жизнедеятельность всех сфер экономики.

Управление в области железнодорожного транспорта осуществляет Министерство

путей сообщения РФ (МПС России).

МПС осуществляет проведение государственной политики в сфере

железнодорожного транспорта, а также регулирование хозяйственной

деятельности железных дорог, других предприятий и учреждений федерального

железнодорожного транспорта в области организации и обеспечения

перевозочного процесса.

В систему МПС России входят: железные дороги; отделения железных

дорог; их линейные предприятия; промышленные, строительные, торговые и

снабженческие предприятия; предприятия, обеспечивающие деятельность и

развитие железнодорожного транспорта. Главным оперативным звеном этой

системы является железная дорога (унитарное предприятие, имеющее полную

самостоятельность).

МПС России устанавливает границы железных дорог и их отделений,

утверждает их уставы; по согласованию с органами исполнительной власти

субъектов РФ закрывает железнодорожные линии; создает, реорганизует и

ликвидирует предприятия федерального железнодорожного транспорта (кроме

железных дорог); вносит в Правительство РФ предложения по созданию,

реорганизации и ликвидации железных дорог.

МПС России обеспечивает устойчивое и безопасное функционирование

железнодорожного транспорта; создает многопрофильную сферу услуг,

предоставляемых транспортными предприятиями, подведомственными ему;

разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок работы

железнодорожного транспорта; руководит железными дорогами, предприятиями и

объединениями в области перевозочного процесса; организует оперативное

управление этим процессом; разрабатывает и утверждает графики движения

поездов по сети железных дорог, нормативы использования вагонов и

контейнеров, нормативные документы по технической эксплуатации железных

дорог и условиям перевозок.

На МПС России возложен контроль за состоянием безопасности движения

поездов, за сохранностью перевозимых грузов. Оно также утверждает

обязательные для всех предприятий, организаций и граждан нормативные акты

по вопросам правил и условий перевозок, пользования средствами

железнодорожного транспорта, безопасности движения, охраны порядка,

пожарной безопасности и санитарных правил на железнодорожном транспорте.

Функции охраны железнодорожного транспорта осуществляются Федеральной

службой железнодорожных войск.

Управление в области связи и нформатизации осуществляет Министер-ство

Российской Федерации по связи и информатизации. Положение о Министерстве РФ

по связи и информатизации (Минсвязи России) утверждено постановлением

Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 г. № 265.

Данное Министерство является федеральным органом исполнительной

власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в

области связи (электрической и почтовой) и информатизации, а также

координацию в этой сфере деятельности иных федеральных органов

исполнительной власти.

Минсвязи осуществляет руководство службой государственного надзора за

деятельностью в области связи и информатизации, а также управление

находящимися в его ведении государственными и иными предприятиями и

учреждениями.

Основными задачами Министерства являются:

o разработка и реализация государственной политики в области электросвязи,

почтовой связи и информатизации;

o регулирование деятельности в области использования радиочастотного

спектра и орбитальных позиций спутников связи гражданского назначения, за

исключением вопросов, касающихся присвоения и эксплуатации радиочастот и

орбитальных позиций спутников связи гражданского назначения для целей

телерадиовещания, развития средств массовых коммуникаций и

распространения средств массовой информации;

o государственный надзор за деятельностью в области связи и информатизации;

o обеспечение работы государственных комиссий по электросвязи,

радиочастотам и информатизации.

В компетенцию Минсвязи в соответствии с возложенными на него задачами

входят следующие функции. Оно:

. осуществляет регулирование в установленной сфере деятельности,

направленной на более полное удовлетворение потребностей органов

государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и

физических лиц в услугах электросвязи, информатизации и почтовой связи;

. разрабатывает и проводит научно-техническую политику в области развития

федеральной связи и информатизации с учетом обеспечения устойчивости и

информационной безопасности;

. организует разработку и реализацию концепций, основных направлений и схем

развития сетей электросвязи, почтовой связи и систем информатизации на

основе разрабатываемых прогнозов развития средств и услуг связи и средств

информатизации;

. разрабатывает в установленном порядке федеральные и отраслевые программы

развития связи и информатизации в Российской Федерации;

. разрабатывает проекты федеральных законов и иных нормативных актов РФ,

относящихся к сфере ведения Министерства;

. организует работы по созданию и развитию национальной информационно-

телекоммуникационной инфраструктуры;

. осуществляет с участием Министерства промышленности, науки и технологий

РФ координацию и организацию работ по внедрению новейших технологий,

созданию интерактивных систем и информационного обслуживания, оказанию

новых услуг в области связи и информатизации и т.д.

5.Управление агропромышленным комплексом.

Агропромышленный комплекс как отрасль экономики включает производство

сельскохозяйственной продукции, ее заготовку, переработку и хранение.

Знания и сведения о системе управления в рассматриваемой сфере можно

получить путем ознакомления и изучения нового Земельного кодекса РФ и

анализа статуса Министерства сельского хозяйства РФ (Положение о

Министерстве сельского хозяйства и продовольствия от 30 мая 1997 г.[17]).

В укрупненном, институциональном плане основные функции этого

Министерства состоят в проведении государственной политики и осуществлении

управления в агропромышленном комплексе, включая мукомольно-крупяную.

комбикормовую, хлебопекарную, макаронную промышленность и элеваторы, в

продовольственном обеспечении страны, а также в координации деятельности в

названных сферах других органов власти.

Минсельхоз России ответствен за продовольственное обеспечение страны.

Соответственно на него возложены: разработка и реализация политики

государственного регулирования сельского хозяйства, сферы переработки и

производства ресурсся^проведение мер по развитию предпринимательства на

основе агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации;

проведение аграрных и земельных преобразований; создание организационно-

технических и иных условий для функционирования государственного,

коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного

секторов сельского хозяйства; разработка и реализация мероприятий по охране

окружающей среды и природных ресурсов в порученных отраслях

сельскохозяйственного производства (полеводство, животноводство и т.п.), в

пищевой и перерабатывающей промышленности.

