рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государственное управление в хозяйственной сфере деятельности

Учитывая, что в России нет госструктуры, которая управляла бы

российским ВПК, а мировой опыт свидетельствует о целесообразности

объединения под одной крышей авиа- и космической промышленности, где

выполняются схожие задачи, в марте 1999 г. «опросы координации и

регулирования деятельности авиационной промышленности были переданы из

Министерства экономики в Российское авиацион-но-космическое агентство.

Положение об агентстве утверждено постановлением Правительства от 25

октября 1999 г.

Сегодня топливно-энергетический комплекс — это. «половина страны»[8].

В объеме промышленного производства доля ТЭК составляет 40%. .

Значительная часть федерального бюджета (42%) формируется за счет

поступлений от орган изаци и топливно-энергетнческого комплекса, основная

деятельность которых связана с производством электрической, тепловой

энергии, добычей и транспортировкой природного газа, нефти и

нефтепродуктов. Поэтому государство уделяет особое внимание обеспечению

бесперебойной работы этих организаций, совершенствованию системы управления

топливно-энергетическим комплексом, сбережению энергоресурсов. Это нашло

отражение, в частности, в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. «О

газоснабжении в Российской Федерации», постановлениях Правительства от 20

ноября 1997 г. «О совершенствовании управления угольной промышленностью»,

от 5 июля 1999 г. «Об обеспечении надежного энергоснабжения стратегических

организаций» и правительственной программой «Энергоснабжение России в 1998

— 2005 годах».

Для топливно-энергетического комплекса характерна организация крупных

производственных объединений — таких, как-РАО «Газпром» АО «Нефтяная

компания «ЮКОС» и т.п.

Сейчас экономика России посажена на «нефтяную иглу». Добывай мое в

отдаленных районах топливо становится изначально дорогим, необходимость

использования в России только сухопутного транспорта увеличивает стоимость

горючего. Ни одна странав мире не допускает подобной монозависимости.

Затраты на производство энергии, как и транспортные расходы, уже давно

превысили мировой уровень.

В условиях ужесточающейся конкуренции на мировых рынках электроэнергия

может стать для России одним из наиболее привлекательных экспортных

товаров. Причем наиболее прибыльными, с этой точки зрения являются прежде

всего атомные киловатты, себестоимость которых в России примерно в три раза

ниже, чем в Западной Европе. Однако в атомной энергетике, которая является

стратегически важной отраслью промышленности, в последние годы сложилось

кризисное финансово-экономическое положение. Причины кризиса — общее

состояние экономики страны, а также неплатежи за отпущенную атомными

станциями электрическую энергию. Поэтому в целях недопущения дальнейшей

дестабилизации атомной энергетики постановлением Правительства от 21 июля

1998 г. утверждена Программа развития атомной энергетики Российской

Федерации на 1998—2005 годы и на период до 2010 года.

Программа основывается на необходимости развития атомной энергетики

как неотъемлемой части топливно-энергетического комплекса страны с

размещением АЭС в регионах, для которых получены соответствующие

согласования на их строительство. Предусматривается повышение безопасной

эксплуатации действующих АЭС, замещение выбывающих АЭС и ТЭС энергоблоками

АЭС нового поколения, экономия органического топлива и улучшение

экологической обстановки.

3.Органы управления промышленностью.

Министерство экономики Российской Федерации (Минэкономики России)

играет важную роль в решении экономических проблем и управлении

промышленностью. Это - генеральный штаб реформ, где должны вырабатываться

стратегические направления экономического развития.

Особенность Минэкономики состоит в том, что, кроме управления рядом

отраслей промышленности, которыми ранее руководили упраздненные

Министерство промышленности и Государственный комитет по лесной, целлюлозно-

бумажной и деревообрабатывающей промышленности, оно выполняет многие

межотраслевые функции.

Согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства

от 9 февраля 2000 г[9]., — это федеральный орган исполнительной власти,

осуществляющий разработку и реализацию государственной социально-

экономической политики, определение путей развития экономики и разработку

методов ее эффективного регулирования, обеспечивающих социально-

экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации, а также,

координацию деятельности в этой сфере иных федеральных органов

исполнительной власти.

Основные задачи Минэкономики России:

. анализ экономического положения страны, определение принципов и методов

регулирования в социально-экономической сфере;

. разработка и проведение государственной политики по обеспечению

устойчивого развития страны;

. разработка принципов, механизмов и форм реализации государственной

структурной, промышленной, инновационной и инвестиционной политики в

стране;

. проведение единой государственной промышленной политики и осуществление

управления в сфере металлургической, химической, нефтехимической,

биотехнологической, текстильной, легкой, медицинской, машиностроительной,

лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности,

производства и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, а

также координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов

исполнительной власти;

. экономическое обоснование федеральных государственных нужд- в том числе

расходов, связанных с обеспечением обороны и государственной

безопасности;

. формирование проекта государственного оборонного заказа в целом и участие

в установленном порядке в обеспечении выполнения этого заказа;

. разработка основных принципов региональной экономическом политики,

экономических основ федеративных отношений;

. реализация государственной стратегии экономической безопасности страны, а

также выполнение других задач и функций, указанных в Положении.

В Приложении к постановлению Правительства от 9 февраля 2000г. дан

Перечень организаций, находящихся в ведении Минэкономики России (464

государтсвенных унитарных предприятий и 20 государственных учреждений).

В соответствии с Указом Президента от 25 мая 1999 г. «О структуре

федеральных органов исполнительной власти» часть функций Минэкономики

России передана вновь образованным российским агентствам но обычному

вооружению, по боеприпасам, по судостроению, по системам управления.

Российское агентство по обычным вооружениям (РАВ), согласно Положению

о нем, утвержденному постановлением Правительства от 31 января 2000 г.[10],

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим

исполнительные, контрольные, регулирующие и другие функции в сфере

промышленности обычных вооружений, включая научные исследования,

разрабогку, производство, модернизацию и утилизацию бронетанковой техники,

стрелково-пушечного и артиллерийского вооружения, ракетных комплексов,

высокоточного оружия, нагроновстрелкового оружия, оптико-электронных систем

и приборов для образцов вооружения и военной техники, и других иидон

техники гражданского назначения. Агентство обеспечивает реализацию

государственной политики в сфере промышленности обычных вооружений,

является государственным заказчиком федеральных нелепых программ и работ

научного и социально-экономического назначения в сфере промышленности

обычных вооружений, выгюлняемыхдля государственных нужд, В его ведении

находятся государсгвенные предприятия и организации промышленности обычных

вооружений.

Основные задачи Агентства:

. формирование и обеспечение реализации совместно с заинтересованными

федеральными органами исполнительной власти государственной научно-

технической и промышленной политики в сфере промышленности обычных

вооружений, направленной на обеспечение конкурентоспособности

производимой продукции, развитие и эффективное использование научно-

технического и производственного потенциала, внедрение прогрессивных

технологий;

. участие совместно с Министерством обороны и другими государственными

заказчиками в формировании государственной программы вооружения и

государственного оборонного заказа;

. разработка совместно с заинтересованными федеральными органами

исполнигельной власти и организациями и представление проектов

федеральных целевых и межгосударственных программ в сфере промышленности

обычных вооружений, доведение их до соответствующих предприятий и

организаций;

. обеспечение совместно с Министерством обороны и другими государственными

заказчиками выполнения государственной программы вооружения,

государсгвенного оборонного заказа в сфере промышленности обычных

вооружений на предприятиях и в организациях, находящихся в ведении

Агентства и т.д.

Российское агентство по боеприпасам (Росбоеприпасы), согласно

постановлению Правительства от 6 августа 1999 г.[11], является федеральным

органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной

политики в области промышленности боеприпасов, специальной химии и

химического разоружения. Оно осуществляет функции, ранее выполнявшиеся

Минэкономики России и упраздненным Комитетом по конвенциальным проблемам

химического и биологического оружия при Президенте, в части:

o формирования и реализации программ развития научно-технического

потенциала, координации и государственного регулирования деятельности

предприятий и организаций по разработке, производству, ремонту и

утилизации комплектных боеприпасов, комплектующих элементов вооружения и

военной техники и взрывчатых материалов гражданского назначения;

o осуществления функций национального органа для-выполнения обязательств по

Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения

химического оружия и о его уничтожении, взаимодействия с Организацией по

запрещению химического оружия и другими государствами — участниками

Конвенции;

o осуществления на территории Российской Федерации националь-мого контроля

за выполнением международных договоров в области эапрещения химического и

биологического оружия, законодательных и иных нормативных правовых актов;

o организации разработки и реализации мер по широкому использованию

технологий двойного назначения в военном и гражданском производстве на

предприятиях промышленности боеприпасов и специальной химии;

o лицензирования деятельности по разработке, производству, ремонту и

утилизации продукции промышленности боеприпасов;

o регулирования оборота взрывчатых материалов гражданского назначения;

o формирования совместное Министерством обороны и другими государственными

заказчиками государственной программы вооружения, государственного,

оборонного заказа, а также других функции, указанных в постановлении

Правительства.