Минсельхоз России также содействует развитию рыночных отношений, всех

форм собственности и хозяйствования; разрабатывает меры по приватизации и

демонополизации, по созданию продовольственных оптовых рынков и ярмарок;

осуществляет правовое регулирование хозяйственной деятельности в рамках

своей компетенции. Оно участвует в разработке и осуществлении ценового

регулирования в отраслях сельскохозяйственного производства; оказывает

государственную поддержку сельскохозяйственных производителей; осуществляет

государственный контроль за целевым использованием централизованных

финансовых, кредитных, валютных и материальных ресурсов.

Государственным заказчиком по закупкам и поставкам продукции в

продовольственные фонды для федеральных государственных нужд также является

Минсельхоз России.

В компетенцию Министерства входит размещение государственного заказа

на создание и производство сельскохозяйственной техники; организация

экономического и научно-технического сотрудничества в области сельского

хозяйства и продовольствия с зарубежными странами; выдача разрешений на

импорт химических средств защиты растений.

Минсельхоз России является специально уполномоченным государственным

органом по охране, контролю и регулированию использования объектов

животного мира; осуществляет государственное управление охотничьим

хозяйством, контролирует его ведение, осуществляет надзор за соблюдением

правил охоты, выдает удостоверения на право охоты и разрешения (лицензии)

на добычу охотничьих животных.

Функции регулирования использования животного мира реализуются через

Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов и

его территориальные органы.

Значительны функции и полномочия Департамента ветеринарии. В его

функции входит организация деятельности ветеринарной службы РФ по

предупреждению болезней животных, осуществлению контроля за выпуском

полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства

и по обеспечению защиты населения от болезней, общих для человека и

животных. В его систему входят научно-исследовательские ветеринарные

институты, ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и

экспедиции, зональные управления.

Департамент разрабатывает и реализует федеральные целевые программы по

предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных;

охраняет территорию Российской Федерации от заноса заразных болезней

животных из иностранных государств; определяет перечень карантинных и особо

опасных болезней животных. Начальник Департамента - главный государственный

ветеринарный инспектор России - назначается Правительством РФ.

В составе Минсельхозпрода России действует также Департамент

животноводства и племенного дела, на который возложены функции специального

уполномоченного государственного органа по управлению племенным

животноводством.

Заключение.

Таким образом, в деятельности органов исполнительной власти в России

после того, как она стала новым самостоятельным государством и избрала

путь перехода к рыночной экономике, вопросы управления в хозяйственной

сфере занимали и занимают ведущее место. Положительным итогом напряженных

практических действий органов исполнительной власти стало создание

негосударственного сектора экономики, проведение широкомасштабной

приватизации, придание реформе социальной направленности, расширение

самостоятельности, регионов, либерализация внешнеэкономической

деятельности, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы реформ.

Однако реализовать намеченные планы, к сожалению, не удалось,

Положение экономики Российской Федерации остается сложным и противоречивым.

При сохранении низкой инвестиционной активности не удалось ускорить

структурную перестройку экономики. Неотлаженная система регулирования

деятельности государственных предприятий снижала результативность усилий,

направленных на стабилизацию объемов производства. Медленно осуществлялась

аграрная реформа. Низкая степень исполнения федерального бюджета не

позволила улучшить финансовое положение страны, увеличены размеры

внутреннего и внешнего государственного долга. По-прежнему

неудовлетворительной остается финансовая дисциплина хозяйствующих

субъектов, что является одной из основных причин кризиса

неплатежеспособности. Продолжала нарастать напряженность на рынке труда,

усилилась дифференциация в уровнях доходов различных групп населения.

Серьезную опасность для дальнейшего продвижения по пути реформ представляет

рост организованной преступности, коррупция и криминализация

предпринимательства.

Все это вызывает необходимость принятия срочных мер по дальнейшему

реформированию и развитию российской экономики.

Список литературы.

1. Административное прво. // Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.,

2000.

2. Административное право. Ч.II. // Под ред. А.П. Коренева. – М., 2001.

3. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. -М., 1995.

4. Овсянко Д.М. Административное право. – М., 2002.

5. Правовое положение коммерческой организации. // под ред. Ю.А.

Тихомирова. – М., 2001.

6. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. М., 1999.

7. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. - М., 1992.

8. Райзберг Б.А. Основы бизнеса. - М., 1996.

9. Российская газета. 1999. 12авг.

10. Российская газета. 1999. 12 марта.

-----------------------

[1] Административное право. Ч.II. // под ред. А.П. Коренева. – М., 2001. С.

257.

[2] Российская газета. 1999. 12авг.

[3] Правовое положение коммерческой организации. // под ред. Ю.А.

Тихомирова. – М., 2001. С. 97.

[4] СЗ РФ. 1995. № 49. Ст.4697.

[5] СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 738.

[6] Овсянко Д.М. Административное право. – М., 2002. С. 262.

[7] СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2727.

[8] Российская газета. 1999. 12 марта.

[9] СЗ РФ. 2000. Ст. 810.

[10] СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 765.

[11] СЗ РФ. 1999.№ 33. Ст. 4122.

[12] СЗ РФ. 1999. № 52. Ст. 6411.

[13] СЗ РФ. 2000.№ 2. Ст. 2319.

[14] Административное прво. // Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.,

2000. С. 562.

[15] СЗ РФ. 1997. №. 24. Сть. 2758.

[16] СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 2019.

[17] СЗ РФ. 1997. № 32. Ст. 2608.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.