Российское агентство по судостроению (Россудостроение). согласно

Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 21 декабря

1999 г.[12], является федеральным органом исполнительной власти,

осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и

другие функции в сфере судостроительной промышленности, включая научные

исследования, разработку, производство, модернизацию и утилизацию продукции

военного и гражданского судостроения. Оно обеспечивает реализацию

государственной политики и области судостроительной промышленности.

является государственным заказчиком федеральных целевых программ и работ

научно-технического назначения в сфере судостроения, выполняемых для

государственных нужд. В его ведении находятся государственные организации и

предприятия судостроительной промышленности.

Российское агентство по системам управления (РАСУ), согласно Положению

о нем, утвержденному постановлением Правительства от 23 декабря 1999

г.[13], является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим

исполнительные, разрешительные, регулирующие и другие функции в сфере

радиоэлектроники и систем управления, включая научные исследования,

разработку, производство, модернизацию и утилизацию специальных систем

управления и радиоэлектронных комплексов, систем противоракетной обороны,

предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства,

систем и средств противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы и т.д.

Агентство обеспечивает реалиазцию государственной политики в области

радиоэлектронной промышленности.

Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго

России) осуществляет руководство топливно-энергетическим комплексом страны,

атакже координацию деятельности предприятии к организаций

электроэнергетики, нефтедобываюшей, нефтеперерабатывающей, газовой,

угольной, сланцевой и торфяной промышленности и других организаций топ-

ливно-энергетического комплекса по вопросам, отнесенным к его ведению.

Среди важнейших задач Министерства — обеспечение потребностей

народного хозяйства и населения страны в различных видах топлива.

Минтопэнерго призвано активно проводить государственную энергетическую

политику. На него возлагается дальнейшая реализация структурной

перестройки, развитие конкурентной среды, изменение отношений

собственности, выполнение программы демонополизации в отрасли. Но наряду с

этой работой Министерство нe должно ослаблять государственный контроль за

рациональным использованием нефти, газа, угля. Оно обязано заниматься

регулированием развитии и использования сырьевой базы.

Топливо и энергетика играют немаловажную роль в установлении

добрососедских отношений со странами СНГ, налаживании делового

сотрудничества с ними. проведения производственной кооперации в отраслях

ТЭК. На специалистов Минтопэнерго возлагается обязанность подготовки

материалов для Президента и Правительства, необходимых для переговоров и

заключения международных договоров.

В системе государственного управления промышленностью существует

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) —

федеральный орган исполнительной власти, на который возложены

государственное регулирование в сфере обеспечения промышленной

безопасности, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные

функции. Свои функции и полномочия он осуществляет непосредственно и через

образуемые им региональные органы (управления округов и инспекции).

Министерство Российской Федерации по атомной энергии (Минатом

России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим

проведение государственной политики в области создания и ликвидации ядерных

зарядов и ядерных боеприпасов и атомной энергетики, осуществляющим

государственное управление использованием атомной энергии, а также

координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указами

Президента и постановлениями Правительства, деятельность в этой сфере иных

федеральных органов исполнительной власти.

Его основными задачами являются:

o обеспечение ядерной, радиационной и пожарной безопасности предприятий и

организаций ядерного комплекса;

o формирование и реализация во взаимодействии с Советом Безопасности и

федеральными органами исполнительной власти государственной политики в

ядерном комплексе, а также в области международного научно-технического и

экономического сотрудничества в этой сфере;

o обеспечение мобилизационной подготовки предприятий и организаций ядерного

комплекса в пределах своей компетенции;

o обеспечение координации фундаментальных, прикладных исследований и

разработок в области высоких энергий, ядерной физики, управляемого

термоядерного синтеза и радиохимии, проводимых на предприятиях и в

организациях ядерного комплекса;

o проведение государственной научно-технической, инвестиционной,

структурной и конверсионной политики в области использования атомной

энергии;

o управление в пределах своей компетенции деятельностью предприятий и

организаций ядерного комплекса;

o обеспечение эффективного использования научно-технического и

производственного потенциала предприятий и организаций ядерного

комплекса, рационального разделения труда и развития кооперации и т.д.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

(Госатомнадзор России) выполняет следующие функции: государственное

регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и

использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, радиоактивных

веществ и изделий; лицензирование деятельности в области использования

атомной энергии; надзор за соблюдением законодательства с целью обеспечения

безопасности. Госатомнадзор имеет свои территориальные органы (управления

округов и инспекции).

4.Управление транспортным комплексом.

Транспортный комплекс состоит из шести разновидностей: автомобильный,

речной, морской, железнодорожный, воздушный, трубопроводный транспорт.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.